Стадии развития семьи отношение родителей к ребенку

Стадии развития семьи отношение родителей к ребенку thumbnail

Какие этапы развития проходит каждая семейная пара

Когда мы смотрим на семьи своих друзей и знакомых нам кажется, что все они сильно отличаются друг от друга. Но на самом деле то, что одни пары живут с родителями и редко путешествуют, а другие привыкли видеться с родными по скайпу и большую часть времени проводить в разъездах отличает их только по направлению деятельности и приложения усилий, а не по тому, какие этапы развития проходят эти союзы.

Жизненный цикл семьи — это закономерная последовательность стадий развития на протяжении всего периода ее существования. В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Похожее описание стадий развития предлагает и зарубежная психология. Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона:

— период ухаживания;

— брак и его следствия (брачное поведение);

— рождение ребенка и взаимодействие с ним;

— зрелая стадия брака;

— отлучение детей от родителей;

— пенсия и старость.

Однако, одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов. И не смотря на то, что его периодизации уже более 60-и лет, она всё ещё достаточно точно описывает те кризисы и проблемы, с которыми сталкивается каждая пара. 

Какие этапы развития проходит каждая семейная пара

Жизненный цикл семьи, по Дюваль, состоит из следующих стадий:

1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара еще не имеет детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.

Даже если пара после вступления в брак и не торопится стать родителями, проблемы, связанные с планированием общего бюджета, совместных трат и накоплений, распределением расходов, а так же сил и времени на общение с близкими супругов знакомы каждой молодой семье.

2. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.

На этом этапе многие пары серьёзно задумываются о том, «кто с ними рядом», накапливают множество претензий и обид, попадая в сложную, незнакомую ситуацию, и в то же время учатся поддерживать друг друга, идти на компромисс и совместно справляться с трудностями. В отношениях с родными и близкими тоже наступает время перемен: кто-то становится ближе к новой семье, а другие напротив отдаляются, чтобы не участвовать в заботах о чужом ребёнке.

3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

Многие семьи пытаются в этот период вернуться к «бездетному» образу жизни: выйти на работу, выкроить время для выездов парой, заняться своими хобби и увлечениями, переложить часть забот о детях на своих родственников. Отношения с близкими приобретают более или менее чёткую структуру, некоторые пары устанавливают график, когда они могут положиться на родных, а другие напротив понимают, что могут рассчитывать только на себя и строят свою жизнь с учётом этих реалий. 

Какие этапы развития проходит каждая семейная пара

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам — главная задача семьи.

Основные сложности этого периода связаны с решениями по поводу будущего своих детей и их текущего развития. Многие пары особое внимание уделяют тому, в каком направлении должно двигаться обучение и дополнительное развитие детей, не всегда пара имеет схожие взгляды на то, каким путём должен идти их ребёнок, кроме того, родственники, участвующие в помощи семье, считают, что тоже имеют право голоса в решении данного вопроса. 

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей — важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.

Не смотря на то, что каждая пара стремится к тому, чтобы их дети выросли и нашли своё место в этом мире, когда наступает момент сделать несколько шагов назад, дать детям дополнительные свободы и предоставить возможность выбора, далеко не каждый родитель оказывается готовым к этому событию. Другие родственники тоже могут продолжать деятельность по удерживанию подросшего ребёнка в семье, ограничивая его свободу доступными им методами.

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.

Самым сложным на этом этапе развития семьи становится выстраивание качественно новых отношений со своими детьми и установление отношений внутри своей пары, которая вновь делает некий возврат к первому этапу «бездетного» существования.

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей. 

На этом этапе пара не только продолжает осваивать роль «бездетных супругов», сосредотачиваясь на отношениях друг с другом, но и может выступать в роли дедушек и бабушек, становясь неким дополнениям к новым семьям своих детей. 

Какие этапы развития проходит каждая семейная пара

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

В целом для каждой семьи детская подсистема является ведущей, но это не означает, что любая пара обязательно проходит все перечисленные этапы развития. Семьи, сознательно отказавшиеся от воспитания детей, годами будут находиться на первом этапе своих отношений, продолжая сосредотачиваться только на нуждах партнёра и своих собственных. Да и семьи с детьми далеко не всегда планомерно продвигаются от одного периода к другому. Одни из них пытаются сохранять семейную целостность, сопротивляясь автономии подросших детей, другие прерывают отношения с партнёрами и начинают всё сначала с новыми, зацикливаясь на понятных и комфортных этапах семейного развития.

Понимание того, что семья — это переменчивая система, которая дополняется новыми «элементами» с появлением каждого ребёнка, а потом вновь меняет свою структуру в период отделения детей для создания собственных семей, помогает избегать многолетних обид и бесполезных попыток удерживать эту систему в неизменном виде. И для тех из нас, кто болезненно переносит любые перемены в своей жизни, бесконечно меняющаяся структура семьи и освоение новых ролей внутри неё может быть, как поводом для сильнейших стрессов, так и мощнейшим толчком в развитии.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ

Источник

 Семья в развитии Этапы и проблемыЗадумывались ли вы когда-нибудь, что семья в начале отношений и семья, например, через десять лет – это совсем разные системы, системы людей, системы отношений. Меняются люди в своем развитии, меняются и отношения между ними. Часто семьи становятся более дружными, особенно с появлением детей, но столь же часто и разрушаются. Какие этапы в своем развитии проходит семья? Какие проблемы стоит ожидать? Попытаюсь кратко ответить в этой небольшой статье.

     Какие же стадии развития проходит семья? На этот счет существует множество мнений, приведу одно из них. Итак, жизнь семьи включает шесть стадий:

добрачный период,

заключение брака и образование семьи,

семья с маленькими детьми,

семья с детьми подросткового возраста,

период взросления детей и их отделение,

период жизни семьи после отделения детей.

     Давайте рассмотрим более подробно каждую из этих стадий, что происходит и возможные проблемы.

    Добрачный период. В этот период люди знакомятся друг с другом, составляют представление о другом человеке, возникает симпатия и влюбленность. Многие пары начинают жить совместной жизнью. Важными вопросами в этот период являются развитие способности любить и быть любимым, отделение от родителей, становление собственной самостоятельности, принятие ответственности за свою жизнь на себя, способность жить самостоятельно без советов родителей. Если какие-то из этих вопросов не решены в этот период, они переносятся в следующие стадии.

     Образование семьи. Он один из самых важных, многие пары так и не завершают его и расходятся. Формируются общие семейные ценности, весь уклад жизни, распределяются роли и обязанности, определяется порядок ведения семейного бюджета, вопросы проживания, проведения досуга, определяются общие цели. Важным вопросом является, насколько семья смогла стать самостоятельной от родителей. При совместном проживании с родителями к собственным проблемам отношений, в этом случае, будут еще добавляться проблемы отношений с родителями.

     Проходит влюбленность и супруги начинают более реально смотреть на своего избранника. Более отчетливо видны привычки, которые или не замечались, или не были видны. Это и «разбросанные носки», и время для друзей с пивом и футболом, и долгие подкрашивания перед зеркалом, долгие разговоры по телефону и т.д. Теперь эти привычки начинают вызывать раздражение, но если об этом ничего не говорится, то раздражение постепенно начинает накапливаться.

    Обнаруживаются черты характера, которые, мягко говоря, не совсем приятны. Раньше они скрывались за идеализацией партнера, за выделением как раз наиболее приятных черт характера. Таким образом, перед супругами стоит выбор: или принять другого супруга в его уникальности или пытаться как-то повлиять с целью изменений. Второй путь кажется более легким, да и опыт родительской семьи влияет, и многие начинают идти по второму пути. Сейчас многие знают, что человека без его желания изменить нельзя, значит нужно вызвать желание. И тогда в ход идут различные манипуляции, например ограничение секса. О том, что возможны другие пути, многие и не подозревают. По сути дела, в этом периоде самым главным можно назвать этап принятия друг друга каждого в своей уникальности. Важнейшим условием, что это станет возможным, является любовь друг к другу.

    Семья с маленькими детьми. Мне кажется, наиболее важным этапом здесь является рождение первого ребенка. Семейная система из двух человек должна измениться и адаптироваться к включению в нее ребенка, который с первых дней начинает занимать главное место в ней. Соответственно приходиться пересматривать многие вопросы, особенно удовлетворение своих потребностей, с учетом ребенка. Нужно сформировать позиции матери и отца как родителей, которые абсолютно новые для молодых супругов и часто пугают своей ответственностью, выработать свои вопросы воспитания ребенка.

     Уход за ребенком очень сильно ограничивает возможности мама по ее прежнему образу жизни, в то время как у отца сохраняется внешне его прежний уклад. Молодой отец часто чувствует себя отодвинутым на второй план в интересах жены, но, с другой стороны, он становится единственным «кормильцем» семьи, и он берет на себя дополнительную ответственность. Но, в тоже время, молодая мама как раз иногда и не чувствует этой ответственности, в связи с чем возможны взаимные упреки.

     Кроме того, часто супруги обнаруживают, что имеют разные взгляды на воспитание и насколько в этом каждый должен участвовать как отец и мама общего ребенка. Во многом связано это с взглядами, сложившимися в родительской семье, и часто к этому расхождению примешиваются советы по воспитанию от родителей (бабушек и дедушек). Возникают конфликты по воспитанию ребенка, и важно, как молодая семья сможет их разрешать.

     Становление своей роли как родителей – процесс непростой, можно сказать переломный, кризисный для отца и мамы, он в большой степени определяет судьбу развития детей в семье, дальнейший характер отношений между детьми и родителями и дальнейшее развитие личности самого родителя.

     Семья с детьми подросткового возраста. В этом периоде одним из основных выступает необходимость пересмотра прежних сложившихся отношения между детьми и родителями в связи с потребностью подростков во взрослении, необходимостью предоставить им некоторую независимость и самостоятельность. Кажущаяся родителям несерьезность этого взросления вызывает серьезные конфликты между родителями и детьми. Потребность подростков в самостоятельности и в тоже время их незрелость вызывает очень большую тревогу у родителей. Но если родителями не решаются их проблема в самостоятельности, то подростки начинают это право добиваться демонстративными поступками.

      В тоже время сами родители вступают в период кризиса середины жизни, пересмотра достижений, карьеры, смыслов и ценностей, потребности в дальнейшем личном развитии. В супружеских отношений происходит часто переживание утраты любви и разочарование, «обесценивание» партнера, снижение чувства удовлетворенности браком.

     На этой стадии часто бывают супружеские измены, которые отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути. С новым партнером связываются новые жизненные цели и новые возможности, установление с ним боле близких эмоциональных отношений. Отношений, которые теперь будут свободны от прежних ошибок, чувства вины и горечи переживаний. При этом, как правило, поиск нового партнера — это не столько разочарование в бывшем муже или жене, сколько попытка переосмысления итогов жизненного пути с негативной точки зрения и рассматривается как возможность «начать жизнь с белого листа». Как правило, кризис середины жизни, только обнажает и обостряет давно назревшие противоречия внутри семейной системы, и если не пытаться разрешать эти противоречия, то они приводят к разрушению семьи и прекращению супружеских отношений.

     Период взросления детей и их отделение. Взрослые дети могут жить вместе с родителями или отдельно, в другом городе, состоять в браке или оставаться холостыми и незамужними. Формируется новая система отношений по принципу «взрослый-взрослый». Происходит включение в семью новых людей (супруги или супруга взрослых детей), это организует новые отношения и изменяются прежние. Родители начинают осваивать новые роли – бабушек и дедушек. Между супругами на первый план, опять, как и вначале образования семьи, выходят отношения между ними. Отделение взрослых детей часто приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, охлаждению в супружеских отношениях (утрачена общая цель — воспитание детей), стремлению играть в семье детей роль наставника. Это приводит к попыткам родителей войти в семью взрослых детей на правах главенства и лидерства (они еще ничего не понимают, им надо подсказать), или к стремлению стать «незаменимым» членом новой семьи, присваивая, например, роль воспитателя детей. Часто это приводит к серьезным конфликтам, к которым добавляются незавершенные детские конфликты.

     Некоторые супруги, оставшиеся без детей, начинают заново открывать друг друга, строить супружеские отношения на основе опыта радости и огорчений прежней семейной жизни, пробовать что-то новое, в том числе и в сексуальном плане. Однако возможен и другой сценарий развития семьи, когда супруги после отделения детей обнаруживают рядом с собой чужого человека, нет общих тем, общих интересов, нет интереса заново строить отношения, и они расстаются.

     Период жизни семьи после отделения детей. Супруги входят в пенсионный период, старения и старости. Многие сохраняют еще долгие годы активность, однако она часто переориентируется, например, на дачные заботы. Если супруги успешно прошли предыдущий период, то у них остаются теплые супружеские отношения, связанные с заботой о здоровье друг другу, выполнением роли дедушек и бабушек. Но, в тоже время, в этот период возможна смерть супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание их утраты, возникает необходимость перестроения жизни после смерти супруга, происходит «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти.

     Эти стадии или периоды отражают основные кризисы в развитии семьи. Проходя их благополучно, семья крепнет и развивается, в такой семье каждый ее член чувствует себя уютно и защищенно. Но к сожалению, статистика показывает, что многие семьи не могут преодолеть эти кризисы, они становятся непреодолимым барьером на ее пути. Желаю Вам все же преодолеть их благополучно.

Источник

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

        Основные периоды развития семьи

и функции членов семьи

                                                     Подготовила:

                                                                             Черкашина Ольга Егоровна

                                                            педагог-психолог

                                                                      п. Ивня

Основные периоды развития семьи

и функции членов семьи

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи. При этом иногда в жизни семьи могут совмещаться функции, характерные для нескольких разных периодов.

  1. Стадия формирования семьи.

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи

             2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

забота о потребностях ребенка;

распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.

Функции ребенка:

ребенок зависим от матери и начинает доверять ей появление привязанностей;

овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

приспособление к ожиданиям других людей;

развитие координации движений рук и глаз;

нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

овладение словами, короткими фразами, речью.

            3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

развитие интересов и потребностей ребенка;

преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

привыкание к самостоятельности;

выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

приспособление к запретам со стороны родителей;

проявление интереса к товарищам по играм;

стремление быть как мама или как папа.

             4. Семья школьника.

Функции семьи и родителей:

воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;

поддержка увлечений ребенка;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

получение навыков, необходимых для школьного образования;

стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

знакомство с правилами поведения и моралью группы;

расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;

осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка:

положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

прояснение для себя роли мужчины и женщины;

ощущение принадлежности к своему поколению;

достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

выбор профессии, стремление к материальной независимости;

подготовка к дружбе со сверстником противоположного юла, браку и созданию семьи;

постепенное формирование собственного мировоззрения.

             6. Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функции родителей:

отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

внушение ребенку, что в любых, жизненных ситуациях  он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;

создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

          7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».

Партнерские функции:

обновление супружеских отношений;

приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка:

заботливое, но независимое отношение к родителям;

поддержка их в новой роли пожилых людей.

           8. Постаревшая семья.

Функции пожилых родителей:

осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

приспособление к жизни на пенсии;

воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

наряду с функциями по развитию по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;

помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

подготовиться к окончательному уходу родителей;

подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

Источник