Стратегия развития личности ребенка в семье

Стратегия развития личности ребенка в семье thumbnail

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия,    приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации.  Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.

Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.

Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт  в себе яркий отпечаток личности родителей.

Что же такое «семейное воспитание» – это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:

– распределение ролей в семье,

– модели отношения родителей с детьми,

– система наказаний и поощрений,

– ценностная ориентация родителей.

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» – мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.

 Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков  собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно  этот вопрос рассматривается  в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др..   Предложенный  алгоритм,  связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка.  Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.

Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.

В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:    

          5 объятий – для выживания,            

          10               –   для поддержки,

          15                – для роста и развития.

Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.

Источник

СТРАТЕГИЯ    РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКА.

  Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами      поведения и нравственностью.

  Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах  ( семья )и коллективах ( ДОУ, говорим о дошкольниках).  Но не нужно сбрасывать со счетов, что  каждый ребенок- это  не только будущий наследник семьи, надежда и опора родителей в старости, но и будущий строитель нашего государства. Поэтому не только родители должны принимать участие в развитии личности ребенка, но и государство, чтобы в дальнейшем было кому его (государство) строить и защищать.  То есть развитием личности должны заниматься и семья, и государство. В разные периоды жизни ребенка  каждый из вышеназванных участников по-своему должен  выстраивать свою стратегию развития личности ребенка, но надо помнить, что они должны сотрудничать в своей деятельности, чтобы достичь общей цели.

Читайте также:  Этапы психического развития ребенка до года

  В период с рождения до трех лет, когда ребенок  пойдет в детское дошкольное учреждение, развитием ребенка занимается семья. Ребенок, еще не родился, но семья уже должна задуматься над тем, как правильно ребеночка развивать. Огромное значение в развитии ребенка играет мама. Поэтому очень важно, чтобы мама ( не все мамы задумываются об этом) и другие близкие знали особенности развития ребенка. Важно, чтобы еще до рождения ребенка (особенно, если этот ребенок первый) , в период вынашивания,  были созданы «школы для мам» ( читайте «работа государства), в которых не только знакомят  будущих мам  с тем, как ухаживать за ребенком, но и с тем, как развивать его. Сейчас при женских консультациях созданы подобные школы. Важно, чтобы  на занятиях уделялось внимание не  только вопросам ухода за новорожденным, но и вопросам его развития.   Мама должна уяснить  важность каждого периода в развитии ребенка. Она должна знать , что время,  упущенное в младенчестве , ведет к определенной задержке развития в последующие периоды( очень важно, чтобы из этой школы мама ушла с  печатными рекомендациями, которыми она могла бы в дальнейшем воспользоваться: не у всех есть интернет, да и там можно наткнуться на противоречивую информацию).  

       Ребенку исполняется год. Мама уже подзабыла, если помнила, чему ее научат в « маминой школе». И   тут на помощь маме должны прийти   службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, Лекотеки, психолого- медико социальные центры ( как угодно это назовите, но смысл один: это те государственные организации, в которых мама получить бесплатные  необходимые  психолого- педагогические знания и помощь по дальнейшему пути развития  ребенка).

        Приходит время, когда  ребенок поступает в дошкольное учреждение . И здесь государство берет на себя обязанности ( в лице сотрудников дошкольного учреждения)по дальнейшему развитию личности ребенка.  В разное время государство по – разному предъявляло требования к работе дошкольных организаций. Эти требования  формулировались в государственных документах. С 17 октября 2013 года вступил в действие приказ  «Об  утверждении Федерального государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования». Работники всех дошкольных учреждений в своей работе должны руководствоваться этим документом. Этим документом государство на себя взяло ответственность за  развитие  личности ребенка.   Не буду перечислять и анализировать все пункты ФГОС(  каждый  из них  неразрывно связан с развитием ребенка) .  Отмечу только, что  ФГОС определил новый  подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Стандарты нацеливает дошкольное образование на формирование личностных качеств ребенка  через индивидуализацию образования. То есть подчеркивается наличие у каждого дошкольника  своего пути развития. Очень важно простроить  индивидуальный  образовательный  маршрут развития  для каждого ребенка. Этот маршрут должен учитывать  особенности  развития каждого( еще раз подчеркиваю) ребенка,  все  его личностные качества  и в соответствии с ними  определять путь развития личности ребенка.

    Обращаю внимание на то, что  положения ФГОС могут  использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (  I.Общие положения. п.1.1 ФГОС).  При этом важно отметить, что родители детей, не посещающих и посещающих  дошкольные учреждения, должны по-прежнему иметь возможность получения  психолого- педагогической поддержки и   помощи  в  вопросах  развития  личности дошкольника.

     Еще раз обращаю внимание на то,  чтобы в  развитии  личности ребёнка активную позицию занимало не только государство (в лице работников  дошкольных организаций),но и родители.

Источник

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Стратегия развития личности ребенка в семье и её значение для педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития личности ребенка в семье

    • 1. 1. Степень изученности вопроса развития личности ребенка в семье
    • 1. 2. Влияние семьи на развитие личности ребенка
  • 2. Педагогическое значение семейной стратегии развития личности ребенка

    • 2. 1. Использование семейной стратегии в педагогической практике
    • 2. 2. Внедрение инновационных технологий социально-педагогической работы с учащимися и их семьями в деятельности специалистов (социального педагога)
  • Заключение
  • Список литературы

Не хочется никого обидеть, и, проявив глубочайшее уважение к коллегам педагогам, медикам, психологам хочется сказать, что весь профессионально-личностный потенциал данных профессий может направить в нужное русло именно социальный педагог. И только в этом случае деятельность социальных педагогов, психологов, классных руководителей и т. д. окажется намного эффективнее. Ведь редкий педагог изыскивает возможность интересоваться судьбой «трудного», «сложного» ребенка.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии не посещает образовательное учреждение

Воспитательная деятельность современных образовательных учреждений, которая в некоторый период развития педагогической теории и практики начала уходить в тень, сейчас активно осуществляется во всех образовательных учреждениях — от детского сада до вуза. И это бесспорно позитивный момент. Однако почему же государство и общество день ото дня шокированы все увеличивающимися масштабами малолетней преступности и преступлениями, совершенными в отношении несовершеннолетних, насилием над детьми и детским насилием, количеством попрошайничающих и беспризорных детей (особенно в городской среде)? Средства массовой информации пестрят страшными заголовками об очередных происшествиях. Дети, бесспорно, самая незащищенная, уязвимая и полностью зависящая от взрослых часть общества. И хотя создаются новые центры, ведутся разговоры о необходимости реорганизации системы социальной защиты детей, органов опеки и попечительства, тем не менее пока ситуация в позитивное русло не меняется. Без специалиста, способного организовать взаимодействие различных структур и ведомств, чтобы обеспечить жизнедеятельность каждого ребенка не обойтись.

Для создания эффективной системы помощи, защиты и поддержки населения необходима интеграция усилий хотя бы нескольких смежных отраслей, их взаимодействие во благо человеку, которое помогло бы обществу выйти из кризиса, а личности обрести себя и достойно жить в нем. Символом изменений в лучшую сторону становится одна из молодых специальностей — социальная педагогика, в основе которой лежит воспитание личности в обществе и для общества (5).

Спектр деятельности социального педагога довольно широк. Социальный педагог занимается проблемами воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования, заботится о детях и взрослых, больных и здоровых, проживающих в детских домах и домах престарелых, школах-интернатах, школах для одаренных детей, имеет дело с законопослушными гражданами и правонарушителями, заключенными и отбывшими сроки наказания, приходит на помощь всем, кто в ней действительно нуждается.

Основным инструментом социально-педагогической практики или деятельности социального педагога выступают социально-педагогические технологии.

Существуют различные понятия, утвердившиеся в науке и успешно реализующиеся на практике, такие как «педагогические технологии», «социальные технологии». Однако ни те, ни другие не направлены на решение сугубо социально-педагогических проблем современного детства.

Под социально-педагогической технологией следует понимать совокупность методов, приемов, средств, направленных на выявление и преумножение педагогического потенциала стихийно и целенаправленно складывающейся среды субъекта (ребенка, семьи и т. д.) решение социально-педагогической проблемы.

Социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколько (1). Это зависит от опыта работы социального педагога, инициативности, творчества, гибкости в социально-педагогической деятельности. Разнообразие и самих социально-педагогических технологий и подходов к их классификации впечатляет. Трудность классификации социально-педагогических технологий состоит также в том, что поле деятельности социального педагога велико — от учреждений, подведомственных министерству внутренних дел до учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и социального развития. Мы попытаемся классифицировать социально-педагогические технологии по общим основаниям. На наш взгляд следует выделять следующие группы социально-педагогическихе технологий:

диагностические;

профилактические;

коррекционные.

Диагностические технологии в работе социального педагога выступают основой его профессиональной деятельности. В рамках данной технологии социальный педагог формирует банк данных воспитанников, школьников и т. д. (в любом учреждении, где работает социальный педагог); также выявляет детей группы риска по объективным показателям (наличие инвалидности у ребенка, дети, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, дети из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, алкоголем и т. д., неполные семьи (при этом неполная семья не означает наличие ущербности), семьи мигрантов, опекунские семьи, семьи осужденных, либо освободившихся из мест лишения свободы и т. д.); диагностирует особенности межличностных отношений детей, педагогов, родителей и детей, проблемы профессионального, социального и личностного развития субъектов образовательного процесса. По результатам диагностики специалисту требуется разработка программ профилактики, коррекции, создание карт социально-личностного развития ребенка, карт семьи.

Однако специфика деятельности социального педагога, его главная особенность в том, что он не работает сугубо с проблемами («трудными» детьми, неблагополучными семьями), его задача в профилактике проблем и трудностей, создании условий для полноценного развития ребенка в каждый возрастной период. Это уже профилактические социально-педагогические технологии, основная задача которых состоит в создании благоприятных психосоциальных условий для развития ребенка в социальной среде (образовательном учреждении, семье), а также педагогизации стихийной среды развития ребенка. Социальный педагог патронирует семьи, состоящие на внутреннем учете, проводит информационно-разъяснительную работу (на темы «Что нужно знать о наркотиках» или «Мифы о наркотиках»; «Моя будущая семья», «Дети — это наша ответственность» и т. п.); проводит родительские круглые столы, интерактивные собрания, с участием детей, семейные праздники. Весьма эффективными является посещение центров планирования семьи, специалисты которых на конкретных примерах, с применением яркой и поучительной наглядности предостерегают подростков от совершения необдуманных поступков. Также мощным профилактическим действием обладают экскурсии в патологоанатомический музей, экскурсии в центры временной изоляции несовершеннолетних подростков.

Коррекционные технологии направлены на преодоление уже имеющихся как групповых, так и индивидуальных проблем. С этой целью социальный педагог проводит круглые столы с педагогами, родителями, детьми, разрабатывает и проводит совместно с психологом тренинги, проводит социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое внушение (13), осуществляет социально-педагогическую поддержку. Эффективным корректирующим приемом может послужить вовлечение в коррекционную деятельность тех подростков, которые прошли успешную реабилитацию и коррекцию какой-либо девиации, ведь дети лучше понимают сложности и переживания друг друга.

Наконец, нельзя не отметить, что все социально-педагогические технологии дифференцируются весьма условно, поскольку профилактика выступает мощным диагностическим средством, и наоборот. Так, в процессе профилактических мероприятий специалист выявит источник невротизации ребенка, обнаружит напряжение в межличностных отношениях подростков, между учителем и учениками или в семье, признаки жесткого обращения с ребенком, и наоборот диагностические материалы могут послужить необходимым средством профилактики и коррекции.

Воспитание в УДО реализуется через воспитательный процесс — взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию (20, “https://referat.bookap.info”).

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Читайте также:  Место игр и игрушек в развитии коммуникативных навыков ребенка

Заключение

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего «Я». Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Список литературы

Алмазов Б.Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006.

Загвязинский В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Педагогическое общество России, 2002.

Бочарова В. Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. — № 1. — С.3−9.

Концепция воспитания учащихся / НИИ теории и истории педагогики; А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика. — 1999. — № 3−4.

Кубисенова, А. Р. Социально-педагогический профессионализм — показатель стабильности в России. [Электронный ресурс] / www.aspu.ru.

Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991

Липский И. А. Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики. [Электронный ресурс] Часть 1. 2007 г. www. social-pedagog.edu.mhost.ru / Docum / Public / menu. htm

Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. — СПб: Речь, 2002

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин. — М.:ИЧП Изд-во АСОПиР, 1993. — С. 158−163.

Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000

Справочник социального педагога: 5−11 классы [Текст] /Т.А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2007.

Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000

Шнейдер Л. Б. Семейная психология. — М, 2005

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006.
  2. Загвязинский В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Педагогическое общество России, 2002.
  3. Бочарова В.Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. — № 1. — С.3−9.
  4. Концепция воспитания учащихся / НИИ теории и истории педагогики; А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика. — 1999. — № 3−4.
  5. Кубисенова, А. Р. Социально-педагогический профессионализм — показатель стабильности в России. [Электронный ресурс] / www.aspu.ru.
  6. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
  7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
  8. Липский И.А. Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики. [Электронный ресурс] Часть 1. 2007 г. www. social-pedagog.edu.mhost.ru / Docum / Public / menu. htm
  9. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. — СПб: Речь, 2002
  10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин. — М.:ИЧП Изд-во АСОПиР, 1993. — С. 158−163.
  12. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000
  13. Справочник социального педагога: 5−11 классы [Текст] /Т.А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2007.
  14. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000
  15. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. — М, 2005

Источник