Средовые факторы влияющие на развитие ребенка

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Глебова М.В.

1

1 Управление образования администрации города Прокопьевска

Рассматриваются проблемы социальной детерминации интеллекта и творчества; выделяются средовые факторы, значимо влияющие на когнитивное развитие ребенка. Раскрываются важные аспекты развития интеллекта и творческого потенциала детей: эмоциональные отношения и способы взаимодействия членов семьи. На основе анализа влияния средовых факторов показана большая социальная детерминированность креативности по сравнению с интеллектом, различие путей этого влияния. Подчеркивается значимость проблемы детерминации психического развития ребенка для педагогической теории и практики в поиске перспективных путей развития интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения.

интеллект

креативность

социальная детерминация

средовые факторы

умственное развитие

образовательный процесс

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд.– СПб.: Питер, 2008. – 398 с.

2. Малых С.Б. Проблема развития интеллекта в психогенетике // Когнитивные исследования: Проблема развития, Сборник научных трудов: вып. 3 / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 287-302.

3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество.– М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – 730 с.

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

5. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.– 230 с.

6. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 464 с.

7. Dunn J. McGuire S. Young children’s nonshare experience: A summary of students in Gambridge and Colorado // See Hetherington at all. – 1994. – P. 111-128.

8. Flavell J.L. Development of children’s knowledge about the mental world. // International Journal of Behavioral Development. – 2000. Vol. 24 (1). – P. 15–23.

9. Kovas Y., Haworth C.M, Dale P.S, Plomin R. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years. Monographs of the Society for Research in Child Development. – 2007. Vol 2. № 3. – P.1-144.

10. Record R.G., McKeown T., Edwards J.H. The relation of measured intelligence to birth order and maternal age // Annals of Human Genetics. – 1969.33. – P. 61-69.

Проблема развития интеллектуальных ресурсов и творческого потенциала личности приобретает ключевое значение не только в образовательной практике, но и во всех сферах социально-экономической жизни общества постиндустриального периода. Формирование вектора глобальной инновационной динамики в значительной степени определятся фактором продуцирования научных идей и ускоренным развитием когнитивных технологий в высокотехнологичной профессиональной деятельности.

Современная инновационная высокотехнологичная методология по разработке высококачественной и конкурентоспособной научной продукции невозможна без мобилизации мыслительных, рационально-творческих фундаментальных способностей человека. Целенаправленное развития интеллекта и креативности подрастающего поколения должно рассматриваться в качестве ведущей цели государственной образовательной политики. В современной психологической науке и смежных отраслях научного знания проблема интеллектуального и творческого развития приобретает наиболее дискуссионный характер в контексте вопроса о детерминантах этого развития.

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях накоплен значительный массив эмпирических данных о влиянии средовых факторов, специально смоделированной социальной микросреды на уровень развития интеллекта и творческих способностей (Д.В. Ушаков, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, А.Н. Воронин, Т.Н. Тихомирова, Н.В. Хазратова, Н.М. Гнатко, B. Lnhelder, H.Sinclaire, M. Bovet; D.K. Yee, J.S. Eccles; G. Mugny, W. Doise, A. Perret-Clermont; T.D. Wilson, P.W. Linville; J.F. Wohlwill, R.C. Lowe; J.H. Flavell, M.J.A. Howe и др.).

Результаты исследования семейной микросреды показали определяющее влияние такого средового фактора, как психическая стимуляция, на интеллектуальное развитие в детском возрасте. В работах В.Н. Дружинина, Т.Н. Тихомировой, Д.В. Ушакова, J.H. Flavell и др. экспериментально доказана зависимость процессов развития умственных способностей детей от эмоциональных отношений и способов взаимодействия членов семьи. Современными психологическим исследованиям установлено решающее действие средового фактора на развитии детского интеллекта и творчества [1,8].

Педагогическая теория умственного воспитания закономерно ставит вопрос: насколько эффективно можно развить интеллектуальный и творческий потенциал детей в процессе обучения, и каковы пути детерминации умственных способностей школьников в условиях образовательной микросреды.

В психогенетических исследованиях интеллекта и креативности закономерно поднимаются вопросы о возрастных периодах, оказывающих решающее влияние на развитие способностей, соотношении средовых и генетических факторов в развитии интеллекта и творческих способностей в течение всей жизни.

В рамках психогенетических программ получены значимые результаты о доминирующем влиянии окружающей среды на психометрические показатели интеллекта и креативности (С.Б. Малых, 2009; V. Kovas, C.M.A. Haworth, P.S. Dale & R. Plomin и др.). Данные исследования проводят дифференцировку социальной среды на общую (shared) и разделенную (nonshared) и выявляют роль совпадающих средовых условий (материального уровня семьи, образовательного ценза родителей, жилищных условий и др.) и несовпадающих (посещение детьми разных учебных заведений, классов, межличностных отношений в семье и др.) на развитие интеллекта детей [2,9].

Результаты психогенетических исследований показал меньшую роль общей среды в развитии интеллекта (11–35 % дисперсионного распределения показателей интеллекта) по сравнению с влиянием неразделенной среды (14–38 %) [7]. Полученные данные устанавливают постоянный уровень влияния неразделенной среды для разных возрастных периодов, в то время как влияние неразделенной среды имеет изменяющийся характер, специфичный для каждого возраста.

В работах отечественного психолога В.Н. Дружинина выделены модели, объясняющие влияние социальной среды на интеллект детей.

Согласно одной группе ученых, модель социальной детерминации способностей основывается на решающей роли эмоционального общения между родителями и детьми. В этой модели особенно подчеркивается значение фактора затраченного времени в процессе внутрисемейного общения, положительно влияющего на развитие интеллекта и креативности. Однако исследования В.Н. Дружинина показали, что в действительности на интеллект ребенка большое влияние оказывает не временной показатель общения ребенка с конкретным родителем, а эмоциональная связь с каждым из них. Независимо от продолжительности общения внутри семьи, на интеллектуальное развитие ребенка оказывает интенсифицирующее воздействие прочность и глубина эмоциональной связи с родителями. Поскольку в процессе воспитания детей мать оказывается эмоционально ближе к ребенку, именно она существенно влияет на формирование и развитие его интеллектуальных и творческих способностей. При этом возникает эффект интеллектуального воздействия, называемый материнским эффектом [1].

Влияние семьи на развитие креативности исследовалось в работе Т.Н. Тихомировой при изучении характерного для российской семьи участия бабушек в воспитании детей [5]. На первом этапе для участия в исследовании были привлечены дети, обучавшиеся в одной из частных общеобразовательных школ Москвы. Выборка испытуемых проводилась с учетом эквивалентного уровня материального достатка семьи. Все испытуемые были поделены на контрольную и экспериментальную группы численностью по 15 человек каждая, на основе критерия «воспитываемые бабушками», «воспитываемые родителями». Программа диагностического обследования испытуемых включала методики исследования уровня дивергентного мышления Э.П. Торренса, модифицированный WISC-тест Д. Векслера на определение уровня общего интеллекта. В ходе исследования установлены следующие закономерности:

1. Средние значения IQ у членов группы, воспитанием которых занимались преимущественно родители, превышают средний показатель интеллекта в группе детей, в воспитании которых принимали участие в основном бабушки (уровень значимости р < 0,01).

2. Средний уровень креативности в группе детей, воспитывающихся бабушками, выше аналогичного показателя у детей, воспитанием которых занимаются исключительно родители (уровень значимости р < 0,01).

3. Более высокий уровень интеллекта зафиксирован в группе детей, воспитывающихся в семейных условиях, по сравнению с испытуемыми, посещающими детский сад.

4. Показатель креативности у детей, организованно посещающих дошкольное образовательное учреждение, превосходит аналогичные данные у детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Последующие исследования Т.Н. Тихомировой и Д.В. Ушакова осуществлялись с привлечением около 200 детей из образовательных учреждений столичного региона. Группа детей для проведения диагностического обследования формировалась из семей со средним уровнем материальной обеспеченности. Результаты в данной выборке показали большую эффективность воспитательного воздействия бабушек при развитии креативности ребенка, по сравнению с его родителями.

Воспитательный стиль бабушек, для которого характерна тесная эмоциональная связь с ребенком, существенно влияет на развитие детской креативности. Воспитание детей бабушками формирует у них способность открыто и свободно самовыражаться, что повышает у ребенка самооценку, позволяет самостоятельно осуществлять выбор во всем, так как бабушки охотно и наиболее полно удовлетворяют желания и потребности своих внуков. Эти факторы являются движущей силой и важными первоисточниками развития творческих способностей детей.

Вторая (идентификационная) группа моделей основана на ролевой позиции детей в процессе познавательной деятельности. Согласно утверждениям исследователей, выдвигающих идею ролевой обусловленности процессов развития интеллекта и креативности, при освоении новых ролей, идентификации себя с одним из родителей (того же пола) ребенок овладевает способами поведения, характерными для его роли, что способствует более тесной корреляции его интеллекта с интеллектом родителей. Проведенные эмпирические исследования не подтвердили эти предположения.

Третья модель социальной детерминации интеллектуального развития ребенка представлена разработкой американского психолога Р. Зайонца. Данная модель прогнозирует зависимость уровня интеллекта ребенка от количества детей в семье. Согласно авторской гипотезе, интеллектуальный микроклимат в семье зависит от числа детей и складывается из уровней интеллекта каждого члена семьи. Как установил исследователь, первенцы получают особые преимущества в интеллектуальном развитии так как они взаимодействуют с родителями большее количество времени по сравнению с рожденными позже их братьями и сестрами. Исследования сотрудников Р. Зайонца, изучавших связь между уровнем интеллекта и местом ребенка в структуре семьи, показали, что IQ в среднем снижается при увеличении числа детей в семье.

А.И. Савенков, анализируя полученные данные, отмечает точность прогноза Р. Зайонца, предсказавшего прогрессивное снижение показателей по тесту школьных способностей до 1980 г. у американских школьников на основе выявленной в 1976 г. тенденции роста количества детей в семьях американских граждан.

Однако рядом психологов, исследовавших изучавших зависимость творческих способностей детей от численного состава семьи, получены иные результаты. По данным экспериментов М. Балед и М. Рунко, проводившим диагностическое обследование детей на основе теста Дж. Гилфорда, более высокий уровень дивергентного мышления имеют единственные дети. За ними следуют первенцы и младшие дети. Самые низкие показатели креативности по тесту Дж. Гилфорда продемонстрировали средние по времени рождения дети. При этом было установлено важное обстоятельство: у детей, имеющих больше братьев и сестер, фиксировались лучшие результаты, чем у детей, имеющих одного брата или сестру. Этот экспериментальный факт косвенно подтверждается исследованиями многих специалистов, которые отмечают большую настойчивость, коммуникабельность, волевые качества, открытость опыту и меньшую эгоцентричность у детей из многодетных семей [4]. Обобщая результаты эмпирических исследований влияния структурных аспектов семьи на интеллект детей, К.Д. Ушаков формулирует следующие выводы:

1. Уровень интеллекта у детей, имеющих родителей более старшего возраста, в среднем выше, чем у детей с молодыми родителями.

2. В семьях с меньшим количеством детей фиксируется более высокий уровень интеллекта у подрастающего поколения.

3. Психометрические показатели интеллекта детей в семьях уменьшаются от старших детей к младшим.

4. Тенденция к снижению интеллекта наблюдается в многодетных семьях при сокращении временных промежутков между рождением детей.

5. Высокий образовательный и экономический статус семьи благоприятно влияет на развитие интеллекта детей: в таких семьях уровень развития подрастающего поколения выше и перечисленные выше закономерности проявляются в меньшей степени [6].

В исследованиях российских ученых (Е.Л. Григоренко, В.Н. Дружинина, Б. Кочубея, A.M. Матюшкина, Д.В. Ушакова и др.) установлено решающее влияние среды на развитие креативности детей. Согласно полученным экспериментальным данным при исследовании учащихся старших классов, являющихся моно- и дизиготными близнецами, наиболее высокий уровень креативности проявляют дети с хорошо развитым познавательным интересом, широким кругом общения, коммуникативными способностями и доверительным стилем взаимоотношений с матерью [3,6].

Систематизация исследовательских результатов и теоретический анализ проблемы влияния средовых факторов на развитие интеллектуальных и творческих способностей и синтез отдельных разрозненных знаний были предприняты Д.В. Ушаковым при построении модели социальной детерминации способностей. Обобщая экспериментальные данные, Д.В. Ушаков отмечает отсутствие убедительных доказательств определяющего воздействия интеллекта окружения на когнитивное развитие ребенка. О сложном взаимодействии когнитивных и эмоциональных факторов социальной среды и их детерминирующем воздействии на интеллектуальные и творческие способности детей свидетельствуют результаты исследований В.Н. Дружинина и О.Н. Скоблик. В исследованиях надежно и достоверно установлено, что интеллект ребенка больше коррелирует с интеллектом того родителя, который ему эмоционально ближе [1].

Утверждения о зависимости интеллекта ребенка от количества и качества взаимодействия в семье подтверждаются в британском исследовании, в котором приняло участие 49000 детей г. Бирмингем в возрасте 11 лет. Результаты данного исследования показали, что интеллект детей в среднем тем выше, чем старше их родители. Разница в вербальном интеллекте первого ребенка, рожденного матерью до 20 лет и после 25 лет, составляет в среднем 7 баллов в пользу последнего, что полностью соответствует гипотезе о связи интеллекта с микроклиматом в семье, качеством общения и эмоциональной связью родителей и детей [10].

Социально-психологические исследования проблемы средовой детерминации интеллекта и творчества свидетельствуют о существенном влиянии среды на когнитивное развитие человека. Выявленные в ходе современных исследований факты позволяют судить о значительном влиянии факторов среды на индивидуальные различия в показателях интеллекта и креативности. Общим выводом из анализа влияния средовых факторов является не только большая социальная детерминированность креативности по сравнению с интеллектом, но и то, что пути этого влияния различны.

Психологические исследования последних лет показывают критически малое влияние последних достижений психологии на практическое применение педагогических систем, в связи с чем процесс обучения идет недостаточно успешно, вопросы психического развития детей, в том числе умственного, решаются неэффективно.

Психологические исследования семейной среды раскрывают важные аспекты развития интеллекта и творческого потенциала детей: эмоциональные отношения и способы взаимодействия членов семьи. Выделив в средовом воздействии (в первую очередь, семейном) факторы, значимо влияющие на когнитивные способности, можно целенаправленно формировать среду с целью повышения у детей интеллекта и творческого потенциала.

Для педагогической теории и образовательной практики проблема детерминации психического развития ребенка, определение и раскрытие внутренних психологических условий, обеспечивающих опосредованно психологический эффект внешних воздействий на субъект и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности, является одним из перспективных путей развития интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения.

Библиографическая ссылка

Глебова М.В. ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 220-223;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9771 (дата обращения: 28.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.

Биологический фактор

Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник