Стратегии воспитания в семье ребенка с нарушением в развитии

Воспитание в семье детей с особыми формами отклонений в развитии.

Кулигина Е.А., воспитатель.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Роль родителей умственно отсталых детей  трудно  переоценить  и  в  том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он  помещён   в  специальный детский  дом.  Многие  родители  прилагают  большие  усилия,  чтобы  создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им  часто  не  хватает знаний и умения. Воспитание  глубоко  умственно  отсталого  ребёнка  требует много  терпения,  настойчивости,  понимания  и  часто  даже   педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение  ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя,  поскольку  ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере  деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и  даже  в меру своих сил помощником родителей.

          В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию  себя,  выполнять поручения и несложные виды труда,  общаться  с  другими  людьми.  Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у  детей,  –  любовь  к музыке, прогулкам, интерес к  определённым  игрушкам  и  играм  –  как  меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов  обучения  умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее  и  в значительной мере решающее  условие  для  развития  всей  их  познавательной деятельности.  Необходимо  такое  развивающее  обучение  умственно  отсталых детей,  при  котором  у  них  осуществляется  элементарный  перенос  знаний, возникает возможность применения их для  решения  новых  аналогичных  задач. Для  достижения  такого  эффекта,  обучение  должно   быть   рассчитано   на актуальный уровень развития детей и возможности  зоны  ближайшего  развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

          К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1.        Обеспечить   максимально   возможную   для    данного    ребенка самостоятельность  в   бытовом   и   санитарно   –   гигиеническом обслуживании себя;

2.        Выработать  положительное  отношение  к  посильным  видам  труда,  готовность к помощи в хозяйственно – бытовом  труде  в  семье,  умение  выполнять  несложные  виды  этого труда;

3.        Сформировать привычку и положительную  установку  к  определенному виду труда в течение установленного времени;

4.        Выработать твердые навыки выполнения  ряда  операций  в  каком-либо  виде труда;

5.        По индивидуальным возможностям  каждого  научить  переключаться  с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять  несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6.        Научить осуществлять действия совместно с товарищами  или родителями, в группе.

          Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития. Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Читайте также:  Этапы развития общения ребенка со взрослыми

Дети с нарушением интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

          С особым вниманием следует относиться к детям, у которых какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого ребенка — дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма — веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания. У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации — дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит  вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание умственно неполноценного ребенка.

Главное условие  для  благоприятного  развития  ребёнка с нарушением интеллекта  –  правильная организация его семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям: создание  благоприятных  условий  для  обучения  и охранительного  режима; постоянная стимуляция психического развития ребенка с нарушениями интеллекта; формирование  эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями. Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Читайте также:  Как узнать есть ли задержка развития у ребенка

Список литературы

  1. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. – №6
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь,
  3. 2003. – 400 с.
  4. У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
  5. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

Читайте также:  Задержка умственного развития у ребенка 4 года

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник