Стадии развития орудийных действий ребенка

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная или, точнее, орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не “в логике руки”, когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.
Один из классических примеров, описанный П.Я. Гальпериным, — овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.
Как происходит обучение? Д.Б. Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Приведем пример из наблюдений Эльконина за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет: Главное звено обучения — образец действия, который дает ребенку взрослый. Анализируя процесс усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил следующие закономерности:
1. Ребенок производит те или иные действия потому, что они представляют собой совместную со взрослым деятельность или выполняются по поручению взрослого. Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий — взрослый и совместная деятельность с ним.
2. Ребенок вначале усваивает в новых действиях наиболее общее: цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными, целенаправленными. Лишь позднее совершенствуется техническая сторона действий, отрабатывается их операционально-технический состав.
3. Критерий правильности употребления орудий — не фактический результат, а соответствие образцу действия. Воспроизводя образец, ребенок строит собственный образ действия с предметом, при этом постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия. Создание образа действия — не одномоментный акт, для этого требуются многочисленные пробы. Компоненты действия входят в образ только на основе санкции взрослого. Возникновение образа действия — конец формирования предметного действия.
4. Процесс формирования предметного действия у ребенка сопровождается отождествлением себя с взрослым.
5. Взрослый — образец для подражания, руководитель, контролер, а также источник эмоциональной поддержки.
Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка: воспроизводимые ребенком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.
Наиболее подходящей ситуацией обучения является “обращенный показ”, т.е. разыгрывание перед ребенком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру. Именно в этом случае ребенок с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, подражает им, присоединяется к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребенка одного, тот долго продолжает начатую игру.
Другой тип предметных действий — соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборноразборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы). Показано, что разные способы обучения выполнению соотносящих действий имеют различный развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.
На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания.

Источник

Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая возраст от 1 года до 3 лет. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В это время ребенок приобретает некоторую автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

  1. В это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими.
  2. Развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.
  3. До сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом присутствует взрослый человек. И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения. Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка виды

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый» (вместо прежней «ребенок – взрослый»).

Для того чтобы понять, как происходит становление предметного действия, необходимо представить его структуру. Человеческое действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей. Оно всегда контролируется и оценивается. У него есть цель. Действие выполняется ради другого человека, а в этом и состоит его смысл.

В совместном предметном действии первоначально слиты его цель, предметная ориентация, исполнение и оценка. Сам способ ориентации действия, подобно цели, также дан не в виде какого-то отвлеченного образца, а существует внутри действия ребенка со взрослым. Постепенное расчленение действия  и переход его различных компонентов на сторону ребенка происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие – означает понять развитие.

        Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, во-первых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения, и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

        Первая линия развития предметных действий – переход от совместности к самостоятельности. На начальных этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частично-совместное, или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется совместное разделенное действие, можно говорить, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия развития предметного действия – линия движения от совместности к самостоятельности. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не «закрыт» для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

        Вторая линия развития предметных действий – линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения.

        Однако на этом процесс развития предметного действия не заканчивается. Ребенок начинает использовать действие в новой, неутилитарной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

  1. перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение действия, выделение его функции;
  2. перенос действия по ситуации, научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. На основе такого переноса действия ребенка схематизируется, в нем выделяется то, что сохраняется при многократном повторении в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого ребенка.

Отрыв действия от объекта, от ситуации, от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого человека. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация начинает меняться, теперь её можно представить так: «ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ».

Все основные новообразования связаны с орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Источник

1слайд

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

2слайд – Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

3слайд – Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические манипуляторные действия с предметами, которые первоначально осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). 

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой.

К концу первого года появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Например, подражая взрослому, ребенок пытается собрать пирамидку, матрешку, построить башенку из кубиков и пр. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для него уже не изолированно, а в определенных соотношениях с другими объектами. Действия такого типа называются соотносящими. Экспериментируя с предметами, по-разному воздействуя ими друг на друга, ребенок выявляет связи между ними. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к действиям нового качества — собственно предметным, специфически-человеческим действиям на основе выработанных в культуре способов употребления предметов. Прежде всего это — орудийные действия.

Читайте также:  Календарь развития недоношенного ребенка от рождения до 1 года

4слайд – В конце первого года жизни и на протяжении всего раннего возраста ребенок все чаще сталкивается с предметами, связанными с деятельностью взрослых и требующими особого обращения с ними в соответствии с определенными, общественно заданными правилами. К ним относятся, например, действия с предметами обихода: ложкой, расческой, зубной щеткой и пр. Такие действия и называются орудийными, т.е. предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Ими дети пользуются и в ходе игры: совочком насыпают в ведерко песок, лопаткой копают его, забивают молоточком или камешком колышки в землю или в отверстия дощечки, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелом или кисточкой. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

5слайд – Переход к новому типу деятельности становится возможным благодаря приобретенным ранее навыкам манипулирования предметами и общению со взрослым, который показывает ребенку образцы действий с ними. Немаловажное значение имеет и овладение ходьбой, которая раздвигает границы его жизненного пространства, помогает ему стать свободнее и самостоятельнее. Умение ходить не только расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, но и меняет характер его контактов с предметным миром: теперь он может не только рассматривать то, что его окружает, но и практически действовать с большим количеством ранее недоступных ему предметов.

6слайд – Являясь ведущей деятельностью дошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности.

Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действенного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии со взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

        В изобразительной деятельности дети проходят нелегкий путь начиная с изображения каракуль, которые могут представлять собой все, что угодно. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.

7слайд – Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

8слайд – Д.Б. Эльконин следующим образом описывает природу и процесс усвоения ребенком раннего возраста предметного действия.

• Предметные действия формируются только в совместной деятельности с взрослым. Смысловым центром ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, является взрослый и совместная деятельность с ним.

• Освоение предметного действия предполагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия.

• В первую очередь ребенок осваивает функцию предмета-орудия, т.е. цель и смысл действия, с которыми он знакомится через взрослого, в совместной с ним деятельности.

• Операционально-технический состав предметного действия формируется на основе образца, задаваемого взрослым. Соответствие действий ребенка этому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия.

• Овладение предметным действием осуществляется путем построения образа действия с предметом-орудием, который складывается в результате разнообразных проб и в совместной деятельности со взрослым.

Читайте также:  Требования к уровню развития ребенка поступающего в школу

• Образ действия включает в себя понимание функции предмета, цели действия и учет соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели.

• Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Такое представление о развитии орудийных действий раскрывает их психологическую и общественную природу, зависимость от культуры того общества, в котором растет ребенок.

9слайд – Предметное действие есть элемент человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.

Таким образом, предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

10 слайд

ИГРУШКИ: от года до трех.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Возраст от 1до 3 является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи: ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши… Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу. Овладеть этими навыками ребенку помогают игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналогии реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочки, кукольная утварь, посуда, одежда, расчески…

Наглядно-действенное мышление.

Малыш с самого раннего возраста познает окружающий мир в основном руками, то есть наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления необходимы игрушки, предусматривающие использование нескольких однородных предметов разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. Это традиционные народные игрушки, то есть сами подсказывающие способ игры. К ним относятся:

  • Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • Вкладыши разной формы и размера;
  • Матрёшки 3-4 местные;
  • «коробки форм», то есть игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • Крупные пазлы и мозаики;
  • Кубики крупные, пластмассовые и деревянные;
  • Шнурок и бусины для нанизывания;
  • Народные игрушки с подвижными частями;
  • Желобок и шарик для скатывания.

Играя, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие предметов, и складываются представления об их свойствах.

Познавательная активность.

        Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для этого требуются игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, а так же элемент сюрприза. Это могут быть:

  • Коробочки с секретом;
  • Детские музыкальные центры;
  • Механические игрушки;
  • Клавишные игрушки;
  • Игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки…

Развитие целеустремлённости.

        Целеустремлённость и настойчивость ребёнка 3-го года жизни проявляются в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят такие игрушки:

  • Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта; собачки, елочки, снеговика…
  • Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки…)
  • Составные игрушки – машинки, домики…
  • Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • Бусы для нанизывания;
  • Шнуровки и застёжки.

Социально-личностное развитие.

        Социально-личностное развитие в возрасте от 1 до 3 происходит главным образом через развитие речи как основного средства общения, а также через и процессуальную (предметную) игру, подготавливающую появление ролевой игры. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении с взрослым, которое предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, развивающие речь, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • Картинки с изображение животных и людей;
  • Сюжетные картинки с изображением действий;
  • Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • Элементарные виды детского домино и лото;
  • Последовательности картинок, изображающих сюжеты сказок;
  • Наборы фигур, изображающих персонажи известных сказок;
  • Звукозапись (медленная и отчетливая) детских народных сказок;
  • Игрушечный телефон.

Что касается предметной игры, то она осуществляется с реалистичными игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, а для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: наборы мебели, «продуктов питания» (наборы овощей, фруктов), «предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки, мыло…), игрушечные животные маленьких и средних размеров с выразительной внешностью.

Так же для игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона…

Источник