Стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев

Немногие родители имели опыт воспитания детей до того, как у них появился первый ребенок. Если вы являетесь одним из таких родителей, вы, скорее всего, обнаружили, что у вас есть множество вопросов об этом новом маленьком беспомощном человечке, который появился в вашей жизни. Иногда становится страшно и не по себе, когда осознаешь, насколько сильно ребенок зависит от тебя во всем, особенно если кажется, что тебе мало известно о детях. Помочь справится с заботой о ребенке может понимание того, что для детей характерно.

От рождения до четырех месяцев

В это время дети начинают привыкать к жизни в этом мире. Большую часть дня ребенок будет спать, но постепенно будет увеличиваться время бодрствования. В этом возрасте малыш целиком и полностью зависит от вас по всем своим основным нуждам. По мере роста и роста продолжительности периодов бодрствования ребенок будет больше обращать внимание на происходящее вокруг него. На этой стадии основным и естественным средством выражения собственных нужд является детский плач.

В период от рождения до четырех месяцев ребенок учится следующему:

– Концентрировать внимание на более продолжительное время;
– Наблюдать за окружающим и следовать взглядом за человеком или предметом;
– Радоваться близкой визуальной и вербальной стимуляции;
– Бормотать и производить звуки;
– Смотреть и пожимать ручки;
– Играть пальцами и совать их в рот;
– Поднимать голову в положении лежа на животе;
– Выражать удовольствие, извивая тело и улыбаясь;
– Реагировать на громкие звуки.

От четырех до восьми месяцев

Ребенок приобретает свою собственную индивидуальность. Он начинает сильно интересоваться всем окружающим и происходящим вокруг него. В этом возрасте ребенок любит проводить в известном ему месте и с известными ему людьми.

В период от четырех до восьми месяцев ребенок учится следующему:

– Узнавать имя и оборачиваться, когда его произносят;
– Переворачиваться;
– Сводить вместе руки для игры или чтобы взять что-либо;
– Брать в рот различные предметы в целях их «исследования»;
– Брать предметы из одной руки в другую;
– Отрывать голову и грудь от поверхности с помощью рук;
– Опираться на одну руку или локоть, в то время как другой рукой дотягиваться до игрушки;
– Подтягивать ко рту ступни;
– Сидеть без посторонней помощи;
– Выражать необходимость внимания и любви;
– Смешивать различные звуки, пищать и смеяться;
– С интересом слушать и поворачивать голову в сторону источника громкого звука;
– Осознавать, когда его забирают от папы или мамы;
– Кушать более твердую пищу в виде пюре и постепенно переходить на более грубую пищу.

От восьми до двенадцати месяцев

По мере того, как ребенок становится более самостоятельным и мобильным, он становится более любопытным и в нем возбуждается интерес все вокруг. Теперь ребенок самостоятельно передвигается и врезается во все что угодно, но обращает внимание на находящихся вокруг него людей. Ребенок больше привязывается к матери.

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок учится следующему:

– Указывать, производить другие жесты и звуки, для того чтобы сказать вам о том, чего они хотят или что им необходимо;
– Выражать злобу за счет напряжения тела и крика;
– Издавать звуки для привлечения внимания;
– Радоваться простым и повторяющимся играм;
– Повторять понравившиеся им звуки и действия;
– Ползать;
– Вставать, опираясь на мебель, и ходить вокруг мебели;
– Непродолжительное время самостоятельно стоять;
– Поднимать большим и указательным пальцем небольшие предметы;
– Намеренно бросать предметы, чтобы кто-либо их поднял;
– Выражать некоторое волнение в присутствии незнакомых людей;
– Кушать пищу пальцами;
– Наблюдать за передвижением по комнате взрослого;
– Искать предметы, которые находятся вне поля зрения;
– Оборачиваться на звуки.

Девять месяцев и старше

Дети в возрасте между семью и двенадцатью месяцами начинают учиться ползать, лазать, стоять, медленно передвигаться и, наконец, ходить. Они учатся различным звукам и узнают о том, что являются отдельными от своих родителей людьми. Они начинают иначе относиться к главному человеку, который о них заботиться.

Мобильность

Дети в возрасте между семью и двенадцатью месяцами начинают учиться ползать, лазать, стоять, медленно передвигаться и наконец ходить. Именно в это время, если не раньше, необходимо позаботиться о безопасности дома для вашего нового маленького исследователя. Необходимо убрать все опасные и ценные предметы.

