Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте thumbnail

Социальное развитие дошкольников:

этапы, факторы, средства.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

Содержание

1 Что такое социальное развитие?

2 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников 3 Этапы социального развития ребёнка

4 Социальные факторы

5 Социальное воспитание и его средства

6 Социальное развитие в детском саду

7 Развитие социальных навыков

8 Социальная адаптация детей

9 Социальная дезадаптация

10 Выводы

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

1.Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

2.От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

3.Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

4.От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

5.От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы

Что влияет на социализацию малыша?

семья

детский сад

окружение ребёнка

детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)

деятельность ребёнка

телевидение, детская пресса

литература, музыка

природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка. Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

Игра.

Общение с детьми.

Беседа.

Обсуждение поступков ребёнка.

Упражнения для развития кругозора.

Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

В детском саду:

создана специальная социально-формирующая среда;

организовано общение с детьми и взрослыми

организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность;

реализуется гражданско-патриотическая направленность

организовано взаимодействие с семьёй

внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается.

В детском саду для этого созданы все условия:

зонирование

игровое и учебное оборудование

игры

дидактические и учебные пособия

наличие детского коллектива

общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность сознание общение. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация индивидуализация. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация. Социальная дезадаптация. Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя. Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. Выводы Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Есиналимова Майра Айтбаевна

Источник

Слайд 1

Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста). Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Насибова Замина Латифовна

Слайд 2

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников. Повышенная чувствительность к языку, его звуковой и смысловой стороне. Развиваются начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде, людям).

Слайд 3

Основные цели в воспитании детей младшего дошкольного возраста: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, дозировать мышечные нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте; создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры; доброжелательно общаться на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; формировать интерес к художественным видам деятельности.

Слайд 4

Образовательный процесс Непосредственно образовательная деятельность Познание: -формирование элементарных математических понятий – формирование целостной картины мира Коммуникация Чтение художественной литературой Социализация Художественное творчество – рисование – аппликация – лепка Музыка Физическая культура Совместная (партнерская) деятельность Игра Продуктивная Трудовая Художественно – театрализованная Познавательно – исследовательская (конструктивная) деятельность Праздники Экологическое развитие Развитие движений Экскурсии Приобщение к элементам общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Позиция педагога Потенциальный партнер, участник совместной деятельности. Функция взрослого помощь ребенку в реализации его замыслов, направление детской деятельности, развитие творчества детей в решении поставленных задач. Педагог за кругом детской деятельности обеспечивает развивающую предметную среду, но одновременно готов подключиться к активности

Слайд 5

«Моя семья»

Слайд 9

«Наша Родина – Россия»

Слайд 14

«Профессии»

Слайд 18

«Светофор»

Слайд 23

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМУ»

Слайд 31

Выводы: ● дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека; ● социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми; ● социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе; ● программа социального развития отражает различные сферы социальной культуры и может быть реализована в соответствующих разделах воспитания; ● эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Источник

Ирина Морошкина
Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДС

Социализация человека- явление сложное, а полноценное социально-нравственное развитие происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания.

И если социальное воспитание, как целенаправленный педагогический процесс может быть организован и спланирован в соответствии с заранее спланированными целями, то его результативность намного зависит от того социального окружения, где ребёнок находится.

Одним из важных условий социально- нравственного развития ребёнка является сотрудничеств и взаимодействие взрослых с детьми.

При поступлении в детский сад ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими его людьми, в частности с воспитателями и приобретает опыт общественного поведения.

Работая с детьми 2 младшей группы я уделяю очень большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде, самостоятельной деятельности. У меня есть возможность упражнять их в хорошем поведении многократно и это способствует выработке привычки.

Любой из режимных моментов в детском саду содержит огромные воспитательные возможности по социально- нравственному развитию.

Обучая детей правилам этикета, я наблюдаю, как дети здороваются со своими сверстниками и со взрослыми, при этом имеет значение и то как будет сказано детям «Здравствуйте» и «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.

Приучая детей здороваться мы используем и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с сотрудниками д/с и персонажей сказок и т. д.

Многократные упражнения помогают ребёнку осознавать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».

Одни дети здороваются охотно, а другие после напоминания, а третьи вообще не отвечают на приветствие, это как факт появления невежливости. Стараюсь разобраться, почему не поздоровался и помочь ему справиться. При этом очень важен пример взрослых, их приветливость и доброжелательность передаются детям.

У меня в группе есть такой обычай, малыши провожая своих родителей, машут им на прощание рукой из окна, казалось бы, это пустяк, но это создаёт какую-то особую теплоту, близость отношений.

Когда же дети находятся в раздевалке, при этом они всегда вступают во взаимоотношения со сверстниками. Я стараюсь упражнять детей в доброжелательности уступить, прийти на помощь (завязать шарфик, застегнуть пуговицу, достать с верхней полки шапку и т. д.).

Только надо попросить вежливо, а потом поблагодарить за оказанную услугу.

Мы взрослые должны с самого детства воспитывать чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно- помоги ему», «Если тебе трудно- обратись за помощью»– вот правила которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Работая с детьми 2 младшей группы также воспитываю у детей бережное отношение к вещам, игрушкам, книжкам.У меня в группе есть такое правило: «Каждой вещи- своё место», и стараюсь строго контролировать его выполнение, показывая детям на конкретных примерах, как важно и необходимо соблюдать это правило.

Культура еды, умение культурно принимать пищу- один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка. Это я воспитываю путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Во 2 младшей группе я стараюсь воспитывать любовь и привычку к труду.И считаю важным правилом воспитания: «Не делай за ребёнка того чего он может сделать сам».

По формированию у детейморальных представлений о труде использую в своей работе различные педагогические ситуации:

1) «Надо помочь помощнику воспитателя накрыть на стол».

2) «Наблюдение за уборкой участка д/с».

3) «Беседы о труде дворника».

4) «Экскурсия на кухню- о труде повара».

Использую также художественную литературу: стихи и сказки

Например: в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», где только благодаря труду и взаимовыручке удалось спасти петушка.

Очень много проводила бесед о том, где и как трудятся родители.

Большое значение в социально- нравственном развитии имеет индивидуальный подход в руководстве подвижными играми с правилами, ведь подвижные игры способствуют формированию таких проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают возможность почувствовать себя членом коллектива, стремление принести пользу игровому коллективу, чуткость, гуманизм, сочувствие, сопереживание. Во время проведения подвижных игр я стараюсь распределить роли, руководить игрой, при этом показывая образец поведения и взаимоотношений всех играющих.

Когда я во 2 младшей группе знакомим детейс литературными произведениями: стихами, потешками, сказками при этом предлагаю им разные модели поведения мужчин и женщин.

В процессе их восприятия происходит социализация, в ходе которой мальчики подражают поведению мужчин, а девочки поведению женщин.

Примеры из детских сказок помогают мальчикам понять мужскую роль в обществе: он защитник, сильный, находчивый, ловкий, способный помочь близким, он должен быть всегда в действии (созидать, строить). А девочка- добрая и заботливая, ласковая и нежная, несущая тепло и миротворчество. На примере художественных произведений детей легче научить понимать мужские и женские поступки.

Развивая музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость в детском возрасте, я не ставлю перед собой задачу воспитать из детей артистов, поэтов, музыкантов, а стремлюсь создать фундамент музыкальной культуры, как часть общей духовной культуры в будущем «Разбудить их социальные эмоции»– этот происходит и на праздниках, развлечениях, и во время драматизации сказок.

Очень интересные занятия и развивающие игры провожу по теме: «Я- человек», где знакомлю детей со своим организмом. Учу детей отвечать на вопросы, что умеют делать руки, ноги,зачем нужны: глаза, уши, язычок, почему необходимо тепло одеваться и т. д. Делаю это очень непринуждённо, эмоционально, доступно нашего возраста играя с детьми.

Я считаю, что если ребёнок чувствует, что он нужен и любим не только членами семьи, но и его окружающими взрослыми, у него возникает чувство защищённости, безопасности.

И на этой основе складывается доброжелательное, открытое отношение к окружающему миру, жизнерадостность и положительное отношение к себе.

Источник