Средства развития ребенка младшего дошкольного возраста это

Набока Любовь
Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит,он ответит: «Конечно, играть. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед.

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации, детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка, взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика.А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Литература:

1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.

2. Менджерицкая Д. В., “Воспитателю о детской игре”, М., 1982 г.

3. Сборник статей “Воспитание детей в игре“, сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, М., 1983.

4. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973.

Источник

Оксана Купряхина
Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В своем докладе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети:

• разбирают

• собирают

• сортируют

• соединяют

• разъединяют детали.

С помощью таких игрушек и игр дети знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

развивать мышление у детей;

развивать самостоятельность в поиске решений;

развивать умение отвечать и задавать вопросы.

Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила.

В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх,которые применяются в работе с детьми:

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры: На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ ;ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА; КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ ;ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками.Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут. Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал.Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой.

Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею.

Воспитатель читает стихотворение:

По дороге я пойду,

Друга я себе найду.

Где ты друг, милый мой.

Обнимись скорей со мной.

Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Дидактические игры сцветными крышками.

Дидактические задачи: Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры с прищепками. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик» Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок» Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко» Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.

Источник

Яна Федоровых
Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование- одни из самых больших удовольствий для ребенка. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Рисуя, ребенок отражает не только то что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми.

Своей целью считаю:

Создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Ставлю перед собой следующие задачи:

– Создать эмоционально-положительное настроение;

Развить интерес к занятиям по продуктивной деятельности;

– Знакомить с сенсорными эталонами;

Развитить мелкую моторику рук;

– Активизировать словарь;

Развить умения по продуктивной деятельности;

– Воспитать у детей умение выполнять совместную деятельность;

– Не давить на ребенка, а помочь ему в развитии.

К продуктивной деятельности относится лепка, аппликация, рисование, конструирование, вышивание, собирание мозаик, создание различных поделок. (показать схему) От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого либо конечного продукта.

В изобразительной деятельности, рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребятам доступно использование выразительных средств рисунка. Так цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В совместной работе с детьми по рисованию, я использую в основном цветные карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам в детском саду доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию рук – глиной и пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как и в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе или дальше от от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, центре и т. д) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поварачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от другая. Так же учится и правильному наклеиванию деталий, используя клей и кисточку.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Основные виды конструирования, это строительный материал, набор конструкторов, бумаги, природного и других материалов. Основопологающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяетс умением детей планировать и контролировать его ход.

Хочу так же отметить, что продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умтвенного воспитания детей. Для того что бы нарисовать, слепить, сделать аппликацию или конструкцию, предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Так же расширяются знания о многообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, разных величинах, многообразии оттенков цветов. Идет постоянное обогощения словаря, потому что в процессе анализа своих работ, в конце совместной деятельности, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других ребят.

При проведении занятий я всегда создаю благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Поощеряю творческую и индивидуальную активность, фантазию каждого ребенка.

В процессе продуктивной деятельности сочитаются в моей совместной деятельности с детьми, как умственная так и физическая активность. Для создания конечного продукта необходимо применить усилия, осуществляемые трудовыми действиями, овладением определенных умений. У детей развивается мелкая моторика рук, мускулатура пальцев при работе с ножницами.

Кроме того, сама продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, формирует умение предвидеть будующий результат, развивает пространственно-образное мышление, даёт толчок мотивации к аккуратности.

Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как позаданному образцу, так и при создании и последовательном воплащении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако под влиянием и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребёнка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру.

В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста не устойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладения изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, трудно догадаться, что изобразил ребенок. Для того что бы у детей младшего возраста возникло желание выполнять учебное задание и вызывать желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т. д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Я всегда рисую, леплю, выполняю аппликацию на глазах у детей. Для изображения я подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают желание у малышей эмоциональный отклик. Процесс создания сопровождается словестным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами и движениями. Всегда стремлюсь научить ребенка действовать, помогаю на начальном этапе, а затем направляю его активность. После того, как основные навыки сформулированы и у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать им определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало. Любят дети такого возраста, под руководством взрослого изготавливать книжки-малышки.

Особенно хочется отметить свою изюменку в работе в Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД, где я использую наглядный материал, который мы изготавливаем сами с ребятами. Что повышает уровень интереса к самим занятиям и умению получать больше знаний и заинтересованность в обучении.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, методов и в результате дети получают успешный продукт деятельности. В этом и кроется секрет нетрадиционных способов художественно-эстетической деятельности, которая даёт огромную возможность для детей думать,пробывать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктивной деятельности. В нетрадиционной технике с младшими дошкольками,я использую: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, пластилином; рисование по сырому листу; для поделок использую, природный материал,ватные диски, макаронные изделия и прочее.

Работая в нетрадиционной технике могу отметить, что дети более активно влючаются в работу, задают вопросы, интересуются. Применяя данную технику художественно-продуктивной деятельности, вместо готового образца показываю способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, это даёт толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности. Хочу отметить, что ценность тут заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. Появляется ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

Не маловажным фактором в продуктивной деятельности, как средство развития детей, является работа с родителями.

В уголке информации помещаю различные консультации, из которых родители могут подчерпнуть для себя необходимые им знания (особенности изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста, разнообразие художественных материалов, различные техники рисования, консультирования, ручной труд и прочее). Консультации обнавляются по мере возможностей. Так же провожу мастер-классы, которые увлекают и самих родителей. Не будем забывать о том, что совместная деятельность с детьми всегда сближает их со взрослыми.

Так же нашими родителями была создана группа в интернете, “Цветочная полянка”, где они высталяют свои совместные работы с детьми, поделки, делают интересные фотографии и делятся опытом друг с другом, что непосредственно повышает интерес и уровень мастерства среди родителей.

Так же в нашей группе в детском саду, организовываются выставки, совместных работ детей на различную тематику, как ” Осенние фантазии”, “Новый год у ворот”, “Весна пришла”. Так же предлагаю родителям посещать и участвовать в наших творческих выставках, которые проводятся в нашем ДОУ, где можно открыть мир прекрасного ребёнку, созданного непосредственно при взаимодействии всей семьи.

В заключении мне бы хотелось процитировать слова В. А Сухомлинского ” Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”

Творите и созидайте с вашими детьми. Творческих успехов!

Источник