Статья физическое воспитание и развитие ребенка

Статья на тему: “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”                                                                                                                                                      

                                                              О.В.Мокан   МКОУ Щученская  СОШ                                          

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека.[2].

По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность.[2].

Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворял свою потребность в движении. Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети 2-3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5-3 км. Мальчики двигаются больше. Летом потребность в движениях больше. В течение суток наибольшая двигательная активность с 09.00 до 12.00 и с 17.00 до 19.00 часов.[1].

Важную роль в развитии движений играет организованная деятельность по физическому развитию в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей раннего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно руководствоваться формированием движений.[2].

Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т.И.Осокина, С.Я.Лайзане, В.А.Шишкина и др.) отмечают, что в раннем возрасте нужно не развивать какие-то определённые способности, а укреплять различные мышечные группы, вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности. В этом возрасте преобладают движения, в которых участвуют крупные мышечные группы. Многократное повторение приводит к выработке согласованности в работе рук, ног, туловища, развитию координации движений, сохранению устойчивого равновесия. [1].

У детей формирование движений происходит на основе навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.[1].

У ребёнка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.[1].

У детей  тонус  мышц  сгибателей  преобладает над тонусом мышц разгибателей  (неск.  Согнута голова,  полусогнутые  ноги).  Поэтому значимыми для развития являются ОРУ – «школа управления движениями».[2].

Огромное значение в качестве выполнения принадлежит имитация с целью эмоционального воздействия на ребёнка.[2].

Восприятие действия необходимо обозначить словом, образуется связь между словом и движением. На выдохе произносить с детьми слова и звуки. [1].

Быстрая утомляемость требует частую смену движений. Одномоментно ребёнок может двигаться до 1,5-2 мин. В процессе смены движений происходит поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц, что обеспечивает ребёнку отдых[2].

Ребёнок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей. Всё большее место начинают занимать подвижные игры.[1].

Важно создавать и поддерживать положительный эмоциональный тонус.

Положительные эмоции – главный стимул для побуждения ребёнка к действиям.

Потребность в движениях у всех детей разная. В развитии ребёнка необходимо учитывать его уровень подвижности (малый, средний, большой).

Дети с высокой подвижностью – суетливы, неуравновешенны, неточны в движениях, они быстро утомляются, но не замечают этого. Нервная система истощается, нарушается сердечный ритм. Прекращать резко деятельность нельзя, важно развивать умение управлять своими движениями. Например: пробежать по узкой дорожке, проползти через препятствия, выполнить комплекс упражнений под определённый музыкальный ритм.[1].

А у детей, которые мало двигаются, у них формируется неуверенность в себе. Насильно в двигательную деятельность включать их нельзя, важно заинтересовать помочь, вселить уверенность.[1].

Физическое развитие детей зависит от условий, в которых развивается малыш, от правильно организованной внешней развивающей среды. (Н.М.Щелованов).

Двигательная деятельность должна организовываться на основе годового, квартального, ежедневного планирования с учётом решения основных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.[2].

Физическое развитие осуществляется в течение всего дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего решаются оздоровительные задачи. [2].

С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия), самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т.п.). Все здоровье укрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями.[1].

Исходя из анатомо-физиологических особенностей в развитии детей раннего возраста необходимо тщательно подбирать упражнения для развития и воспитания. Знать и соблюдать технику в выполнении упражнений, осуществлять «страховку», соблюдать технику безопасности, не использовать запрещённые упражнения, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Необходимо создавать условия не только в дошкольном учреждении, но и в семьях, информировать родителей, приобщать их к совместной оздоровительной деятельности. Да и самому педагогу быть образцом для подражания. При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми сверстниками.[1].

Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям. «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине… создаёт ли их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение» И.М.Сеченов. Движение – это основное средство в развитии ребёнка, движение – это здоровье, движение – это жизнь![1].

Список литературы:

1.- “Программа воспитания и обучения в детском саду” Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, ‘Г.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 208 с.

2. Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 11

Источник

Организация занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

Физическое воспитание детей — очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля, трудолюбие, коллективизм.

Очень важно, чтобы физическое воспитание проходило правильно. А для этого необходимо понимать его роль и важность в развитии личности.

Физическое воспитание — это основа для всестороннего и гармоничного развития личности. Оно неотрывно связано с интеллектом: чтобы трудиться умственно нужно затратить некоторое количество физических сил. Ребенок, правильно воспитанный физически, более требователен к самому себе, у него появляется чувство товарищества и принадлежности к коллективу. Физическое развитие — это не только укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.

Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм. Малыш может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание. У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом. Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю малыша, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние.

Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга. Закаливая организм ребенка каждый день, мы делаем его более устойчивым к температурным изменениям окружающей среды. Эта процедура позволяет также быть бодрым и наполненным энергией в течение дня.

Как правильно организовать условия для физического воспитания дома

Физическое воспитание ребенка в семье должно проводиться комплексно с занятиями в детском саду. Это сделает малыша более подготовленным к труду и жизни, устойчивым к различного рода заболеваниям, более заинтересованным в занятиях физкультурой. Совместное развитие ребенка в семье и дошкольном учреждении позволит усовершенствовать его двигательные навыки.

Детский организм нуждается не только в физических упражнениях, но и в воздействии естественных сил природы. Именно поэтому их нужно использовать в комплексе. Вода очистит кожу от загрязнений, воздух снабдит кислородом и уничтожит микробов, а солнце поспособствует обогащению организма витамином D. Эти три природных компонента можно использовать и как отдельное средство закаливания.

Дети дошкольного возраста нуждаются в определенном режиме. Им необходимо правильно питаться, выходить на свежий воздух, спать днем и ночью. Другая часть оздоровительных процедур не требует строгого режима.

Чтобы ребенок спокойно спал дома, его необходимо покормить не позже, чем за час до сна. Не следует кричать на ребенка или волновать его перед укладыванием в постель. Желательно принять теплую ванну. Кладите спать малыша в одно и то же время. Не делайте постель слишком теплой и мягкой. Не кладите подушку слишком высоко.

Закаливание ребенка в домашних условиях тоже нужно проводить с умом. Для начала следует проконсультироваться с педиатром о том, можно ли ребенку проводить такие процедуры. Если врач разрешит, то нужно начинать с полоскания горла прохладной водой, каждые три дня уменьшая её температуру на 1 градус. Лишь после того, как станет заметным улучшение здоровья, можно переходить к другим методам закаливания, таким как обтирание, обливание тела и ног.

Одевать ребенка дома и на прогулку нужно по погоде. Одежда не должна перегревать тело малыша и стеснять его движения. Если ребенок одет правильно, он будет испытывать небольшой холодок, находясь без движений.

Было доказано, что более комфортно дети чувствуют себя при комнатной температуре не выше 20 градусов. Это связано с тем, что терморегуляция организма ребенка при более высоких температурах не развивается. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к распространению респираторных заболеваний.

Ребенок должен научиться самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры без напоминания взрослых к 4–5-летнему возрасту. К этому времени он уже может ухаживать за одеждой, чистить зубы, мыть руки, правильно пользоваться вилкой и ложкой, убирать на место игрушки, застилать свою постель. Кроме того, ребенок уже способен самостоятельно использовать туалетную бумагу и носовой платок.

И конечно же, никакое физическое воспитание не обойдется без утренней зарядки. Лучше всего использовать упражнения, сопровождая их стихами. Ребенку так проще и интереснее. Сначала произносить стихи может только взрослый. Потом, по желанию ребенка, сможет делать и он сам.

Двигательные процессы раннего возраста не заканчиваются только ходьбой и бегом. Многие малыши активно лазают. Они стремятся преодолеть препятствия из подушек, коробков, ящиков, скамеек и прочего, что оказывается на их пути. Поэтому им нужно организовывать игры с подобными препятствиями. Так, можно использовать игру «Преодолей препятствие». Она заключается в раскладывании по ковру различных предметов, которые имеются дома. Это могут быть диванные подушки, стульчики и т. п. Следует предложить ребенку преодолеть эти препятствия.

Подвижная игра совместно с малышом также будет содействовать его физическому развитию. Чем лучше в семье будет создана предметно-развивающая среда, тем большей будет двигательная активность детей раннего возраста. Поэтому совет родителям: найти в квартире свободное место и организовать его под игровое пространство для детей.

В качестве примера можно привести ещё одну занимательную игру. Она называется «Собираем шарики». Для этого необходимо запастись разноцветными шарами и большой коробкой или корзиной. Возможно несколько вариантов игры. Можно рассыпать шарики и создать преграды для их сбора. Если ребенок уже различает шары, то попросить его собрать шарики какого-либо одного цвета. Таким образом, ребенок будет развиваться не только физически, но и умственно.

«Прокати шар в ворота»— ещё один вариант игры с детьми раннего возраста. Для её проведения понадобятся кубики, шар и ворота, которые можно соорудить из подручных материалов (других игрушек). Задачей малыша является прокатывание шара к цели — кубикам или кеглям, которые ставятся в ворота. Нужно сбить их.

Занимаемся с дошкольниками

Если в раннем возрасте лазанье, бег и ходьба только развивались, то в дошкольный период они начинают совершенствоваться. Дети уже могут заниматься на тренажерах и выполнять упражнения с предметами. Следует развивать их способности и организовать условия для этого.

В дошкольный период детям уже доступны упражнения по сохранению равновесия. Они могут метать легкие предметы или мячи. Дошкольники способны бросать и ловить. Поэтому с ними можно играть в игры, где активно используются именно такие действия.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста может заключаться в беге, в лазанье по тренажерам, бросании и ловле мяча с небольшого расстояния. Дошкольники могут перепрыгивать через препятствия, прыгать на одной или двух ногах. Также они способны забираться на невысокие предметы и спрыгивать с них.

Навыки метания в дошкольном возрасте формируются интенсивнее всего. Если перед ребенком стоит задача бросить мяч в цель, то он не контролирует дальность и направление броска. Ребенок просто выпускает мяч из рук. Ловля предметов тоже ещё недостаточно развита.

Чтобы дошкольник развивался физически не только в специальном учреждении, но и дома, необходимо организовать для этого подходящие условия. Следует выделить отдельную комнату для игр, застелить полы ковром, оборудовать её тренажерами и игрушками. Самый важный предмет в жизни дошкольника — это мяч. Он тренирует быстроту реакции, координацию движений и меткость.

В заключение хочется сказать: для правильного физического воспитания необходимо стимулировать потребность детей в физических упражнениях. Здесь немалую роль играет пример и отношение к физической культуре взрослого. Родители должны знать и учитывать потребности и интересы своего ребенка. Не нужно запрещать ему бегать или прыгать. Запомните, как родители будут относиться к физкультуре, такое же отношение к ней сформируется и у самого ребенка.

Источник

Слайд 1

Набок Елена Викторовна

Слайд 2

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокуп­ность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Слайд 3

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Оздоровительные задачи: 1. формирование правильной осанки; 2. своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; 3. формирование изгибов позвоночника; 4. развитие сводов стопы; 5. укрепление связочно-суставного аппарата; 6. развитие гармоничного телосложения; 7. регулирование роста и массы костей; 8. развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.;

Слайд 5

Воспитательные задачи: 1. потребность в ежедневных физических упражнениях; 2. умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; 3. приобретение грации, пластичности, выразительности движений; 4. создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); 5. закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); 6. осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание); 7. прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Слайд 6

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Гигиенические факторы : режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, уборка групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий. Естественные силы природы: солнце, воздух, вода. Физические упражнения

Слайд 7

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании, обеспечивает последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, выр ажает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок. Принцип цикличности, заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка. Принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип всестороннего и гармонического развития личности, направлен на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка. Принцип оздоровительной направленности, решает задачи укрепления здоровья ребенка. Принцип единства оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

Слайд 8

Методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества. В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки.

Слайд 9

Приемы обучения ребенка движениям 1. Приемы наглядного метода: – наглядно-зрительные приемы, – тактильно-мышечную наглядность, – предметная наглядность, – наглядно-слуховые приемы. 2. Приемы словесного ( вербального ) метода: – краткое одновременное описание, – объяснение, – пояснения, – указания, – беседа, – вопросы, – команды, распоряжения, сигналы, – сюжетные рассказы. 3. П риемы, относящиеся к практическому методу : – упражнение

Слайд 10

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ: 1-й этап — начальное разучивание двигательного действия. Ставятся задачи: 1. ознакомление ребенка с новыми двигательными действиями; 2. создание у него целостного представления о движении, выполнение его. ( в средней и старших группах). М етодика начального разучивания включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком. 2-й этап — углубленное разучивание. Задачи: 1. уточнение правильности выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения; 2. исправление ошибок. 3 -й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия. Задачи: 1. постепенное развитие дифференцированного торможения: все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога; 2. четкое выполнение движения

Слайд 11

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 1. Общеразвивающая: основная гимнастика, гигиеническая и др.). Основная гимнастика. Она направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной). В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем. Рекомендуется для всех возрастных групп детей. 2. Гимнастика со спортивной направленностью (художественная гимнастика, атлетическая и др.). 3. Прикладная или лечебная.

Слайд 12

Основные движения делятся на: 1. циклические. Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся различные ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. 2. ациклические. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием. Упражнения в бросании и метании Метание – движение ациклического типа. Метание проводится на дальность и в цель. Способы метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.

Слайд 17

Упражнения в лазании Лазание — циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м). Виды лазания: – подлезание, – перелезание, – пролезание, – ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), – лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

Слайд 19

Упражнения в ходьбе Ходьба — циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл. Ходьбой ребенок овладевает в конце первого или начале второго года жизни. На 2 году жизни ребенок ходит в удобном для него темпе. На 3 г.ж. наблюдаются согласованные движения рук и ног, умеет соблюдать равновесие. Виды ходьбы детей младшего дошкольного возраста: ходьба на наружном крае стопы («косолапый мишка»); ходьба крадучись, на полусогнутых ногах; босиком по лежащей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

Слайд 20

Виды ходьбы в старшем дошкольном возрасте: – с высоким подниманием бедра, – ходьба скрестным шагом, – ходьба приставным шагом. – ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, – на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; – ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; – ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), – ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взмахом рук,

Слайд 21

Упражнения в беге Бег — циклическое движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и в периоде полета. Во время бега имеется фаза полета, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы. Момент полета усиливает быстроту передвижения ребенка, увеличивает длину шага, что дает возможность двигаться вперед с расслабленными мышцами.

Слайд 22

Упражнения в прыжках Прыжок — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз: 1) подготовительной — принятие исходного положения или разбег; 2) основной — отталкивание; 3) полет; 4) заключительной — приземление. Виды прыжков: – прыжки в длину с места, – прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту с места, прыжки в высоту с разбега.

Слайд 27

Упражнения в равновесии Равновесие — способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Являясь компонентом любого движения и сохранения любой позы, оно развивается постепенно, по мере уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства. Функция равновесия развивается с раннего возраста. От статического равновесия, обеспечивающего удержание тела при сидении, стоянии, до динамического, позволяющего удерживать позу при ползании, ходьбе и т.д. Равновесие, требующее устойчивого положения тела, требует координации движений, внимания, ориентировки в окружающих условиях, умения владеть своим телом, смелости, самообладания.

Слайд 29

Общеразвивающие упражнения Общеразвивающие упражнения — это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Значение: – способствуют формированию правильной осанки; – укрепляет опорно-двигательный аппарат; – улучшает кровообращение, дыхание, обменные процессы, деятельность нервной системы; – развиваются и укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; – нормализуются процессы напряжения и расслабления; – содействуют развитию психофизических качеств ребенка.

Слайд 30

Группы ОРУ: 1. Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Важную роль в этой группе упражнений играют упражнения для мышц лица, глаз, рук (улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки, показать, как задувают спичку, изобразить поцелуй и т.д.), включаются упражнения для пальцев и кистей рук. 2. Другая группа ОРУ — для туловища, развития и укрепления мышц спины — влияет на формирование правильной осанки, способствует развитию гибкости позвоночника. Исходные положения тела, рук, ног могут быть разнообразными: стоя, лёжа, сидя. 3. Третья группа ОРУ – для развития и укрепления ног и брюшного пресса – предохраняет внутренние органы от сотрясения, препятствует застою крови в венозных сосудах.

Слайд 31

Исходные положения для ног в положении стоя: 1) основная стойка — пятки вместе, носки врозь (для старших групп) используется перед началом и по окончании упражнений (иногда с подъемом на носки); при полуприседании и полном приседании (прямая спина, колени разведены в стороны, пятки приподняты); при подъеме и сгибании ног в колене, при отведении ног вперед, влево, вправо, назад; 2) стойка — ноги врозь, на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты; 3) стойка — ноги врозь, на ширине плеч, носки слегка развернуты; 4) стойка — ноги сомкнуты, носки и пятки вместе — используется при приседании; 5) стойка — ноги скрестно, одна нога находится перед другой, ступни параллельно; 6) стойка на коленях — колени, голени, носки опираются о пол, носки вытянуты — используется при поворотах сидя на пятках; 7) стойка — ноги слегка расставлены, ноги на ширине ступни, стопы слегка в стороны, но не внутрь (используется в младших группах).

Слайд 32

Исходные положения для рук в положении стоя: руки опущены вниз, вдоль тела, ладони обращены к туловищу; руки вперед, вверх, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу; руки в стороны, ладони обращены вниз или вперед; руки на пояс — четыре пальца вперед, вниз, локти и плечи назад; руки перед грудью — локти на высоте плеч, ладони обращены вниз; руки за голову — локти отведены назад, пальцы касаются затылка, ладони обращены вперед; руки перед собой, кисти согнуты в кулаки, одна рука над другой; руки за спину, кисти «в замок» или одна кисть положена на другую.

Слайд 33

В положении сидя: ноги вперед — прямые, сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты; ноги врозь — прямые, разведены, носки оттянуты и слегка развернуты; ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу; ноги скрестно. Положение рук — в зависимости от содержания упражнений. В положении лежа: лежа на спине — прямые ноги сомкнуты, носки слегка расставлены, оттянуты, руки вдоль тела, ладони — вниз; лежа на животе — прямые ноги сомкнуты, руки, согнутые в локтях, опираются о пол, ладони перед собой (одна над другой) или, опираясь на ладони, приподнять туловище; лежа на правом или левом боку с опорой одним боком, прямые ноги сомкнуты, руки обращены вверх.

Слайд 34

Строевые упражнения : – построение: в круг, колонну, шеренгу и т.п.); – перестроение: из колонны в круг, по два, по три, по четыре; в шеренгу и т.д.); – повороты в разные стороны: кругом, налево, направо; – размыкание; – смыкание; – разнообразные передвижения в пространстве.

Слайд 35

Вторая младшая группа: приучают строиться: с помощью воспитателя — в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д.; учат перестроению из колонны по одному в пары. Средняя группа: закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу. Старшая группа: ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.

Слайд 36

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр: 1. Подвижные игры: – сюжетные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. «Автомобиль и воробушки», «Гуси-гуси», «Мышеловка», «У медведя во бору» и др. – несюжетные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. «Перебежки», «Ловишки», «Кто скорее добежит к своему флажку?», «Кто скорее передаст мяч?» и др. 2. Спортивные игры — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Слайд 37

Формы организации двигательной деятельности ребенка: – физкультурные занятия; – физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; – самостоятельная двигательная деятельность детей; – активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы; – задания на дом.

Слайд 38

Способы организации детей на занятии – фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость; – групповой способ организации детей. При этом каждая группа упражняется в осуществлении определенных движений; – поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. – индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания; – комбинированный способ организации детей. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие – посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Слайд 39

Структура НОД по физической культуре 1. Вводная часть 2. Основная часть: ОРУ, основные виды движений, подвижная игра. 3. Заключительная часть.

Слайд 40

План-конспект НОД по физо: Дата проведения Время и место проведения Количество детей Физкультурный инвентарь Задачи

Слайд 41

1. Растягивание резинки. И.п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1- руки в стороны; 2 – и.п.

Источник