Стадии развития отклонений в поведении ребенка

Для каждого родителя его ребенок — всегда особенный, отличающийся от других. Но уникальные генетические признаки дарят сыновьям и дочерям не только красивую внешность, темперамент, талант: вместе с определенным набором хромосом некоторые из них наследуют психические или психофизические особенности, с которыми им предстоит жить. Что значит быть матерью или отцом нестандартного ребенка? Как научиться взаимодействовать с ним? И можно ли помочь малышу справиться с требованиями социальной среды, детского сада, школы? Этой теме посвящен очередной выпуск совместного проекта «Народной газеты» и кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ «Родительский университет». Сегодня наш собеседник — профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, доцент Алексей Поляков.pixabay.com
— Алексей Михайлович, давайте сразу определимся с терминами: что значит психические, а что — психофизические особенности ребенка?
— На самом деле грань между этими понятиями достаточно тонка. В большинстве случаев, когда говорят об отклонениях в психическом развитии, предполагается, что у девиации есть какая-то органическая основа: как правило, это дисфункции мозга. Однако на практике такие дисфункции далеко не всегда выявляются. В частности, у врача часто нет возможности обнаружить отклонения, особенно когда речь идет о легких формах заболевания. То есть на самом деле проблемы в развитии у ребенка есть, но вот эту самую органическую основу не находят.
Что касается психофизических особенностей, здесь установить диагноз несколько проще, поскольку есть определенные симптомы того или иного отклонения в развитии. Правда, симптоматика может быть частично смазана: какие-то ее проявления присутствуют, какие-то — нет. В этом случае тоже затруднительно поставить конкретный диагноз.
— Если даже специалистам это сделать непросто, можно представить, каково родителям. Ребенок просто нервный, легковозбудимый, агрессивный? Или же его поведение — результат имеющихся отклонений в развитии?
— Совершенно верно. Есть примеры, когда родители детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии начинали догадываться о том, что с их сыновьями или дочками не все в порядке, только в начальных классах школы. Примечательно, что мамы и папы чаще всего обращают внимание на нестандартность ребенка в поведении, достижениях, освоении школьной программы, их заботят его проблемы с социализацией — когда есть трудности в общении со сверстниками, он становится изгоем в классе и т. д. Но далеко не всегда подобная необычность, непохожесть на большинство других детей является признаком аномального развития. Часто бывает наоборот: никаких проблем с социальной адаптацией, особенно в дошкольном возрасте, у ребенка не возникает, он кажется вполне благополучным, но в действительности — страдает определенными отклонениями в развитии. Просто они пока не проявляют себя, поскольку круг общения не требует от малыша в силу возраста исполнения и соблюдения каких-то определенных социальных функций. Именно поэтому важно, чтобы родители сотрудничали с детскими врачами, психологами и дефектологами, которые могут сориентироваться намного раньше.
— Детей регулярно осматривает педиатр. Этого недостаточно?
— В идеале хотелось бы, чтобы в помощь каждому педиатру были выделены узкие специалисты. Но пока такой практики нет, родители, у которых есть основания беспокоиться по поводу развития своего ребенка, должны самостоятельно посещать детского невролога, детского психиатра, дефектолога и психолога. Нелишними будут эти визиты и при отсутствии каких-то серьезных оснований: в любом случае лучше перестраховаться, поскольку мы уже говорили о нюансах проявления психофизических отклонений.
— Если двухлетний ребенок не разговаривает, не складывает звуки в слова — это уже повод обратиться к узкому специалисту?
— Да. Если малыш к 1,5—2 годам не произносит отдельные слова, это настораживающий симптом аномального речевого развития.
— Что еще в поведении маленьких детей должно насторожить родителей?
— Первым пунктом укажу здесь отсутствие так называемого комплекса оживления у малыша 2—3 месяцев жизни. Доказано, что когда развитие ребенка идет нормально, к этому возрасту он начинает эмоционально позитивно реагировать на маму и папу и инициировать общение с ними: улыбается, когда их видит, тянет к ним ручки, гулит, то есть оживляется при виде родных и любимых людей.
Следующий пункт — развитие двигательной активности ребенка: когда он начинает переворачиваться в кроватке, пробует сесть, появляется умение дотягиваться до висящих над кроваткой предметов и схватывать их.
В начале второго года жизни малыша нужно обратить внимание, удается ли ему установить эмоциональный контакт с окружающими. Если у ребенка нет желания делиться с родителями важной для него информацией, своими впечатлениями, если он не пытается привлечь их внимание к предметам, которые его заинтересовали, избегает смотреть в глаза и существует в своем замкнутом мирке — это тоже серьезный повод для беспокойства.
— После того как врач поставил маленькому пациенту диагноз, для семьи наступает один из самых сложных в психологическом плане этапов: родителям нужно свыкнуться с мыслью, что теперь они растят нестандартного ребенка.
— От их восприятия действительности, от того, какую модель поведения они выберут, зависит в первую очередь, станет ли диагноз ребенка приговором для семьи и для него самого или будет просто особенностью маленького человека, с которой нужно научиться жить. Здесь крайне важно не трансформировать эту особенность в глобальную жизненную катастрофу, которая приведет к нарушению в социализации ребенка, а затем подростка и взрослого человека. Есть такое понятие, как «вторичные отклонения» или «социальный вывих». Простой пример: школьник с замедленным темпом психической деятельности. Он не схватывает на лету, намного медленнее, чем одноклассники, понимает условия и требования, медленнее справляется с задачками. Теперь представьте, что от такого ребенка требуют все делать быстро: решить пять примеров за 10 минут, на время собрать палатку в походе, принять участие в эстафете на уроке физкультуры. Что имеем в итоге? Не решил, не успел — минус несколько баллов, критика учителя и родителей. Возится с палаткой — что ты там копошишься, тебя все ждут! Не справился с темпом эстафеты — подвел команду. Это может спровоцировать обиду, неуверенность в себе, неприятие своих маленьких достижений, желание замкнуться, изолироваться от сверстников. Понятно, что ни к чему хорошему в будущем это не приведет: проявления особенностей развития только усилятся плюс у подростка может развиться чувство собственной несостоятельности и подавленности. Вот так мы превращаем особенность в социальную проблему. А можно было поступить иначе: не ругать за неуспеваемость, а похвалить за оригинальность и нестандартный подход в решении задач. Вместо того чтобы поручать такому ребенку поставить палатку — отправить его собирать ветки для костра. На физкультуре не задействовать в эстафете, а сосредоточить его внимание на индивидуальных упражнениях. Очень многое зависит от обстоятельств, в которых оказываются люди с психофизическими особенностями.
PIXABAY.COM
— Какие ошибки чаще всего совершают родители нестандартных детей?
— Есть две крайности: когда матери и отцы изолируют себя от контактов с ребенком, ограничивают свое участие в его жизни и, наоборот, когда они навязывают ему свое присутствие, свои требования, свое видение жизни. Это, к слову, типичные ошибки всех родителей, не только тех, которые воспитывают детей с психофизическими особенностями.
В первом случае современные мамы и папы включают ребенку телевизор, дают в руки планшет, мобильный телефон или что-то еще — лишь бы не отвлекал их вопросами, не дергал за рукав, дал возможность заняться своими делами. И если посмотреть со стороны — малыш вроде бы чем-то увлечен, но на самом деле подобная практика — не что иное, как исключение ребенка из коммуникации. При таком подходе к процессу воспитания родители не могут ничему его научить. А раз не выстраиваются детско-родительские отношения, основанные на тесной эмоциональной связи, значит, ни мать, ни отец не становятся образцом для подражания, авторитетом, носителем культуры, которую следует перенять.
Во втором случае взрослый навязывает ребенку то, что он считает правильным, необходимым. А по сути — нарушает его личное пространство. Кроме того, нужно четко уяснить: мы развиваемся только тогда, когда делаем что-то по собственной инициативе. Мешать ребенку проявлять свою активность — значит мешать ему полноценно развиваться. Поэтому нужно соблюсти баланс: сотрудничать с малышом, предлагая ему что-то, но и с уважением относиться к его инициативе. Это называют «педагогическим тактом», которым в идеале должен обладать каждый родитель.
Год назад в БГУ стартовал уникальный для нашей страны образовательный проект «Родительский университет», основные цели которого — повышение психологической культуры матерей и отцов в воспитании детей, а также социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи. Проект коммерческий, поэтому занятия проводятся на платной основе — в среднем около 120 рублей за один курс. Группы по 12—15 человек, не более. Это оптимальное количество для проведения практикумов и тренингов, на которых всех желающих обучают управлять гневом и агрессией, объясняют, как вести семейный бизнес, как помочь ребенку вырасти успешным и счастливым, как грамотно общаться со сложными детьми и т. д.
ПАМЯТКА МАМАМ И ПАПАМ
♦ Будьте внимательны к чувствам ребенка. У него есть право выражать как положительные, так и негативные эмоции.
♦ Не врите своему ребенку — он не заслуживает, чтобы его обманывали. Старайтесь быть максимально честны: нестандартные дети особенно остро чувствуют фальшь.
♦ Хвалите ребенка за каждый маленький успех, но в то же время любите просто так, а не за заслуги.
♦ Предоставьте ребенку право выбирать то, что ему уже под силу, например, куда и с кем пойти гулять или что надеть. Вашему сыну или дочери нужны не только забота и опека, но и возможность делать выбор самостоятельно, умение брать ответственность на себя, пусть пока и в мелочах.
♦ Введите «сердитый час». Это могут быть 10—15 минут, когда ребенок выплеснет накопившиеся бурные эмоции, сможет сбросить напряжение при помощи крика, брыкания.
konopelko@sb.by
pixabay.com
Источник
Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность?
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
• врожденные;
• наследственные;
• приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Источник