Стихи на развитие речи ребенка

Стихи на развитие речи ребенка thumbnail

На чтение 9 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 13.11.2019 Обновлено 20.07.2020

Детские стихи для развития речи. Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.

Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция

Содержание лекции

  1. Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
  2. Развитие речи ребенка с рождения до школы
  3. Развитие речи ребенка с рождения  от 0 до 6 месяцев
  4. Развитие речи ребенка с рождения  с 6 месяцев до 1 года
  5. Развитие речи ребенка в 1 год
  6. Развитие речи ребенка в  2 года
  7. Развитие речи ребенка в 3 года
  8. Развитие речи ребенка в  возрасте 4–5 лет
  9. Развитие речи ребенка в  возрасте 5–6 лет
  10. Развитие речи ребенка в  возрасте 6-7 лет

Скачать лекцию

Скачать лекцию «Развитие речи у детей дошкольного возраста» можно ЗДЕСЬ

Задание для слушателей

  1. Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
  2. Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:

Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста

Возраст ребенка Речевые нормы: что должен уметь Приемы развития речи
     
     

Для ребёнка в 1 год

Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.

Ёж

Вот идёт колючий ёж

Он на ёлочку похож

Все грибочки ёж собрал

И домой он зашуршал.

Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки — поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.

Читайте также статью: «СТИХИ КО ДНЮ МАТЕРИ «

Мышка

Мышка в норку забежала

(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),

Рядом кошку увидала

(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).

— Ой! Ой! Ой сказала мышка. —

Я боюсь

(обнимают себя руками).

— Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить.

Для ребёнка в 2 года

Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.

Кошка — мошка

На окно уселась кошка

Хочет скушать мошку кошка

Кошка мошку лапой — хвать

Где же мошка? Не видать.

Куча — туча

Ветер с моря гонит тучу

Мы сгребаем листья в кучу

Туча в небе дождевая

Куча мусора большая.

Печка — речка

Затопил хозяин печку

Лягушонок прыгнул в речку

Разгорелся уголь в печке

У лягушек домик в речке.

Веселые логопедические стишки для детей

Для ребёнка в 3 года

Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.

Пример стишков для развития речи детям в 3 года.

Самолёт

Самолёт летит,

Самолёт гудит:»У-у-у!

Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!

Полечу, куда хочу-у-у-у!»

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Овощи

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок

И морковку, и лимон —

С овощами дружит он.

Ёжики смеются

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
» Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы.»

Для ребёнка в 4 года

Детские стихи для развития речи. Деткам в 4 годика очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Они могут быть весёлыми и грустными, смешными и поучительными. Все произведения обязательно вызовут у малыша определённые чувства: радость, сострадание, жалость. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь.
Конечно же актуальные темы в стишках для их возраста — это времена года, животные, повседневные предметы и вещи.

Зима

Мы у мамы шубы просим —
Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
Я нарву букет ромашек
И венок сплету сама.
Полюбуйся на ромашки,
Наша зимушка-зима.
Следующее стихотворение тренирует произношение букв: «р» и «л».

«КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА» читайте ЗДЕСЬ

Муравейник

В муравейнике под ивой муравьи живут красиво
Дом их — сказочный дворец,
Каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу — мать.
А царица не прядет-
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.
Этот стишок можно предложить ребёнку запомнить и повторить.

Сапожки

Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте — топайте,
По лужам не шлепайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Веселая песенка для развития речи с движениями

Для ребёнка в 5 лет

Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком — либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.

Где чей дом?

Воробей живёт под крышей,
В тёплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду.
Домик птички — пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.

Физминутки в детском саду

Конь

Я залез на коня
И держусь руками
Посмотрите на меня
Я поехал к маме.

Кошкин дом

Динь-дон, динь-дон,
Загорелся кошкин дом
Бежит курочка с ведром,
Но не до бежала,
Воду расплескала.

Для ребёнка в 6 лет

Детские стихи для развития речи. Одним из главных аспектов для малыша — его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.

Папа

Папа книжки мне читает
Дружбой с ним я дорожу
Сказку каждую для папы
Тот час в слух перескажу
Сам затем возьму я книжку
Прочитаю папе вслух
Папа сказку перескажет
У меня захватит дух
Так читаем мы друг другу
Пересказываем вслух
И так весело в квартире
И так сказочно вокруг.

Читайте также:  Использование игры как средства развития ребенка

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно,… (Папа)

Угостит всегда вареньем
Стол накроет с угощением,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная… (бабушка)

Очень актуальная тема для детей в шесть лет — прощание с детским садом.

До свидания, детский сад!

Много знаний и умений
Детский сад нам подарил
В мир открытий, приключений
И успехов путь открыл!
А сейчас нас приглашает
В гости школа — в 1 класс!
Пусть учёба радость дарит
Каждый день и каждый час!

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Для ребёнка в 7 лет

Большинство деток в возрасте, изучают стишки многих известных поэтов: Пушкина, Ершова, Маршака, Михалкова, Чуковского и других авторов.
Очень хорошо тренируют память стишки для запоминания месяцев, дней недели, цифр и букв.

Месяцы

Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и феврале
Снег лежит по всей земле.
В марте и в апреле
Слышен звон капели.
Как растают снег и лёд,
Май с цветами к нам придёт,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберём.
В октябре и ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
А когда декабрь придёт
Будет праздник — Новый год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь.

Буква А

Без буквы А ты не напишешь мама,
Без буквы А ты не напишешь папа.
И много слов, которые ты слышишь,
Без буквы А ты тоже не напишешь.
Ну вот, к примеру, слово барабан,
Или, допустим, заяц и кАбАн.
Вот почему нам буква А — нужнА,
Вот почему нам буква А — важнА.
Не зря ведь, что вы там не говорите,
Она — на первом месте в Алфавите.

Единица

Единица, единица —
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна.
Первой песенку поёт,
Первой в пляс всегда идёт,
С этой цифры каждый день
Мы ведём отсчёт всех дел.
Есть девиз отличный, дети,
Что один за все в ответе,
Мушкетёры чтут его,

Рвутся в бой за одного.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Дни недели

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый — ПЯТНИЦА — сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днём веселья.

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с мёдом пёк калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

Смешные конкурсы для детей: смотрите ЗДЕСЬ!

Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.

Наталья Белокопытова

Источник

Делюсь подборкой педагогов логопедической группы детского сада. Подходит для заучивания детьми 4-7 лет. Стихи подобраны по ритму, интонационному выражению и звукам/словам, которые нравятся повторять детям.

Малышам до 4 лет они тоже полезны, так как помогают научиться выразительно читать стихи (даже мамам!)

А.Тараскин

НАДВИГАЕТСЯ ГРОЗА

Муравей, постой, постой.

Почему спешишь домой?

– Что ж не видишь, стрекоза,

Надвигается гроза?

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной.д

Будет дождик проливной.

СИНИЙ КИТ

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит!

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!

ГРИБНАЯ СЧИТАЛКА

Шла Ворона через поле,

Шесть грибов несла в подоле:

Сыроежку, боровик,

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок, шампиньон.

Кто не видел – выйди вон!

СЛОН

Смотри-смотри-смотри! Летит!

Летит по небу – слон!

А кто не верит, что летит,

Наверно, думает, что – спит,

ПРОСНИСЬ И ВЫЙДИ ВОН!

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Слышу, слышу, слышу, слышу,

Кто потопал и куда!

Кошка прыгнула на крышу

И пропала без следа!

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду её искать!

Н. Пикулева “ЧИКИ-БРИКИ-ГАВ!”

Шла весёлая Собака,

Чики-брики – гав!

А за ней бежали Гуси,

Головы задрав!

А за ними – поросёнок,

Чики-брики – хрю!

Чики – брики, повтори-ка

Что я говорю?

Надувала кошка шар,

а котёнок ей мешал.

Подошёл и лапкой — топ!

А у кошки шарик — лоп!

У медведя на макушке

куковали три кукушки,

Самый смелый выходи —

на кукушек погляди!

Вл. Левин «Чудеса в авоське»

—Тетя Варя,

Тетя Варя!

Где вы были?

— На базаре.

—Варя-тетя,

Варя-тетя!

Что купили?

Что несете?

— Я несу

Два чуда-юда,

В каждом чуде —

По два пуда.

Нет у них

Ни ног,

Ни рук,

Ни рубашек нет,

Ни брюк,

Только два большущих

Пуза

Знаем, знаем:

Два арбуза!

Е. Благинина — «Паровоз»

— Паровоз, Паровоз,

Что в подарок нам привёз?

— Я привёз цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши,

Пусть рисуют малыши!

Л. Каминский «Как Кирилл заговорил»

Ученик Петров Кирилл

Всех сегодня уморил:

Стал животным подражать,

Кукарекать и визжать.

Вот пришёл учитель в класс.

-«Кто к доске пойдёт сейчас?»

А Кирилл Петров : «Ку-ку,

Гав-гав,гав, кука-реку!»

-«Кто кричал там? Не пойму!»

А Кирилл на это: «Му- у- у…»

-«Это ты Кирилл Петров?

Ты наверно нездоров?

Может, нужен врач тебе?

А Кирилл на это : «Бе-е-е…»

-«Подавай-ка свой дневник!»

А Кирилл: «Чирик-чирик,

Мяу-мяу, ква-ква-ква!»-

«Всё!- сказал учитель: «Два!»

«Ой, за что?» Вскричал Кирилл,

Снова он заговорил.

«Ёжик и дождик»

Ёжик, ёжик,

Видишь: дождик

Так и льёт

Как из ведра.

Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?

Доставай иголку.

По тропинке в горку топай,

Дырку на небе заштопай.

Б.Заходер «Приятная встреча»

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака —

Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный Бяка…»

Д.Хармс «Весёлый старичок»

Жил на свете стаpичок

Маленького pоста,

И смеялся стаpичок

Чpезвычайно пpосто:

«Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бyх-бyх!

Бy-бy-бy

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да тpюх-тpюх!»

Раз, yвидя паyка,

Стpашно испyгался.

Hо, схватившись за бока,

Гpомко pассмеялся:

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гyль-гyль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да бyль-бyль!»

А yвидя стpекозy,

Стpашно pассеpдился,

Hо от смеха на тpавy

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гy-гy-гy,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, pебята не могy!

Ой, pебята,

Ах-ах!»

М. Бородицкая «Колдунье не колдуется»

Сидит колдyнья, дyется

Hа целый белый свет:

Колдyнье не колдyется,

Читайте также:  Что такое среда развития ребенка в доу

И вдохновенья нет.

Hаколдовала к завтpакy

Из Афpики банан,

А появился – здpасьте вам! –

Из Аpктики бypан.

Hаколдовала к yжинy

В стаканчике пломбиp,

Hо yбедилась с yжасом:

В стаканчике – кефиp!

Hy что за невезение,

Hy что за наказание –

И даже вместо пения

Выходит pисование,

И даже вместо кypицы

Выходит пистолет…

Сидит колдyнья, дyется

Hа целый белый свет.

А может быть, кто дyется –

Томy и не колдyется?

Воробей, чего ты ждешь?

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Еж (В. Фетисов)

— Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь.

Хозяйка и кот (разговор с котом) В. Левановский

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

Дорогие родители, напоминаю, что вы можете приобрести одобренное детским психологом пособие для родителей с комплексом занятий для малышей от года до трех лет. Этот сборник от педагога раннего развития не только подскажет, как организовать развивающие занятия, но и поможет мамам проще относиться к развитию ребенка, и точно избавит от чувства вины)! Почитать о нем можно тут и по запросу на почту mama.poems@yandex.ru

Источник

Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ” 

(1) – “Чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) – “Котенок”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”.
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки. 

* * * 

Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, (1)
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки! 

(1) – “Чашечка”.
(2) – “Ложечка”: язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот). 

* * * 

Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
– Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение “Грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка. 

* * * 

А теперь – смотри, смотри –
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение “Грибок”.

* * * 

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! –
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем. 

* * * 

– Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.

– Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!

Упражнение “Балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком. 

* * *

– Кто в лесу стучит, стучит?
– Дятел дерево долбит:
– Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение “Дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

* * *

Гусь поспорил с индюком:
“Птичник, чей же это дом?”
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник – мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”…
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!

Упражнение “Гусь”: шипим – дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение “Индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: “Бл-бл-бл”. 

* * *

Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет – “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь – 
Как мотор заводит? – Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом –
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир – 
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”

Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”. 

* * *

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел – 
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед, – (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
– Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
– Влево-вправо! – моет стенку:
– Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
– Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
– Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем! 

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”). 

* * *

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка: 
– Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
– Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение “Качели”: язык движется вверх-вниз. 

* * *

Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки – вновь низина. (3)
Речка… Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)

Читайте также:  Чему учить ребенка в год и 1 месяц развитие

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть “спинку” языка.
(3): опустить язычок. 

* * *

Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.

Упражнение “Крокодил”: широко открываем и закрываем рот. 

* * *

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! –
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает – (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот – вверх: теперь дуть надо. (2)
– Дождь! – ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть. 

* * *

У медведя нет корзины – (1)
Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы. 

* * *

Рыбка

Не наживка – без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: “О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!”

Упражнение “Рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами. 

* * *

Слоненок

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож! 

Упражнение “Хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5. 

* * *

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки –
Щечка стала, словно мяч!
– Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
– Ничего за щечкой нет – 
Видишь, тонкая какая.
– Видим – круглая другая.
Ты в секрете не держи –
Что за щечкой? Покажи!
– И за этой пусто тоже! –
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: – Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
– Не тревожься и не злись!
На морковку – угостись!
Мы пойдем – нас ждет медвежка…
– Эй, ребята! Там – орешки.

Упражнение “Перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. 

* * *

Пони

Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
– Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение “Лошадка”: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. 

* * *

Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!

Упражнение “Перекатываем орешки”. 

* * *

Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение “Улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны. 

* * *

На даче

Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо – (2)
Мы гостям хорошим рады!

(1) – “Заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) “воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке) 

* * *

Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение “Бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5. 

* * *

Вот – забор, а в нем – дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут –
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот – Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке – молоко.
Пролезают: “Ох!” да “Ах!”…
А калитка – в двух шагах!

Чередование упражнений “Бублик” и “Заборчик”. 

* * *

Кролик – беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!

Упражнение “Кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

* * *

А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед –
Станет плоским клювом рот.

(Упражнение “Уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

* * *

Дам лошадке я картошку:
– На, полакомись немножко!
– Фрр! – лошадка недовольна.
– Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение “Недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади. 

* * *

Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!

Упражнение “Воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки. 

* * *

Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение “Чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

* * *

Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу, – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?” 

Упражнение “Пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

* * *

Что-то рыбку испугает –
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! –
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки. 

* * *

Мышка выглянет из норки – 
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять! 

Упражнение “Прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот. 

* * *

У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом “спасибо” бабушке скажу.

(1) – “Вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо.
(2): облизывать губы по кругу. 

* * *

Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты – слоненок!

Чередуем упражнения “Улыбка” и “Хоботок”. 

* * *

Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: “Та-та-та!”
Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “Та-та-та”. 

* * *

Как часы, заладим в такт:
– Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
– Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
– Тик-так! Тик-так!

Упражнение “Часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе. 

* * *

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу. 

* * *

Открываем сумочку –
В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения “Улыбка” и “Хоботок”. 

* * *

Рыбка рыбке говорила:
– Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:
– Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи –
Для борща траву ищи!

Упражнение “Рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга. 

Источник