Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка презентация

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Выполнила: Куриленко Ирина Васильевна Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.

Слайд 2

Изучению стилей семейного воспитания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Д. Баумринд , Е.М. Волкова, Т.А. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер , П. Массен , Р.В. Овчарова , Н.А. Розгонова , А. Хьюстон и др.

Слайд 3

Предлагаю рассмотреть направления и стили семейного воспитания, которые выделили Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова .

Слайд 4

Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: АВТОРИТАРНЫЙ Властный, жёсткий, подавляющий стиль. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные». Такой стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

Слайд 5

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Слайд 6

Т.А . Макарова и Н.А. Разгонова выделили следующие стили семейного воспитания: Тревожный стиль Подкупающий стиль Подчиняющий стиль Небрежный стиль Угрожающий стиль Грубый стиль

Слайд 7

ТРЕВОЖНЫЙ Родители постоянно занижают требования к ребёнку, постоянно тревожатся за него, стараются устранить любой физический или психологический дискомфорт, выполнить любое, даже не всегда разумное, желание. РЕЗУЛЬТАТ Такой стиль семейного воспитания парализует самостоятельность ребёнка, лишает его инициативы, делает полностью зависимым от родителей и способствует развитию иждивенчества в будущем.

Слайд 8

ПОДКУПАЮЩИЙ Родители искренне хотят, чтобы ребёнок вырос «хорошим». Они не скупятся на ласку, не жалеют денег. За любой положительный поступок ребёнок ожидает вознаграждение. РЕЗУЛЬТАТ Вначале ребёнок бессознательно ведёт себя соответствующим образом. Он послушен, чтобы получить приятное, достигнуть того, что ему нравится. Постепенно ребёнок начинает пользоваться усвоенной формой сознательно. Формируется такие негативные качества, как лицемерие, приспособленчество.

Слайд 9

ПОДЧИНЯЮЩИЙ Родителям нравится, что ребёнок беспрекословно выполняет любое их требование. Возражения или попытки привести доводы пресекаются родителями. РЕЗУЛЬТАТ Подобный стиль отношений подавляет самостоятельность и вынуждает ребёнка приспосабливаться условиям, чтобы нравиться взрослым. Он избирает определённую тактику: либо полностью соглашается со своей приниженной ролью, либо постоянно протестует против родителей.

Слайд 10

НЕБРЕЖНЫЙ Родители невнимательны к внутреннему миру ребёнка, его психическому состоянию и переживаниям. Как правило, ребёнок предоставлен самому себе. Воспитание ведётся без обдумывания форм выражения требований и последствий укоренившихся привычек. Часто ребёнка незаслуженно наказывают. РЕЗУЛЬТАТ В результате такого отношения к детям из них вырастают люди, лишённые внешней и внутренней культуры.

Слайд 11

УГРОЖАЮЩИЙ Родители готовы прибегать к наказанию за любую детскую провинность. Ребёнок и родители находятся в постоянном напряжении. Дети в подобной ситуации начинают ориентироваться только на наказания. Они слушаются не потому, что осознают требования и правила поведения или уважают родителей, а чтобы избежать упрёков и наказания. РЕЗУЛЬТАТ В последующем такие дети сохраняют сложившиеся стереотип поведения. Они обычно: легко идут на компромисс, легко отказывается от собственной точке зрения.

Слайд 12

Грубый Родители – неуравновешенные, вспыльчивые люди. Для них характерны такие воспитательные воздействия, как: наказание, окрики, грубые и резкие выражения. Родители проявляют полное неуважение к личности ребёнка. РЕЗУЛЬТАТ Ребёнок становится замкнутым, чаше начинает грубить всем, переносит все выражения, слышанные от взрослых, в свой лексикон.

Слайд 13

И в конце хотелось бы сказать ещё о двух моделях воспитания ребёнка в семье: КОНТРОЛИРУЮЩИЙ Дети с таким стилем воспитания: послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. СМЕШЕННЫЙ Детям присуще: внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность , отсутствие любознательности и оригинальности мышления.

Слайд 14

В.М. Марич и В.С. Собкин выявляют различия в нормативных и реальных моделях взаимодействия. При нормативной модели взаимоотношений родители более ориентированы на « демократические модели » отношения взрослого с ребёнком. Реальные преобладающие модели семейного воспитания.

Слайд 15

Жесткую авторитарную модель как норму общения с ребёнком поддерживают не более 10% родителей. Около 20 % – ориентированы на стиль отношений, основанный на поддержании статусно – ролевых отношений с ребёнком. Однако большинство родителей придерживаются стиля, ориентированного на поддержание статусно – ролевой возрастной вертикали «взрослый – ребёнок» , при этом снижается значимость модели взаимодействия, предлагающей равноправие позиции взрослого и ребёнка

Слайд 16

Ситуация благоприятного развития детей в семье связанна с гармоничными этико-психологическими отношениями, где родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают тёплые взаимоотношения. Любовь, отзывчивость, понимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей, запросов и интересов, единство воспитательных позиций всех членов семьи – необходимые условия реализации воспитательного потенциала, который, по мнению исследователей, заложен в семье.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник

Источник