Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка

Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка thumbnail

Статьи

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

31.01.2021

Одна из важнейших задач в воспитании маленького ребенка – развитие его ума, формирование тонких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

25.01.2021

В статье описывается проблема развития мелкой моторики современных детей дошкольного возраста. Предлагаются формы и методы помощи детям и их родителям направленные на в развитие мелкой моторики. Следует обратить внимание на систематичность проведения игр и упражнений с пальчиками самого раннего детства для успешного развития ребенка.

13.12.2020

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

05.12.2020

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

25.11.2020

Материал для родителей, познакомить их с подвижными играми в которые они могут играть со своими детьми.

18.11.2020

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования – воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна потому, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа.

08.11.2020

Наша группа начинается с раздевалки, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается вся необходимая информация по детскому саду, консультации и советы по пожарной безопасности, ПДД, укреплению здоровья детей, советы по возрастным и гендерным особенностям детей. Также в раздевалке находится стенд, где оформляются выставки работ детей.

08.11.2020

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» новых знаний, приобретении умений.

08.11.2020

Быть воспитателем в современном обществе сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, терпение, но и нужно любить детей, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. И я бы хотела рассказать вам о своем взгляде на работу современного воспитателя, и каким он должен быть.

08.11.2020

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. В нашем дошкольном учреждении с целью развития у детей логического мышления, широко используются логико – математические игры и упражнения.

23.10.2020

Современный детский сад не может существовать без совместной деятельности семьи и педагогов. Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности способствует активному развитию познавательной деятельности.

23.10.2020

Обычно дети до 4-х лет наибольшее количество времени проводят именно в зоне УПЖ. Ребенок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни. Большая часть материалов из зоны УПЖ происходит из повседневных домашних дел и постепенно дает возможность ребенку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: приготовления завтрака, самостоятельное одевание и раздевание и т.п. Благодаря этому, у ребенка растет уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

05.10.2020

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни.

25.09.2020

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

11.08.2020

Игры на свежем воздухе расширяют знания о природных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления, и речи (заучивание четверостиший к подвижным играм).

03.06.2020

Цель семинара-практикума: совершенствование речевых навыков воспитанников через правильную речь педагогов.

20.05.2020

Всем давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для этого, но по сути, любые действия пальчиков – уже полезны. Развитие мелких движений пальцев рук способствуют созреванию речевых зон в коре головного мозга. Когда ребёнок выполняет осознанные, подчиненные определенной цели движения, осваивает новые приемы, развивается и речевая функция.

14.05.2020

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

07.04.2020

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

07.03.2020

Моделирование – это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.

09.02.2020

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в детском саду создана целостная модель предметно – развивающей и оздоровительной среды, обеспечивающая полноту детской деятельности, их разностороннее и творческое развитие.

09.02.2020

В статье представлено процесс краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста, умение анализировать значимый аспекты своей деятельности, находить и устранять причины своих ошибок. Раскрыты понятия о патриотизме и патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В содержание краеведческой работы направлены на эффективное просвещения родителей в детском саду как средство реализации идей просвещения родителей и педагогов в ДОО.

27.01.2020

К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета.

15.01.2020

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют решение задач психолого-педагогической работы по формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств детей строить с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.

11.12.2019

Проблема организации свободного времени человека представлена в отечественной социологической и педагогической литературе широким кругом исследований, среди которых особенно значительными являются труды И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Зборовского. Труды ученых позволили заложить основу современного подхода к исследованию досуга человека с точки зрения осуществления специфических социальных процессов.

09.11.2019

Воспитатель – это наставник, помощник, он должен сочетать в себе такие качества как доброта, честность, теплота к окружающим людям; умение прощать людей; сочувствовать и сопереживать окружающим.

08.11.2019

Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем нашего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детского сада, по существу, для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наиболее актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открывающихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является малочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения, а также объемные программы обучения, занимающие большую часть времени, проводимого детьми в д/с.

21.10.2019

В работе определен и экспериментально-обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

13.10.2019

Статья об открытии в МДОУ №53 г. Раменское бесплатного кружка конструирования для воспитанников старшего возраста МДОУ №53. В нашем саду №53 запущен новый проект по трехмерному моделированию с элементами механики.

