Старший школьный период развития ребенка
Характеристика старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.
Этап старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.
Часто характеристика старшего школьного возраста отмечается тем, что обостряется борьба двух поколений – старого и нового, возникает множество конфликтных ситуаций. и это не всегда обусловлено столкновением взглядов, порой на конфликты подталкивает всплеск гормонов.
Физиологические изменения
С точки зрения физиологии старший школьный период характеризуется быстрым ростом организма, развитием эндокринных желез.
От уровня половых гормонов зависит рост организма. В этот период определяется рост подростка. Если до периода полового созревания колебания роста незначительные, то, начиная с этого периода даже ранее отстающие могут значительно прибавить в росте, достигая по центильным таблицам уровня на несколько пунктов больше предыдущих.
С бурной деятельностью эндокринных желез связано изменение работы сальных желез, что приводит к формированию угревой сыпи. Справиться с ней поможет правильный уход за кожей, гигиеническая обработка и время. После того, как самый активный период закончится, сыпь сама пройдет.
В этот период у девочек начинается менструация, и с этого момента бурное развитие молочных желез и половых органов несколько замедляется.
Развитие старшего школьника женского пола начинается раньше и протекает быстрее, чем у мальчиков, поэтому девочки созревают раньше. У мальчиков скачок роста и всплеск гормонов происходит в более поздний период.
У девочек в среднем это происходит в 12 лет, а у мальчиков – в 14. Этим определяется и гораздо более поздняя готовность мужчины к созданию семьи.
В этап старшего школьного возраста увеличивается мышечная сила, жизненная емкость легких.
Активно развивается головной мозг, за счет чего несколько ухудшается мозговое кровообращение. За счет интенсивного роста увеличивается обмен веществ, что требует увеличения каллоража потребляемой пищи. При этом возрастает потребность в основных питательных веществах пищи: в первую очередь, в белке, хотя это касается и жиров, и углеводов.
Появление полового влечения
Развитие старшего школьника физиологическое влечет за собой изменение поведения. С этого момента появляется половое влечение к лицам противоположного пола.
Определяются симпатии, пары, появляются первые отношения. Теперь формируются вкусы и предпочтения в отношении противоположного пола. В этот период отвлекается внимание от учебы, на первый план выходит личностное становление.
О того, насколько самостоятельная личность получится в результате переходного возраста, зависит и последующая жизнь человека.
Психологическая нагрузка на подростка
Старший школьный период характеризуется тем, что для родителей подросток был и остается ребенком, однако он ищет свой путь, хочет сам принимать решения и быть самостоятельным, считая, что все получится, поскольку он уже не ребенок.
Он не может определиться с приоритетами, за что получает неодобрение со стороны родителей, ведь они не понимают причины невнимательности ребенка.
Особенности протекания старшего школьного периода
Развитие старшего школьника было бы менее сложным, если бы все составляющие развития в этот период происходили синхронно. Между тем, физиологические изменения и психологические происходят в разные периоды.
Начинающийся рост организма присоединяет развитие желез внутренней системы. Только, казалось бы, подросток адаптируется к этому, но ухудшение мозговой деятельности не дает в полной мере справиться в короткие сроки с этим.
А ведь усложнение и увеличение объема информации, преподаваемой в школе, требует повышенного внимания. Поэтому организм ребенка должен справиться с целым комплексом задач.
В этот период страдает психологическая устойчивость школьника, он становится подверженным психологическим срывам.
Переходный период затрагивает каждую семью, поэтому наверняка каждому есть что сказать по этому поводу.
Родители, или сами молодые люди, прошедшие этот период — делитесь опытом, оставляйте комментарии к статье, пишите о своих впечатлениях об этом периоде жизни. Что было наиболее сложно, кто помог в сложный период жизни, с кем сложнее всего складывались отношения?
Ведите диалог с другими посетителями сайта, подписывайтесь на раздел, оставайтесь с нами!
Загрузка…
Источник
Период старшего школьного возраста (пyбертантный) – дети с 12до17лет, но необходимо помнить, что социальная категория «старший школьный возраст» не полностью совпадает с физиологической категорией «пубертатный период», поскольку половое созревание заканчивается после окончания школы: у девочек – к 18 годам; у мальчиков – к 20-22 годам.
Анатомо-физиологические особенности
Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика.
Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов С преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).
Осознание своего социального “Я» у большинства детей появляется к 7-8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, ‘рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
С 12- 13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это проявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.
В связи с половым созреванием появляется оволосенение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков – лица.
Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.
Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика,
Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 – поясничной и копчиковой.
С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем – к проблемам во время беременности и родов.
Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к патологическому искривлению позвоночника – сколиозу.
В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный .рост черепных костей.
К 10-13 годам происходит окостенение запястий, а к 9- 11 годам – фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).
Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).
К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.
Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.
При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей: l-я группа – зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);
- 2-я группа – дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;
- 3-я группа – дети с существенным отставанием в моторном развитии.
Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8- 10 годам становится практически такой же, как у взрослых.
Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет.
Тип дыхания: у девочек – грудной; у мальчиков – брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет-20-25 в мин.; с 12лет и старше -16-20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное.
Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.
К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.
Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:
- – у детей с 7 до 11 лет -т.е- 80-90 ударов в минуту;
- – у детей с 12 лет и старше – 70-80 ударов в минуту.
Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n – число лет ребенка.
С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.
В среднем же у подростков: АДmax = 120 мм рт. ст. АДmin = 80 мм рт. ст.
Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.
К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12- 13 годам – 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.
Число мочеиспусканий составляет – 8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, У детей старше 12 лет – 1015-1025.
Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи – 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n – число лет ребенка, начиная с 5 лет.
Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.
Эндокринная система требует особого внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.
Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
- 1. Имеют очень незначительную массу.
- 2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.
- 3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
- 4. Работают по принципу «обратной связи». Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде, получая гормоны от матери.
Щитовидная железа расположена. на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т.е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина:
Парашитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.
Вилочковая железа (тимус) расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2-5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает, вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен.
Поджелудочная железа является железой двойной секреции: внешняя – выработка пищеварительных ферментов; внутренняя – выработка гормонов. Гормоны поджелудочной железы регулируют углеводный, белковый, жировой обмен.
Надпочечники – парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового веществ. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов, их называют кортикостероидами.
Половые железы являются парными железами двойной секреции.
Яичники – женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны – прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.
Яички – мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.
Нервно-психическое развитие
Сомато-вегетотивные показатели:
- · настроение (преобладает хорошее, ровное, устойчивое иди отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения);
- · наличие страхов (темноты, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов);
- · аппетит (без отклонений иди имеются нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой);
- · сон (без отклонений иди имеются нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения);
- · отсутствие или наличие энуреза, энкопреза.
Вегето-диэнцефальные показатели:
- · отсутствие или наличие головных болей (возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером, боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, тяжесть в голове, неопределенные ощущения);
- · утомляемость (бывает часто или редко, связанная с физическими или психическими нагрузками, снижение работоспособности);
- · плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов;
- · наличие головокружений. обмороков, тошноты. Поведение и показатели психомоторной сферы;
- · поведение (ровное, спокойное, уравновешенное, или отмечается повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность, заторможенности, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм);
- · речь (нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др);
- · отсутствие или наличие навязчивых движений (тиков) и действий (моргание, нахмуривание лба, гримасничанье, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос навязчивый счет, ритуалы);
- · отсутствие или наличие патологических привычек (кусание ногтей, выдергивание волос,’ онанизм, раскачивание головы или туловища).
Интеллектуальное развитие:
оценивается по результатам тест-опроса, предлагающего ответить на ряд вопросов из трех разделов, связанных с изучением:
- · общего развития (осведомленность);
- · сообразительности, понятливости;
- · абстрактно-логического мышления, способности обобщать.
Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности к их накоплению и долговременной памяти. Сообразительность, понятливость характеризуют социальную зрелость ребенка. Уровень логических абстракций характеризует способность к логическому, абстрактному мышлению, обобщениям понятий. Уровень интеллектуального развития может быть признан нормальным, соответствующим возрасту в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из трех вопросов.
Источник
План лекции
1.
Анатомо-физиологические особенности школьного возраста (пубертатный, подростковый)
2.
Нервная, сердечно-сосудистая система, система органов дыхания.
3.
Пищеварительная система, МВС, эндокринная и иммунная системы.
4.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка, мышечная и костная системы
5.
Нервно-психическое развитие
ериод старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)
АФО
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост – в пределах 154-160 см, а вес – 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела… В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста – 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.
В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес – 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно – 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.
^ Нервная система
Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еше не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, – средний и старший школьник быстрее утомляется.
Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов – особенно, если ребенок приучен много он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.
^ Сердечно-сосудистая система
Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже – 72-78 ударов в минуту, в 15 – 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.
Артериальное давление повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).
Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).
^ Система органов дыхания
Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 – уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника – как у взрослого человека.
Хорошо развиты верхние дыхательные пути.
Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.
^ Пищеварительная система
Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.
^ Система органов мочевыделения
Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи – обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее – от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.
^ Эндокринная система
Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.
У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.
У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего – в 13-14 лет – происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам – по мужскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.
^ Иммунная система
Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.
^ Кожа и подкожно-жировая клетчатка
Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (сначала – по женскому типу, а впоследствии – к 16-17 годам – по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.
При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков – в области лобка.
^ Мышечная система
Мышечная система развита хорошо.ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется – сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.
Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом. Руки способны выполнять очень тонкую работу – писать, рисовать, лепить, конструировать и т.д.
^ Костная система
У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.
Старший школьный период часто называют периодом полового созревания, или подростковым возрастом (с 12 до 17-18 лет).
К концу полового созревания происходит дифференцировка в росте – четко определяются низкорослость и избыточно высокий рост. С появлением менструаций увеличение размеров тела у девочек резко падает. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки.
^ Нервно-психическое развитие
Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, и затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего является утомляемость и развитие фазовых состояний. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередки жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиения в связи с расстройствами вегетативной нервной системы. Четче определяются конституциональные особенности организма.
Нередко пубертатный период именуется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.
Акселерация по росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. Часто отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных. У таких подростков нередко обнаруживается отставание в выработке достаточного количества глюкокортикоидов, а в ряде случаев и андрогенов. Создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями. У детей астенического телосложения развитие мускулатуры запаздывает на 1,5 года по сравнению с детьми мышечного типа. При дисгармоничности развития наблюдается отставание в становлении функции сердечно-сосудистой и других систем.
Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. При этом важно учитывать постоянно возрастающий поток информации, как по программам школьных занятий, так и во внешкольное время.подросток получив широкий объем знаний, отстает в социальной зрелости, которая накапливается далеко не синхронно акселерации физического и полового развития. На этой почве часто нарушается взаимопонимание со взрослыми и возникают конфликтные ситуации.
Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Важную роль в профилактике умственного переутомления может сыграть рациональное трудовое воспитание, привлечение подростка к умеренному полезному физическому труду. Биологические и социальные границы в подростковом возрасте не совпадают: физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше, длительная учеба в школе, а затем в специальном среднем заведении или вузе задерживает социальное созревание.
Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте продолжается нервно-психическое развитие, однако очень часто прирост интеллекта в количественном отношении меньше, чем в раннем возрасте. Многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.
С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, о которых может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., отмечается обострение ранее перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний, туберкулеза.
В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункция эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, явления гипертиреоза, ожирение и др.). Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.
Таким образом, социальная работа с подростками, является наиболее сложной и должна учитывать весь спектр анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих данному возрасту.
^ Лекция №11
Источник