Становление я развитие самосознания ребенка

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности.

В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие ” утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепцией. Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система «Я», возникает желание заявить о себе (знаменитое детское «Я сам!»).

Под Я-концепцией понимается теоретическая картинка самого себя (А. А. Реан); форма переживания человеком своей личности (Д. А. Леонтьев); система представлений о себе, сопряженная с самооценкой; система установок на себя (Р. Берне) и др. Материалы многих исследований показывают, что целостное развитие личности возможно при наличии позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребенка о себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к самоизменению.

В структуре Я-концепшш детей старшего дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является «идеальное-Я», без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. «Идеальное Я» — это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование «Я» ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий «Я», самоизменений в когнитивном и оценочном «Я», уточнения самооценки ребенка о самом себе.

Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.

В формировании позитивной Я-концепции дошкольников необходим опыт, складывающийся в процессе деятельности преобразовательного характера. Эти преобразовательные акты связаны с ведущими видами деятельности в этом возрасте, с реальными шагами взаимодействия, так называемыми «Я-усилиями», в ходе которых изменяется и «Я» ребенка. Ребенок «обживает» в глубине себя первоначальные, часто повторяемые требования к своему поведению со стороны родителей, значимых «Других» в форме конвенциальных правил. Становясь внутренней нормой и внутренним отношением к себе, эти правила способствуют формированию нравственных черт личности, основ будущей совести, которую глобальное «Я» постоянно использует для регуляции своей деятельности, построения взаимодействия с «Другими».

Известно, что в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием самосознания начинают активно складываться элементы образа себя, которые создаются не только под влиянием значимых близких, педагогов, но и благодаря процессу самостоятельного познания. Учитывая, что основным инструментарием саморазвития личности является самопознание, педагоги, психологи и родители должны помочь ребенку «открыть», познать свое собственное «Я».

Важнейшим требованием является насыщение программы с учетом уровня личностного развития, существующей у ребенка Я-концепции и степени освоения личностного опыта. Программы самопознания, направленные на становление Я-концепции дошкольников, реализуются через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе. Дошкольников побуждают к «Я-усилиям», направленным на преобразование личностного опыта. Развитие позитивного «Я» осуществляется благодаря накоплению представлений, впечатлений о себе, которые затем интегрируются в новые оси и ядра, а затем в глобальное «Я». На основе целенаправленной организации и обогащения личного опыта детей, которое опирается на четкую программу формирования представлений о себе, своем «Я», предусматривается знакомство с внешним «Я», физическим «Я», с основными линиями образа себя: «Я умею», «Я знаю», «Я имею», «Я хочу», «Я люблю», «Я мальчик (девочка)», «Я будущий школьник», «Я дочка (сын)», «Я сестра (брат)», «Я внук (внучка)», «Я товарищ», «Я глазами других».

Целью программы является формирование «Я» ребенка-дошкольника, его способности быть субъектом самопознания на основе преобразования личностного опыта.

Задачи программы:

• формирование «Я» дошкольника как субъекта деятельности;

• формирование умений по преобразованию личностного опыта (анализ, рефлексия, обобщение, прогнозирование) для самостроительства себя как Я-субъекта;

• развитие ведущих линий «Я»; осознание содержания их;

• совершенствование игрового «Я» ребенка;

• развитие социальной компетентности личности дошкольника.

Учитывая, что многими современными исследованиями утверждается, что Я-концепция является результатом самосознания, нами были выделены три компонента: познавательный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение), действенно-волевой (саморегуляция). Самопознание — мощный инструмент саморазвития, становления «Я». Под самопознанием понимается процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и др. Самопознание — процесс познания в себе многих внутренних инстанций.

Психолого-педагогическое сопровождение к программе составляют диагностические методики, тесты, опросники, критерии и уровни оценки Я-концепции и образа себя; советы и рекомендации для

взрослых; игры и занятия для детей, которые представлены по возрастам, начиная с третьего года жизни; различные человеко-ведческие «Я-ситуации», а также игры, тренинги, семинары, консультации для взрослых и др. Создание специальных че-ловековедческих ситуаций связано с использованием этического и правового содержания, требующего от детей разного дошкольного возраста выбора способов решения на основе использования личностного опыта. Содержание ситуаций про-думывается с учетом возрастных особенностей, характера личностного опыта, уровнем развития «Я», связано с особенностями жизнедеятельности. Личность, действуя в таких условиях, вынуждена преобразовывать свой личностный опыт! Для педагогов в целях повышения индивидуально-личностной компетентности предложены лекции, семинары, практикумы на развитие «Я».

Перед началом систематической работы целесообразно определить уровень детей в плане представлений их о себе. С этой целью использовать методы и методики диагностики, опираться критерии и уровни, направленные на изучение «Я».

Программа самопознания для дошкольника предусматривает развитие «Я-действующего» и «Я-рефлексивного», так как именно они отвечают за накопление и преобразование личностного опыта, складывающегося в процессе выбора решения человековедческих задач в жизненном и игровом пространствах.

Обогащать и преобразовывать свой личностный опыт дети начинают при познании себя на специальных, интегрированных занятиях, играх «Мое имя», «Моя внешность», «Моя семья», «Мое генеалогическое древо», «Мои органы чувств», «Мои чувства и настроения», «Мое тело», «Я живой», «Я человек», «Я самый-самый», «Мой портрет», «Темперамент», «Черты характера», «Мои мысли, желания и возможности», «Моя сказка», «Сегодня, вчера и завтра» и др. Задания на эмпатию, саморегуляцию являются прекрасным материалом для самопонимания себя, самосозидания.

Наиболее успешно дошкольник осваивает физическое «Я». В связи с освоением физического пространства ребенок старшего дошкольного возраста готов перейти к освоению другого, более сложного пространства — пространства своего внутреннего мира, которое связано с мыслями, желаниями, чувствами, достижениями ребенка и обусловлено личностным опытом.

Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Нами успешно применялись и апробировались многочисленные дидактические игры на формирование «Я», а именно «Прекрасный сад», «Волшебный стул»,  «Добрые художники», «Волшебные руки», «Комплименты» и пр.. Они позволяют формировать определенные линии «Я» («Я умею», «Я знаю», «Я мечтаю», «Я — товарищ», «Я и мои вещи» и др.), форматировать позитивную Я-концепцию личности ребенка, позитивную самооценку себя, самопринятие. При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Сюда мы относим игры, цель которых состоит в преобразовании личностного опыта и обогащении внутреннего мира ребенка: «Тайна имени», «Талисман», «Туннель в страну имен». Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения. Сюда мы относим игры в воображаемую ситуацию «Как будто… » (ситуаций может быть много), «Складываем все в кучу», «Ищем новое в облике, поведении сверстника», «Сумасшедший день», «Сумасшедший художник», «Предмет любви» и др.

Как один из результатов исследовательской работы широко используется самопрезентация, формы которой разные: персональные выставки различных продуктивных детских работ, детские проекты на тему «Мои достижения», «Дни персональных посвящений конкретным детям», «бенефисы», ситуации поздравления детей с конкретными достижениями, микропьесы для домашнего и дидактического театров, сценки, предусматривающие выбор детьми нравственного и правового способа решения, «портфель достижений ребенка», творческие проекты идр.

Обогащая Я-процессуальное на основе преобразования личностного опыта, мы более успешно влияем на Я-структурное, определенные линии «образа Я». Развитие «Я» значительно выигрывает, если ребенок учится преобразовывать свой личностный опыт посредством тех умений, которые позволяют использовать его осознанно, как строительный материал образа себя и Я-концепции. Мы отмечаем достаточно яркое появление элементов анализирующего восприятия личностного опыта, самообращений, элементов самопрогнозирования и планирование будущего (выделяются мечты, новые потребности), осознанность себя и своих достижений в дошкольном возрасте и др. У детей активно развивается «Я» действующее, формируется «Я-усилия» личности ребенка, направленные на преобразование внутреннего опыта. Все это является базой для дальнейшего развития Я-концепции.

Развитие и наполнение образа «Я», аффективное самовосприятие происходит по мере постепенной социализации ребенка-дошкольника. При этом аффективное начало не вытесняется в процессе социализации, а качественно преобразуется, дифференцируется, вступает в новые отношения с интеллектом, так как ребенок научается делать выводы, умозаключения из «прожитого», а значит, прочувствованного личностного опыта. Из этого следует, что процессуальное «Я» посредством переработки различных связей и отношений способствует изменению линий образа «Я», наполнению их обновленным содержанием.

Трансформация личностного опыта на основе обогащения и изменения линий «образа Я» дошкольника выступает как результат и условие успешности работы. По мере формирования «Я» ребенка отмечается динамика в следующем направлении: от самоописаний дошкольников, связанных с физическими характеристиками, процессуальными действиями, навыками и умениями к самоописаниям, связанным с личностными качествами и чертами характера. Если вначале дошкольники чаще описывают внешние ситуативные характеристики (физические атрибуты, вещи, предпочтения), то при соответствующих условиях, они делают акценты на личностных чертах, проявляют способность описывать себя с позиции сравнения себя прежнего и реального, ссылаться на личностный опыт, даваемые ими характеристики себя отражают психологический и обобщенный взгляд на себя.

Компетентный педагог сможет помочь ребенку принять себя таким, каким он есть сегодня, научить сопоставлять наличное представление о себе с желаемым, прогнозируемым, представления «зеркального-Я» с актуальным (реальным) «Я»; адекватно оценивать себя и свои возросшие возможности.

В то же время, созревающее «Я» влияет на характер личностного опыта.

Таким образом, «Я» следует рассматривать как трансформ, «Я» представляет собой центр личности, вершину самосознания, имеет свою структуру, а личностный опыт является своего рода инструментом формирования «Я», выступает важнейшим условием.

Список используемых источников

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

2.Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя: Пер. с чешек. -М.: Просвещение, 1991.

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: «Академия», 2003.

4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. Косолапова П. Г. Становление и формирование «Я» дошкольника на основе преобразования личностного опыта: материалы психолого-педагогического сопровождения. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.

5. Косолапова N. Т. Формирование Я-концепции дошкольника на основе преобразования личностного опыта / Н. Г. Косолапова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.

Источник