Стимулируем развитие речи у ребенка
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры.
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.
7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
- рисование и письмо
- аппликация и лепка
- игры с пуговицами и петельками
- игры с ленточками
- игры-шнуровки
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
- игра на клавишных инструментах
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
- игры с прищепками
9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
10. Играйте в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте Ваши комментарии внизу страницы и расскажите, пожалуйста, об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!
Другие интересные статьи:
- Как найти контакт с ребёнком? »
- 30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе» так, чтобы ребёнок вам ответил. »
- Что делать, когда ребёнок капризничает? »
- Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
- Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
- 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
- Как правильно делать замечания ребенку? »
- Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта »
- Как за 30 минут в день улучшить Ваши отношения с ребёнком? »
- 60 простых способов стать ближе к своему ребенку »
- К полному списку статей »
Источник
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы?
Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Стимуляция гуления
- Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
- Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.
- Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что говорящее лицо является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
- Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
- Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
- Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
- Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
- Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
- В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а, получились слоги ба-ба-ба.
- Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
- Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
- Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
- Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
- Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.
От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
Шаг 1 Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» – положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал))
Шаг 2 Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: Кто пришел, кто это, позови маму. Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами Как Ваня упал? Бах! Ориентировочный возраст – с года до полутора лет
Шаг 3 Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его речевую продукцию
- Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
- Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га
Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов Слово звукоподражание:
- Барабан бам-бам-бам
- Упал бах, бабах
- Качаться, качели кач-кач
- Дождик кап-кап
- Гусь га-га-га
- лягушка ква-ква
- Дай, дать? дай
- Собака ав-ав
- Ворона кар-кар
- Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. Шаг 3 и 4 – приблизительно в полтора года
Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
- Бабака (собака)
- Титики (часики)
- Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.
Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»: Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит Большая, говорит аяя и все довольны, вместо слова трактор, говорит такта, или тата и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами или все или ничего. Похоже, что они думают так: Я не умею говорить большая, и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию.
Что делать? Мы не можем попросить скажи аяя, предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать кусочек взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
- Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
- Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
- Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
- Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
- Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
- Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
- Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
- Знакомый слог
- Новый слог
- Новый слог (тот же)
- Знакомый слог
- Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово вылетит непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.
От слов к фразе
Стимуляция появления простой фразы
Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» – «Мама, иди сюда!»
Объем словаря
Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц.
Состав словаря
Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия. Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».
Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из двух компонентов: Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание. Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс».
- Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка – киса
- Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит»
- Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а».
- Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом.
- Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Второй способ – это повторение с уточнением
- Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса»
- Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ.
- Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест.
- Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть фразу можно так:
- способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!»
- способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ, включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе использует и жест и лепетное слово.
Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так, как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не сопровождая лепетным словом.
Развитие речи в игре
Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов.
Теремок
Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, «Теремок» и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение. В сказке – драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом стучит, потом по очереди выглядывают «жильцы» и т.д.) и потому не раздражают детей. Зверей должно быть немного, например, для начала три, а потом придет большой медведь и сломает теремок. Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых выглядывают звери, а медведь ее опрокинет. Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят звери сбоку и сразу появляются в окне. Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и эмоциональные возгласы ( топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) итд. Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете, должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме. Рекомендуемая литература
Источник