10.10.2019

Источник

Формирование этических норм в интерактивных образовательных технологиях Автор: Лебедева Александра Александровна, воспитатель, воспитатель ПНД, МДОУ №20 “Андриеш” – “Центр развития ребенка”

Методические разработки для проведения сюжетно-ролевых игр в старшей группе Автор: Колесова Елена Юрьевна, воспитатель, ГБДОУ Детский сад N51 СПБ

Гаджеты с пелёнок: плюсы и минусы Автор: Васильева Людмила Валентиновна, воспитатель, ГБОУ «Школа №717»

Знакомство дошкольников с волонтерской деятельностью с помощью средств технического творчества в дополнительном образовании Автор: Карпова Александра Евгеньевна, педагог дополнительного образования, ГБУДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества»

Расширение читательского кругозора дошкольников средствами технического творчества в дополнительном образовании Автор: Карпова Александра Евгеньевна, педагог дополнительного образования, ГБУДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества»

Формирование речи у детей дошкольного возраста Автор: Щербакова Татьяна Алексеевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №45 “Сказка”

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками Автор: Донченко Любовь Павловна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №28 Невского района г. Санкт-Петербург

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО Автор: Войтах Елена Геннадьевна, воспитатель, МДОУ № 110 “Аистенок” г. Вологда

«Мы – Олимпийцы!» Автор: Потапова Ольга Васильевна, воспитатель, МБОУ “ЦО 27” г. Тула

«День защитника Отечества в детском саду» Автор: Горецкая Инесса, воспитатель, МБОУ “ЦО 27” г. Тула

Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью Автор: Бобылева Юлия Владимировна, воспитатель, МБДОУ “Детский сад №111” Нижний Новгород

«Культурно-образовательные практики» в образовательном пространстве Санкт-Петербурга Автор: Бойцова Наталья Владимировна, старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 50 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством хореографии Автор: Глазкова Ирина Сергеевна, воспитатель, МБДОУ “Детский сад “Рябинка” КВ, поселка Зональная Станция” Томского района

Влияние стиля управления на профессиональную деятельность работников дошкольного образовательного учреждения Автор: Малышева Ирина Александровна, cтарший воспитатель, МБДОУ “ДС № 267 г. Челябинска”

Практическая связь технического творчества и экологического воспитания в дополнительном образовании дошкольников Автор: Карпова Александра Евгеньевна, педагог дополнительного образования, ГБУДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества»

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста Автор: Быкова Людмила Александровна, воспитатель, МБДОУ “Детский сад “Рябинка” КВ, поселка Зональная Станция” Томского района

Колядки для современных детей Автор: Леонова Евгения Геннадьевна, воспитатель, МБОУ ЦО 27

Опыт работы воспитателя на тему: «Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» Автор: Кабанова Елена Александровна, воспитатель, МДОУ “Детский сад №17 “Аленький цветочек”

Особенности организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Автор: Безменова Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №8 Киселевский ГО

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Автор: Лысенко Татьяна Александровна, воспитатель, МБДОУ “Детский сад “Рябинка” КВ, поселка Зональная Станция” Томского района

Источник

Д.пед.н. Куликовская Ирина Эдуардовна

Южный федеральный университет, Россия

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об образовании» зафиксировал миссию дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании» (2012г.), ст. 64). В данной формулировке нашли отражение те направления развития дошкольного образования, которые являются традиционными (развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья), а также инновационные идеи (формирование общей культуры, развитие личностных качеств). Новые цели и задачи образования возникают под влиянием тенденций, характерных для информационного общества, глобализирующего мира, противоречивых процессов развития человечества. Основными трендами развития дошкольного образования в этих условиях становятся следующие.

1. Осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве.

Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.

Понимание значимости дошкольного детства для дальнейшей жизни человека всё более отчётливо звучит в выступлениях высших руководителей Российской Федерации. Рассматриваются вопросы материального обеспечения семей с детьми, строительства новых дошкольных учреждений, соответствующих современным требованиям. Выдвигаются требования повышения качества дошкольного образования в ситуации его вариативности и доступности.

Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации, новые гаджеты и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращается на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Формирование общей культуры ребёнка, становление его индивидуальной траектории познания окружающего мира происходит в процессе развития физической, мотивационно-потребностной, духовно-нравственной, эстетической сфер, сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них чувства принадлежности к роду, семье, поколению, стране.

2. Приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования.

Нестабильность и неустойчивость современного мира обусловливают необходимость обретения тех ценностей и смыслов жизни, которые позволят ребёнку быть здоровым, успешным и креативно мыслящим. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает индивидуальные способы открытия ценностей и смыслов, переконструирования имеющихся знаний, входящих в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. У него развивается способность к осмыслению и аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольного возраста связано со способностью к познанию мира на основе сенсорного опыта и формирующимся логическим мышлением. К старшему дошкольному возрасту происходит осознание существенных, необходимых свойств, качеств, явлений окружающего мира, становление целостного мировидения ребенка, вычерчивающего общее социокультурное содержание познания.

Аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала и смыслов знания обусловливает обретение детьми смысла жизни с интенцией (осознанным устремлением) к абсолютным ценностям (Добру, Красоте и Истине), выражая бесконечность человеческого существования. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться. В конечном счёте, результатом ценностно-смыслового развития ребёнка является формирование его личностных качеств, понимание им смысла жизни вообще и его жизни, в частности, а также смысла деятельности («Зачем ты это делал?»), смысла общения («Зачем тебе общаться с другим человеком?») и т.д.

3. Событийная направленность дошкольного образования.

Развитие детской субкультуры и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит во взаимодействии взрослых и детей в едином событийном пространстве, где происходит взаимообмен мира взрослых и мира детей. Здесь формируется диалог культур и личностей, позволяющий каждому участнику приобрести опыт социокультурных коммуникаций, договора, соблюдения правил и норм взаимодействия, толерантного и уважительного отношения к чужому мнению, позитивного разрешения проблемных ситуаций. Те события, которые организуются и разворачиваются в дошкольных образовательных учреждениях позволяют ребёнку разносторонне познавать окружающий мир, приобрести корпоративные навыки, ориентироваться на общие законы и правила взаимодействия в социальном пространстве. Событийность образования дошкольников соответствует их возрастным потребностям, так как они учатся жить на территории другого (человека, знания, знака, символа). Моменты со-бытийности являются «узловыми моментами» развития личностной культуры ребёнка, так как в со-бытийности возникает сорадость, готовность к поддержке, свобода творчества и самовыражения.

Именно в со-бытийности возникает искренность взаимного переживания и радость обретения новых смыслов жизни. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе подготовки к событию, его проведения и осмысления обусловливает установление субъект-субъектных, партнёрских отношений, в которых открываются ценности, знаки и символы культуры, актуализируются имеющиеся знания об окружающем мире, об истории родного края, страны и мироздания в целом, происходит процесс переноса имеющихся знаний в новые ситуации, их переосмысление и использование в продуктивных творческих видах деятельности. Воспитание без воспитания и учение без назиданий становятся сущностной характеристикой дошкольного образования, ориентированного на поддержку устремлений и развитие ключевых компетенций всех субъектов педагогического процесса.

4. Компетентностная ориентированность дошкольного образования.

В современной жизни востребованы те способности человека, которые позволяют ему найти адекватный ситуации способ поведения, обнаружить новые пути самореализации, осуществлять различные виды познавательной деятельности и решать разнообразные проблемы. Весь этот комплекс способностей представляет собой компетенции, формирующиеся ещё до поступления ребёнка в школу – в дошкольном образовании. Компетентностная ориентированность дошкольного образования соответствует основным тенденциям развития мира. Советом Европы выдвинуты ключевые компетенции (социальная, поликультурная, коммуникативная, технологическая, когнитивная), акцентирующие внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на индивидуально-личностных особенностях, потребностях, интересах личности. Основа таких компетенций формируется в дошкольном детстве, если из объекта педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект собственного развития, обладающий уникальными способностями и личностными качествами. Компетенции ребёнка являются образовательными результатами педагогического процесса дошкольного учреждения. Успех, как индивидуальное достижение, основано на компетенциях, социальных навыках, волевых усилиях, потребности преобразовать цели как намерения в реальный результат.

Невозможно переоценить значение ключевых компетенций для жизни человека в том мире, который сегодня отличается открытостью, насыщенностью информационных процессов, агрессивностью утверждения негативных моделей поведения, презентируемых как образцы. Эта ситуация вызывает тенденции воспитания ребёнка, не только много знающего, но и владеющего способами свободного и самостоятельного выбора путей и средств самореализации в мире. Меняющиеся системы ценностей, способы жизнедеятельности вызывают потребность в таких когнитивных компетенциях, которые, будучи интеллектуальным вариантом инициативы, позволят ребёнку получить информацию о мире и преобразовать её в представления, знания, убеждения, создать в сознании целостную картину мира, обусловливающую ориентиры деятельности и поведения.

Рассмотрение основных компетенций в контексте особенностей ребёнка дошкольного возраста позволило нам создать портрет ребёнка начала ХХI века. Компетенций рассматриваются как результат образования ребёнка на дошкольной ступени. Попробуем представить ребёнка, осваивающего мир, характеризующийся высокой скоростью перемен и информационной насыщенностью.

Социальная компетенция

Современный ребёнок активно познаёт мир социальных отношений, ему важно понять другого человека (родителей, сверстников, героев мультфильмов и рассказов). Он стремится осознать особенности других детей и взрослых – их мимику, жесты, позы. Легко включаясь в коммуникацию, он учится использовать средства общения для достижения взаимопонимания. В социокультурном опыте ребёнка присутствуют представления, эмоционально-ценностные отношения и способы отражения мира в детском творчестве.

Ребенок проявляет способы поведения, характерные для людей того или иного пола. Выделяет, прежде всего то, что разделяет мужские и женские роли, а не то, что их сближает. Начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчики – что они защищают девочек. Продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций.

Он уже способен различать добро и зло, красивое и безобразное, у него особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость. Быстро входит в предлагаемые игровые роли, которые являются своего рода формой восстановления внутренней гармонии, «пробой» различных форм поведения, приводящего к определённому результату. Условный, символический мир сюжетно-ролевой игры является пространством, в котором ребёнок учится любви, пониманию, преодолению трудностей, проявлению достоинства, ответственности и др. Причём это учение в игре имеет реальную направленность, формируя качества личности, востребованные и в игровых, и в жизненных ситуациях.

Социальные ценности (доверие, свобода и др.) менее значимы для ребёнка, что связано с тем, что в период дошкольного детства он лишь только осваивает правила жизни в социуме, а взрослый является ретранслятором культуры взаимодействия, постоянно напоминая о нормах взаимоотношения людей. Предоставление сверстнику свободы выразить своё мнение в спорных ситуациях, возникает лишь в результате стимулирования со стороны педагога.

Отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что он часто ошибается в интерпретации слов собеседников, репертуар ролевого поведения не слишком широк. Бывает застенчив, так как с трудом понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей. Ему трудно предугадать, как будет развиваться та или иная ситуация общения, поэтому часто оказывается в центре конфликта, обижается на непонимание или дистанцируется от общения. Иногда ему трудно общаться и вступать в устойчивые дружеские связи, участвовать в совместных играх.

Поликультурная компетенция

Ребёнок начала ХХI века учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному – у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать – русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Его социокультурный опыт проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других стран.

Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Бывает критично настроен к представителям какой-либо нации или расы. Ему трудно включиться в общение с представителями других стран из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим.

Коммуникативная компетенция

Современный ребёнок может проявить инициативу в диалогах со взрослым о реальных событиях, мультфильмах, компьютерных играх, Для него значимо понимание ценности поступков как реальных людей, которых показывают в новостных передачах по телевизору, так и персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.

Он безошибочно определяет настроение, эмоциональное состояние, чувства, отраженные в каком-либо художественном произведении, но затрудняется в подборе точных слов-эпитетов и образных выражений, а также в аргументации своего суждения, выделении средств выразительности, позволивших художнику, поэту, музыканту выразить это состояние.

Отсутствие интереса к общению со сверстниками обусловливает изменение его формы и содержания – оно стало более формальным и поверхностным.

Технологическая компетенция

Наибольший интерес вызывает компьютер с его развлечениями, страшилками, ужастиками, рекламой, деформирующими психику личности растущего человека. Телевизионный экран подменяет маленькому ребёнку игру, общение со сверстниками и взрослыми, активную продуктивную деятельность.

Ребёнок принадлежит беззащитному поколению «экранных детей», не имеющих четких культурных ориентиров, легко принимающих ложные идеалы за истинные.

Когнитивная компетенция

Системообразующим началом детской картины мира выступает одухотворенность, а элементы картины мира (образы, представления, знаки, символы, знания) находятся в постоянном развитии и уточнении. Познавательный интерес характеризуется ситуативностью. Представления о связях в мире во многом конкретны и фрагментарны.

Он уже умеет выделять существенные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать, однако зачастую отвечает на вопросы односложно, испытывает трудности при подборе прилагательных, допускает ошибки в построении сложных предложений. Однако он способен концентрировать внимание на поставленной проблеме, понять её, решать как самостоятельно, так и с помощью педагога в зависимости от сложности поставленной задачи. С помощью взрослого ребёнок может перенести какие-либо знания в художественно-творческую деятельность.

Довольно часто можно обнаружить затруднения при формулировке вопросов об окружающем мире, так как зачастую от него требуют воспроизводить то, что ему рассказали дома и в детском саду. Его познавательная активность недостаточно сформирована, так как интенсивное информационное пространство постоянно предоставляет ответы на ещё не заданные вопросы.

Для него характерно отсутствие способности к концентрации на как?