Стадии развития ребенка по колбергу

Стадии развития ребенка по колбергу thumbnail

Теория нравственного развития Колберга теория о том, как мы развиваем и развиваем моральное суждение по мере того, как мы вырастаем из детей, чтобы достичь нашей взрослой стадии.

Он изучал моральное суждение, чтобы понять человеческое мышление, развитие суждения и чувство справедливости людей.

Колберг объяснил эволюцию морального суждения, основанную на этапах когнитивного развития Пиаже, определив его как когнитивный процесс, который позволяет нам размышлять о наших ценностях, брать на себя роль, принимать перспективу и иметь возможность поставить себя на место другого. разрешать конфликты и дилеммы, возникающие на протяжении всей нашей жизни.

Он также защищал то, что мы все проходим в одном и том же порядке серию этапов или этапов и, несмотря на связь когнитивного развития с нравственным развитием, он считает, что это не является достаточным условием для продвижения в моральном суждении..

Эти этапы были разделены на три моральных уровня, и каждый уровень в свою очередь состоял из двух подэтапов. Кроме того, он подтвердил, что достижение конечных этапов нравственного развития людей было очень трудным, и лишь немногие достигли этого..

Метод, который он использовал, чтобы выяснить, на каком этапе человек находился, был «Интервью о моральном суждении», наиболее известным из которых была дилемма Хайнца..

Лоуренс Колберг

Он был американским психологом и педагогом, родившимся 25 октября 1927 года в Бронксвилле, Нью-Йорк. Он умер 19 января 1987 года в Бостоне.

Известный как создатель теории, к которой мы собираемся приблизиться и развить с его вкладами область психологии и нравственного воспитания.

Его интеллектуальная деятельность включала социологию, психологию и философию, побуждая его бросить вызов традиционному мышлению. Он был основан на моральной философской традиции, которая простирается от Сократа до Канта.

Его эмпирическое исследование было основано на обосновании суждений через различные моральные дилеммы, являясь новым и продуктивным описанием морального развития.

Для его исследования он был очень под влиянием Пиаже, от которого он взял свой вклад для изучения морали в психологии. Его работа продолжилась в Гарвардском университете в «Центре развития и нравственного воспитания», который он основал..

Теория нравственного развития

Колберга интересовал логический процесс, который начинается, когда ценности вступают в конфликт. Это считает необходимым понимание структуры рассуждений перед проблемами морального характера.

Дело не в ценностях, которые имеет человек, а в том, что каждый должен был дать ответ, данный для разрешения дилеммы..

Разработав серию моральных дилемм, которые представляли молодым людям оценку уровня их моральных рассуждений, Колберг, больше интересовавшийся рассуждениями, которые побудили их дать какой-то ответ, чем ответ, пришел к выводу, что когнитивный уровень был связанных с уровнем морального мышления человека, в том смысле, что первое должно существовать, чтобы сделать второй подарок, хотя продвинутое когнитивное развитие не гарантировало также и моральное развитие (Papalia, Olds and Feldman, 2005 ).

Согласно этой теории, нравственное развитие развивается линейно, постепенно прогрессируя и следуя определенной последовательности на разных этапах, составляющих эту теорию..

Моральные рассуждения развиваются и развиваются на протяжении всей подростковой и взрослой жизни, регулируя и разделяя нравственное развитие в соответствии с прогрессивным развитием познавательных способностей в шесть этапов, сгруппированных в три уровня в зависимости от личности, на ранее существовавшем уровне. обычный, на обычном уровне или на пост-обычном уровне.

Таким образом, переход от одного этапа к другому включает в себя процесс обучения, который был бы необратимым, поскольку люди всегда двигаются вперед, приобретая и развивая навыки, ценности и руководящие принципы действий, которые определяют и характеризуют нас. То, что может быть произведено, – то, что человек приобретает определенные характеристики каждой стадии плохим способом.

Кроме того, по словам Колберга, не все люди достигают конечных стадий нравственного развития. Для него когнитивное и биологическое развитие необходимо для нравственного развития, но он считает, что это не является достаточным условием.

Этапы нравственного развития

Уровень 1. Предварительно условная мораль

Дети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека.

а) Ориентация на наказание и послушание

Правила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать..

Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам..

б) наивный гедонизм

Это относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также иметь личные интересы и потребности. Фраза, которая представляет этот этап: «Я уважаю тебя, если ты меня уважаешь».

Правильнее всего поступать так, как если бы кто-то извлекал выгоду, действовать в соответствии со своими интересами, а другим делать то же самое..

Читайте также:  Занятия по развитие речи у шестилетнего ребенка

Уровень 2. Обычная мораль

Это происходит в результате начала подросткового периода, стадии, в которой действует в соответствии с «социально принятым».

а) Ориентация на хорошего ребенка

Ожидания, отношения и соблюдение межличностных отношений. Эта стадия начинает проявляться в предподростковом или юношеском возрасте, стадии, когда ребенок начинает ставить себя на место другого и оценивать поступки так, как они помогают или одобрены другими.

Они преследуют свои личные интересы, но не причиняя вреда другим, ожидая большего от себя и от других.

Мы движимы тем, что хотим понравиться и быть любимыми другими, оправдывая ожидания людей. «Если ты сделаешь что-то для меня, я сделаю что-то для тебя» – это фраза, которая будет отражать этот этап.

Правильный поступок – жить в соответствии с тем, что другие ожидают от себя, заботиться о других, быть хорошим человеком и поддерживать отношения доверия, лояльности, уважения и благодарности..

б) Социальная забота и осведомленность

Общественный строй и совесть. Здесь люди верны законам, уважают авторитет и социальные нормы. Необходимо действовать справедливо для правильного функционирования институтов, чтобы избежать распада системы и выполнения обязательств.

Здесь начинается моральная автономия, где правила соблюдаются ответственным образом, но потому что они знают, что они предполагают общее благо, совершая себя лично. Законы должны соблюдаться за исключением случаев, когда они противоречат другим установленным социальным обязанностям.

Справедливо выполнять обязанности, ранее принятые перед группой. Кольберг считает, что большинство взрослых остаются на этом стадионе.

Уровень 3. Пост-общепринятая мораль

Перспектива превосходит общество, абстрактный подход и что выходит за рамки социальных норм. Немногие взрослые достигают этого уровня.

а) Ориентация общественного договора

Предыдущие права и общественный договор. Люди думают рационально, ценят волю большинства и социальное обеспечение. Законы, которые ущемляют права человека или достоинство, считаются несправедливыми, но послушание по-прежнему считается лучшим для общества.

Понятно, что все люди имеют право на жизнь и свободу, и что эти права выше социальных институтов.

Над общественным договором стоят такие ценности и права, как жизнь и свобода.

Справедливо осознавать разнообразие ценностей и мнений и уважать правила, обеспечивающие объективность социального контракта..

б) Мораль универсальных этических принципов

Человек различает добро и зло по своим критериям. Индивидуальное сознание включает абстрактные понятия, такие как справедливость, человеческое достоинство и равенство.

«Не делай с другим то, что я хочу для меня» – это фраза, которая будет определять этот этап. Мартин Лютер Кинг и Ганди являются примерами людей, которые достигли этого уровня нравственного развития, живут, чтобы достичь справедливости и бороться за равенство и человеческое достоинство.

Справедливо следовать универсальным этическим принципам, основанным на разуме. Этические принципы, по которым определяются конкретные законы и соглашения.

“Дилемма Хайнца”

Это была одна из самых известных дилемм Колберга. С помощью моральных дилемм устанавливается эволюционная стадия, на которой находится человек, в соответствии с его реакцией и его аргументацией – стадия морального развития, на которой он находится..

«Женщина страдает от особого типа рака и скоро умрет, есть лекарство, которое, как думают врачи, могут ее спасти, это форма радио, которую только что обнаружил фармацевт из того же города». Препарат дорогой, но фармацевт Она платит в десять раз больше, чем стоит ее производство, она покупает радио за 1000 долларов, а за небольшую дозу лекарства – 5000 долларов, муж пациента, мистер Хайнц, обращается ко всем, кого он знает, чтобы одолжить Вы можете собрать только 2500 долларов (половину стоимости), сообщить фармацевту, что его жена умирает, и попросить его продать самое дешевое лекарство или позволить ему заплатить позже ». Фармацевт говорит:« Нет, Я обнаружил это, и я должен заработать на этом деньги ». Хайнц в отчаянии и планирует ограбить заведение и украсть лекарство для своей жены..

Первый этап – это этап послушания

Хайнц не должен красть лекарство, потому что он попадает в тюрьму соответственно, то есть он плохой человек.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц должен украсть лекарство, потому что это всего 200 долларов, а не столько, сколько хотел фармацевт; Хайнц даже предложил заплатить за это, это не было воровством чего-либо еще.

Второй этап – это интерес

Хайнц должен украсть лекарство, потому что он будет намного счастливее, если спасет свою жену, хотя ему придется отбывать тюремный срок.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, потому что тюрьма – ужасное место.

Третий этап – соблюдение

Хайнц должен украсть лекарство, потому что его жена ждет его; он хочет быть хорошим мужем.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен воровать, потому что он плохой и он не преступник; кто пытался сделать все возможное, не нарушая закон, не может быть обвинен.

Читайте также:  Электронный дневник развития ребенка скачать бесплатно

Четвертый этап – это правопорядок

Хайнц не должен красть лекарство, потому что закон запрещает воровство, поэтому это незаконно.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц должен украсть лекарство для своей жены и принять наказание, установленное за преступление, а также оплату в аптеку украденных товаров. Действия имеют последствия.

Пятый этап – это права человека.

Хайнц должен украсть лекарство, потому что каждый имеет право на жизнь, независимо от закона.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, потому что ученый имеет право на справедливую компенсацию. Даже если твоя жена больна, ты не имеешь права.

Шестой этап – это универсальная этика

Хайнц должен украсть лекарство, потому что спасение человеческой жизни является более важной ценностью, чем права собственности другого человека.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, поскольку другим могут понадобиться лекарства, и их жизнь одинаково важна.

Критика и теория Кэрол Гиллиган

Американский психолог, философ и феминистка, родилась 28 ноября 1936 года. Она была ученицей Колберга в Гарвардском университете, не полностью соглашаясь с его теорией и указывая на ряд ошибок в ней.

Кольберг рассчитывал только на реализацию своих исследований с мужчинами, что вводило отклонение в результаты. В окончательной шкале своих результатов женщины получили худшие результаты по сравнению с мужчинами, и это, по словам Гиллигана, было связано с тем, что женщины и мужчины получали разное моральное образование в обществе..

Таким образом, это ознаменовало дебаты о женщинах и моральной теории, показав, что как психология, так и моральные теоретики «косвенно приняли жизнь мужчины как норму, пытаясь создать женщин на основе мужского образца».

Кроме того, Кольберг использовал гипотетические дилеммы, которые могли быть предвзятыми в их подходе и вызывать отклонения в их последующих ответах, поскольку они были сосредоточены только на справедливости и правах, оставляя без внимания очень важные аспекты повседневной жизни..

Гиллиган, столкнувшись с этими недостатками, провел исследование, которое включало женщин для их реализации и с ежедневными моральными дилеммами, получив в результате новую этическую модель под названием этика ухода.

Это также показало, что в исследованиях Колберга не учитывались социальные структуры исключения женщин или что то, как люди развивают свои рассуждения, во многом определяется их личным опытом..

Разработал картину нравственного развития в области этики ухода, которая соответствует таковой у Колберга, но содержание совсем другое.

Этика справедливости (Колберг) делает акцент на беспристрастности и универсальности, считая все предметы равными, а этика заботы (Гиллиган) подчеркивает уважение к разнообразию и удовлетворение потребностей личности. другой, учитывая все разные и неприводимые предметы.

  • Первый уровень: внимание к себе, чтобы обеспечить выживание, то есть забота о себе.
  • Переход: рассмотрение подхода первого уровня как эгоистичного.
  • Второй уровень: связь между Я и другими через концепцию ответственности, внимания к другим и отведения себя на задний план.
  • Переход: анализ дисбаланса между самопожертвованием и заботой, пересмотр отношений между Самостью и другими.
  • Третий уровень: включение Я и других в ответственность за заботу. Необходимость баланса между властью и заботой о себе, с одной стороны, и заботой о других, с другой..

ссылки

  1. Лоуренс Колберг. Взято из википедии.
  2. Теория нравственного развития. Взято из википедии.
  3. Дилемма Хайнца. Взято из википедии.
  4. Кэрол Гиллиган. Взято из википедии.
  5. Теория нравственного развития Колберга. Mentalhelp. Взято из психического здоровья.
  6. Этапы нравственного суждения, нравственного воспитания. StateUniversity. Взято из государственного университета.
  7. Теория нравственного развития Колберга. Periplos en Red.
  8. Папалия, Д. Э., Олдс, С. В. и Фельдман, Р. Д. (2005). Психология развития. С детства до юности. Мексика: Макгроу-Хилл.
  9. Этика заботы и Кэрол Гиллиган: критика теории нравственного развития Колберга для определения контекционалистского постконвенционального морального уровня. Daimon International Philosophy Magazine.

Источник

Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития

1. Предпосылки развития когнитивного направления.

2. Теория морального развития Л. Колберга.

3. Теория развития умений К. Фишера.

4. Развитие как решение задач (Р. Кейз).

5. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

6. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Предпосылки развития когнитивного направления

Когнитивные теории развития ведут начало из философской тео­рии познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.

Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:

1. Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.

2. Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.

Читайте также:  Международный центр раннего развития ребенка

3. Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.

Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:

1. От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.

2. От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.

3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.

4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.

Теория морального развития Л. Колберга

Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном воз­расте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возра­стным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд инте­ресных фактов в детском развитии, которые позволили ему постро­ить теорию морального развития ребенка.

В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авто­ритеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.

Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).

1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответству­ют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и ста­дия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны зна­чимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь лич­ности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относитель­ность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некото­рого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые мо­ральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собствен­ной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассу­дочным соображениям.

В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достига­ют, по его словам, лишь немногие.

Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу

Логическая стадияМоральная стадия
Символическая, интуитив­ная мысльСтадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится
Конкретные операции, этап 1Стадия 1 — послушание из страха нака­зания  
Конкретные операции, этап 2Стадия 2 — наивный инструменталь­ный релятивизм, гедонизм, обмен ус­лугами
Формальные операции, этап 1  Стадия 3 — ориентация на менее зна­чимых других, конформность (межлич­ностная или групповая перспектива)
Формальные операции, этап 2  Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива)
Формальные операции, этап 3  Стадия 5А — утилитаризм и представ­ление о морали как продукте обще­ственного договора (социальный кон­тракт) Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 — ориентация на универсаль­ный этический принцип

Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зе­ландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность от­носительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индиви­дуального развития человека, сколько от степени социальной слож­ности общества, в котором он живет.

Усложнение и дифференциация общественных отношений явля­ется предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источникнравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логи­ческое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким обра­зом, с умственного развития индивидана социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от ко­торой непосредственно зависит степень его личной автономии.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтан­ный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.

Источник