Статья проблема культурного развития ребенка

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком».

« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления»

«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.

Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» .

«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его»

«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» .

«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» .

«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.

Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» .

 «..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне»

«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче»

«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность»

«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»

Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

______________
* Ë.Ñ.Âûãîòñêèé. Ïðîáëåìà êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà (1928)// Âåñòí. Ìîñê. óí-òà. Ñåð. 14, Ïñèõîëîãèÿ. 1991. N 4. Ñ. 5-18.

Âå÷íûå çàêîíû ïðèðîäû ïðåâðàùàþòñÿ
âñå áîëåå è áîëåå â èñòîðè÷åñêèå çàêîíû.
Ô. Ýíãåëüñ

1. Ïðîáëåìà
 ïðîöåññå ñâîåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíîê óñâàèâàåò íå òîëüêî ñîäåðæàíèå
êóëüòóðíîãî îïûòà, íî ïðèåìû è ôîðìû êóëüòóðíîãî ïîâåäåíèÿ, êóëüòóðíûå
ñïîñîáû ìûøëåíèÿ. Â ðàçâèòèè ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà ñëåäóåò, òàêèì îáðàçîì,
ðàçëè÷àòü äâå îñíîâíûå ëèíèè. Îäíà – ýòî ëèíèÿ åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ
ïîâåäåíèÿ, òåñíî ñâÿçàííàÿ ñ ïðîöåññàìè îáùåîðãàíè÷åñêîãî ðîñòà è ñîçðåâàíèÿ
ðåáåíêà.

Äðóãàÿ – ëèíèÿ êóëüòóðíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ
ôóíêöèé, âûðàáîòêè íîâûõ ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ, îâëàäåíèÿ êóëüòóðíûìè ñðåäñòâàìè
ïîâåäåíèÿ.
Òàê, íàïðèìåð, ðåáåíîê ñòàðøåãî âîçðàñòà ìîæåò çàïîìèíàòü ëó÷øå è
áîëüøå, ÷åì ðåáåíîê ìëàäøåãî âîçðàñòà ïî äâóì ñîâåðøåííî ðàçëè÷íûì ïðè÷èíàì.
Ïðîöåññû çàïîìèíàíèÿ ïðîäåëàëè â òå÷åíèå ýòîãî ñðîêà èçâåñòíîå ðàçâèòèå, îíè
ïîäíÿëèñü íà âûñøóþ ñòóïåíü, íî ïî êàêîé èç äâóõ ëèíèé øëî ýòî ðàçâèòèå
ïàìÿòè, – ýòî ìîæåò áûòü âñêðûòî òîëüêî ïðè ïîìîùè ïñèõîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà.
Ðåáåíîê, ìîæåò áûòü, çàïîìèíàåò ëó÷øå ïîòîìó, ÷òî ðàçâèëèñü è
óñîâåðøåíñòâîâàëèñü íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû, ëåæàùèå â îñíîâå ïàìÿòè,
ðàçâèëàñü îðãàíè÷åñêàÿ îñíîâà ýòèõ ïðîöåññîâ, êîðî÷å – “ìíåìà” èëè
“ìíåìè÷åñêèå ôóíêöèè” ðåáåíêà. Íî ðàçâèòèå ìîãëî èäòè è ñîâåðøåííî äðóãèì
ïóòåì. Îðãàíè÷åñêàÿ îñíîâà ïàìÿòè, èëè ìíåìà, ìîãëà è íå èçìåíèòüñÿ çà ýòîò
ñðîê ñêîëüêî-íèáóäü ñóùåñòâåííûì îáðàçîì, íî ìîãëè ðàçâèòüñÿ ñàìûå ïðèåìû
çàïîìèíàíèÿ, ðåáåíîê ìîã íàó÷èòüñÿ ëó÷øå ïîëüçîâàòüñÿ ñâîåé ïàìÿòüþ, îí ìîã
îâëàäåòü ìíåìîòåõíè÷åñêèìè ñïîñîáàìè çàïîìèíàíèÿ, â ÷àñòíîñòè – ñïîñîáîì
çàïîìèíàòü ïðè ïîìîùè çíàêîâ.
 äåéñòâèòåëüíîñòè âñåãäà ìîãóò áûòü îòêðûòû îáå ëèíèè ðàçâèòèÿ, ïîòîìó
÷òî ðåáåíîê ñòàðøåãî âîçðàñòà çàïîìèíàåò íå òîëüêî áîëüøå, ÷åì ðåáåíîê
ìëàäøåãî, íî îí çàïîìèíàåò òàêæå èíà÷å, èíûì ñïîñîáîì.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ
ïðîèñõîäèò âñå âðåìÿ ýòî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ôîðì ïîâåäåíèÿ, ïðåâðàùåíèå
îäíèõ ôîðì â äðóãèå. Ðåáåíîê, êîòîðûé çàïîìèíàåò ïðè ïîìîùè ãåîãðàôè÷åñêîé
êàðòû èëè ïðè ïîìîùè ïëàíà, ñõåìû, êîíñïåêòà, ìîæåò ñëóæèòü ïðèìåðîì òàêîãî
êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ïàìÿòè.
Åñòü âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëîæèòü, ÷òî êóëüòóðíîå ðàçâèòèå çàêëþ÷àåòñÿ â
óñâîåíèè òàêèõ ïðèåìîâ ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå îñíîâûâàþòñÿ íà èñïîëüçîâàíèè è
óïîòðåáëåíèè çíàêîâ â êà÷åñòâå ñðåäñòâ äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ òîé èëè èíîé
ïñèõîëîãè÷åñêîé îïåðàöèè; ÷òî êóëüòóðíîå ðàçâèòèå çàêëþ÷àåòñÿ èìåííî â
îâëàäåíèè òàêèìè âñïîìîãàòåëüíûìè ñðåäñòâàìè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ÷åëîâå÷åñòâî
ñîçäàëî â ïðîöåññå ñâîåãî èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, è êàêèìè ÿâëÿþòñÿ ÿçûê,
ïèñüìî, ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ è äð.  ýòîì óáåæäàåò íàñ íå òîëüêî èçó÷åíèå
ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðèìèòèâíîãî ÷åëîâåêà, íî è ïðÿìûå è
íåïîñðåäñòâåííûå íàáëþäåíèÿ íàä äåòüìè.
Äëÿ ïðàâèëüíîé ïîñòàíîâêè ïðîáëåìû êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà èìååò
áîëüøîå çíà÷åíèå âûäåëåííîå â ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîíÿòèå äåòñêîé ïðèìèòèâíîñòè.
Ðåáåíîê-ïðèìèòèâ – ýòî ðåáåíîê, íå ïðîäåëàâøèé êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ èëè
ñòîÿùèé íà îòíîñèòåëüíî íèçêîé ñòóïåíè ýòîãî ðàçâèòèÿ. Âûäåëåíèå äåòñêîé
ïðèìèòèâíîñòè, êàê îñîáîé ôîðìû íåäîðàçâèòèÿ, ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü
ïðàâèëüíîìó ïîíèìàíèþ êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ïîâåäåíèÿ. Äåòñêàÿ ïðèìèòèâíîñòü,
ò. å. çàäåðæêà â êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, áûâàåò ñâÿçàíà áîëüøåé ÷àñòüþ
ñ òåì, ÷òî ðåáåíîê ïî êàêèì-ëèáî âíåøíèì èëè âíóòðåííèì ïðè÷èíàì íå îâëàäåë
êóëüòóðíûìè ñðåäñòâàìè ïîâåäåíèÿ, ÷àùå âñåãî – ÿçûêîì.
Îäíàêî ïðèìèòèâíûé ðåáåíîê- çäîðîâûé ðåáåíîê. Ïðè èçâåñòíûõ óñëîâèÿõ
ðåáåíîê-ïðèìèòèâ ïðîäåëûâàåò íîðìàëüíîå êóëüòóðíîå ðàçâèòèå, äîñòèãàÿ
èíòåëëåêòóàëüíîãî óðîâíÿ êóëüòóðíîãî ÷åëîâåêà. Ýòî îòëè÷àåò ïðèìèòèâèçì îò
ñëàáîóìèÿ. Ïðàâäà, äåòñêàÿ ïðèìèòèâíîñòü ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñî âñåìè ñòåïåíÿìè
åñòåñòâåííîé îäàðåííîñòè.
Ïðèìèòèâíîñòü, êàê çàäåðæêà â êóëüòóðíîì ðàçâèòèè, îñëîæíÿåò ïî÷òè
âñåãäà ðàçâèòèå ðåáåíêà, îòÿã÷åííîãî äåôåêòîì. ×àñòî îíà •ñî÷åòàåòñÿ ñ
óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Íî è ïðè òàêîé ñìåøàííîé ôîðìå âñå æå ïðèìèòèâíîñòü
è ñëàáîóìèå îñòàþòñÿ äâóìÿ ðàçëè÷íûìè ïî ñâîåé ïðèðîäå ÿâëåíèÿìè, ñóäüáà
êîòîðûõ òàêæå ãëóáîêî ðàçëè÷íà. Îäíî åñòü çàäåðæêà îðãàíè÷åñêîãî èëè
åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, êîðåíÿùàÿñÿ â äåôåêòàõ ìîçãà. Äðóãîå – çàäåðæêà â
êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ïîâåäåíèÿ, âûçâàííàÿ íåäîñòàòî÷íûì îâëàäåíèåì ñðåäñòâàìè
êóëüòóðíîãî ìûøëåíèÿ. Ïðèâåäåì ïðèìåð:

Äåâî÷êà 9 ëåò, âïîëíå íîðìàëüíà, ïðèìèòèâíà. Äåâî÷êó ñïðàøèâàþò: 1) Â
îäíîé øêîëå íåêîòîðûå äåòè õîðîøî ïèøóò, à íåêîòîðûå õîðîøî ðèñóþò, âñå ëè
äåòè â ýòîé øêîëå õîðîøî ïèøóò è ðèñóþò? – Îòâåò: Îòêóäà ÿ çíàþ, ÷òî ÿ íå
âèäåëà ñâîèìè ãëàçàìè, òî ÿ íå ìîãó îáúÿñíèòü. Åñëè áû ÿ âèäåëà ñâîèìè
ãëàçàìè. 2) Âñå èãðóøêè ìîåãî ñûíà ñäåëàíû èç äåðåâà, è äåðåâÿííûå âåùè íå
òîíóò â âîäå. Ìîãóò ïîòîíóòü èãðóøêè ìîåãî ñûíà èëè íåò? – Îòâåò: Íåò. –
Ïî÷åìó? – Ïîòîìó ÷òî äåðåâî íèêîãäà íå òîíåò, à êàìåíü òîíåò. Ñàìà âèäåëà.
3) Âñå ìîè áðàòüÿ æèëè ó ìîðÿ, è âñå îíè óìåþò õîðîøî ïëàâàòü. Âñå ëè ëþäè,
êîòîðûå æèâóò îêîëî ìîðÿ, óìåþò õîðîøî ïëàâàòü èëè íå âñå? – Îòâåò:
Íåêîòîðûå õîðîøî, íåêîòîðûå ñîâñåì íå óìåþò: ñàìà âèäåëà. Ó ìåíÿ åñòü
äâîþðîäíàÿ ñåñòðà, îíà íå óìååò ïëàâàòü. 4) Ïî÷òè âñå ìóæ÷èíû âûøå, ÷åì
æåíùèíû. Âûøå ëè ìîé äÿäÿ, ÷åì åãî æåíà, èëè íåò? – Îòâåò: Íå çíàþ. Åñëè áû
ÿ âèäåëà, òî ÿ áû ñêàçàëà, åñëè áû ÿ âèäåëà âàøåãî äÿäþ: îí âûñîêèé èëè
íèçêèé, òî ÿ ñêàçàëà áû âàì. 5) Ìîé äâîð ìåíüøå ñàäà, à ñàä ìåíüøå îãîðîäà.
Ìåíüøå ëè äâîð, ÷åì îãîðîä, èëè íåò? – Îòâåò: Òîæå íå çíàþ. À êàê âû
äóìàåòå: ðàçâå, åñëè ÿ íå âèäåëà, ÿ ðàçâå ìîãó âàì îáúÿñíèòü? À åñëè ÿ ñêàæó
áîëüøîé îãîðîä, à åñëè ýòî íå òàê?**
______________
** Ïåòðîâà À.Í. “Äåòè-ïðèìèòèâû” // Âîïðîñû ïåäîë. è äåòñê. ïñèõîíåâðîë. Âûï. 2 // Ñá. ïîä ðåä. ïðîô. Ì. Î. Ãóðåâè÷à. Ì., 1926.
https://bookz.ru/authors/vigotskii-le…tskijls04.html

Источник

Выготский  Л. С

Проблема культурного развития ребенка

В данной статье рассматривается проблемы культурно-исторического развития ребенка.

Ключевые слова :

  1.  Психологические процессы
  2.  Память
  3.  Примитивный  ребенок
  4.  Линии психологического развития
  5.  Культурный прием поведения
  6.  Стадия

«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком». [2;5]

« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления» [2;5]

«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.

Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» [2;5].

«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его» [2;6]

«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» [2;6].

«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» [2;7].

«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.

Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» [2;8].

«..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне» [2;8]

«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче» [2;13]

«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность» [2;14]

«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»

Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.

Источник