Стили общения и их влияние на развитие ребенка
Консультация «Влияние стиля общения на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» |
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: |
– авторитарный(диктатура); |
– попустительский (невмешательство); |
– демократический (сотрудничество); |
– гиперопека. |
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. |
Авторитарный стиль |
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. |
Последствия: |
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. |
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: |
– потеря чувства собственного достоинства; |
– потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; |
– потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»). |
2 вариант – развитие деспотической личности: |
– ненависть к родителям; |
– решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); |
– грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; |
– повышенная агрессивность и конфликтность. |
Рекомендации: |
Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! |
Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. |
Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. |
Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). |
Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. Не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д. Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. |
Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. |
Попустительский стиль |
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. |
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. |
Последствия: |
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: |
1 вариант – свободный, но безучастный: |
– самостоятельность; |
– неспособность к близости и привязанности; |
– безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»); |
– отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; |
– мало «душевного тепла». |
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»: |
– хамство и вседозволенность; |
– воровство, враньё, распущенность; |
– безответственность, не умение «держать слова». |
Рекомендации: |
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. |
Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. |
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. |
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. |
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. |
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни. |
Гиперопека |
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. |
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком.Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной —от холодной вежливости до активного отпора. |
Последствия: |
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: |
1 вариант – «домашний деспот»: |
– требовательность и нетерпимость к желаниям других; |
– избалованность и капризность, эгоизм; |
– манипулирование окружающими; |
– высокомерие и надменность; |
– своенравность. |
2 вариант – зависимая личность: |
– безынициативность, беспомощность; |
– пасует перед трудностями; |
– зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; |
– с трудом контактируют со сверстниками. |
Рекомендации: |
Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. |
Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть. |
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. |
Стимулируйте общение со сверстниками. |
Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации. |
Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них. |
Демократический стиль |
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. |
Основные характеристики этого стиля: |
-взаимоприятие; |
Последствия: |
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. |
Инициативность и целеустремленность. |
Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. |
Способность договариваться, находить компромиссные решения. |
Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. |
Рекомендации: |
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение! |
Источник
Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.
Социализация – самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций.
В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка вне семьи. Известно, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении с другими детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно в соответствии со спецификой детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений считается, по мнению большинства исследователей, одним из ведущих факторов развития качеств личности. Влияние родителей на становление у детей моделей и способов адекватного поведения очень велико. Можно выделить по меньшей мере три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) берет в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Большинство современных исследований опираются на типологию родительских отношений, предложенную Д. Бомриндом, который представил ее в виде трех основных стилей: авторитетный, авторитарный и попустительский. Во всех подходах главной характеристикой родительских отношений являются любовь, которая определяет доверие к ребенку; радость и удовольствие от общения с ним; стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и внимание; требовательность и контроль.
Прежде всего роль ребенка оценивается самими родителями, в нем они видят свое продолжение; ему передают опыт, знания, умения; чувствуют защищенность благодаря его любви. А. С. Спиваковская выделила родительские позиции, благодаря которым и определяются роли в семье:
– адекватность – умение видеть и понимать индивидуальность ребенка;
– гибкость – разные способы воздействия на ребенка в зависимости от ситуации;
– прогностичность – стиль общения опережает появление новых качеств малыша.
Автор считает, что в гармоничной семье описание роли ребенка дать невозможно. Но если взрослые утрачивают способность адекватно, гибко и прогностично реагировать на семейные ситуации, детские роли довольно четко выявляются. Наиболее типичны из них:
«Козел отпущения» – отводит от себя негативные эмоции родителей.
«Любимчик» – преувеличенная любовь к ребенку.
«Беби» – ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит.
«Примиритель» – рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняет роль взрослого.
Н. Обозов выделяет несколько иные роли детей, определяющие его будущие коммуникативные навыки и характер: «Кумир семьи», «Мамино сокровище», «Паинька», «Болезненный ребенок», «Ужасный ребенок», «Золушка»
Присвоение роли в семье осознается ребенком, определяет его реакции на происходящее и составляет фундамент для существующих и будущих отношений с людьми; в дальнейшем он будет зависеть от нее, особенно при создании собственной семьи.
Описание различных ролей ребенка в семье невозможно без характеристики стилей семейного воспитания.
Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.
Разрешительно – попустительский стиль – родители не сдерживают детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.
Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать свое поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям.
В. Юстицкий выделил четыре обобщенные установки детей по отношению к родителям и к себе:
«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.
«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребенок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.
«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.
«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребенок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.
В. Костерева изучала влияние семейного воспитания на социальную адаптированность детей, проявляющуюся в различной степени выраженности у них самооценки, социометрического статуса, уровня общения и эмоционального благополучия. Ею были выделены типы поведения детей, по-разному адаптированных к окружающему миру.
Адаптированный тип – ребенку важно адекватно воспринимать предъявляемые требования, ярко выражена мотивация в достижении успеха, у него разносторонние интересы, не ограниченные программным материалом дошкольного учреждения. Такие дети легко вступают в контакт, имеют завышенную адекватную или среднюю адекватную самооценку, занимают благоприятный статус в группе сверстников, умеют разрешать конфликты и избегать их.
Частично адаптированный тип – в общении испытывает затруднения, предпочитает знакомое общество или игры в одиночестве.
Неадаптированный тип – испытывают затруднения в самостоятельной работе, резко реагируют на внешние раздражители, проявляют неконструктивные реакции поведения. В группе сверстников являются «отверженными».
Согласно концепции М. И. Лисиной, взаимоотношения являются психологическим продуктом общения. Акты общения, неоднократно повторяясь, не исчезают бесследно, а оставляют некоторый продукт, постепенно накапливающийся в опыте общения. Этот продукт связан с познанием друг друга как целостных личностей и как носителей определенных свойств.
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей. .
Выделяются следующие стили родительского воспитания:
1. Демократический.
2. Контролирующий.
3. Смешанный.
Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Систематизация неправильных типов семейного воспитания и видов семей нашла свое отражение в публикациях Э. Г. Эйдемиллера. Он выделяет следующие типы неправильного воспитания: .
– гипопротекцию, при которой семья безразлична к интересам и увлечениям ребенка, но материальная сторона его жизни обеспечивается нормально;
– доминирующую протекцию, которая проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле ребенка;
– потворствующую гиперпротекцию, которая состоит не столько в усиленном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве и освобождении ребенка от всех повседневных обязанностей;
– потворствующую гипопротекцию, при которой недостаток родительского надзирания сочетается с вседозволенностью для подростка за пределами дома;
– воспитание в «культе болезни», у детей и подростков с церебральными параличами;
– эмоциональное отвержение со стороны родителей, проявляющееся в холодном и враждебном отношении к ребенку:
– жестокое обращение с ребенком, когда родители могут «срывать зло» на ребенке;
– повышенную моральную ответственность, когда родители лелеют большие надежды в отношении будущего своих детей;
– противоречивое воспитание, когда родители придерживаются в семье различных, противоречивых воспитательных стилей.
Автор представляет также свой взгляд на существующие виды семей и выделяет:
– гармоничную семью, отличающуюся теплой привязанностью ее членов к друг другу;
– негармоничную семью, характеризующуюся доминирующим положением одного из родителей и зависимым другого;
– распадающуюся или распавшуюся семью, в которой произошел разрыв между родителями, и один из родителей отделился от прежней семьи, хотя и сохраняет с ней контакт и выполняет некоторые ее функции;
– ригидную псевдосолидарную семью, в которой господствует безоговорочная диктатура одного из родителей.
Значимым элементом психолого-педагогического опыта ребенка выступает его самосознание. Социальный опыт будет присвоен им только по мере осознания себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Дошкольник учится смотреть на себя со стороны, оценивать свои действия, поступки, соотносить свои возможности с той социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает» жизнь.
Типы самооценки
- заниженная адекватная – неадекватная,
- средняя адекватная – неадекватная,
- завышенная адекватная – неадекватная.
Причем, у детей 4-5 лет преобладает завышенная оценка своих качеств, благодаря которой они чувствуют большую уверенность, активны, инициативны в общении. К 6-7 годам, в связи с овладением новых более значимых видов деятельности, самооценка приближается к адекватной, либо резко снижается. Дети могут говорить о том, что о них думают другие, что от них хотят взрослые, могут ли они это сделать.
На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. Присвоение роли в семье осознается ребенком, определяет его реакции на происходящее и составляет фундамент для существующих и будущих отношений с людьми; в дальнейшем он будет зависеть от нее, особенно при создании собственной семьи. Выделяет следующие стили воспитания: авторитарный; разрешительно – попустительский стиль и демократический.
Источник