Стадии развития ребенка по интересам

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

Читайте также:  Этапы развития творческой деятельности ребенка

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

Çäðàâñòâóéòå, óâàæàåìûå Ïèêàáóøíèêè!

Ïðåäûäóùèå ýòàïû áûëè ðàññìîòðåíû ðàíåå:

ñòàäèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ https://pikabu.ru/story/podrostki_yetapyi_razvitiya_rebenka_…

ñòàäèÿ äåéñòâèÿ https://pikabu.ru/story/yetapyi_razvitiya_rebenka_stadiya_de…

ñòàäèÿ ìûøëåíèÿ  https://pikabu.ru/story/yetapyi_razvitiya_rebenka_stadiya_my…

Çàäà÷è ýòîé ñòàäèè – îñîçíàòü ñåáÿ êàê îòäåëüíóþ ëè÷íîñòü, óñòàíîâèòü èäåíòè÷íîñòü ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè (ïðîùå ãîâîðÿ, ïîíÿòü, êòî ÿ åñòü), îáó÷èòüñÿ íåîáõîäèìûì â îáùåñòâå íàâûêàì è âûÿñíèòü ñâîþ ðîëü è ñâîþ ñïîñîáíîñòü âëèÿòü, óïðàâëÿòü âíåøíèì ìèðîì, âëàñòü â îòíîøåíèÿõ ñ äðóãèìè.

Ïåðâûå øàãè ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè äåòè íà÷èíàþò äåëàòü çíà÷èòåëüíî ðàíüøå, íî èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ñåáÿ êàê îòäåëüíóþ ëè÷íîñòü.

Äëÿ ìíîãèõ ðîäèòåëåé ýòîò ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ñëîæíûõ â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Äåéñòâèòåëüíî, ïåðèîä, êîãäà ìàëûø áûë âàøåé ÷àñòüþ, êîãäà âàø êîíòðîëü íå âûçûâàë ó íåãî ðàçäðàæåíèÿ è ïðîòåñòà, ïîäîøåë ê êîíöó. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî, åñëè ðàíüøå çà ðåáåíêà âñå ðåøàëè ðîäèòåëè, óïðàâëÿëè è îðãàíèçîâûâàëè åãî æèçíü, òî òåïåðü ýòè ôóíêöèè ðåáåíîê ïûòàåòñÿ îòâîåâûâàòü ñåáå. È ýòî ïðàâèëüíî: âåäü åñëè îí íå ñìîæåò íàó÷èòüñÿ áðàòü íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà ñâîè ïîñòóïêè, òî âî âçðîñëîì âîçðàñòå ñäåëàòü ýòî óæå î÷åíü ñëîæíî.

Êàê æå ýòî ïðîèñõîäèò? Îí âäðóã ïîíèìàåò, ÷òî íå ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ ìàìû, ÷òî îí îòäåëüíàÿ ÷àñòü ýòîãî ìèðà. Òî åñòü, åñòü ìèð è åñòü ÿ. Ñòàëî áûòü, ìåæäó ìèðîì è ìíîé ìîãóò áûòü êàêèå-òî îòíîøåíèÿ, ÿ ìîãó âûñòðàèâàòü îòíîøåíèÿ ñ ìèðîì ñàìîñòîÿòåëüíî, ÿ ìîãó óïðàâëÿòü ìèðîì, ìèð ñëûøèò (èëè íå ñëûøèò) ìåíÿ. Ìàëûø íà÷èíàåò âûñòðàèâàòü ýòè îòíîøåíèÿ: ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü óïðàâëÿòü îêðóæàþùèì ìèðîì (êàê ïðàâèëî, ÌÈÐ – ýòî ðîäèòåëè è áëèçêèå ëþäè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ ðÿäîì ñ ðåáåíêîì), îí ïðîáóåò ñâîè ñèëû â ýòîì ìàñòåðñòâå.

Ëè÷íîñòü ÷åëîâåêà ôîðìèðóåòñÿ òîëüêî â îòíîøåíèÿõ. Åñòåñòâåííî, ÷òî ðåáåíîê íà÷èíàåò ýêñïåðèìåíòèðîâàòü, âûñòðàèâàÿ îòíîøåíèÿ ñ îêðóæåíèåì. ß ìîãó âëèÿòü íà ýòîò ìèð èëè îí âëèÿåò íà ìåíÿ? Êàê ýòî ìîæíî ñäåëàòü?  êàêèõ ñëó÷àÿõ ýòî ïîëó÷àåòñÿ, à â êàêèõ íåò? Ýòî äëÿ ðîäèòåëåé î÷åíü íåïðîñòî, ïîñêîëüêó èç ïîñëóøíîãî, óïðàâëÿåìîãî ðåáåíêà îí èíîãäà ïðåâðàùàåòñÿ â ìàëåíüêîãî òèðàíà, ïûòàþùåãîñÿ äîáèòüñÿ ñâîèõ öåëåé, îòâåðãàþùåãî ïîìîùü, áåççàñòåí÷èâî íàðóøàþùåãî ãðàíèöû âçðîñëûõ.

Çäåñü ðîäèòåëÿì î÷åíü âàæíî:

Ïîääåðæèâàòü äåòåé â ÷àñòè èññëåäîâàíèÿ ìèðà, ëþäåé, ÷óâñòâ

Áûòü òåðïåëèâûì, îòâå÷àÿ íà áåñêîíå÷íûå âîïðîñû ìàëûøà

Äàâàòü êàê ïîçèòèâíóþ îáðàòíóþ ñâÿçü ïî ïîâîäó åãî ïîâåäåíèÿ, òàê è íåãàòèâíóþ.

Áûòü ïîñëåäîâàòåëüíûì

Äàâàòü ðåáåíêó èíôîðìàöèþ î ìèðå è êîððåêòèðîâàòü íåâåðíóþ

Êîððåêòíî è àêêóðàòíî ðåàãèðîâàòü íà îòêðûòèå ðåáåíêà î ðàçëè÷èè ïîëîâ, óäîâëåòâîðÿòü äåòñêîå ëþáîïûòñòâî î ðàçëè÷èè ïîëîâ, îòâå÷àÿ íà âîïðîñû, êîòîðûå çàäàåò ðåáåíîê. Âàæíî: îòâå÷àéòå òîëüêî â ïðåäåëàõ âîïðîñà, íå íàäî ðàçâèâàòü ìûñëü äàëüøå.

Îáåñïå÷èâàòü ïðèåìëåìûå ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ïîâåäåíèÿ è äåéñòâèé ðåáåíêà.

Îòêóäà ðåáåíîê ìîæåò óçíàòü, ÷òî îí ïðàâèëüíî/íåïðàâèëüíî ñåáÿ âåäåò, êàê íå îò ðîäèòåëåé? Ðîäèòåëü äàåò ðåáåíêó èíôîðìàöèþ î ìèðå, îá îòíîøåíèÿõ ìåæäó ëþäüìè, ïðè÷åì ïî áîëüøåé ÷àñòè èíôîðìàöèþ ðåáåíîê ïîëó÷àåò èç ïîâåäåíèÿ ðîäèòåëåé. Ìû ñêîëü óãîäíî äîëãî ìîæåì ðàññêàçûâàòü, ÷òî ïèòü ïèâî âðåäíî è ðàçãîâàðèâàòü ñ ëþäüìè ìàòîì íåõîðîøî, íî, åñëè ðîäèòåëè äåëàþò ýòî, òî è äåòè áóäóò ïîâòîðÿòü çà íèìè.

Читайте также:  Развитие личности ребенка года до трех скачать бесплатно

Åñòü òàêîé àíåêäîò. Ðàçãîâàðèâàþò äâîå ìóæ÷èí. Îäèí ãîâîðèò äðóãîìó:

-Ïðåäñòàâëÿåøü, ìíå ñåãîäíÿ âîñïèòàòåëü ñêàçàëà, ÷òî ìîÿ äî÷ü ðóãàåòñÿ ìàòîì.

Âòîðîé îòâå÷àåò:

-Íè÷åãî ñåáå! Îòêóäà îíà çíàåò òàêèå ñëîâà?

-Äà *óé åå çíàåò! ß ìàòîì òîëüêî ñ æåíîé ðàçãîâàðèâàþ.

Ïîìíèòå, ÷òî ñåìüÿ äëÿ ìàëûøà – ýòî ñàìàÿ âàæíàÿ ãðóïïà, ñàìàÿ çíà÷èìàÿ è äëÿ òîãî, ÷òîáû áûòü ïðèíÿòûì â ýòîé ãðóïïå, íóæíî âåñòè ñåáÿ êàê ÷ëåí ýòîé ãðóïïû. Ýòè ìåõàíèçìû ñðàáàòûâàþò áåññîçíàòåëüíî, äåòè íå ïðèíèìàþò îñîçíàííîãî ðåøåíèÿ âåñòè ñåáÿ êàê ïàïà èëè ìàìà – ïîìíèòå, ìû ãîâîðèëè ðàíåå – åñëè ñåìüÿ íå ïðèìåò, òî ñòàâèòñÿ ïîä óãðîçó ôèçè÷åñêîå âûæèâàíèå ìàëûøà. À ïðèíèìàþò, êàê èçâåñòíî, ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ñåáå ïîäîáíûõ.

Êñòàòè, ýòèì è òàêæå îáúÿñíÿåòñÿ íåóòîëèìàÿ æàæäà ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå çàäàâàòü âîïðîñû: åìó íóæíà èíôîðìàöèÿ. Èìåííî îò âàñ. Ïîòîìó ÷òî îí èùåò îðèåíòèðû.

Ìû ìîæåì ïîíÿòü ñåáÿ è ñâîè ãðàíèöû, òîëüêî ñòàëêèâàÿñü ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ðåáåíîê èññëåäóåò, êòî åãî îêðóæàåò, êàêèå ýòî ëþäè. Ýòî è åñòü óñòàíîâëåíèå ñîáñòâåííîé èäåíòè÷íîñòè. Ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå òîãî, ÷òî â ÍËÏ íàçûâàþò «êàðòîé òåððèòîðèè». Åñëè íà ïðåäûäóùèõ ýòàïàõ ðåáåíîê òîëüêî ìîã îïðåäåëèòü, êòî ÿâëÿåòñÿ «åãî» ÷åëîâåêîì, îòëè÷àÿ «ñâîåãî» îò «÷óæîãî», òî íà ýòîé ñòàäèè îí íàáëþäàåò, êàê âåäóò ñåáÿ «åãî» ëþäè, óñâàèâàåò ìîäåëè è ñòèëè âçàèìîäåéñòâèÿ ýòèõ ëþäåé, ïðèìåíÿåò ýòè çíàíèÿ íà ïðàêòèêå è äåëàåò âûâîäû î ñâîåì ìåñòå â ýòîì ìàëåíüêîì ñîöèóìå. Èìåííî íà ýòîì ýòàïå íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ñàìîîöåíêà ÷åëîâåêà – òî, ÷òî áóäåò âïîñëåäñòâèè âëèÿòü íà îòíîøåíèÿ ýòîãî ÷åëîâåêà ñ âíåøíèì ìèðîì, òî, ÷òî áóäåò èëè íå áóäåò ÿâëÿòüñÿ äëÿ íåãî îïîðîé, ðåñóðñîì â ðåøåíèè ñëîæíûõ æèçíåííûõ çàäà÷. Æèçíü íèêîãäà íå áûâàåò ïðîñòîé, â íåé âñåãäà åñòü ñëîæíûå ìîìåíòû, âî âðåìÿ êîòîðûõ ÷åëîâåêó íåîáõîäèìà îïîðà.

Çäåñü âàæíî îáðàòèòü âíèìàíèå íà áàëàíñ «ñèëà-ñëàáîñòü». Î÷åíü ÷àñòî ðîäèòåëè ñîâåðøàþò çäåñü îøèáêó, ãîâîðÿ ïðèìåðíî ñëåäóþùåå: «Íó, ðàç òû òàêîé áîëüøîé, äåëàé ñàì! Íî ïîòîì íå íîé, ÷òî ÷òî-òî íå ïîëó÷èëîñü». Ðåáåíîê âñå ðàâíî äîëæåí èìåòü ïðàâî îáðàòèòüñÿ ê âàì çà ïîìîùüþ, íå èñïûòûâàÿ ïðè ýòîì ÷óâñòâà âèíû, ÷òî íå ïîñëóøàëñÿ âàñ, ÷òî ñäåëàë ïî-ñâîåìó.  ýòîì âîçðàñòå ðåáåíêó íåîáõîäèìî óñâîèòü, ÷òî åñëè òû ïðîñèøü î ïîìîùè, ýòî ñîâñåì íå çíà÷èò, ÷òî òû ñëàáûé.

Ïðîáóÿ óñòàíàâëèâàòü íîâûå îòíîøåíèÿ ñ îêðóæåíèåì, óñâàèâàÿ ìîäåëè è ìåõàíèçìû, ðåãóëèðóþùèå ýòè îòíîøåíèÿ, âïîñëåäñòâèè îí ïåðåíåñåò âñå ýòè ìîäåëè â «áîëüøîé ìèð», â ìèð ñîöèóìà. Ýòîò ïåðèîä ìîæíî íàçâàòü ãåíåðàëüíîé ðåïåòèöèåé, íà êîòîðîé îí ïðîáóåò, îøèáàåòñÿ, ïðîáóåò íîâûå ñïîñîáû âçàèìîäåéñòâèÿ, äîñòèãàåò óñïåõà è óñâàèâàåò ðàçëè÷íûå ñïîñîáû, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ îí ìîæåò âëèÿòü íà ýòîò ìèð.

Íà ýòîì ýòàïå ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî äëÿ íà÷àëà ïðèíÿòü òîò ôàêò, ÷òî ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ îòäåëüíîé ëè÷íîñòüþ, ñî ñâîèì âÈäåíèåì ñèòóàöèè è ëþäåé, êîòîðîå èìååò ïîëíîå ïðàâî íå âñåãäà ñîâïàäàòü ñ âÈäåíèåì ðîäèòåëÿ. Ýòî íà÷àëî ñåïàðàöèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæèòñÿ íà ýòàïå èäåíòèôèêàöèè, ñåêñóàëüíîñòè è îòäåëåíèÿ, êîãäà ðåáåíêó èñïîëíèòñÿ 12-19 ëåò.

Îäíà èç çàäà÷ ýòîé ñòàäèè äëÿ ìàëûøà: ïîíÿòü, ÷òî ïîâåäåíèå èìååò ïîñëåäñòâèÿ. Çäåñü êàê íèêîãäà ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî ïðîÿâëÿòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ñâîèõ äåéñòâèÿõ, ñîãëàñîâàííîñòü â âîñïèòàòåëüíûõ ìåðàõ.

Êàê òîëüêî ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ñåáÿ, êàê îòäåëüíóþ ëè÷íîñòü, åìó ïðèõîäèòñÿ ïðèíÿòü, ÷òî ýìîöèè, êîòîðûå îí èñïûòûâàåò, ïðèíàäëåæàò åìó. Ñ ýòîãî âîçðàñòà íà÷èíàåòñÿ ñêà÷îê â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè. Ðåáåíîê íàó÷àåòñÿ óïðàâëÿòü ñâîèìè ýìîöèÿìè, âëèÿòü íà ýìîöèè äðóãèõ ëþäåé. Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ ïîäìåíà – êîãäà îäíà ýìîöèÿ ïîäìåíÿåòñÿ äðóãîé. Íàïðèìåð: ðåáåíîê ñìååòñÿ, ïðè ýòîì ó ðîäèòåëÿ îòâðàòèòåëüíîå íàñòðîåíèå è îí ñ òðóäîì âûäåðæèâàåò õîðîøåå íàñòðîåíèå ó ìàëûøà, ãîâîðÿ åìó ñëåäóþùåå: “×òî òû çäåñü ðàäóåøüñÿ?!. Íå÷åìó ðàäîâàòüñÿ!». Ðåáåíîê, êîíå÷íî, äîâåðÿåò ðîäèòåëþ, ñëóøàåòñÿ åãî è åãî ðàäîñòü ñìåíÿåòñÿ íà ñòðàõ, åñëè ñòàëî ñòðàøíî, èëè íà ñòûä. È òîãäà â ñëåäóþùèé ðàç, êîãäà åìó áóäåò ðàäîñòíî, ê ýòîé ðàäîñòè ïðèáàâèòñÿ è ñòðàõ. À åñëè ðåáåíêó ñòàëî ñòûäíî çà òî, ÷òî îí âåñåëèòñÿ, êîãäà ðîäèòåëþ ïëîõî, òî â ñëåäóþùèé ðàç, èñïûòûâàÿ ðàäîñòíûå ÷óâñòâà, åìó ìîæåò ñòàòü ñòûäíî çà ýòî.

Ðåáåíîê íà÷èíàåò èãðàòü â ýìîöèè è ó÷èòñÿ èìè ïîëüçîâàòüñÿ.

Ñëîæíîñòè:

-Ïåðåêëàäûâàíèå îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîè ýìîöèè: Ýòî íå ÿ çëþñü, ýòî âû ìåíÿ çëèòå. Ò.å ìîè ýìîöèè – íå ìîå ïîâåäåíèå.

-Ó÷àòñÿ ñêðûâàòü ýìîöèè: ÿ íå ïëà÷ó, ÿ íå ðàäóþñü, ÿ íå ñåðæóñü.

-Ýìîöèè ñòàíîâÿòñÿ øàáëîííûìè ðåàêöèÿìè – ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Âìåñòî ðàçíîîáðàçèÿ äåëàåì òèïîâîå, íàïðèìåð, îáèäåòüñÿ.

Íåêîòîðûå ïðîáëåìû, êîòîðûå ìîãóò «ïðîèçðàñòàòü» èç ýòîãî âîçðàñòà:

×ðåçìåðíûé ñòðàõ, òðåâîæíîñòü

Ñîöèàëüíî íåïðèåìëåìîå ïîâåäåíèå

Ðèòóàëû âîêðóã ïèùè

Íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è, êîøìàðû

Ïðîáëåìû ñ îáó÷åíèåì

Çàñòåí÷èâîñòü, óãðîçû èëè àãðåññèâíîñòü

Èãíîðèðîâàíèå ñâîèõ ÷óâñòâ è ïîòðåáíîñòåé

Ëþáèòå è áåðåãèòå ñâîèõ äåòåé!

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Читайте также:  Игры с 2 летним ребенком для развития речи

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник