Статья о развитии ребенка в доу

Статья о развитии ребенка в доу thumbnail

РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с разными сферами бытия.

Основной целью образования является развитие личности индивида, т.е. развитие способности стать субъектом собственной жизни в мире, самостоятельно преобразовывать свою жизнь, т.е. быть хозяином своей судьбы, распоряжаться ею;  развивать самостоятельность, инициативность и творчество, без которых развитие личности невозможно.

Поэтому задача воспитания – создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полной реализации всех его возможностей. Для решения этой задачи необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он лежал в русле Педагогики развития. Отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество.

Детско-взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

Накопление ребенком под руководством умных взрослых ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения им своих возможностей, самопознания – вот путь, который способствует раскрытию неповторимого возрастного потенциала дошкольника. Успешность его развития и степень благополучия во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Воспитатель – ключевая фигура, способная оказать весьма существенное влияние на формирование личности ребенка.

Детство чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человечества. Именно это дало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу.

Творчеству дошкольников свойственно неразрывное единство воображения и мышления, его отличает яркий и эмоциональный характер, подчас преобладающий над рациональными моментами. Элемент творчества в качестве ведущего содержит все основные виды деятельности ребенка – игровая, художественно- эстетическая, конструктивная и другие. Поэтому разумно организованное обучение, воспитание нужно начинать не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых формируются эти способности.

В психологии установлено, что художественно-эстетическая деятельность зарождается на пересечении различных линий психического развития. Одна из них – линия речевого развития. А за линией речевого развития отчетливо прослеживается другая – исходная, базовая, генетическая линия – линия двигательного развития ребенка. Учитывая все сказанное  выше, можно сделать вывод: творчество оказывает огромное влияние на целостное развитие ребенка-дошкольника.

Поэтому главная цель в работе – развитие ребенка как целостной личности, развитие эстетического мировоззрения, освоение эмоциональной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.

В нашем дошкольном учреждении мы строим свою работу, учитывая современные требования к дошкольным учреждениям и педагогам.

В обучении параллельно используются несколько программ и методик воспитания и обучения дошкольников. Для повышения развивающего эффекта в образовательной работе, мы стараемся совершенствовать педагогический процесс и проводим работу по следующим направлениям:

  1. Изменили формы и содержание обучающих занятий, сократили их число
    (перешли от фронтальных занятий к подгрупповым, сократили занятия за счет
    отбора наиболее эффективного для развития ребенка содержания).
  2. Наполнили жизнь детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использовали лучшие образцы детской
    литературы, ориентирующие на общечеловеческие ценности, расширяющие кругозор ребенка.
  3. Изменили организацию развивающей среды и жизненного пространства в
    групповых комнатах с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества в соответствии с желаниями, склонностями детей, выбором ими вида деятельности и ее формы – совместной со сверстниками и взрослыми или индивидуальной.
  4. Сделали большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.

В ГБДОУ созданы дополнительные условия для более эффективной реализации поставленных задач. У нас работают педагоги дополнительного образования: учитель-логопед, педагог-психолог.

Исходя из цели и задач ГБДОУ были выбраны основные направления реализации концепции:

  1. знакомство дошкольников с родным городом, его красотой и индивидуальностью. Развитие образовательного, культурного и духовного потенциала маленьких петербуржцев
  2. организация театрализованной деятельности детей;
  3. приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  4. воспитание личности дошкольника.

Коллектив ГБДОУ постоянно следит за запросами родителей, анализируя родительские договоры, опросники и анкеты родителей. Мы выбрали приоритетным направлением своей воспитательно-образовательной работы художественно-эстетическое развитие воспитанников.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в ГБДОУ действует экспертная система психолого-педагогического сопровождения «Лонгитюд» (взаимосвязь воспитателей и специалистов дополнительного образования), обеспечено соблюдение прав и свобод наших воспитанников.

Для улучшения и совершенствования этой системы весь коллектив ГБДОУ находится в постоянном творческом поиске, совершенствуя свое педагогическое мастерство и профессиональный уровень. Это способствует тому, что педагоги ГБДОУ всегда в курсе новейших разработок современной педагогики – Педагогики Развития. Организована работа по внедрению передового педагогического опыта.

Учитывая все вышесказанное, мы выбрали в своей работе приоритетные направления:

  1. Профессиональный рост коллектива педагогов (знакомство с новейшими инновационными технологиями и методиками современной педагогики);
  1. обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности;
  2. работа над нравственным аспектом педагога как личности;

     2.  Развитие совершенной системы психолого-педагогического сопровождения детей, положительно влияющее на развитие ребенка как целостной личности:

  1.  координация профессиональной деятельности медиков, педагогов и воспитателей для обеспечения сбалансированности различных видов детской деятельности, реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка;
  2. выявление творческих способностей воспитанников, способствование их развитию, формирование устойчивых интересов и склонностей;
  3. поддержание одаренных и талантливых воспитанников, в т.ч. детей, имеющих отклонение в развитии, содействие их развитию средствами экспертной системы «Лонгитюд»;
  4. воспитание детей как социально значимых личностей (т.е. их умение жить в социуме);
  5. речевое развитие воспитанников.

3.    Развитие игры – как основного вида деятельности детей в дошкольном возрасте.

  1. планирование занятий с учетом возрастных и нервно-психических особенностей ребенка (интегрированные, комплексные, познавательно-речевые) в игровой форме;
  2. использование в своей работе всего спектра игровой деятельности (развивающие игры, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные, сюжетно-ролевые);
  3. оснащение всего педагогического процесса с учетом индивидуальных и психофизиологических  особенностей воспитанников и личностно-ориентированной модели воспитателя и ребенка.

Заведующий ГБДОУ

детский сад № 119 «Незнайка»                                                              Ольга Владимировна.Сахарова

Источник

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?
  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации
Свидетельство о публикации
в СМИ

Статья о развитии ребенка в доу

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Статья о развитии ребенка в доу

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Статья о развитии ребенка в доу

Опубликовать и скачать статьи воспитателя ДОУ дошкольному образованию по обучению.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные
материалы для работы учителя и обучения школьника.

Для поиска материала выберите предмет и направление:

Выберите направление

Выберите предмет

Особенности формирования здорового образа жизни детей старшей группы

Образ жизни – одна из важнейших биосоциальных категорий, дающая представление о жизнедеятельности человека. Образ жизни – это «лицо» человека и в то же время один их критериев общественного прогресса.

11

15.09.2020

Профилактика плоскостопия в младшей группе детского сада

Помочь родителям в профилактике плоскостопия может воспитатель в детском дошкольном учреждении. ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия
В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна

14

14.09.2020

Статья на тему “Нравственное воспитание дошкольников в ДОО”

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудов

8

13.09.2020

Статья «Становление трудовой деятельности у детей».

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Содержание трудового воспитания дошкольника включает в себя 2 группы: ознакомление дет

14

13.09.2020

Консультация для педагогов “Гендерный аспект развития детской одаренности”

В мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, однако, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Актуальную психолого-педагогическую проблему, которая требует

10

10.09.2020

Консультация для родителей “Адаптация ”

Детский сад – новый период в жизни ребёнка.
Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период
адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной
домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Что такое адаптация?
Адаптаци

19

08.09.2020

В группе «Затейники» прошла тематическая неделя « Профессия строитель».

Кто знает, как построить дом?
Чтоб было нам уютно в нём,
Чтобы он тёплым был и прочным.
Строитель это знает точно!
В группе «Затейники» прошла тематическая неделя « Профессия строитель». Всю неделю воспитатели вели беседы, как важна эта профессия. Чит

15

07.09.2020

Консультация для родителей “Растим здорового ребенка”

«Растим здорового ребенка» в рамках программы «Путь к успеху»

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:

– способствовать улучшению взаимоотношений детей и род

21

07.09.2020

Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным форм

33

06.09.2020

Статья «Экология и дошкольник»

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную

22

1

05.09.2020

Развитие логического мышления посредством занимательных игр»старших дошкольников

Дошкольный возраст является благоприятным для развития логического мышления, в том случае, если процесс обучения строить, используя основную деятельность детей – игру, и при условии использования возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку

58

05.09.2020

Акция “Салют Победе” в дистанционном режиме к празднику “День Победы”

Целью акции являлось воспитание у детей высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважения к героическому прошлому нашей Родины.
Участниками акции стали воспитанники ДОУ всех возрастных г

35

1

04.09.2020

Презентация “Влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения”.””

Презентация на тему “Влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения
(итоги анкетирования педагогов МБДОУ «Д/с №5»)”. Современные дети в 2-3 года уже умеют пользоваться гаджетами, их родители привыкли общаться через мессенджеры, а у педагогов появл

17

04.09.2020

Влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения.

Доклад к педагогическому совету на тему “Влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения”, анализ анкет сотрудников МБДОУ “Детский сад №5” г. Бугуруслана + презентация данной тематики к докладу.

20

04.09.2020

Статья на тему “Адаптация детей раннего возраста в ДОУ”

Поступление ребёнка в детский сад всегда связано с большими психологическими трудностями, что обусловлено переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма

43

01.09.2020

Детско-родительский клуб в детском саду:это интересно

В данной статье рассматривается взаимодействие с родителями в рамках детско-родительского клуба. Родители делятся секретами воспитания детей в семье, проявляют творчество и фантазию, участвуя вместе с детьми в конкурсах родительского клуба. Родители узнаю

40

29.08.2020

статья ” Роль взрослого в развитии познавательных интересов у детей”

В каждом конкретном случае мы сами решаем, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенк

17

28.08.2020

ДОКЛАД Тема «Возрастные особенности познавательного развития детей»

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

187

24.08.2020

Экологическое воспитание дошкольников методом проектов

Цель экологического воспитания является формирование экологических знаний и бережного отношения к окружающей природе. На сегодняшний день экологическая ситуация такова, что перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска универсальных мет

19

23.08.2020

Использование дидактических игр в работе дефектолога.

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения психических процессов , в условиях детского сада создаются специальные груп

24

23.08.2020

Рецензия на методическую разработку

Рецензия на методическую разработку

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Первая помощь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Этот сайт использует файлы cookies. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование этих файлов. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку подробнее

Источник

Д.пед.н. Куликовская Ирина Эдуардовна

Южный федеральный университет, Россия

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об образовании» зафиксировал миссию дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании» (2012г.), ст. 64). В данной формулировке нашли отражение те направления развития дошкольного образования, которые являются традиционными (развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья), а также инновационные идеи (формирование общей культуры, развитие личностных качеств). Новые цели и задачи образования возникают под влиянием тенденций, характерных для информационного общества, глобализирующего мира, противоречивых процессов развития человечества. Основными трендами развития дошкольного образования в этих условиях становятся следующие.

1. Осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве.

Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.

Понимание значимости дошкольного детства для дальнейшей жизни человека всё более отчётливо звучит в выступлениях высших руководителей Российской Федерации. Рассматриваются вопросы материального обеспечения семей с детьми, строительства новых дошкольных учреждений, соответствующих современным требованиям. Выдвигаются требования повышения качества дошкольного образования в ситуации его вариативности и доступности.

Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации, новые гаджеты и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращается на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Формирование общей культуры ребёнка, становление его индивидуальной траектории познания окружающего мира происходит в процессе развития физической, мотивационно-потребностной, духовно-нравственной, эстетической сфер, сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них чувства принадлежности к роду, семье, поколению, стране.

2. Приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования.

Нестабильность и неустойчивость современного мира обусловливают необходимость обретения тех ценностей и смыслов жизни, которые позволят ребёнку быть здоровым, успешным и креативно мыслящим. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает индивидуальные способы открытия ценностей и смыслов, переконструирования имеющихся знаний, входящих в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. У него развивается способность к осмыслению и аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольного возраста связано со способностью к познанию мира на основе сенсорного опыта и формирующимся логическим мышлением. К старшему дошкольному возрасту происходит осознание существенных, необходимых свойств, качеств, явлений окружающего мира, становление целостного мировидения ребенка, вычерчивающего общее социокультурное содержание познания.

Аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала и смыслов знания обусловливает обретение детьми смысла жизни с интенцией (осознанным устремлением) к абсолютным ценностям (Добру, Красоте и Истине), выражая бесконечность человеческого существования. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться. В конечном счёте, результатом ценностно-смыслового развития ребёнка является формирование его личностных качеств, понимание им смысла жизни вообще и его жизни, в частности, а также смысла деятельности («Зачем ты это делал?»), смысла общения («Зачем тебе общаться с другим человеком?») и т.д.

3. Событийная направленность дошкольного образования.

Развитие детской субкультуры и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит во взаимодействии взрослых и детей в едином событийном пространстве, где происходит взаимообмен мира взрослых и мира детей. Здесь формируется диалог культур и личностей, позволяющий каждому участнику приобрести опыт социокультурных коммуникаций, договора, соблюдения правил и норм взаимодействия, толерантного и уважительного отношения к чужому мнению, позитивного разрешения проблемных ситуаций. Те события, которые организуются и разворачиваются в дошкольных образовательных учреждениях позволяют ребёнку разносторонне познавать окружающий мир, приобрести корпоративные навыки, ориентироваться на общие законы и правила взаимодействия в социальном пространстве. Событийность образования дошкольников соответствует их возрастным потребностям, так как они учатся жить на территории другого (человека, знания, знака, символа). Моменты со-бытийности являются «узловыми моментами» развития личностной культуры ребёнка, так как в со-бытийности возникает сорадость, готовность к поддержке, свобода творчества и самовыражения.

Именно в со-бытийности возникает искренность взаимного переживания и радость обретения новых смыслов жизни. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе подготовки к событию, его проведения и осмысления обусловливает установление субъект-субъектных, партнёрских отношений, в которых открываются ценности, знаки и символы культуры, актуализируются имеющиеся знания об окружающем мире, об истории родного края, страны и мироздания в целом, происходит процесс переноса имеющихся знаний в новые ситуации, их переосмысление и использование в продуктивных творческих видах деятельности. Воспитание без воспитания и учение без назиданий становятся сущностной характеристикой дошкольного образования, ориентированного на поддержку устремлений и развитие ключевых компетенций всех субъектов педагогического процесса.

4. Компетентностная ориентированность дошкольного образования.

В современной жизни востребованы те способности человека, которые позволяют ему найти адекватный ситуации способ поведения, обнаружить новые пути самореализации, осуществлять различные виды познавательной деятельности и решать разнообразные проблемы. Весь этот комплекс способностей представляет собой компетенции, формирующиеся ещё до поступления ребёнка в школу – в дошкольном образовании. Компетентностная ориентированность дошкольного образования соответствует основным тенденциям развития мира. Советом Европы выдвинуты ключевые компетенции (социальная, поликультурная, коммуникативная, технологическая, когнитивная), акцентирующие внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на индивидуально-личностных особенностях, потребностях, интересах личности. Основа таких компетенций формируется в дошкольном детстве, если из объекта педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект собственного развития, обладающий уникальными способностями и личностными качествами. Компетенции ребёнка являются образовательными результатами педагогического процесса дошкольного учреждения. Успех, как индивидуальное достижение, основано на компетенциях, социальных навыках, волевых усилиях, потребности преобразовать цели как намерения в реальный результат.

Невозможно переоценить значение ключевых компетенций для жизни человека в том мире, который сегодня отличается открытостью, насыщенностью информационных процессов, агрессивностью утверждения негативных моделей поведения, презентируемых как образцы. Эта ситуация вызывает тенденции воспитания ребёнка, не только много знающего, но и владеющего способами свободного и самостоятельного выбора путей и средств самореализации в мире. Меняющиеся системы ценностей, способы жизнедеятельности вызывают потребность в таких когнитивных компетенциях, которые, будучи интеллектуальным вариантом инициативы, позволят ребёнку получить информацию о мире и преобразовать её в представления, знания, убеждения, создать в сознании целостную картину мира, обусловливающую ориентиры деятельности и поведения.

Рассмотрение основных компетенций в контексте особенностей ребёнка дошкольного возраста позволило нам создать портрет ребёнка начала ХХI века. Компетенций рассматриваются как результат образования ребёнка на дошкольной ступени. Попробуем представить ребёнка, осваивающего мир, характеризующийся высокой скоростью перемен и информационной насыщенностью.

Социальная компетенция

Современный ребёнок активно познаёт мир социальных отношений, ему важно понять другого человека (родителей, сверстников, героев мультфильмов и рассказов). Он стремится осознать особенности других детей и взрослых – их мимику, жесты, позы. Легко включаясь в коммуникацию, он учится использовать средства общения для достижения взаимопонимания. В социокультурном опыте ребёнка присутствуют представления, эмоционально-ценностные отношения и способы отражения мира в детском творчестве.

Ребенок проявляет способы поведения, характерные для людей того или иного пола. Выделяет, прежде всего то, что разделяет мужские и женские роли, а не то, что их сближает. Начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчики – что они защищают девочек. Продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций.

Он уже способен различать добро и зло, красивое и безобразное, у него особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость. Быстро входит в предлагаемые игровые роли, которые являются своего рода формой восстановления внутренней гармонии, «пробой» различных форм поведения, приводящего к определённому результату. Условный, символический мир сюжетно-ролевой игры является пространством, в котором ребёнок учится любви, пониманию, преодолению трудностей, проявлению достоинства, ответственности и др. Причём это учение в игре имеет реальную направленность, формируя качества личности, востребованные и в игровых, и в жизненных ситуациях.

Социальные ценности (доверие, свобода и др.) менее значимы для ребёнка, что связано с тем, что в период дошкольного детства он лишь только осваивает правила жизни в социуме, а взрослый является ретранслятором культуры взаимодействия, постоянно напоминая о нормах взаимоотношения людей. Предоставление сверстнику свободы выразить своё мнение в спорных ситуациях, возникает лишь в результате стимулирования со стороны педагога.

Отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что он часто ошибается в интерпретации слов собеседников, репертуар ролевого поведения не слишком широк. Бывает застенчив, так как с трудом понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей. Ему трудно предугадать, как будет развиваться та или иная ситуация общения, поэтому часто оказывается в центре конфликта, обижается на непонимание или дистанцируется от общения. Иногда ему трудно общаться и вступать в устойчивые дружеские связи, участвовать в совместных играх.

Поликультурная компетенция

Ребёнок начала ХХI века учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному – у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать – русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Его социокультурный опыт проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других стран.

Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Бывает критично настроен к представителям какой-либо нации или расы. Ему трудно включиться в общение с представителями других стран из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим.

Коммуникативная компетенция

Современный ребёнок может проявить инициативу в диалогах со взрослым о реальных событиях, мультфильмах, компьютерных играх, Для него значимо понимание ценности поступков как реальных людей, которых показывают в новостных передачах по телевизору, так и персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.

Он безошибочно определяет настроение, эмоциональное состояние, чувства, отраженные в каком-либо художественном произведении, но затрудняется в подборе точных слов-эпитетов и образных выражений, а также в аргументации своего суждения, выделении средств выразительности, позволивших художнику, поэту, музыканту выразить это состояние.

Отсутствие интереса к общению со сверстниками обусловливает изменение его формы и содержания – оно стало более формальным и поверхностным.

Технологическая компетенция

Наибольший интерес вызывает компьютер с его развлечениями, страшилками, ужастиками, рекламой, деформирующими психику личности растущего человека. Телевизионный экран подменяет маленькому ребёнку игру, общение со сверстниками и взрослыми, активную продуктивную деятельность.

Ребёнок принадлежит беззащитному поколению «экранных детей», не имеющих четких культурных ориентиров, легко пр