Стадии развития ребенка в онтогенезе

Стадии развития ребенка в онтогенезе thumbnail

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека.

Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

Пренатальный период. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.

Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне — период первых трех месяцев беременности.

Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.

Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщенно, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

В чем состоит различие в психологических понятиях поведение и деятельности. Прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту — внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии — антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность – рациональное производство результата. Она во всех своих видах – игровом, учебном, трудовом (выделим еще бытовую деятельность по самообслуживанию) – предметна, т.е. изменяет положение, и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.

Младенчество – сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони (до этого момента пальцы младенца сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами (игрушками). На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.

Ранний возраст (1-3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество- оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).

Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм – непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат (достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему). Другое последствие наказаний — стремление ребенка избежать их с помощью лжи.

Дошкольный возраст (4—6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого (авторитетного человека). Это возраст «почемучек» — ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.

Читайте также:  Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка кольцова

Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.

В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.

Следует выделить и роль хорошо иллюстрированной сказки в этом возрасте, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.

Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам.

Младший школьный возраст (7—10 лет. 1—4 класс). Ведущая психическая активность — учебная деятельность.

Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность – образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка – он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» – учитель, от Оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.

В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.

Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.

Подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая психическая активность — общение.

Это возраст начального периода развития половой зрелости (пубертатности), связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.

В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.

Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.

Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям.

Основная педагогическая задача этого периода – направить интересы подростка в социализированное русло.

Кратко обозначим остальные социально-возрастные периоды онтогенеза, где границы биологического возраста все в большей степени могут не совпадать с характеристикой социально-психического развития личности:

  • юность (16-19 лет). Социально-биологический возраст оптанта, профессионального самоопределения;
  • молодость (20-29 лет). Социально-биологический возраст саморазвития способностей в профессиональной деятельности, биологически зрелый возраст деторождения;
  • средний (зрелый) возраст (30-59 лет). Социально-биологический возраст построения карьеры и образования мужчинами-бобылями (пока еще не поздно в плане деторождения) полноценной семьи;
  • пожилой возраст (б0лет – 74 года). Время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим;
  • старость (с 75 лет, после 90 лет долгожительство). Время мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.

Источник

30-Июл-2013 | комментария 3 | Лолита Окольнова

Онтогенез  — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

По сути, онтогенез — это путь организма от зачатия и до смерти.

каррикатура

Термин «онтогенез» введен Эрнстом Геккелем в 1866 г.

Индивидуальное развитие (онтогенез) всегда находится под контролем генов.

В процессе онтогенеза реализуется генетическая информация, полученная от родителей.

Все клетки одного организма потенциально несут одну и ту же генетическую программу, но по мере развития организма разные его клетки используют разные части этой программы. На характер работы генов большое влияние оказывают условия внешней среды.

Гаметогенез — развитие половых клеток — гамет до момента, когда они становятся готовыми к оплодотворению.

Партеногенез — развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

Эмбриогенез — развитие организма от оплодотворения и до момента выхода из материнского организма (из зародышевой оболочки).

Рост — постэмбриональное развитие — накопление массы, изменение в размерах, становление обмена веществ и т.д. Метаморфозы = превращения. Для некоторых организмов очень важный этап (у бабочек — переход: гусеница — куколка — бабочка)

Старение — процесс постепенного нарушения функций организма, деградация систем организма.

Гаметогенез мы уже рассмотрели.

Перейдем теперь к следующему этапу.

Первый этап онтогенеза — Эмбриогенез

— онтогенез от оплодотворения до рождения

этапы эмбриогенеза

Итак, сперматозойд оплодотворил яйцеклетку. Гаплойдный набор гамет объединился и образовалась диплойдная зигота .

этапы онтогенеза

Эта клеточка приступает к интенсивному дроблению — масса и объем зародыша остается постоянным, но внутри — быстрое увеличение (митоз) количества клеток — бластомеров . Образуется бластула.

этапы онтогенеза
 

Так, клеточки поднакопили, пора им форму придать… ????

Гаструляция — следующий этап онтогенеза. С делением закончили, теперь клетки интенсивно перемещаются, образуются пласты из этих клеток — зародышевые листки.

Читайте также:  Характеристика динамики и развития ребенка

Образуется гаструла. Зародыш становится двух- или трехслойным (в зависимости от сложности организма), эти слои в будущем будут формировать органы.

Органогенез. Образование органов и систем органов.

Интересно, что первыми закладываются:

  • нервная трубка — будущая ЦНС (центральная нервная система),
  • хорда — будущий позвоночник и
  • кишечная трубка — будущая пищеварительная система.

нейрула

Образуется нейрула.

Это самые основные системы любого организма и, как видите, они закладывается уже тогда, когда у зародыша и органов-то еще нет…

Дальше идет накопление массы зародыша, дальнейшая дифференцировка, развитие и т.д.

Постэмбриональный этап онтогенеза

Развитие организма после появления на свет бывает прямое и непрямое.

Прямое развитие  — характерно для млекопитающих, рептилий, птиц. Маленький организм отличается от взрослого только размерами и половым созреванием.

Непрямое развитие — развитие с метаморфозами (с превращениями).

Есть такое понятие — имаго — это взрослая особь. На свет появляется личинка, и она может ОЧЕНЬ отличаться от взрослого организма, может иметь такие органы, которые не присущи взрослому. Далее эта личинка претерпевает превращения — метаморфозы (полный или неполный метаморфоз), и уже в результате становится имаго — взрослой особью.

Такое развитие характерно, например,  для насекомых и земноводных.

Последующие процессы, такие как рост, будут рассмотрены для каждого типа животных отдельно.

Конечно, у каждого вида организма свое развитие, свой онтогенез. Есть схожие процессы, есть явные различия, но суть остается та же — развитие каждого организма определено генетической информацией, заложенной в половых клетках, которые, объединяясь, дают начало новому организму.

Путь организма от зачатия и до смерти определяется его генетической информацией.

  • вопросы ЕГЭ по теме
  • вопросы ОГЭ по теме

Обсуждение: “Этапы онтогенеза”

(Правила комментирования)

Источник

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, отоплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.

Стадии развития ребенка в онтогенезе

Онтогенез животных

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Иллюстрация из работы Эрнста Геккеля, на которой демонстрируется теория рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами еще до возникновения теории эволюции.

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.Эмбриональный период

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.Дробление

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период

Стадии развития ребенка в онтогенезе

эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объем не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объем цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце. Если желтка мало и он равномерно распределен в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится все яйцо. Если желток распределен неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком. При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы). Принеполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Стадии развития ребенка в онтогенезе

Первичный органогенез

Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки,хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

[править]Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.
Читайте также:  Дефекты психологического и интеллектуального развития ребенка

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

Стадии развития ребенка в онтогенезе 

Этапы. Периоды и стадии онтогенеза

Индивидуальное развитие представляет собой целостный непрерывный процесс, в котором отдельные события увязаны между собой в пространстве и времени. Существует несколько схем периодизации онтогенеза, каждая из которых является наиболее подходящей для решения конкретных научных или практических задач.

С общебиологической точки зрения, важнейшим событием онтогенеза является возможность осуществления полового размножения. Если соотнести различные временные отрезки онтогенеза со способностью особи осуществлять функцию размножения, то его можно разделить на три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный.

В дорепродуктивном периоде особь не способна к размножению. Основное содержание его заключается в развитии зрелого в половом отношении фенотипа. В этом периоде происходят наиболее выраженные структурные и функциональные преобразования, реализуется основная часть наследственной информации, организм обладает высокой чувствительностью ко всевозможным воздействиям.

В репродуктивном периоде особь осуществляет функцию полового размножения, отличается наиболее стабильным функционированием органов и систем, а также относительной устойчивостью к воздействиям.

Пострепродуктивный период связан со старением организма и характеризуется ослаблением или полным прекращением участия в размножении. Снижаются приспособительные возможности и устойчивость к разнообразным воздействиям. Применительно к онтогенезу человека названные периоды дополнительно характеризуются специфическими социальными моментами (образование, трудоспособность, творчество). Для каждого из указанных периодов характерны свои особенности заболеваемости.

Дорепродуктивный период подразделяют еще на четыре периода: эмбриональный, личиночный, метаморфоз и ювенильный. 

Стадии развития ребенка в онтогенезе

Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. Эмбриональный период отличается выраженностью процессов преобразования зиготы в организм, способный к более или менее самостоятельному существованию. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, а также гисто- и органогенеза. Продолжительность его бывает различна. У плацентарных млекопитающих он особенно укорочен. Единственная яйцевая оболочка растворяется перед имплантацией бластоцисты в слизистую матки. Зародыш к этому моменту успевает пройти только стадии зиготы и дробления. Все дальнейшие процессы протекают под защитой и при участии материнского организма. Эволюционное значение этих особенностей будет рассмотрено ниже.

Дроблению предшествуют процессы гаметогенеза и оплодотворения, которые не являются непосредственно индивидуальным развитием и могут даже не привести к нему, но которые во многом определяют дальнейшее развитие зародыша в том случае, если зачатие состоится. Эти процессы называют прогенезом, предшествующим собственно онтогенезу. Цитологически процессы гаметогенеза и оплодотворения представляют собой промежуточное звено, связывающее онтогенезы родителей с онтогенезом их потомства.

Личиночный период в типичном варианте наблюдается в развитии тех позвоночных, зародыши которых выходят из яйцевых оболочек и начинают вести самостоятельный образ жизни, не достигнув дефинитивных (зрелых) черт организации. Так, он встречается у некоторых представителей низших позвоночных — миног, большинства костистых рыб и земноводных. Наиболее характерными чертами личинки являются эмбриональный характер ее организации, наличие временных (провизорных) органов, раннее начало функционирования ряда органов, дающее возможность самостоятельного существования. Благодаря активному питанию личинка получает возможность завершить развитие, а благодаря активному перемещению имеет возможность выбирать условия среды, оптимальные для развития, и выйти, таким образом, из конкуренции со своими же взрослыми сородичами. Продолжительность личиночного периода в сравнении с эмбриональным у всех позвоночных существенно больше.

Метаморфоз состоит в превращении личинки в ювенильную форму. В процессе метаморфоза происходят такие важные морфогенетические преобразования, как частичное разрушение, перестройка и новообразование органов. Степень преобразований тем больше, чем больше различия между средой обитания личинки и взрослого организма, что хорошо иллюстрирует пример развития бесхвостных амфибий.

Ювенильный период начинается с момента завершения метаморфоза и заканчивается половым созреванием и началом размножения. Особенности ювенильного периода проявляются в своеобразии питания молодого организма, его поведения и степени зависимости от родителей. С морфологической точки зрения для этого периода характерны интенсивный рост, установление окончательных пропорций между различными частями тела, завершение развития скелета, кожных покровов, смена зубов, завершение развития половых желез и гормональных регуляций. Продолжительность ювенильного периода у позвоночных варьирует от минимальной, равной 13—18 сут у полевок, до максимальной, равной 18—20 годам у белуги, крокодила, альбатроса, слона. У многих представителей позвоночных, особенно у человека, достижение половой зрелости и начало размножения могут быть разделены значительным промежутком времени.

Одним из подходов является эколого-эмбриологический, в связи с которым онтогенез делят на этапы, протекающие до рождения, во время и после рождения особи. Само рождение, т.е. выход развивающейся особи из оболочек яйца или из организма матери, у разных видов происходит на разных стадиях зрелости. В то же время у всех видов до рождения организм находится под защитой яйцевых оболочек или материнского организма и не способен питаться и осуществлять другие важные функции самостоятельно. Защищенность ранних, морфофункционально незрелых стадий, обеспечивает выживаемость вида. После рождения особь устанавливает связи с новой средой, начинает самостоятельно питаться, передвигаться и осуществлять все другие функции.

Источник