Статья развитие ребенка через игру
«Развивающие игры для малышей»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Всемирно известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.
Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.
Цель развивающей игры – формирование конкретных психических процессов и способностей детей. Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:
1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;
2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;
3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;
4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;
5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;
6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;
7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;
8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;
9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.
Развивающие игры подбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные,настольные,деловые,компьютерные. Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.
Продолжительность развивающих игр в течение суток не должна превышать часа для детишек 5-6 лет и получаса для детишек младше 4 лет. Это связано со способностью концентрировать внимание. Если развивающее занятие будет длиться дольше, то единственным его результатом станет утомление ребенка. Кроме того, в течение занятия следует менять род деятельности. Внимательный родитель или воспитатель должен заканчивать занятие чуть раньше, чем малыш устанет. При соблюдении этих простых правил уроки получатся интересными и будут приносить радость и взрослому и ребенку.
Основной принцип развивающих игр – совмещение игры и обучения. В процессе занятий стимулируется умственная активность ребенка, происходит плавный переход от игр-забав к играм-задачам, постепенно усложняются условия игры.
Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы. Если малыш замкнут, застенчив, не умеет налаживать дружеское общение со сверстниками, то для него будут очень полезны игры-хороводы, а также разнообразные сюжетные игры, требующие взаимодействия. Если малыш наоборот расторможен, беспокоен, находится в постоянном движении, если ему трудно управлять своей активностью, то игры, требующие четкого соблюдения правил, будут давать наибольшую пользу, стимулируя к концентрации внимания и собранности. Детишки, подверженные разнообразным страхам, нуждаются в повышении самооценки, развитии уверенности в своих силах, им необходима постоянная поддержка, положительная оценка их успехов, пусть даже незначительных.
Игра – наиболее эффективное средство в работе над разнообразными детскими проблемами, помогающее развить необходимые для дальнейшей учебы в школе навыки.
Один из таких навыков – умение логически мыслить, сопоставлять, выстраивать причинно – следственные связи. Логическое мышление – высшая стадия развития мышления малыша.
Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой ” пласт” на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.
Умение “действовать в уме” очень пригодится, когда ребенок дорастет до школьных лет. Оно помогает при решении разнообразных задач, при выполнении упражнений. Очевидно, что отсутствие этого навыка может немало навредить психическому и физическому здоровью ребенка. А его наличие сэкономит немало сил и времени как самому ученику, так и его родителям.
Владение логическими операциями значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Ребенок с хорошо развитым логическим мышлением учится легко и получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.
Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве. Помочь ему – это и ответственность и радость.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1997.
2. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
3. Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. – М., 1983.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6. – с. 62-76
Источник
Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей
Развитие ребенка через игру
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.
В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.
Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.
Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.
Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.
Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Игры формируют культурно – гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.
Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.
Источник
Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru
Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.
В чем польза этого процесса?
Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:
– познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.
– образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.
– физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.
– речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.
– нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.
– мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.
Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:
• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.
С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.
Какие игры выбрать и как заниматься?
Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:
• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.
Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.
Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.
Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.
Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.
Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.
Источник
Помимо того, что это весело и приятно, развитие ребенка через игру имеет важное значение в раннем детстве. Играя с предметами, дети исследуют и узнают о мире вокруг них. Игры учат ребенка навыкам решения проблем и практике социального взаимодействия.
Играть и при этом учиться новому — это часть когнитивного развития ребенка. Также игры у маленьких детей тесно связаны с развитием языковых и социальных навыков.
Научные исследования доказали, что во время игры ребенок проходит естественным образом через ряд этапов развития. Родители могут извлечь пользу, если поймут на каком этапе данного пути находится их ребенок. При этом можно выбирать виды деятельности и игры, которые стимулируют развитие мозга малыша. Это поможет ему максимизировать обучение, а также получить массу веселья и удовольствия!
Сначала новорожденный малыш не будет даже отличать игрушки от других предметов. На что-нибудь новое и интересное, малыш, будет реагировать точно также, как и на большинство объектов. А именно, он будет глядеть на это, кусать, трясти или пытаться постучать.
В это время ребенок узнает о физических свойствах различных объектов. Он запоминает что такое мягкий, жесткий, шумный, влажный, подпрыгивающий и так далее.
Через некоторое время ребенок научится различать различные предметы. При этом он начнет использовать объект самым приятным способом. Не бывает же больше удовольствия, чем встряхнуть игрушку и пожевать ее. ???? Обычно это становится любимым способом ребенка играть с этой игрушкой.
В возрасте около года малыш начнет играть с игрушками и другими предметами в соответствии с их правильным назначением. Катать мячик, складывать кубики и звонить мамочке с ее iPhone ????
В самом конце ребенок начинает играть в символические и ролевые игры. На этом этапе ребенок начнет имитировать и разыгрывать знакомые ему действия, которые он видел у родителей. Ролевая игра и воображение покажут, как ребенок готовит пищу для плюшевого медведя и выпекает кексы из песка.
Развитие ребенка через игру закладывает важную основу для важных жизненных навыков. Но старайся не оказаться слишком втянутой в серьезность всего этого.
Не важно, предпочитает ли ребенок трясти или кусать погремушки, толкает или катает мяч, подает кофе или чай медвежонку. Другими словами, не так важно, во что ребенок играет. Вместо этого попробуй обратить внимание на то, как он играет и взаимодействует с игрушками. Это даст тебе подсказки о том, на какой стадии прогресса в развитии через игру находится ребенок.
Ниже приведен последовательный список этапов развития ребенка с помощью игр. Пора детально изучить их и получать удовольствие!
1. Сенсорное развитие детей через игры с погремушками.
Как правило, этот этап развития наступает в возрасте ребенка от 2 до 4 месяцев.
Итак, ты дала погремушку в руки своему малышу. Ребенок будет держать ее и немного играть с игрушкой, при этом рассматривая и кусая ее.
2. Ребенок развивается в процессе исследования и изучения объектов.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок прежде всего выбирает, как исследовать игрушку.
Теперь ребенок развивается не только покусывая игрушки. Сейчас малыш начнет, например, трясти, стучать или размахивать игрушками во время игры с ними. У малыша начнет развиваться предпочтение того, как использовать игрушку. Например, малыш будет выбирать: встряхивать погремушку, которая шумит или стучать ею об пол.
В это время ребенок исследует с помощью игрушек такие понятия, как текстура, гладкий или мягкий и т.д.
3. Ребенок стучит по всему игрушками и ищет способы их использования.
Когда ребенку от 5 до 7 месяцев, он учится, как использовать предметы.
В это возрасте ребенок будет последовательно стучать по всему игрушкой. И не только стучать ???? Игрушка пройдется по всем ближайшим поверхностям. Теперь малыш менее заинтересован в том, какой предмет он держит. Сейчас ему будет, в основном, интересен новый найденный способ использовать предмет.
4. Расширение возможных взаимодействий ребенка с игрушками.
Как правило, этот этап в развитии малыша наступает с 6 до 9 месяцев.
Ребенок будет все чаще отдавать предпочтение игре с игрушкой в определенной манере. Он начнет добавлять новые взаимодействия в свой репертуар. Это могут быть повороты и толчки или растягивание и тыканье.
Когда ребенок найдет игрушку, которая ему особенно интересна, он может играть с ней непрерывно в течение двух-трех минут. Малыш будет выполнять действия, которые считает наиболее годными именно для этой игрушки.
Важно дать своему ребенку побольше новых текстур и материалов для игр. Дети любят исследовать и новизна дает хороший импульс для развития мозга! Разные предметы быта могут быть превосходными игрушками на данном этапе. Но только, покуда они безопасны и легко не сломаются.
5. Ребенок развивает мелкую моторику через игры с бумагой.
Обычно этап развития наступает в возрасте от 7 и до 9 месяцев.
Сейчас у ребенка активно развивается мелкая моторика. И теперь ребенок начинает наслаждаться крошением, разрывом и растягиванием бумаги.
Читать подробнее о том, как происходит РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.
6. Малыш научился толкать или двигать игрушки по поверхности.
Как правило, этот этап наблюдаем в возрасте с 6 до 11 месяцев.
Теперь ребенок расширяет список своих игр при помощи новых действий. Например, он начинает катать игрушечную машинку или мячик по поверхности чего-нибудь.
7. Ребенок научился сопоставлять пары предметов.
Это происходит в возрасте, как правило, от 9 до 12 месяцев.
Ребенок начинает замечать и понимать пары предметов. Это могут быть ложка и чашка или мелок и доска.
8. Целенаправленное взаимодействие ребенка с предметами во время игры.
Как правило, это происходит в возрасте с 10 до 15 месяцев.
Теперь ребенок во время игры начинает использовать предметы по своему назначению. Например, использовать расческу для ухода за своими волосами. Или малыш обнимает своего плюшевого мишку Тедди. Сейчас можно заметить первые сложные действия, такие как питье из чашки и еда с ложкой.
Пусть ребенок играет с привычными функциональными предметами, такими как посуда, солнцезащитные очки или мочалка.
9. Ребенок имитирует реальную жизнь во время игры.
Этап развития наступает, как правило с 15 до 18 месяцев.
В это время ребенок начинает показывать первые признаки символической игры. Он имитирует такое поведение взрослых, как разговор по телефону, чтение газеты или выполнение домашней работы.
Игровые взаимодействия становятся более изощренными по мере того, как ребенок использует моменты из жизни. Он начинает, например, делать вид, что набирает еду в ложку и кормит плюшевого медвежонка.
10. Ребенок копирует поведение взрослых.
Как правило, этап развития наступает с 18 до 24 месяцев.
Малыш продолжает отыгрывать сцены, имитирующие поведение взрослых. Он начинает последовательно связывать несколько взаимодействий с предметами. Например, ребенок может положить куклу в коляску, а затем начнет её катать.
Ребенок активнее начинает использовать свое воображение, чтобы использовать воображаемые объекты, как реальные. Он может, например, использовать обувную коробку в качестве кроватки для медвежонка Тедди. Или делать вид, будто палочка это зубная щетка.
11. С 24 до 30 месяцев начинается развитие ребенка через сюжетно ролевую игру.
На этом этапе на передний план выходит развитие ребенка через сюжетно ролевую игру. Как правило, малыш начинает изображать вымышленные эмоции, идеи и мысли. Отныне ребенок стал актером в своей пьесе, ну прямо как Безруков ???? Малыш демонстрирует еще большую изощренность во взаимодействиях и увязывании различных действий.
Например, драматическое поведение в детской игре может быть чтением книги для плюшевой игрушки и укладывание ее спать. Или ребенок может изображать, как меняет своему мишке пеленки или разговаривает с ним по телефону. В это время ребенок перекладывает трубку от уха к уху и изображает то Тедди, то себя и говорит за обоих.
Узнать подробнее про ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
12. Имитация реальной жизни во время игры.
Как правило, этап развития наступает с 24 до 30 месяцев.
Малыш начинает создавать выдуманные истории, например, разыгрывая знакомые сцены из реальной жизни.
Он теперь может планировать черед игровых действий для каждой роли. Например, играя в «идти на работу». В этом случае он сначала оденет шляпку, затем сядет в машину и скажет тю-тю. Какая милота ????
В этом возрасте предметы для ребенка становятся все более абстрактными. Например, он будет использовать стул в качестве плиты для приготовления пищи. В качестве духовки малышу послужит коробочка, а песок идеален для выпечки торта.
13. Развитие речи детей через игры.
Как правило, основное развитие речи детей через игры происходит в возрасте от 29 до 36 месяцев.
Ребенок во время игры начинает говорить сам с собой. Прежде, чем начать «готовить», он говорит может сказать “я собираюсь испечь торт” . Или, например, начнет говорить со своим плюшевым мишкой. При этом, когда приглашает мишку съесть торт, малыш объясняет ему, как “садиться” . Или ребенок говорит игрушке “нет нет”, когда Тедди бросает свой торт на пол.
14. Развитие ребенка через игру с символическими и воображаемыми предметами.
Развитие ребенка через игру с воображаемыми предметами начинается, как правило от 30 до 36 месяца.
Игра ребенка приобретает все более воображаемые элементы. Он может, например, имитировать игру на воздушной гитаре. Или малыш будет чесать волосы с помощью воображаемой расчески.
Игровые сцены состоят из более длинных историй с несколькими шагами, выстроенными в последовательности.
Ребенок начинает назначать роли взрослым, например, говоря тебе «я врач, а ты ляля».
Необходимо вовремя дать ребенку развивающие игрушки. Это могут быть игрушки в виде обычных предметов, например, посуда или мебель. Такие игрушки стимулируют творческое развитие малыша во время игры. Или, например строительные кубики или игрушечное тесто.
Понравилась эта статья о том, как у ребенка происходит развитие через игру? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация. Спасибо ????
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник