Средство развития общения ребенка раннего возраста
Развитие общения детей раннего возраста.
Для того чтобы общаться, необходимо:
- Принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
- Понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
- Передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
- Иметь желание вступать в контакт.
Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3 – 8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся из дня в день. С 8 – 9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали «ладушки» – и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12 – 15 месячного ребенка слово «часы» означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5 – 2 годам он знает, что часы бывают разные.
Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как «большой» и «маленький», «да» и «нет», «плохой» и «хороший».
Этапы развития общения.
Первый месяц жизни. Приспособление к жизни после рождения.
- Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого – лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно если он медленно перемещается на расстоянии 20 – 40 см. от ребенка.
1 – 3 месяца. Психическое рождение.
- С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные слухи. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его «сознательная» жизнь состоит из настоящего, точнее, из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
3 – 8 месяцев. Свои и чужие.
- С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением.
По мере нарастания привязанности к близким появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на «своих» и «чужих».
Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т. д. такой тесный контакт выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.
8 мес. – 1,5 года. Слова и жесты. Открытие себя.
- Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14 – 18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает, кто такие папа, мама, кукла. Показывает, где у него глазки, носик, зубки, ручки – все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что – то попросить, используя жесты и отдельные слова.
1,5 – 2 года. Рост словаря. Стремление к самостоятельности.
- Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.
Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.
Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавлять его желание быть самостоятельным.
2 – 3 года. Фразовая речь. Негативизм.
- Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми.
Умение говорить предложениями превращает малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.
Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т. п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2 – 3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по – разному. Важно помнить, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
Развитие общения
Название реакции Возраст
Оборачивается, когда его зовут | 1 год |
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали | 1 год |
Проявляет удовольствие, когда хвалят | 1 год |
Использует указательный жест | 1 год 1 мес. |
Использует 2 жеста и более: «до свидания», «ладушки», «большой» и т.п. | 1 год 2 мес. |
Зовет кого – нибудь, чтобы помогли | 1 год 3 мес. |
Использует знак «да» – кивает головой | 1 год 4 мес. |
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим. | 1 год 4 мес. |
Обращает внимание на плачущего ребенка | 1 год 4 мес. |
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать, чего он хочет | 1 год 4 мес. |
Приветствует знакомых людей доступными средствами | 1 год 4 мес. |
Использует знак «нет» – качает головой из стороны в сторону | 1 год 6 мес. |
Легко повторяет увиденные жесты | 1 год 8 мес. |
Начинает плакать, чтобы добиться своего | 1 год 8 мес. |
Использует более 10 жестов и другие выразительные средства | 2 года |
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт | 2 года |
Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет | 2 года |
«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т д.) | 2 года |
Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР
Тема: «Развитие общения детей раннего возраста».
Общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. В процессе общения мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.
Цель: Ознакомить родителей с особенностями развития общения детей раннего возраста.
Основные вопросы для обсуждения:
- Что необходимо для общения.
- Этапы развития общения.
- Развитие общения.
Источник
Скрипко Марина
Особенности развития общения детей в раннем возрасте
Особенности развития общения детей в раннем возрасте
Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2х лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.
Манипулируя предметами, ребенок чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Через общение в совместной деятельности формируются игровые замещения.
Особое значение имеет общение ребенка раннего возраста со сверстниками. Через общение со сверстником ребенок выделяет себя, осознает свои особенности. Также общение со сверстниками обеспечивает уверенность в себе и яркие эмоциональные переживания.
При депривации потребности в общении у детей проявляются задержки в развитии крупной и мелкой моторики, задержка речевого развития, нарушается процесс развития произвольности и самосознания. У таких детей к концу раннего возраста не формируется принятие себя и осознание своих достижений.
Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.
Развитие активной речи является как результатом, так и необходимым условием успешного развития общения.
Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Взрослый выступает в общении как партнер, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.
Период от 1 до 3 лет является периодом становления потребности в общении со сверстниками. Исследования показали, что по своей значимости потребность в общении со сверстниками уступает потребности в общении со взрослым, но именно в раннем возрасте идет становление потребности в общении со сверстниками. На втором году жизни формируются первые два критерия общения, это интерес и внимание к сверстнику и эмоциональное отношение к ровеснику. Третий и четвертый критерии сформированности потребности в общении формируется лишь на третьем году жизни. Общение детей в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Выделяет следующие особенности такого общения:
1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
3. ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;
4. зеркальное отражение действий и движений партнера.
Источник
Елена Васюхно
Развитие навыков общения у детей раннего возраста
Тема: «Формирование навыков общения у детей раннего возраста».
Ранний возраст-«возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. Формируется фундамент будущей личности,происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими человеческими качествами, как прямохождение и речь, складываются первичная направленность личности, половая идентификация. У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни. Разговорная речь – средство общения, но не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего «Я» в целом.
В новых требованиях к дошкольному образованию общение детей со сверстниками и взрослыми представлено в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация».
Для детей 2-3 лет программой определена следующая задача, связанная с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый» «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Общение-та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь влияющая на характер общения. Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка окружающим миром. В процессе общенияс ребенком необходимо: – расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (уточнять названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; учить различать и называть существенные части и детали предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; глаголы, управляющими поведением ребенка); – обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (учить понимать обобщающие слова; называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты); -предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, буклеты в целях развития инициативной речи.
В процессе организации общения следует выполнять правила и применять приемы,способствующие установлению взаимопонимания: следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.
В этот период развивается «деловое сотрудничество». К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. Как взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в общении? Как развивать общение по поводу предметов? При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.
До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок: – овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами, действиями с игрушками, учится одеваться, умываться и т. д. ; – проявляет активность и самостоятельность (становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению). Чтобы получить предмет, ребенку нужно назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок без побуждений взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать предлагаемый предмет- произносит вслед за ребенком новое слово. Эмоционально-положительное отношение взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка. Чтобы ребенок говорил, речь взрослого и его собственная должна быть включена в практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Важно знать, понимает ли ребенок сказанное. Для этого нужно давать поручения,например: «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Тани и расскажи мне…», «Предупреди Машу… что он тебе ответил?». Кроме того, нужно предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например,о повадках и хитростях домашних животных по картинкам: «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Куры», «Кошка с котятами»). Нужно стремиться к тому, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Во время рассматривания картинок, организованной деятельности, на прогулках необходимо постоянно обогащать словарный запас детей: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
Во время умывания взрослый должен озвучивать этот процесс так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции.Например: «Моем ручки водичкой тепленькой, она журчит, льется, мыло пенится, ручки будут чистые…». А поскольку это происходит регулярно, словарный запас расширяется, а эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
Надо располагать игрушки предметы, выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это будет побуждать его обращаться с просьбой к взрослому. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, развивать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. Игрушка-средство развития общения. С ребенком 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, куклами, конструкторами. Любое прочитанное стихотворение несложно превратить в игру-драматизацию с игрушками. Предлагая ребенку игрушку, нужно сразу представить, как ребенок будет с ней действовать, о чем разговаривать. Воспитатель, показывая действия с игрушкой, должен обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение (сотрудничество) ребенка со взрослым. Одно из требований к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка и средством общения.
Правильно организованное общение:
-обогащает детей впечатлениями;
-является источником разнообразных эмоций;
-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;
-помогает преодолеть робость;
-способствует становлению личности;
-формирует представление о другом человеке (ровеснике);
-начинает развиваться способность понимать других людей;
-подготавливает к последующему общению со сверстниками.
С какого момента надо учить детей общаться со сверстниками? Обычно с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.
Воспитатель при этом:
– помогает ребенку увидеть в сверстнике что-то интересное;
– организует совместные игры детей, одобряет их действия, связанные с эпизодами общения;
– учит доброжелательному выразительному взгляду;
– называть сверстника по имени и т. д.
Дети 2-3 лет часто ссорятся, жалуются друг на друга.Возможными причинами детских ссор могут быть следующие:
– дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
– не умеют выразить свое состояние словами;
– не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Для развития полноценного общения в детском саду О. М. Ельцова, А. Н. Терехова предлагают такую форму работы с детьми,как игровые обучающие ситуации:
• – ситуации-иллюстрации;
• – ситуации-упражнения;
• – ситуации-проблемы;
• – ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).
Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.
Общение – ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка.Поэтому важно соблюдать условия:
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие- доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3.Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.
4. Содействие развитию речевого аппарата.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.
7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.
Источник