Средства развития речи детей ребенок и речевая среда

Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышали, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых (в детском саду и семье) была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.
Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов, среди которых:
– многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание, не умея просто и ясно изложить свою мысль, и в результате дети делают не то, что нужно, так как за обилием слов не улавливают мысли. Другие педагоги повторяют все, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без нужды по нескольку раз повторяют свой вопрос или дают пространные пояснения к вопросу – в этом потоке слов теряется главное, существенное;
– чрезмерная лаконичность речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении родного языка;
– частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тарелочка, постелька, чашечка, ручки и т.д.); при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова;
– небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (слова произносятся как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
– монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;
– бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность, сухость). Такая речь – плохой пример для детей, она оставляет их равнодушными к ее содержанию;
– злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит», «вот», «ну»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах («магазин», «Километр», «свекла»).
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до сознания ребят, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.
Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры, развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, посильное участие в организации своей жизни, яркие детские праздники и т.п. – все это становится содержанием их речи. А если воспитатель проявляет к тому же чуткое и доброжелательное отношение (всегда готов выслушать то, о чем сообщают дети, готов поговорить по этому поводу), тогда возможности возникновения потребности выразить в речи свои переживания резко возрастают.
Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь ребят бедна и однообразна, то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно. В то же время педагогу следует быть осторожным в стремлении каждый день обогащать жизнь детей все новыми и новыми впечатлениями, так как этим он будет лишь обременять их память, и они не смогут ничего прочно усвоить.
Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Е.А.Флерина отмечает, что литературное произведение дает ребенку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует.
По мнению Н.С.Карпинской, художественная книга представляет прекрасные образцы литературного языка.
Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включенных в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи (О.С.Ушакова, Л.А.Колунова и др.).
Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений об окружающем мире.
В целях речевого развития детей применяются художественные средства.
Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Исследователи проводят аналогии между развитием рисования и речи, считают рисование особым видом речи. В частности, Л.С.Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую. Речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта речь – символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.
К.Бюллер считает, что деятельное рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи, а А.Рыбников высказывает мнение, что до известного возраста сам смотрит на свой рисунок как на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете все, что о нем знает.
Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Включение в процесс рисования речи, по мнению исследователей, может существенно перестроить ход изображения: ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.
В свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму. Величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др.), уточняется значением отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», « и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов («круг большой», «круг маленький», «рисунок крупный» и т.д.). Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникающие во время рисования и оформления в слове, чаще остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами.
Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему.
Велика в развитии речи и роль музыка. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна. Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончается слово», – писал Г.Гейне. Но музыка может соединяться со словесной речью. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», «музыкальный стиль», «интонации», «ритм». В мире музыки речь создает предметную основу, рисует контуры жизненных ситуаций.
Текст, сближает музыку с потоком жизни (в песне, романсе, опере). В то же время есть жанры, в которых текст и музыка меняются местами, т.е. ведущую роль играет текст (частушки, сатирические куплеты, речитатив в былине).
Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого – научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.
Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.
В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т.д.), а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т.д.). особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, обьяснять и называть показываемое.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.
Источник
Средства развития речи дошкольников
Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, всё, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.
Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, выразительной, разнообразной, точной.
Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов и взрослых в семье ребёнка. Среди которых:
многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание. Не умея просто и ясно изложить свою мысль, другие повторяют всё, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без необходимости по несколько раз повторяют свой вопрос – в этом потоке слов теряется главное, существенное;
чрезмерная сухость речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении богатства языка;
небрежное произношение звуков, слов;
монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;
бедность языка;
злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры. Развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, яркие детские праздники, – всё это становится содержанием их речи.
Важнейшим средством развития речи является и художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
При выборе содержания художественной литературы, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
В целях речевого развития детей применяются художественные средства.
Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками – это не только сенсорно – двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Создание образа стимулирует развитие воображения: ребёнок мысленно
« дорисовывает» статичное, иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью.
Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребёнка более нацеленными. Продуманными. Помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.
Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.
Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления. Которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами. Ярким оформлением, точным словом, музыкой.
Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи). Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей интерес, работу мысли и речевую активность.
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства и методы, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей4 от характера языкового материала и его содержания.
Источники
И.В. Гуреева. Развитие речи и воображения. – ВОЛГОГРАД: КОРИФЕЙ, 2010
https://gigabaza.ru/doc/88547.html
https://www.i-gnom.ru/books/metodika_razvitia_rechi/mrr36.html
Источник
ЛЕКЦИЯ №21 гр.21д МРР
Тема: Средства развития речи у детей дошкольного возраста.
Средства развития речи:
Ø Общение взрослых и детей (в игре, труде, в окружающей среде, природе)
Ø Культурная языковая среда
Ø Обучение родной речи на занятиях
Ø Художественная литература
Ø Различные виды искусства
Ø Технические средства
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)
Формы общения детей со взрослыми в дошкольном возрасте
Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная).
Взаимодействие со взрослыми разворачивается в перовые месяцы жизни ребёнка (первое полугодие жизни). В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления» – сложного поведения, включающего – сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализации и двигательное оживление.
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная)(от 6 месяцев до 2-х лет) Ребенок общается со взрослым путем практического взаимодействия. Здесь речь не идет о простой помощи. Дети нуждаются в соучастии взрослого.
3. Внеситуативно-познавательная. Возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному “теоретическому” сотрудничеству со взрослым. Ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
4. Внеситуативно-личностная. Формируется в возрасте 6 – 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, а мир людей.
В игре
Каждый вид игры имеет особое значение.
Творческая ролевая игра коммуникативна по своей природе. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Способствует самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря («профессиональный» язык воспитателя, моряка, строителя, врача и т.д.)
Строительные игры: пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, вверху, внутри, сзади и т.д.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т.д.).
Детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого.
Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные музыкальные игры с текстом и игры-драматизации: формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию; знакомят с художественными текстами (дети запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно), способствуют развитию речевой активности.
Дидактические и настольно-печатные игры: способствуют закреплению и активизации словарного запаса ребёнка, формированию всех речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ, описать, вспомнить стихотворение, отгадать загадку и т.д.).
Общение в быту
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда(бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках.
Участие старших детей в играх с младшими, рассказывание малышам сказок, показ драматизации, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности их речи, творческих речевых способностей.
Следует, однако, подчеркнуть, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого. Как показали наблюдения Л. А. Пеньевской, если пускать это на самотек, старшие иногда становятся слишком активными, подавляют малышей, начинают говорить торопливо, небрежно, подражать их несовершенной речи.
Задача воспитателя: помочь (если игра требует чёткой роли ведущего, например: «С какой ветки детка?», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Верю – не верю»), при необходимости создать условия для игры (предоставить для самостоятельного пользования дидактические, спортивные игры), научить и объяснить детям правила новой игры, способствовать установлению речевых контактов со сверстниками. Педагог так же может организовывать обсуждение – воспоминания об играх.
Это эффективный путь к развитию речи у детей.
Эффективным средством обогащения словаря ребёнка, формирования навыков речевого общения является:
Хозяйственно-бытовой труд – педагогически ценен тем, что развитие речи происходит в природной, непринуждённой обстановке (во время одевания, приёма пищи, прогулки, гимнастики, подготовка ко сну)
Обогащается словарь, формируются навыки разговорной речи, усваиваются нормы и правила речевого этикета, широко используется художественное слово, фольклор.
Ручной труд
Сельскохозяйственный труд
Речь тесно связана с активными действиями детей.
Воспитатель стимулирует и поддерживает разговор между детьми.
КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА
Речь воспитателя и взрослых, которые окружают ребёнка, так же является одним из средств развития речи у дошкольников.
Развитие речи у детей возможно только при условии правильной речи воспитателя и других взрослых, которые их окружают.
Дети, копируя речь взрослого, перенимают у них все тонкости произношений, словоупотреблений, построения фраз.
Речь является национальным богатством народа. Учить нужно на лучших примерах родного языка. И в этом важная роль отводится воспитателю. Вот почему наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками воспитателя первое место занимает знание родного языка, постоянное самоусовершенствование собственной речи.
Ошибки в речи воспитателя
Ø нарушение орфоэпических норм произношения звуков (сейчас – щас, нет – неа, что – шо, учишся – учисся, смеёшся – смеёсся);
Ø нарушение ударения в слова (правильно: звонИт, свЁкла, понялА, тОрты, кОмпас, щавЕль, красИвее, каталОг, тУфля);
Ø ошибки в произношении гласных и согласных звуков: пропуск звуков -комбинЕзон, проволОка, коГда, Вскипатить, компосТировать; добавление лишних звуков – осмеять (неправильно – обсмеять); замена звуков – трамвай (неправильно – транвай);
Ø употребление непонятных детям слов: специальных терминов (декоративное рисование, качества предметов), слов иностранного происхождения (интервью – беседа; лидер – вождь, вожак; секретный – тайный; томаты – помидоры);
Ø неточное употребление слов (поставьте руки на стол, симпатичная комната).
Ø повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология): Писатель ярко описывает события того дня.
Ø употребление лишних слов: Молодая девушка, очень прекрасна.
Ø употребление слов в несвойственных им значениях. Пример: Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.
Ø употребление слов-паразитов (значит, от, ну)
Ø чрезмерное употребление ласкательных слов, быстрый темп голоса, многословность, грубость.
Профессиональными обязанностями каждого педагога является постоянное повышение уровня речевой культуры.
Под культурой речи понимают её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, стилистики, грамматики, лексики.
Требования к речи воспитателя:
· содержательность,
· точность,
· логичность,
· правильность,
· выразительность,
· эмоциональная насыщенность,
· знание и соблюдение правил речевого этикета,
· уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
ОБУЧЕНИЕ
Обучение – это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.
Значение занятий по развитию речи:
– на занятиях решаются задачи из всех разделов программы;
– развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности;
– занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве – самом благоприятном периоде для овладения языком;
– на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата;
– занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности;
– в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком. Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит.
Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.
Своеобразием многих занятий по развитию речи является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.).
Занятия по развитию речи могут быть классифицированы следующим образом:
Классификация занятий по развитию речи:
в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:
Ø занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
Ø занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);
Ø занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
Ø занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),
Ø занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
Ø занятия по ознакомлению с художественной литературой.
в зависимости от применения наглядного материала:
v занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
v занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
v занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).
в зависимости от этапа обучения
v речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)
v речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
в зависимости от количества участников:
v фронтальные (со всей группой)
v индивидуальные.
в зависимости от дидактических целецй (предложенная А. М. Бородич):
занятия по сообщению нового материала;
занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
занятия по обобщению и систематизации знаний;
итоговые занятия;
комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
V ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЛЕКЦИЯ №21 гр.21д МРР
Тема: Средства развития речи у детей дошкольного возраста.
Средства развития речи:
Ø Общение взрослых и детей (в игре, труде, в окружающей среде, природе)
Ø Культурная языковая среда
Ø Обучение родной речи на занятиях
Ø Художественная литература
Ø Различные виды искусства
Ø Технические средства
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник