Стихи на развитие речи ребенка
На чтение 9 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 13.11.2019 Обновлено 20.07.2020
Детские стихи для развития речи. Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.
Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция
Содержание лекции
- Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
- Развитие речи ребенка с рождения до школы
- Развитие речи ребенка с рождения от 0 до 6 месяцев
- Развитие речи ребенка с рождения с 6 месяцев до 1 года
- Развитие речи ребенка в 1 год
- Развитие речи ребенка в 2 года
- Развитие речи ребенка в 3 года
- Развитие речи ребенка в возрасте 4–5 лет
- Развитие речи ребенка в возрасте 5–6 лет
- Развитие речи ребенка в возрасте 6-7 лет
Скачать лекцию
Скачать лекцию «Развитие речи у детей дошкольного возраста» можно ЗДЕСЬ
Задание для слушателей
- Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
- Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:
Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста
Возраст ребенка | Речевые нормы: что должен уметь | Приемы развития речи |
Для ребёнка в 1 год
Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.
Ёж
Вот идёт колючий ёж
Он на ёлочку похож
Все грибочки ёж собрал
И домой он зашуршал.
Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки — поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.
Читайте также статью: «СТИХИ КО ДНЮ МАТЕРИ «
Мышка
Мышка в норку забежала
(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),
Рядом кошку увидала
(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).
— Ой! Ой! Ой сказала мышка. —
Я боюсь
(обнимают себя руками).
— Не трусь, малышка!
Будем мы с тобой дружить,
Песни петь и суп варить.
Для ребёнка в 2 года
Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.
Кошка — мошка
На окно уселась кошка
Хочет скушать мошку кошка
Кошка мошку лапой — хвать
Где же мошка? Не видать.
Куча — туча
Ветер с моря гонит тучу
Мы сгребаем листья в кучу
Туча в небе дождевая
Куча мусора большая.
Печка — речка
Затопил хозяин печку
Лягушонок прыгнул в речку
Разгорелся уголь в печке
У лягушек домик в речке.
Веселые логопедические стишки для детей
Для ребёнка в 3 года
Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.
Пример стишков для развития речи детям в 3 года.
Самолёт
Самолёт летит,
Самолёт гудит:»У-у-у!
Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!
Полечу, куда хочу-у-у-у!»
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Овощи
Слушай сказку, не скучай
Да ошибки примечай.
Любит овощи внучок:
Грушу, яблоко, лучок
И морковку, и лимон —
С овощами дружит он.
Ёжики смеются
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
» Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы.»
Для ребёнка в 4 года
Детские стихи для развития речи. Деткам в 4 годика очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Они могут быть весёлыми и грустными, смешными и поучительными. Все произведения обязательно вызовут у малыша определённые чувства: радость, сострадание, жалость. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь.
Конечно же актуальные темы в стишках для их возраста — это времена года, животные, повседневные предметы и вещи.
Зима
Мы у мамы шубы просим —
Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
Я нарву букет ромашек
И венок сплету сама.
Полюбуйся на ромашки,
Наша зимушка-зима.
Следующее стихотворение тренирует произношение букв: «р» и «л».
«КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА» читайте ЗДЕСЬ
Муравейник
В муравейнике под ивой муравьи живут красиво
Дом их — сказочный дворец,
Каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу — мать.
А царица не прядет-
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.
Этот стишок можно предложить ребёнку запомнить и повторить.
Сапожки
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте — топайте,
По лужам не шлепайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
Веселая песенка для развития речи с движениями
Для ребёнка в 5 лет
Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком — либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.
Где чей дом?
Воробей живёт под крышей,
В тёплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду.
Домик птички — пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
Физминутки в детском саду
Конь
Я залез на коня
И держусь руками
Посмотрите на меня
Я поехал к маме.
Кошкин дом
Динь-дон, динь-дон,
Загорелся кошкин дом
Бежит курочка с ведром,
Но не до бежала,
Воду расплескала.
Для ребёнка в 6 лет
Детские стихи для развития речи. Одним из главных аспектов для малыша — его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.
Папа
Папа книжки мне читает
Дружбой с ним я дорожу
Сказку каждую для папы
Тот час в слух перескажу
Сам затем возьму я книжку
Прочитаю папе вслух
Папа сказку перескажет
У меня захватит дух
Так читаем мы друг другу
Пересказываем вслух
И так весело в квартире
И так сказочно вокруг.
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно,… (Папа)
Угостит всегда вареньем
Стол накроет с угощением,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная… (бабушка)
Очень актуальная тема для детей в шесть лет — прощание с детским садом.
До свидания, детский сад!
Много знаний и умений
Детский сад нам подарил
В мир открытий, приключений
И успехов путь открыл!
А сейчас нас приглашает
В гости школа — в 1 класс!
Пусть учёба радость дарит
Каждый день и каждый час!
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Для ребёнка в 7 лет
Большинство деток в возрасте, изучают стишки многих известных поэтов: Пушкина, Ершова, Маршака, Михалкова, Чуковского и других авторов.
Очень хорошо тренируют память стишки для запоминания месяцев, дней недели, цифр и букв.
Месяцы
Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и феврале
Снег лежит по всей земле.
В марте и в апреле
Слышен звон капели.
Как растают снег и лёд,
Май с цветами к нам придёт,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберём.
В октябре и ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
А когда декабрь придёт
Будет праздник — Новый год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь.
Буква А
Без буквы А ты не напишешь мама,
Без буквы А ты не напишешь папа.
И много слов, которые ты слышишь,
Без буквы А ты тоже не напишешь.
Ну вот, к примеру, слово барабан,
Или, допустим, заяц и кАбАн.
Вот почему нам буква А — нужнА,
Вот почему нам буква А — важнА.
Не зря ведь, что вы там не говорите,
Она — на первом месте в Алфавите.
Единица
Единица, единица —
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна.
Первой песенку поёт,
Первой в пляс всегда идёт,
С этой цифры каждый день
Мы ведём отсчёт всех дел.
Есть девиз отличный, дети,
Что один за все в ответе,
Мушкетёры чтут его,
Рвутся в бой за одного.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Дни недели
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днём веселья.
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с мёдом пёк калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Смешные конкурсы для детей: смотрите ЗДЕСЬ!
Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.
Наталья Белокопытова
Источник
Делюсь подборкой педагогов логопедической группы детского сада. Подходит для заучивания детьми 4-7 лет. Стихи подобраны по ритму, интонационному выражению и звукам/словам, которые нравятся повторять детям.
Малышам до 4 лет они тоже полезны, так как помогают научиться выразительно читать стихи (даже мамам!)
А.Тараскин
НАДВИГАЕТСЯ ГРОЗА
– Муравей, постой, постой.
Почему спешишь домой?
– Что ж не видишь, стрекоза,
Надвигается гроза?
Если я спешу домой,
Будет дождик проливной.д
Будет дождик проливной.
СИНИЙ КИТ
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит!
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!
ГРИБНАЯ СЧИТАЛКА
Шла Ворона через поле,
Шесть грибов несла в подоле:
Сыроежку, боровик,
Под-оси-но-вик,
Груздь, опёнок, шампиньон.
Кто не видел – выйди вон!
СЛОН
Смотри-смотри-смотри! Летит!
Летит по небу – слон!
А кто не верит, что летит,
Наверно, думает, что – спит,
ПРОСНИСЬ И ВЫЙДИ ВОН!
ИГРАЕМ В ПРЯТКИ
Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду её искать!
Н. Пикулева “ЧИКИ-БРИКИ-ГАВ!”
Шла весёлая Собака,
Чики-брики – гав!
А за ней бежали Гуси,
Головы задрав!
А за ними – поросёнок,
Чики-брики – хрю!
Чики – брики, повтори-ка
Что я говорю?
Надувала кошка шар,
а котёнок ей мешал.
Подошёл и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
У медведя на макушке
куковали три кукушки,
Самый смелый выходи —
на кукушек погляди!
Вл. Левин «Чудеса в авоське»
—Тетя Варя,
Тетя Варя!
Где вы были?
— На базаре.
—Варя-тетя,
Варя-тетя!
Что купили?
Что несете?
— Я несу
Два чуда-юда,
В каждом чуде —
По два пуда.
Нет у них
Ни ног,
Ни рук,
Ни рубашек нет,
Ни брюк,
Только два большущих
Пуза
— Знаем, знаем:
Два арбуза!
Е. Благинина — «Паровоз»
— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Л. Каминский «Как Кирилл заговорил»
Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил:
Стал животным подражать,
Кукарекать и визжать.
Вот пришёл учитель в класс.
-«Кто к доске пойдёт сейчас?»
А Кирилл Петров : «Ку-ку,
Гав-гав,гав, кука-реку!»
-«Кто кричал там? Не пойму!»
А Кирилл на это: «Му- у- у…»
-«Это ты Кирилл Петров?
Ты наверно нездоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это : «Бе-е-е…»
-«Подавай-ка свой дневник!»
А Кирилл: «Чирик-чирик,
Мяу-мяу, ква-ква-ква!»-
«Всё!- сказал учитель: «Два!»
«Ой, за что?» Вскричал Кирилл,
Снова он заговорил.
«Ёжик и дождик»
Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?
Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке в горку топай,
Дырку на небе заштопай.
Б.Заходер «Приятная встреча»
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака —
Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит — букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный Бяка…»
Д.Хармс «Весёлый старичок»
Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!»
Раз, yвидя паyка,
Стpашно испyгался.
Hо, схватившись за бока,
Гpомко pассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!»
А yвидя стpекозy,
Стpашно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!»
М. Бородицкая «Колдунье не колдуется»
Сидит колдyнья, дyется
Hа целый белый свет:
Колдyнье не колдyется,
И вдохновенья нет.
Hаколдовала к завтpакy
Из Афpики банан,
А появился – здpасьте вам! –
Из Аpктики бypан.
Hаколдовала к yжинy
В стаканчике пломбиp,
Hо yбедилась с yжасом:
В стаканчике – кефиp!
Hy что за невезение,
Hy что за наказание –
И даже вместо пения
Выходит pисование,
И даже вместо кypицы
Выходит пистолет…
Сидит колдyнья, дyется
Hа целый белый свет.
А может быть, кто дyется –
Томy и не колдyется?
Воробей, чего ты ждешь?
— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Еж (В. Фетисов)
— Ты скажи мне, милый еж,
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.
Хозяйка и кот (разговор с котом) В. Левановский
— Почему ты черен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану съел.
— Почему ты серым стал?
— Меня пес в пыли валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это.
Дорогие родители, напоминаю, что вы можете приобрести одобренное детским психологом пособие для родителей с комплексом занятий для малышей от года до трех лет. Этот сборник от педагога раннего развития не только подскажет, как организовать развивающие занятия, но и поможет мамам проще относиться к развитию ребенка, и точно избавит от чувства вины)! Почитать о нем можно тут и по запросу на почту mama.poems@yandex.ru
Источник
Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
(1) – “Чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) – “Котенок”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”.
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.
* * *
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, (1)
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки!
(1) – “Чашечка”.
(2) – “Ложечка”: язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот).
* * *
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
– Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение “Грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
* * *
А теперь – смотри, смотри –
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение “Грибок”.
* * *
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! –
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
* * *
– Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
– Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение “Балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
* * *
– Кто в лесу стучит, стучит?
– Дятел дерево долбит:
– Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнение “Дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
* * *
Гусь поспорил с индюком:
“Птичник, чей же это дом?”
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник – мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”…
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Упражнение “Гусь”: шипим – дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение “Индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: “Бл-бл-бл”.
* * *
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет – “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит? – Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом –
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”.
* * *
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед, – (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
– Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
– Влево-вправо! – моет стенку:
– Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
– Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
– Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!
(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
* * *
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
– Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
– Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Упражнение “Качели”: язык движется вверх-вниз.
* * *
Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки – вновь низина. (3)
Речка… Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)
(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть “спинку” языка.
(3): опустить язычок.
* * *
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
Упражнение “Крокодил”: широко открываем и закрываем рот.
* * *
Слоненок и зебра
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! –
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает – (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот – вверх: теперь дуть надо. (2)
– Дождь! – ах, как же зебра рада!
(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.
* * *
У медведя нет корзины – (1)
Собирает в рот малину. (2)
(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы.
* * *
Рыбка
Не наживка – без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: “О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!”
Упражнение “Рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами.
* * *
Слоненок
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
Упражнение “Хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
Бурундук
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки –
Щечка стала, словно мяч!
– Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
– Ничего за щечкой нет –
Видишь, тонкая какая.
– Видим – круглая другая.
Ты в секрете не держи –
Что за щечкой? Покажи!
– И за этой пусто тоже! –
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: – Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
– Не тревожься и не злись!
На морковку – угостись!
Мы пойдем – нас ждет медвежка…
– Эй, ребята! Там – орешки.
Упражнение “Перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
* * *
Пони
Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
– Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
Упражнение “Лошадка”: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.
* * *
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
Упражнение “Перекатываем орешки”.
* * *
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнение “Улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
* * *
На даче
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо – (2)
Мы гостям хорошим рады!
(1) – “Заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) “воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)
* * *
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
Упражнение “Бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
Вот – забор, а в нем – дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут –
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот – Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке – молоко.
Пролезают: “Ох!” да “Ах!”…
А калитка – в двух шагах!
Чередование упражнений “Бублик” и “Заборчик”.
* * *
Кролик – беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
Упражнение “Кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
* * *
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед –
Станет плоским клювом рот.
(Упражнение “Уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
* * *
Дам лошадке я картошку:
– На, полакомись немножко!
– Фрр! – лошадка недовольна.
– Лучше хлеб дай черный с солью!
Упражнение “Недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.
* * *
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
Упражнение “Воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
* * *
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
Упражнение “Чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.
* * *
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу, – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”
Упражнение “Пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
* * *
Что-то рыбку испугает –
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! –
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.
(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки.
* * *
Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!
Упражнение “Прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.
* * *
У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом “спасибо” бабушке скажу.
(1) – “Вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо.
(2): облизывать губы по кругу.
* * *
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты – слоненок!
Чередуем упражнения “Улыбка” и “Хоботок”.
* * *
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: “Та-та-та!”
Будет в доме чистота!
Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “Та-та-та”.
* * *
Как часы, заладим в такт:
– Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
– Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
– Тик-так! Тик-так!
Упражнение “Часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
* * *
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.
* * *
Открываем сумочку –
В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения “Улыбка” и “Хоботок”.
* * *
Рыбка рыбке говорила:
– Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
– Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи –
Для борща траву ищи!
Упражнение “Рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.
Источник