Средства и методы развития речи ребенка

Руководствуясь основными исходными положениями, педагог выбирает средства обучения.

Общение

Речь воспитателя

Обучение

– Речевое общение осуществляется в разных видах деятельности

– Культура речи воспитателя

– Содержательность речи – Двуплановость

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

– Специфика речевых занятий  

-Типология видов занятий

Художественная литература

Различные виды искусства

– Как образец правильной, красивой устной речи

– Изобразительное искусство

 – Музыка

 -Театр

Общение и обучение – ведущие средства речевого развития детей.

 – Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общества. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Кроме того, речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

–       Речь воспитателя должна обладать культурой звукового строя, быть содержательной, иметь доброжелательный тон. Речь педагога всегда выступает в двух планах: как речь-оценка и речь-указание. Культурная языковая среда предполагает создание благоприятно языковой среды для развития речи ребенка. Следует учитывать, что ребенок активно подражает взрослому и перенимает у него не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки и те несовершенства, которые встречаются в речи взрослого.

–       Специфика речевых занятий в том, что а) в центре внимания оказывается работа над речью; б) обязательным условием таких занятий является речевая активность каждого ребенка; в) занятия должны включать разнообразную деятельность детей; г) соблюдать единство со
держания при достижении поставленных задач.

Художественная литература является важнейшим источником речевого развития детей, с другой стороны, ее воздействие определяется и уровнем речевого развития ребенка.

–    Различные виды искусства, их эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка. Велико значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.

Таким образом, для РР используются разнообразные средства. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.

Конкретные задачи речевого развития, содержание знаний и особенностей данного возраста влияет на выбор методов и приемов речевой работы.

Общепринятой в методике является классификация методов по использованным средствам: наглядные, словесные и практические. Деление условно, поскольку между ними нет четкой границы: наглядные сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Непосредственные

Наглядные опосредованные

– Наблюдение

 – Экскурсии

– Рассматривание натуральных предметов

– Рассматривание игрушек, картин

– Описание картин

– Рассказывание по картине или игрушке

Словесные

–         Чтение

–         Рассказывание

–         Заучивание наизусть

–         Пересказ

–         Беседа

–         Рассказывание без опоры на наглядность

Практические

–         Дидактическая игра

–         Хороводные игры

–         Игра-драматизация

–         Инсценировки

–         Дидактические упражнения

–         Пластические этюды

В зависимости от характера речевой деятельности
детей выделяют репродуктивные и продуктивные методы. Резкой границы между ними также нет: элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных, соотношение их колеблется.

Репродуктивные

Основаны на воспроизведении готовых образцов, речевого материала:

–         наблюдение и его разновидности;

–         рассматривание картин;

–         чтение художественной литературы;

–         пересказ;

–         заучивание наизусть;

–         игра-драматизация по содержанию литер, произв.         

Продуктивные

Предполагают построение детьми собственных связных высказываний:

–         обобщающая беседа;

–         рассказывание,

–         пересказ с перестройкой текста;

–         моделирование;

–         творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяются методы словарной работы, методы звуковой культуры речи, методы развития связной речи и др.

Читайте также:  Семейное воспитание в процессе развития и обучения ребенка

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Словесные  

-Речевой образец

-Повторное проговаривание

-Объяснение

-Указания

-Оценка детской речи

-Вопрос

Наглядные  

-Показ иллюстративного материала

– Показ положения органов артикуляции

Игровые

-Словесные игры и упражнения

 -Дидактическая игра

В зависимости от роли приема в процессе обучения они делятся на прямые (все перечисленные выше словесные приемы) и косвенные (напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет).

 В реальном педагогическом процессе приемы и методы работы используются комплексно.

 Таким образом, эффективность педагогического воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играют учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, характера познавательного и языкового материала и возможные варианты использования методов и приемов развития речи.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Светлана Меттик
Методы и приемы развития речи в ДОУ

1. Актуальность.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырём основным видам речевой деятельности.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

– является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);

– является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

– используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

– является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек,как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать). Поэтому тема «Методы и приемы развития речи в детском саду» актуальна.

Цель работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.

Задачи развития речи:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

2. Система работы по развитию речи в детском саду:

1. Роль развития речи

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Читайте также:  Выявление уровня речевого развития ребенка

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

2. Методы развития речи.

Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. “Переработать” ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.

Развитие речи — (или онтогенез речи, от англ. Language development) процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет методнаблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства – это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ,рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах,обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

-обучение детей применять полученные знания на практике;

– усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки,хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

3. Приёмы развития речи.

Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые

Читайте также:  Чувство психологической защищенности ребенка как условие развития

Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе – для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.По своему содержанию вопросы разделяются на:

• основные (требующие констатации (репродуктивные,отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)

• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями,отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, какдействия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) инаглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).

Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой,направлены на:

– накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

– воспитание культуры поведения детей;

развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Источник