Средства музыкального воспитания и развития ребенка

В педагогике выделяется понятие «средства воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством – совокупность приемов31. Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, труд музыканта, тщательная работа над произведением – средство музыкального воспитания, но показ, оценка данной работы, указание на ошибки – это приемы. Слово о музыке (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод музыкального воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

Методы музыкального воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства музыкального воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения музыкального и изобразительного искусства, музыкальные радио- и телепередачи – необходимое подспорье для эффективного применения методов..

К средствам музыкального воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие музыкальную деятельность учителя и учеников (настроенные музыкальные инструменты, наличие светлого, достаточно просторного помещения для музыкальных занятий, инструментов детского оркестра, нотной библиотеки). Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Например, отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает педагога корректировать методы, обходиться тем, что есть.

Задачи музыкального образования осуществляются посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

Слушание музыки выступает в разных формах:

– как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

– как специальное занятие;

– как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с учениками песню, учитель поет ее, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, двигательных импровизаций, рисования под музыку. Педагог играет произведение, вместе с учащимися определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности. Слушание музыки связано со всеми видами искусства.

Пение – процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст учащихся, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Источник

екатерина максимова
Средства развития музыкальных способностей

Средства развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально организованного обучения с помощью определенных средств.

Средства обучения – одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения.

Средства обучения – это и способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучаемых; инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать познавательную деятельность детей и управлять ею.

Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.

Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.

Средства формирования музыкальных способностей можно разделить на несколько видов.

1. Материальные средства обучения. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют воспитатель и дошкольник для детализированного обучения. К материальным средствам обучения относятся:

картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки,

фотографии;

музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, колокольчики, маракасы);

музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки);

театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок;

учебно-игровые пособия;

дидактический материал (раздаточный материал).

Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

2. Технические средства обучения. К ним относятся средства массовой информации – радио, телевидение, кино – оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей. Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы образования. Поэтому использование технического средства в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств,как:

Читайте также:  Книги для развития 3 летнего ребенка

радио и телевидение;

технические устройства (аппаратура);

мультимедийный проектор;

звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);

экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;

вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки;

дидактические средства обучения (носители информации): экранные, статические (слайды,звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;

экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.

3. Учебно – методическое обеспечение. Это официальные печатные издания, содержание которых полностью соответствует учебной программе.К ним относятся:

пакеты прикладных программ по различным образовательным областям;

учебные пособия, тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания);

тестовый материал, нотный материал, методические разработки (рекомендации).

4. Художественные средства. К художественным средствам мы можем отнести:

произведения искусства и иные достижения культуры (музыкального, изобразительного, кинематографического);

детскую литературу (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников);

произведения национальной культуры (народные песни, танцы, другими словами – фольклор).

5. Дидактические игры.Они обладают большим разнообразием:

игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки);

игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);

музыкально – дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха);

ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве);

игры спектакли (музыкально – драматические, ритмо – пластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).

Таким образом, средства обучения – это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимо использовать весь спектр средств в комплексе: материальные средства обучения (картины, музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, театрализованные игрушки, учебно – игровые пособия); технические средства обучения (радио и телевидение, технические устройства; художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры). Одним из важных и актуальных средств развития музыкальных способностей у детей являются дидактические игры (игры под инструментальную музыку, игры с пением, музыкально – дидактические игры, ритмические игры со словом, игры спектакли).

Источник

Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредст­вом пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство – игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя про­цесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, пред­ставляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.

Слушание музыкиявляется активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и по­знавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чув­ства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, по­скольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальней­шем переносится на действительность. Слушание музыки высту­пает в разных формах:

♦ как составная часть любого музыкального занятия, музыкаль­ного вечера досуга, праздника;

♦ как специальное занятие;

♦ как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упраж­нений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведе­ние, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности.

В форме специального занятия слушание дается с целью обога­щения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расши­рения их музыкального опыта.

Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение– деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выража­ют свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения– это активная деятель­ность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкаль­ные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмичес­кого воспитания лежит развитие у детей способности восприни­мать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры– музыкально-сенсорная де­ятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свой­ства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительнос­ти, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах– металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: му­зыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развити­ем музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ре­бенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, форми­руют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкаль­ного воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Например, если педагог исполнит песню пе­ред началом пения детей, то они будут стремиться к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его испол­нят. Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные ранее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребенку правильно взять первый звук. И.М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощуще­ние, чем свежее впечатления.

Читайте также:  Календарь развития ребенка год и три месяца

Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавли­вает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и дви­гательный анализаторы, настраивает ребенка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку – это активный процесс восприятия музыки.

Специфика каждого средства музыкального воспитания опре­деляется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства. Так, пение от­носится к области хорового искусства. Поэтому содержание про­граммных умений по пению исходит из музыкально-теоретичес­ких основ хорового пения.

Музыкально-ритмическое движениеотносится в целом к хоре­ографическому искусству и главным образом к основам музыкаль­но-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания – ритмики.

Слушание музыкисвязано со семи видами искусства. В его ос­нове – концертно-исполнительская деятельность.

В музыкальном воспитании детей все указанные средства нахо­дятся во взаимосвязи. Например, пение, как уже говорилось вы­ше, предполагает как предварительное прослушивание песни, так и слушание ее в процессе разучивания и исполнения. В то же время пение в играх и хороводах сопровождается движениями.

Каждое средство музыкального воспитания оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных спо­собностей.

Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребен­ка, помогает ему различать музыкальные произведения. Посколь­ку слушание предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Пение – воспроизведение мелодии голосом – также содейству­ет активному развитию музыкально-слуховых представлений. Оно развивает и ладовое чувство (ощущение тоники, правильной на­стройки), и музыкально-ритмическое, поскольку не существует мелодии без ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно должен слушать музыку. То же самое про­исходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах.

Таким образом, пение влияет на успешность движения, движе­ния – на успешность пения, а слушание – на то и другое. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении – развития музыкальных способностей. На музыкаль­ных занятиях обязательно используются они все, так как разнооб­разные формы деятельности способствуют лучшему усвоению про­граммных умений и навыков.

Содержание музыкального воспитания в детском саду включа­ет в себя:

♦ задачи музыкального воспитания по каждой возрастной груп­пе по всем видам деятельности;

♦ программный репертуар по всем видам деятельности;

♦ программные требования по всем видам деятельности;

♦ организационные формы музыкальной деятельности;

♦ методические приемы работы с детьми по каждой возрастной группе.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Цели и задачи музыкального воспитания детей в семье

Каждый ребенок рождается гением. Но вот останется ли он таким же гениальным, когда вырастет, зависит от родителей. Поэтому, чтобы не упустить шанс на достойное будущее, родители обязаны дать ребенку нормальное воспитание и развитие, в том числе и музыкальное. И если вы не видите для своего ребенка музыкального будущего, обучать его музыке все равно надо с самого рождения, и делать это можно в домашних условиях. А как именно организовать занятия и чему учить малыша в семье, расскажем дальше.

 

Музыкальное воспитание в семье: каковы цели домашнего развития?

Печально, но современная музыка, которую предлагают отечественные и зарубежные исполнители, негативно сказывается на нравственном развитии детей. Подобные образцы музыки искажают действительность, размывая нравственные идеалы, учат детей аморальности, негативно сказываются на их психологическом состоянии. Позволяя детям слушать современные композиции, родители, сами этого не понимая, упускают важные моменты в воспитательном процессе. Дети, наблюдая разврат и аморальность в ярких клипах, начинают считать, что так и выглядит счастливая беззаботная взрослая жизнь, в чем совсем скоро, вырастая, они разочаруются, ибо не все так беззаботно в реальности, как это видится с экранов.

Так что же ребенку дает музыкальное воспитание в семейном кругу? Главными задачами обучения музыке являются:

  • обогащение духовного мира ребенка через музыкальные впечатления и интерес к музыке;
  • развитие творческих и музыкальных способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • общее развитие ребенка средствами музыки.

Музыкальное развитие ребенка в семейном кругу лучше начинать с дошкольного возраста. Подобно речевому развитию, с дошкольного возраста ребенок будет вникать в особенности музыкальной грамоты, будет воспринимать различные музыкальные направления и различать их. Если в процессе домашних индивидуальных занятий музыкой родители отмечают, что малышу такое воспитание дается легко, тогда ребенка смело можно отдавать в музыкальный кружок или школу.

Семейное музыкальное воспитание помогает:

  • воспитать в ребенке чувства и эмоции;
  • развить эстетический вкус, интерес к окружающему;
  • привить любовь к прекрасному;
  • совершенствовать мышление;
  • развить нравственные качества и интеллектуальные способности;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать отзывчивость, милосердие, сопереживание и доброту.

В домашнем музыкальном воспитании важно, чтобы родители ограничивали ребенка от прослушивания композиций с антикультурным посылом, поскольку они разрушают несовершенную детскую психику. Классические произведения, народные композиции и детские песни – вот материал, на котором должно базироваться музыкальное развитие ребенка в семейном кругу.

Какие методы можно использовать в семье?

Главный метод семейного музыкального воспитания – активное взаимодействие взрослого и ребенка. Но в занятиях следует использовать и другие методические приемы, например:

  1. Убеждение средствами музыки. Прежде чем представить ребенку определенную композицию, взрослый должен прослушать ее несколько раз и понять, о чем она рассказывает. Далее, прослушивая композицию вместе с ребенком, взрослый должен доступным языком объяснить ему смысл произведения. Помните, что музыка является «языком чувств». Она волнительна, создает определенное настроение, заставляет думать и размышлять. Поэтому важно так объяснять прослушиваемое произведение, чтобы переживания ребенка усиливались, а его внимание было направлено на средства музыкальной выразительности.
  2. Метод приучения, упражнений. Взрослый должен учить детей внимательно слушать музыку, улавливать каждое изменение звука, особенности звучания, вызывать интерес к произведениям, формировать потребность в музыке. Эта кропотливая работа может тянуться годами, но однажды ребенок сможет почувствовать сердцем, как рождается музыка.
Читайте также:  Понятие аномальный ребенок категории аномального развития

Чтобы добиться положительных результатов в семейном музыкальном воспитании, нужно приложить максимум усилий, терпения, настойчивости.

Какие виды музыкальной деятельности можно использовать в семье?

Даже если родители не музыканты, они без труда могут прививать ребенку любовь к музыке. Для этого можно использовать следующие виды деятельности:

  1. Пение для ребенка – отличный способ проявить свои чувства и ощущения, показать свое настроение. Благодаря пению ребенок учится четче разговаривать, укрепляет свой организм, углубляет дыхание, совершенствует голосовой аппарат. Не стыдите малыша, если он поет песни – пойте вместе с ним его любимые композиции. Ведь цель пения – понять образы и настроение музыкальных произведений, проявить чувства в процессе естественного пения.
  2. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку развивать волевые качества и слуховое внимание, умение согласовывать движения и музыку, проявлять творческое воображение. А ритмические упражнения, танцы и музыкальные игры максимально этому способствуют.
  3. Слушание музыки в семье заключается в прослушивании музыкальных произведений, в привитии навыков культуры слушания музыки, формировании музыкального вкуса. Культура восприятия музыки формируется путем постепенного и многократного прослушивания композиций, которые доступны детскому восприятию. Так, изначально детям рекомендуется прислушиваться к звукам, затем им предлагают дослушать композицию до конца, не отвлекаясь, и уже к школьному возрасту ребенок сможет активно слушать музыку, понимая ее содержание и смысл.
  4. Игра на детских музыкальных инструментах. Пожалуй, эта часть музыкального воспитания ребенка в семье самая интересная – дети с большим удовольствием берутся за музыкальные инструменты, пытаясь повторить ту или иную мелодию. В дошкольном возрасте очень важно беречь детский слух: музыкальные инструменты должны звучать чисто, быть прочными, отвечать возрасту ребенка. Как правило, в младшем возрасте детей знакомят с колокольчиками, погремушками, различными дудочками, бубнами. В старшем дошкольном возрасте дети должны знать большинство музыкальных инструментов и характер их звучания, правила хранения инструментов и особенности пользования ими.

Семейное музыкальное воспитание ребенка не должно быть навязчивым – старайтесь сделать так, чтобы занятия приносили малышу радость и удовольствие.

Какими должны быть условия для музыкального развития малыша в семье?

Конечно, уровень музыкального развития у каждого родителя разный. Но это не значит, что те, кто не имеет музыкального образования, не может дать ребенку хорошую основу для его дальнейшего музыкального развития. Главное – это образ жизни семьи и ее традиции, ее культурный уровень, отношение к музыке в целом, наличие врожденных музыкальных задатков. Так, одни семьи с уважением относятся к музыкальной сфере деятельности, прививают своим детям любовь к прекрасному, а другие не очень утруждают себя подобными тяготами, поскольку считают, что музыка не приносит практической пользы. Для второй группы семей музыка – лишь средство развлечения.

Часто в семье дети занимаются музыкальным творчеством самостоятельно: напевают песни, играют на музыкальных инструментах, ритмически стучат, импровизируют мелодии на различных музыкальных инструментах. Важно поддерживать такое стремление ребенка к изучению музыки и всячески этому способствовать. А чтобы музыкальное воспитание было эффективным, родители должны:

  1. Следить за правильностью речи ребенка, вовремя исправлять дефекты речи, если таковы имеются. При надобности посещать занятия с логопедом, обследоваться у лора или невропатолога.
  2. Следить за развитием музыкального словаря ребенка, постоянно пополнять его новыми эмоционально-выразительными словами.
  3. Танцевать, петь и играть вместе с ребенком под музыку и без нее.
  4. Читать ребенку детские произведения (стихи, сказки), рассказы о детстве и творчестве известных композиторов.
  5. Регулярно посещать всей семьей театры, цирки, балеты, оперу и прочие музыкальные представления. Если такой возможности нет, можно купить диски с известными музыкальными произведениями и устраивать их просмотр в домашней обстановке всей семьей.
  6. Поощрять все успехи своего ребенка и не сравнивать его способности с умениями других детей.

О чем должны помнить родители, занимаясь музыкальным воспитанием ребенка дома? Первое – не игнорировать пристрастие ребенка к музыке. Как только малыш начинает проявлять заинтересованность музыкой, необходимо начинать музыкальное развитие максимально раньше. Второе – не огорчайтесь, если у вашего малыша что-то не получается с первого раза или у него не всегда есть желание заниматься песнями, танцами. Путь к успеху заключается в количественном накоплении знаний и умений. Терпение и постоянный труд помогут добиться желаемого. Третье правило – развивайте все способности ребенка, который так или иначе могут тормозить развитие других. И четвертое, главное правило: каждый ребенок музыкальный, поэтому не стоит говорить о его немузыкальности, не попытавшись развить в нем эти способности.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник