Стандарты развития ребенка в ссср

Стандарты развития ребенка в ссср thumbnail

Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными в наши дни.

1. Соблюдение режима

Стандарты развития ребенка в ссср

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

2. Закалка и сон на свежем воздухе

Стандарты развития ребенка в ссср

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

3. Физкультура и спорт

Стандарты развития ребенка в ссср

Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.

4. Социализация

Стандарты развития ребенка в ссср

В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.

Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.

5. Коллективная ответственность

Стандарты развития ребенка в ссср

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

6. Приучение к труду и самостоятельности

Стандарты развития ребенка в ссср

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

7. Минимум свободного времени

Стандарты развития ребенка в ссср

Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.

Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

8. Не баловать детей

Стандарты развития ребенка в ссср

Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.

9. Любовь к природе

Стандарты развития ребенка в ссср

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.

10. Моральные ценности

Стандарты развития ребенка в ссср

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.

Смотрите также — Екатеринбургская школа «Орленок», где учат как в СССР

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

Я большая планировщица и мечтательница. Представлять себе, что хорошего будет завтра – одно из величайших моих удовольствий.
И вы же понимаете, сколько ожиданий рождается вместе с ребёнком! Ох, как мы с ней и то, и это!.. И сразу всплывает вопрос: а когда она это сможет? И я стала искать нормы развития, чтоб знать, чего мне ожидать и на что рассчитывать. Нашла – каюсь, на русском языке – и ужаснулась! Мой ребёнок ничему такому не соответствовал! Я, конечно, сразу по врачам, а они мне: “Ребёнок в  порядке!”
– Как? – говорю я, – Вот написано, она должна уметь это и это, а она этого не делает!
– Извините, – говорят врачи, – у нас написано другое.
Действительно, у них – по-немецки – было написано другое.
Углублённо изучив вопрос, я установила поразительный факт:  нормы развития детей в возрасте до года в русскоязычных источниках отличаются от норм в немецкоязычных источниках минимум на 3 месяца. Позже я узнала, что в других странах Западной Европы нормы такие же, как в Германии.
И вот что самое смешное: если вы думаете, что немецкие младенцы прозябают, уткнувшись носом в пол, а российские активно познают мир, носясь по нему на своих двоих, вы ошибаетесь! На самом деле картинка такая: пока немецкие младенцы нежатся на солнышке, помахивая розовыми пятками в воздухе, российские детки кряхтят в душных кабинетах врачей и массажистов. Потому что отставание от норм в России лечат. Сложно и дорого.
У меня это вызвало подозрения.
Скажу прямо: мне это кажется выкачиванием денег. 

Кому выгодно? Дело не в том, что назначаемые всем подряд массажи неээфективны. Нет, они  что-то дают, и детки действительно начинают переворачиваться и ползать чуть скорее, чем им это предназначено природой. Вопрос в том, зачем это нужно. Можно оставить ребёнка в покое и он поползёт в 9 месяцев, а можно подстегнуть его массажем, гимнастикой или какими-то, не дай Бог, химическими препаратами, и он поползёт в 7 месяцев. И что дали эти два месяца? В чём польза для ребёнка и его родителей?
Единственным человеком, которому есть с этого реальная, понятная польза, является массажистка, которой заплатили за работу.

Если с выгодой от массажа дело более-менее ясно, то выгода врача – под вопросом. 
“Задержка развития!” – говорит невропатолог и выписывает ребёнку 2-3 вида таблеток, воздействующих на нервную систему.  Если мама здесь же, у врача, эти таблетки и покупает, то смысл такого поступка понятен – врач купил таблетки дёшево, продал дорого, на разницу живёт. А если мама в слезах несётся в аптеку, то что врачу толку с такого диагноза? Может, он действительно верит в то, что малейшее отклонение от норм нуждается в медикаментозном лечении? А откуда взялись вообще эти нормы?

Кто придумал нормы?

Шкалы развития детей, которыми сейчас пользуются педиатры, пришли к нам из глубины веков. Вернее, прошлого века – это старые добрые советские нормы.
Создавались эти нормы в нелёгкое для страны время. Работницы (вернее, работницы) были остро нужны на производстве, поэтому длинные отпуска по уходу за детьми не поощрялись. Моя тётя в 1956 году вышла на работу через три месяца после родов, а её трёхмесячная дочь отправилась в ясли. Учитывая отсутствие памперсов, можно понять, что работники ясель и детских садов были весьма заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше приучались проситься на горшок и вообще ухаживать за собой самостоятельно. Социальная система в целом предполагала и всячески поощряла как можно более раннюю самостоятельность детей. Нечего родителям рассиживаться с младенцами – труба зовёт, надо возвращаться в строй! Скорее сажайте их, скорее ставьте на ноги, пусть как можно раньше включаются в работу, нам не нужны бездельники, нам надо страну поднимать! О цене торопливости (искривленный позвоночник, деформации мышц) то ли не задумывались, то ли считали её меньшим злом по сравнению с “потерей времени”.

А куда нам торопиться сейчас? Страна “поднята” до дальше некуда. Отпуск по уходу за ребёнком длительностью в полтора года – норма. Так зачем торопить ребёнка в первый год жизни? Зачем мерить детей по шкале, на которой искусственно передвинут рычажок нормы? Давайте сместим рычажок в сторону западно-европейских норм, и диагноз “задержка развития” станет редкостью, потому что за те три месяца, которые сейчас искусственно отняты у детей, все они “выполнят и перевыполнят” норму. 

Это моё мнение. А вот мнение специалистов, которым я задала свои вопросы. 
Дальше мои слова идут курсивом

Мои вопросы:
1. Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
2. Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем “лечить” 80% младенцев от отставания в развитии – младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
3. Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм – лечить ребёнка или подождать?

Отвечает врач-невролог Ефимов Игорь Олегович, специалист по проблемам нарушений речи и поведения, главный врач Санкт–Петербургского центра неврологической реабилитации на Коломяжском 33, заместитель генерального директора неврологического центра “Прогноз”:

“Дело в том, что нормы придумали далеко не дураки. И их надо иметь ввиду. Мой подход таков: если ребенок, несмотря на отставание демонстрирует положительную динамику, то тревогу бить не надо. А если ребенок не получает нужного навыка и ничто не говорит о том, что это скоро может произойти – идите к врачу.
Надо выбрать несколько простых навыков и опираться на них.
Моторное: перевернулся, пополз, сел, встол, пошел.
Эмоциональное: ответная улыбка, опознавание мамы, опознавание близких.
Речевое: гуление, направленные звуки, слоги, мама/папа/баба, 10 слов, фраза из 2 слов (подходит даже “да сёк”).

В чем то вы правы, в чем то нет.
Ослабление норм на западе связаны с особенностями (далеко не позитивными) страховой медицины. Российские нормы актуальнее, но, как я говорил и ранее, при правильном отношении. Но поверьте мне, человеку с раннего детства наблюдающего общение отечественных и западных специалистов высочайшего (“мирового”) уровня – если есть запаздывание от них  – это повод для внимания к параметру. Тут, для коррекции, может хватить и самостоятельных упражнений на фитболе (по книжке).
Даже идеальный ребенок требует внимания и периодических коррекционных мер. В моем центре К33 достаточно молодой персонал и у нас масса друзей/знакомых – в плотнейшем наблюдении находится 20-25 детей 0-5 лет – все без исключения по совершенно объективным причинам попадали на курсы немедикаментозной коррекции (массаж, БОС по ЭМГ при плоскостопии, ЛФК, речевые программы – Fast For Word, развитие вестибулярной функции – Learning Breaktrough, развития “моторного планирования” – Interactive Metronome и т.п.) Но в РФ курс из 10-15 занятий стоит 100-200 евро… А Германии??? Вот то-то…”

В Германии курс из 10 занятий стоит около 500 евро. Государственная страховка (которая есть у всех) оплачивает около 300 евро, дорогая частная мед.страховка оплачивает 80% суммы. С учётом того, что средняя зарплата в Германии выше, чем в России, и ежемесячное пособие на ребёнка составляет 184 евро, в Германии выходит не дороже.   
Отвечает Комаровский Евгений Олегович, педиатр

Вопрос:
– … разница между российскими и немецкими нормами составляет приблизительно 3 месяца. В материалах Вашего сайта сказано, к примеру, что ребёнок начинает ползать в 6 месяцев. Согласно немецким нормам, ребёнок начинает ползать в 9 месяцев.
Ответ:
– Материалы по приведенной вами ссылке не имеют никакого отношения к моим представлениям о нормах. Там присутствует конкретная ссылка на отечественных ученых, коие подобные нормы и придумали. 

– Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?

– Это и для меня всегда было загадкой. По-видимому главная цель – внести психологическую ясность во взаимоотношения родители-система здравоохранения.  Дескать ваше дитя нормам не соответствует (т.е. ненормальное), значит все претензии к системе безосновательны – сами виноваты, такие уродились

– Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем “лечить” 80% младенцев от отставания в развитии – младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.

– Норм на самом деле множество, и присутствующие в американских учебниках многократно более лояльны. К сожалению, пока не хватает рук и средств на расширение (наполнение) сайта, но мы этим занимаемся.

– Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм – лечить ребёнка или подождать? 

– Самое главное – понимание того, что “ненормальность” моторного развития не может быть излечена никакими волшебными таблетками. Главное лекарство – время (поэтому  совет про подождать оптимален), ну а неглавное лекарство  – это создание условий, по мотивам главы в книге “Здоровье ребенка…” про нормы и сроки. Почти всегда, когда отставание лечат (лекарствами!) это не лечение ребенка, а психотерапия мамы.

Источник

Мы поговорили о задержках развития детей первого года жизни с детским массажистом, создателем проекта «Школа настоящих Мам» и молодым отцом Владимиром Тучковым.

Владимир, почему говорят, что первый год жизни малыша самый важный?

Первый год — переход от внутриутробного состояния к «вертикализации», к самостоятельной ходьбе. Именно тогда закладываются все те проблемы, который будут беспокоить ребенка в течение всей жизни. Потому так часто слышим от специалистов, что именно в первый год важна диагностика.

А какие основные проблемы могут появиться в течение первого года жизни, на что следует обращать внимание родителям?

В первую очередь нужно обращать внимание на то, когда и как ребенок начинает выполнять тот или иной навык. Второй момент — наличие целенаправленных свободных движений, т.е. отсутствие любого вида ненормального тонуса, мешающего спонтанным движениям. Первый «звоночек» для и родителей  и специалистов, которые наблюдают малыша в первые месяцы его жизни ребенка — ребенку не нравится лежать на животе. Вероятно, в этом случае уже что-то идет не так.

Нужно ли родителям контролировать, как это происходит — как ребенок поднимает голову, как затем совершает следующие этапы своего развития?

Конечно. Интересно, однако, что в разных странах эти механизмы описываются по-разному. Некоторые навыки в России и в странах Европы отличаются по срокам, и то, что для нас является патологией, там считается нормой. Например, навык ползания на четвереньках в Европе должен появиться до девяти месяцев, у нас же крайний срок — восемь. Европейская неврология и медицина все-таки более «гуманистическая».

Давайте поэтапно распишем развитие в первый год жизни ребенка?

Начнем с первого этапа. До трех месяцев ребенок должен начинать поднимать голову лежа на животе. Если это происходит позже, есть небольшая опасность того, что у ребенка есть гипертонус мышц шеи, но это, как правило, диагностируется на ранних сроках и корректируется специалистами. Нехорошо, если ребенок начиная с 2-х месяцев поднимает голову не на 90 градусов, а ниже, т.е. подбородок у него не параллелен полу.

Затем, до пяти месяцев, должен произойти переворот со спины на живот. Основная ошибка тут — ребенок делает «переворот блоком», т.е. одновременно закидывая в сторону и руку, и ногу, или делает это движение рывком, словно забрасывая себя. Правильных вариантов два: поочередное движение — сначала идет поворот головы, затем рука, и только потом нога, или в другом порядке — сначала в сторону поворачиваются голова и нога, а за ним уже следует рука.

Стандарты развития ребенка в ссср

Параллельно навыку переворота по спины на живот должен развиваться навык ползания по-пластунски. Этот навык у детей появляется начиная с 3,5-4–х месяцев. Ребенок опирается на предплечье и передвигается как маленькая ящерка или солдат-пехотинец. Какие здесь могут быть ошибки: ребенок передвигается только одной стороной, задействует только одну часть тела, а другую — подтаскивает, словно раненый солдат. В целом, как показывает практика, многие дети перепрыгивают этот навык и сразу же становятся на четвереньки.

Вопрос всех мам: насколько важно, чтобы поэтапное развитие происходило точно в срок, и нужно ли четко следить, что все происходит поэтапно?

Пропускание любого навыка не очень хорошо, потому что все они являются рефлексами  для перехода из лежачего состояния к вертикальному, и каждый из этих навыков формирует определенный изгиб позвоночника. Соответственно, если ребенок не проходил какие-то навыки, в будущем мы сталкиваемся с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В таком случае, нужно ли родителям влиять на развитие — учить, показывать — если ребенок сам не выполняет какой-то навык?

Нужно, и мы как раз обучаем этому родителей. Но важно не научить ребенка ползать, а вызвать этот рефлекс естественным путем, помочь ему сделать это самому. Сейчас есть очень много разных методик для этого.

Родители часто спрашивают, нужно ли беспокоиться, если что-то происходит не вовремя. Я отвечаю: да, стоит, если «сгорают» все крайние сроки. Мы мягко объясняем, что ребенку нужна помощь, и чаще всего родители могут самостоятельно помочь малышу.

А как вы относитесь к различным вспомогательным средствам вроде ходунков?

Я придерживаюсь мнения, что если у ребенка в плане физического развития идет все хорошо, навредить ему сложно. Если таким образом родители стимулируют появление навыка — я против.

Вернемся к этапам. Чему должен научиться ребенок после ползания по-пластунски?

К 5–5,5 месяцам ребенок должен уметь опираться на прямые руки. Это важный и переломный момент, потому что этот навык гарантирует выполнение следующих этапов развития. Опора на руки — это защитный рефлекс, который в будущем, например, помогает человеку не ударяться при падении лицом.

Как понять, что что-то не так: ребенок старается, но ему неприятно и неудобно опираться на руки, он пытается опираться только на локти или вообще не опирается на них, вытянув их в стороны.

Навык вставания на четвереньки и ползания должен появиться у ребенка к 5,5–6-ти месяцам. Что может быть не так: ребенок ползает, как креветка, назад. Также отклонением является любая асимметрия, например, ребенок опирается на три точки, а не на все четыре, и подтаскивает ногу.

Стандарты развития ребенка в ссср

Параллельно с этим же навыком появляется навык присаживания — движение, которое в будущем превратится в самостоятельное сидение. В идеале он должен появиться у ребенка в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев. В норме навык должен вырабатываться естественно, но многие родители делают малышу медвежью услугу — обкладывают его подушками и пассивно садят его. Соответственно, в этом случае мозг не стимулирует этот навык, плюс у ребенка не формируется необходимый для последующей вертикализации центр тяжести.

До 10-ти месяцев — крайний срок появления навыка вставания возле опоры. Как этот навык проявляется в норме: ребенок встает на четвереньки, подползает к опоре, привстает на одну ногу, затем подтягивает вторую и, держась за руки, встает возле опоры. Типичное нарушение  тут — ребенок встает только на передний свод стопы, на «цыпочки». Хотя здесь медицинский мир разделился на два лагеря: кто-то считает это грубой патологией, а кто-то находит это просто локальным нарушением тонуса мышц и вариантом нормы.

Завершающий нашу логичную схему навык — самостоятельная ходьба — выходит за рамки первого года жизни, крайний срок его появления — год и 2 месяца.

Владимир, если сравнить развитие детей, предположим, прошлого века и нашего, что мы можем отметить? Развиваются ли современные дети быстрее?

Однозначно дети нашего времени развиваются медленнее, они, можно сказать, аморфные. В советских учебниках прописаны все нормы и сроки, и они довольно жесткие. Современные дети по ним считались бы отстающими в физическом развитии.

На это влияет много факторов — например, состояние здоровья мамы до беременности. Кроме того, у нас сегодня понизился процент рождения здоровых людей — в первую очередь потому, что мы научились выхаживать тяжелых детей, научились успешно проводить ЭКО и искусственные роды. У Большей часть этих детей риск задержки в развитии больше по сравнению сравнению с другими детьми.

Вебинар

Стандарты развития ребенка в ссср

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

Источник