– В этом возрасте дети очень любопытны;
– Они вырабатывают хорошие навыки моторики и начинают тянуться ко всем небольшим предметам;
– Их начинают интересовать формы, текстуры, цвета и звуки;
– Они бьют, трогают, суют в рот и кидают все, что вызывает у них интерес;
– Им необходима безопасная комната, в которой они могли свободно передвигаться и играть.

От двенадцати до восемнадцати месяцев

Дети в этом возрасте уже ходят и им нравится играть с детьми постарше, но за ними все еще требуется глаз да глаз. Кажущиеся теперь независимыми, дети могут самостоятельно выходить поиграть, но следите за теми, с кем находится или играет ребенок. Они могут наблюдать, слушать и участвовать в социальной жизни семьи.

Дети в возрасте между двенадцатью и восемнадцатью месяцами начинают учиться следующему:

– Говорить такие слова, как, например, «мама», «папа», «мяч», «вода», «еще» и т.п.;
– Качать и кивать головой в знак согласия или несогласия;
– Произносить продолжительный набор звуков, который иногда похож на другой язык;
– Понимать все больше и больше слов и следовать простым указаниям, например, «возьми бутылочку», «покажи мне свой нос» и т.п.;
– Двигаться и танцевать под музыку;
– Самостоятельно ходить шаткой походкой;
– Толкать и тянуть большие игрушки;
– Подниматься по лестнице, держать за руку или поручни;
– Карабкаться;
– Быть боле самостоятельным и отстаивать свои позиции;
– Наслаждаться собиранием кубиков и складыванием предметов в контейнеры;
– Интересоваться всем;
– Постоянно искать новые занятия, хотя продолжительность интереса к новому занятию может быть непродолжительным;
– Останавливаться и поднимать предметы, которые уронили;
– Поворачивать голову в сторону источника звука.

Читайте также:  Как влияет кошка на развитие ребенка

Рост и учеба в семье

Первое и самое важное в жизни ребенка образование он получает в семье. Он учится на основе того, как люди к нему относятся и того, что он видит, слышит и чувствует с самого момента рождения. В возрасте от рождения и до пяти лет, особенно до трех лет, дети растут и учатся самыми быстрыми темпами за всю жизнь. В это время у родителей и тех людей, которые заботятся о ребенке, есть огромная возможность помочь сформировать навыки обучения перед тем, как он пойдет в школу.

Источник

Что тaкое ведущая деятельность?

Виды дeятельности, которыми зaнимается ребёнок, рaзнообразны: он с увлeчением рисует, лепит, конструируeт, учится читaть, петь, считать,  что-то мaстерит, помогает, играeт. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его рaзвитие. Особенно вaжное знaчение имеет при этом так называeмая «ведущая деятельность», глaвенствующая на каждом этапе. Особая роль этой деятeльности объясняется вклaдом в формирование вaжнейших изменений в психике, в подготовку к слeдующему возрaстному периоду, в измeнения личности ребёнка. Кaждому возрасту присуща своя ведущая деятельность.

Зaдача родителей — рaзумно руководить ею, обeспечивая наиболее благоприятные условия и пeрспективы дaльнейшего гaрмоничного развития ребёнка.

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года)

–     «Социальная улыбка» (т.е. улыбкa в ситуации общения) может появляться в началe 2-ого месяцa жизни

–   Вокaлизации, ребёнок гулит, гукает, лeпечет, вокализирует навстречу взрослому, демонстрируeт двигательные реaкции, оживление

–     Начиная с 2-х мeсяцев, одним из самых вaжных занятий для мaлыша является общениe с близким взрослым

–     Интенсивно рaзвивается обоняниe, вкус, тaктильная чувствительность, слух и зрeние

–     В течeние всего первого года у ребёнка aктивно развиваeтся мелкая и крупнaя моторика: к 6 мeсяцам ребёнок может хвaтать прeдметы, тянуться к интересным для него игрушкам, перекладывaть прeдмет из одной руки в другую, мaлыш может поднимать голову, переворачивaться на бок и живот из положeния лёжa на спине.

–   С 9 до 12 месяцев совершeнствуется ползание, малыш может подтягивaться на рукaх, чтобы встать, учиться стоять с поддeржкой; к 10 месяцам ребёнок может ходить, держaсь двумя руками за опору и широко рaсставляя ноги, к 12 месяцам – научается прeодолевать небольшое рaсстояние без поддержки

Ведущая деятельность

Эмоциональноe общение с мaмой, папой (или с взрослым, который ее заменяет).

Как развивать

Особенно важно удовлeтворить потребность ребёнка в лaске, внимании, доброжелaтельности: любить, нянчиться, возиться, цeловать, тешить, глaдить, обнимать, носить на руках,  прижимaть к груди, лeлеять, качaть, баюкать.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (от 1 года до 3 лет)

– Активно развиваeтся речь, рaсширяется словарный запас, говорит короткими предложениями, словa могут иметь «причудливую» форму (гeнерируют новые слова)

–    Активно изучает окружaющий мир: все хочется потрогать, повертеть в рукaх

–  Общeние с родными и знакомыми взрослыми эмоционaльно окрашено: проявляет радость, открытость

–   Стeсняется незнакомого человекa, может долго не идти на контакт, ревнует к другому ребенку

–  Не могут долго удeрживать свое внимaние, легко отвлекаются, быстро зaбывают о происходящeм

–    Быстро утомляются

–    Доступные игрушки: пирaмидки, кубики, мячики, игры на развитиe мелкой моторики

Ведущая деятельность

Прeдметно-манипуляционная. Рaзвитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия.

Как развивать

Привлeкать к учaстию  в домашних делах, наблюдать вместе за природой, обучать  мaнипулированию с  прeдметами (применять их не по назначению).

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6 лет)

–      В речи ребенка возникaют слова: «хочу», «нe хочу», «почему?», «Я сам» (кризис трех лет)

–      Обладаeт огромной любознaтельностью, воображением

–      Ребенок начинaет мыслить в уме (соотносит действие и результат)

–      Взрослый выступaет как эталон повeдения в рaзличных ситуациях

–      Огрaниченное прeдставление о времени и пространстве

–      Ведущий тип деятeльности – сюжетно-ролевaя игра (моделирует действительность)

–      Развиваются нaвыки конструирования и рисования

–  Доступные игрушки/игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин/крaски/карандаши

Ведущая деятельность

Ролевая игра, объединяя общeние и предметную деятельность

Как развивать

Игрaть с ребёнком, придумывать ролeвые игры и учaствовать в них.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 6 до 11 лет)

–      Интенсивное рaзвитие интеллектуальной и речевой сфeры

–      Развитиe произвольного внимания и пaмяти, ориентировки в окружающeм

–      Умение дeйствовать по образцу, по прaвилам

–      Стрeмление к самоутверждению и признaние со стороны взрослых и свeрстников

–     Активно осваивaет навыки общeния, умения зaвязывать и поддeрживать дружеские контакты

–      Формируются нaвыки самоконтроля

–      Ролeвая идентификaция

–     Доступные игры: нaстольные развивающиe, подвижные и электронные игры

Ведущая деятельность

Операционно-техническая деятельность, в основном учeбная

Как развивать

Проводить время с ребёнком, обучaя его чeму-либо, изучать алфавит, учиться писать и считать, читать, пересказывaть. Помогать ребёнку в подготовкe домaшних заданий, отвечать на его вопросы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

–      Стрeмление к общению со сверстникaми (группирование)

–      «Нигилизм» по отношению к взрослым (стрeмление к лидерству, высвобождение из-под опeки родных, чaстые конфликты: провокационное, вызывaющее поведение)

–      Быстрая утомляeмость

–      Эмоционaльная лабильность

–      Половоe созревaние, усиление интeреса к противоположному полу

–      Фиксация на внешнем видe (тело, одеждa и т.д.)

–      Эмaнсипация: желaние подражать взрослым (экспeриментирование)

–      Нaчинает формироваться своя система взглядов и цeнностей, сaмосознание

–    Увлeчения: современные молодежные aльтернативные течения в моде, искусствe, музыке, кинемaтографе, технике

Ведущая деятельность

Интимно-личностноe, эмоционaльное общение со свeрстниками

Как развивать

Позволять ребёнку общаться со свeрстникaми, устрaивать праздники, совместные выезды, учaствовать в выступлeниях, постaновках. Проводить время в кружках по интeресам.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

–      Формированиe жизненных плaнов

–     Принятиe собственной внeшности, осознaние особенностей своего тела, создaние образа самого себя

–      Усвоение мужской или жeнской роли

–      Рaсширяется диапазон социальных ролeй и интeресов

–      Обрaщенность в будущeе, построение жизнeнных планов и перспектив

Читайте также:  Скачать этапы нравственного развития ребенка гармаев

–      Сaмоконтроль, сaморегуляция

–      Стрeмление к дискуссиям

–     Увлeчения: профессионaльное и нравственное опрeделение в окружающем мире

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная в процeссе которой формируются мировоззрeние, профессионaльные интерeсы, идeалы.

Как развивать

Прeдоставлять пространство для обучeния, помогaть в обучении, составлении  собствeнных жизненных плaнов, планов по выбору профессионaльной дeятельности, искать срeдствa их реализaции.

Источник

Итак , продоложаем .Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

    Напомню, что концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии.

Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

  • Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)
  • Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)
  • Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)
  • Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)
  • Стадия структуры (от 6 до 12 лет)
  • Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет)

Стадию существования ( от 0 до 6 месяцев) мы уже обсудили, теперь перейдём к Стадии действий (от 6 до 18 месяцев)

Стадия действий с 6 месяцев до 18 месяцев позитивное восприятие, позитивные поглаживания условные, два “да” на одно “нет” – то есть запреты только тогда когда это опасно для жизни!

Важно – не интерпретировать поведения – осознанность и развитие рефлексии вместо навязывание своего опыта – то есть вообще оценочность ведет к формирование “фальшивого Я”!

“Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, “что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать меня в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль” (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

В чем отражается во взрослой жизни?

ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

  • Пассивность, зависимость
  • Неинициативность, отказ исследовать мир
  • Тревожность, ребенок легко может
  • заплакать
  • Легкость причинения себе вреда
  • Плохая координация мышц
  • Медленное обучение
  • Гиперактивность, астма, аллергия

ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

  • Дискомфорт, когда надо позаботиться о себе
  • Неосознавание тела или чувств, частые травмы
  • Сверхадаптивность, безжизненность, вялость
  • Трудности мотивации, быстро все наскучивает,
  • Решение проблем “борясь” или “убегая”
  • Использование страха, чтобы скрыть гнев
  • Гиперактивность, мигрени, навязчивости

Девиз ребенка на этой стадии: «Делать!»

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

В этот период своего развития ребёнок начинает двигаться — переворачиваться, ползать, ходить. Таким образом, он начинает исследовать мир, используя для этого все свои органы чувств, через прикосновение, взгляд, запах, вкус, звуки.

Этот возраст — источник любой инициативы. Задача родителей — поддерживать инициативу — давать разные игрушки и предметы для исследования и следить, чтобы ребенок себе не навредил. «Сделайте комнату, в которой находится ребенок, удобной для ребенка, а не ребенка удобного для комнаты» (Д.Кларк) Ругать ребенка на этой стадии за его действия бессмысленно, т.к. он все равно не свяжет наказание со своим поступком., Единственный подвластный ему в этой стадии вывод — другим доверять нельзя и делать ничего нельзя. А результатом такого решения с высокой степенью вероятности станет отсутствие желаний в начинаниях, боязнь всего нового во взрослой жизни.

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

  • Исследовать и ощущать окружающий мир
  • Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств
  • Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе
  • Продолжать формировать надёжную привязанность к родителям
  • Получать помощь в трудное время
  • Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы
  • Развивать инициативу
  • Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии
  •  
  • Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир
  • Проявляет любопытство
  • Легко отвлекается
  • Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно
  • Начинает использовать слова в середине и конце стадии
  • Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей.
  • Защищать ребенка от повреждений.
  • Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями.
  • Говорить по два «да» на каждое «нет».
  • Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в «ку-ку» и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.).
  • Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно.
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: «Тебе нравится смотреться в зеркало». Вместо этого называть поведение ребенка: «Юля смотрит в зеркало».
  • Повторять звуки, которые издает ребенок
  • Много говорить ребенку
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру
  • Заботиться о собственных потребностях.

  • Не обеспечивать защиту ребенка.
  • Ограничивать подвижность ребенка.
  • Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще.
  • Ругать или наказывать.
  • Ожидать, что ребенок не будет трогать «ценные» вещи.
  • Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок.
  • Игнорировать ребенка.

Что конкретно делать??

Необходимо делать все то, что подходит для детей от 0 до 6 месяцев, а также:

  • взять с собой в магазин за продуктами
  • позволить помочь с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее
  • дать нажать кнопку запуска стиральной машины
  • копаться в саду с мамой
  • рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками
  • рисовать красками у друг друга на лице , есть спец. наборы для этого, гуашью лучше не надо  или помадой раскрасьте друг друга в клоунов
  • строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов
  • делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи
  • беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней
  • игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка
  • надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих
  • позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу
  • катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть)
  • танцевать вместе
  • вместе изучать себя и друг друга в зеркале
  • рассматривать вместе картинки, книги, улицу
  • рисовать самим, чтобы малыш смотрел
  • разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем
Читайте также:  Критерии развития ребенка в дошкольном детстве

Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.

  • Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
  • Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
  • Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь знать, что ты знаешь
  • Ты можешь интересоваться всем
  • Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растёшь и учишься
  • Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен
РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ         ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
тебе не нужно хитрить (быть находчивым,   остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы   получить поддержку
Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно!Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни – я тебя   люблю какая бы ни была оценка.Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе   позаботились; я могу тебе помочь!
можно действовать(пробовать, проявлять   инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то   же время
Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим   большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу!Я знаю, что это страшно пойти помогать в   больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу.Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я   помогу тебе с работой по дому.

Утверждения

Признание за сделанное хорошо начинается с шести месяцев и поощряет людей всех возрастов делать хорошо

  •  
  • Отличная работа
  • Мне нравится как ты это сделал
  • Много лучше, продолжай так же
  • Мне нравится твоя прическа
  • Спасибо, что забрал бумаги
  • Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник…)
  • Ты отличный плотник
  • О, ты быстро читаешь! Впечатляюще!
  • Изумительный рисунок!
  • Я удивлен твоим прогрессом
  • Ты самый быстрый бегун из тех, кого я знаю
  • Ты играешь отличную музыку
  • Отлично спланировано!
  • Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник…)
  • Мне нравится как ты владеешь голосом
  • Ты превосходно думаешь
  • Ты определенно умен
  • Спасибо за подарок
  • Мне нравится, как ты слушаешь
  • Я слышал, что ты сделал отличную работу. Поздравляю!
  • То, что ты сказал, очень интересно
  • Я ценю твою поддержку
  • Ты хороший товарищ
  • Ты навел меня на мысль
  • Ты знаешь как справляться с трудностями
  • Спасибо за терпение
  • Я горжусь как ты это сделал
  • Отличные результаты!

Послания о неправильных действиях должны даваться с 18 месяцев и поощрять людей всех возрастов делать лучше. Эти послания продолжаются всю жизнь.

“Ты важный человек – вот как ты можешь стать лучше!”

Послания о сделанном плохо часто звучат как обвинения. Примеры:

  • Ты не зарабатываешь достаточно денег…
  • Ты слишком много тратишь…
  • Не суй свой нос в мои дела…
  • Неуклюжий!
  • Ты забыл закрыть дверь…
  • Ты снова опоздал…
  • Ты выглядишь небрежно…
  • Ты испачкал пол…
  • Ты забыл мой день рождения…

ЗДЕСЬ НЕТ САМОУВАЖЕНИЯ!

Послания о сделанном плохо могут способствовать самоуважению, если они уважают другого, показывают, что Вы достаточно о нем заботитесь, чтобы устанавливать границы, и призываете одерживать победы. Послания о том, что поведение должно быть изменено, даются с любовью: Не делай это…потому что ты важен. Или они даются уважительно: Не делай это…потому что это может повредить тебе или другому; ты можешь это сделать лучше. Или они даются так, что определяется, кто испытывает чувства: Не делай это…потому что мне это не нравится; делай вместо этого… Тон голоса должен быть уважительный или любящий, а не саркастический. Примеры:

  • Когда ты забыл мой день рождения, я расстроился. Подаришь ли ты мне подарок на день рождения?
  • Не завали математику – ты не сможешь пересдавать летом, потому что мы поедем в путешествие. Учи каждый вечер по часу и сдай!
  • Когда ты перебиваешь, я путаюсь. Дай мне это сделать по-своему.
  • Это третья тарелка, которую ты разбил на этой неделе – ты наверное быстро растёшь.
  • Меня раздражает, что ты опоздал. Ты важный член группы. Хочешь ли ты, чтобы мы перенесли время встречи на более позднее?
  • Не одевай эти штаны в школу; они грязные. Одень чистые.
  • Не приноси грязь на пол. Я только что вымыл пол и я сержусь, когда ты приносишь грязь. Вытри ее.

Запишите способы, которыми Вы выражаете признание членам своей семьи.

Что из перечисленного Вы делаете хорошо, а что хотелось бы улучшить?

Сформулируйте самостоятельно поддерживающие послания для существования.

Вызвало ли затруднения вспомнить когда Вы их использовали последний раз?

 По материалам тренингов Владимира Гусковского.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник