Средовые факторы развития личности ребенка

Средовые факторы развития личности ребенка thumbnail

В современной психологии личности, психологии развития в контексте культурно -исторической психологии выдвинуты теоретические положения, содержащие понимание и объяснение механизмов и закономерностей культурного развития (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, Э.Д. Эльконин, В.П. Зинченко, А.Г.Асмолов, В.И. Слободчиков). Речь идет не просто о функциональном, а о личностном, духовном развитии. «Тайна развития в посредническом аспекте», – утверждает Д.Б. Эльконин. Посредники выступают «психологическими инструментами», орудиями, которые не только стимулируют определенные реакции, вызывают то или иное поведение, но они «вызывают к жизни внутренние формы деятельности, определяющие, кроме всего прочего, непредсказуемость внешнего поведения». Посредники-медиаторы вызывают способность обра­титься к себе, взглянуть на себя со стороны. Эта способность «заглядывать внутрь самого себя – начало формирования образа себя и вынесение его в целом или отдельных свойств во вне… объек­тивация своей собственной субъективности», формирование само­сознания и составляет «тайну и первое условие формирования себя, условие самостроительства человека, культурного формирования личности» (В.П. Зинченко).

Среда, согласно Л.С. Выготскому, – источник развития, а «не обстановка». Он писал: «Среда как бы вращивается внутрь, пове­дение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам». Однако среда, культура – это только источник, «пригла­шающая сила». Любой элемент среды может по-разному воздей­ствовать на ребенка, а может быть и нейтральным. Такое понима­ние роли среды в психическом развитии ребенка привело Выгот­ского к введению понятия социальная ситуация развития.

Социальной ситуацией развития определяется, по Выготскому, психическая жизнь человека на разных этапах его развития. Этим термином он обозначал «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образония, возникающие к его концу».

Для Л.С. Выготского человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка же сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе. Это проявляется в переживании ребенка. Переживание он рассматривает как «единицу» социальной ситуации. В переживании в неразрывном единстве представлены среда, т. е. то, что переживается ребенком, и субъект, т.е. то, что вносит в это переживание сам ребенок на достигнутом им уровне психического развития.

В современных теоретических работах (В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов), содержащих развитие идей Л. С. Выготского, подчеркивается, что среда – культура для организма «приглашаюющая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний, собственный источник и движущие силы развития и саморазвитии». Это относится и к индивиду, и к социуму (В.П. Зинченко).

Какие элементы среды обусловливают развитие ребенка и п каких условиях возникают нарушения и отклонения в его развитии? Обратимся к экспериментальным, эмпирическим, клиническим наблюдениям.

Среда, понимаемая как «образ жизни», включает не только ис­торическое время, социальный режим, но и конкретное социаль­ное пространство, предметную действительность, в которой в данный момент исторического времени существуют различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые объединения), социальные группы, участвующие в приобщении индивида к куль­туре (А.Г. Асмолов). Мир человеческой культуры имеет «социаль­ную душу». А.Г. Асмолов удачно использует сказочный образ, ана­лизируя понятие социально-исторического образа жизни как источ­ника развития личности. В волшебной сказке М. Метерлинка «Си­няя птица» добрая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит только повернуть его, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. «Душой» же предметов человеческой культуры является поле значений. Это особое «социальное измерение», создаваемое сово­купной деятельностью человечества. Это поле значений существует в орудиях труда, способах деятельности, способах мышления^ понятиях, социальных ролях, социальных символах, нормах, цен­ностях, ритуалах, церемониях. Это поле значений отдельный инди­вид застает уже готовым, воспринимает и усваивает его в совмест­ной деятельности и общении со взрослыми.

Однако человек – не пассивный слепок культуры, в реальност он никогда не скован рамками заданных социальных ролей- У ребенок порождает знаки и символы (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Он преобразует деятельность, которая разворачивается по деленному социальному «сценарию», определяет собственные зиции, заявляет о себе как индивидуальности. Социализация личности предполагает и встречный процесс – индивидуализаци социальной жизни. Эти процессы, как утверждал Л.С. Выготский, могут быть не только встречными, но и расходящимися. В современной психологической литературе принимается такое понимание индивидуализации, при котором его сущность заключается«в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направленияхи по собственной охоте проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов»; «в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность»; в высоком развитии «тех своеобразных качеств, в отношении к которым люди оказываются неравными и в которых они посредством этого развития делают себя еще более неравными» (В.П. Зинченко).

Расширение индивидуального сознания, индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного сушества. Внутренний рост человека представляет собой обязательное условие роста внешнего. Внешний рост связан с процессами социализации, предполагающими усвоение индивидом социальных норм и ценностей, выполнение требований, предъявляемых социумом.

Механизмы социализации достаточно хорошо изучены. Пред­ставлена обширная литература, посвященная проблемам наруше­ний механизмов социализации в детском и подростковом возрас­те. Разрабатываются технологии воспитания, коррекции наруше­ний социализации. Вместе с тем проблемы личностного развития человека, его личностного роста остаются мало разработанными на конкретно-научном и методическом уровнях. Этим проблемам были посвящены исследования таких видных отечественных психо­логов, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.В. Да­выдов и др. В последнее время различные аспекты личностного развития человека получили рассмотрение в теоретических рабо­тах В.П. Зинченко, Б.С. Братуся и др., которые исследуют меха­низмы становления индивидуального сознания, трансформации коллективно-бессознательного, массового сознания в индивиду­альное сознание.

Механизмы развития человека сложны. Развитие содержит два «полюса» – взрослый и ребенок. От взрослого, говорит В. П. Зин­ченко, требуется, чтобы он был счастлив, любил свое дитя и ста­рался его понять. На полюсе ребенка все обстоит сложнее. Ребе­кк обладает «допсихическими формами активности». Исследователи называют их по-разному: потребность, установка к действию и восприятию (Д.Н. Узнадзе), установка к выбору, интенция к схватыванию (Д. Брунер). Интенция к схватыванию – важнейшая человеческая интенция. Это внутренне присущее стремление быть понятным, быть узнанным, названным, позднее – быть признанным. Понимание, узнавание, признание в ребенке человека (а не неведомой в зверушки, биологического существа) – это самый главный вклад взрослого в его развитие, толчок, движущая сила развития, раскрытие в ребенке возможностей его индивидуальности, человеческих существенных сил, его самости, его призвания. Узнать и назвать – это и есть главная помощь в конструировании «инстанции Я». Человечность, а не набор функций должна закладываться (конструироваться, возникать) совместной деятельностью с самого начала (В.П. Зинченко).

Читайте также:  Динамика роста и развития ребенка

Таинственной стороной развития выступает любовь взрослого (вкладывание души), что и пробуждает в ребенке живую душу. Эмоциональная связь с миром, с другими людьми, согласно Э.Фромму, определяет душевное и духовное здоровье человека. Любовь – единственно верный путь к целостности и единству личности. Целостность и единство личности достижимы, пишет Фромм, при условии всестороннего развития разума и способности любить.

Важнейшая человеческая потребность – быть активным, что-то совершать, действовать, реализовывать. Это значит, что человек не слаб и не беспомощен, он дееспособен. Это значит, что не только другие действуют на него, но и он сам действует на других людей. Родившись, ребенок с каждым днем становится все более самостоятельным, в то время как взрослые медленно меняют свое отноше­ние к нему. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мириться «с превосходящими силами взрос­лых». Однако, подрастая, ребенок находит разные возможности, утверждает Э. Фромм, «отплатить за поражение», при этом «он сам осуществляет те действия, от которых он страдал, будучи младен­цем: если в детстве от него требовали подчинения, он стремится господствовать, если его били, он сам становится драчуном», т.е., он делает то, что был вынужден терпеть, или же то, что раньше ему запрещалось.

Притягательной силой обладает не только то, что не было раз­решено, но и то, что было невозможно. Внутренне присущее чело­веку желание «проникнуть в глубины своего социального и при­родного бытия», чтобы вырваться из тех рамок, в которые он «загнан», по мысли Фромма, играет важную роль. Эта потреб­ность может быть удовлетворена разными способами через создание или через разрушение.

Человеческий организм нуждается не только в некотором мин мальном отдыхе, но и в некотором количестве волнения (возбуждения). Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина) показали, что потребность ребенка в общении, вовпечатлениях является базовой для развития других социа потребностей ребенка.

Способы и приемы стимулирования возбуждения могут быть разными. Э. Фромм называет простые стимулы и сложные, вдохновляющие. Источниками вдохновения могут стать природа, музыка, литература, встреча с интересным и любимым человеком, удачные стихи. Каждый из этих объектов порождает сложные эмоции,которые вызывают сопереживание. Простые стимулы вызывают влечение. Вдохновляющий же стимул вызывает у человека активнный интерес к «своему объекту», стремление открывать в нем все новые грани. Да и сам человек перестает быть пассивным объектом, на который воздействует раздражитель и который «пляшет под чужую дудку». Он проявляет себя, свои способности, творческую активность. Вдохновляющие стимулы действуют совсем по-другому. Она никогда не остаются теми же самыми, они постоянно изменяются, поскольку вызывают творческую реакцию, и поэтому всегда воспринемаются «как в первый день творения». Человек сам его одухотворяет и видит каждый раз в новом свете, поскольку открывает в нем все новые грани. Между человеком и стимулом возникают отношения взаимодействия, здесь нет механического одностороннего воздействия по типу «стимул – реакция». Такое состояние могут вызывать многие произведения искусства (музыка, литература, живопись), другие люди, природа и пр.

Простые и сложные стимулы играют важную роль при обуче-подчеркивает Э. Фромм. Если ученик, занимая позицию иссле­дователя, проникает в глубь вещей, вскрывает их причины, делает открытия, то такой процесс обучения становится условием его человеческого роста. Если же учеба сводится к усвоению стандарт­ного набора учебно-воспитательной информации, то это больше, похоже «на формирование условных рефлексов», что связано с про­стым стимулированием и опирается на потребность индивида в успехе, надежности и одобрении. Простые стимулы: накопительст­во, деструктивность, секс – воспроизводят средства массовой ин­формации, реклама, потребительский рынок.

Важное отличие простых стимулов от сложных состоит в том, что простые стимулы вызывают «чувство пресыщения», человек испытывает чувство желания (охоты, зуда), удовлетворения и из­бавления, когда наступает удовлетворение, «ему больше ничего не надо». Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресы­щения, их никогда не может быть «слишком много». Э. Фромм вы­водит такую закономерность: «чем проще стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринемающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах».

Характер стимулирования, замечает психолог, – один из многих факторов, обусловливающих жестокость и деструктивность. Оказывается, у человека более сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем любовь, творчество или другой продуктивный интерес. Первый вид волнения не требует от человека никаких усилий: ни терпения, ни дисциплины, ни критического мышления, ни самоограничения; для этого не надо учиться концентрировать внимание, бороться со своими сомнительными желаниями. Люди с низким духовным уровнем стремятся к «простым раздражителям».

Однако далеко не только в стимуле, отмечает Фромм, но и в «стимулируемом» индивиде. Душевная лень, страхи, комплексы вряд ли помогут воспринять тонкую поэзию или высокую идею одушевляющий стимул нуждается в «понимающем» индивиде, т.е. тонко чувствующем человеке. Но с другой стороны, человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не н обоих стимулах, поскольку сам ставит себе цели и задачи.

Эта разница очень заметна в детях. До определенного возпя они настолько активны и продуктивны, что постоянно находят себе «стимулы», «создают» их себе. Но уже в 6 лет все меняется л начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредственность и нуждаются в стимулировании, которое позволяет им пасивно реагировать.

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка до года

В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фромма, кроются причины патологий, нарушений развития. Уде таки обстоятельства среды, как питание, «тепло и нежность» при вос­питании ребенка, внимание и количество поощрений, свобода передвижения и возможность самовыражения в игре и других формах общения, оказывают прямое воздействие на рост мозга, услож­нение строения коры больших полушарий. Для нормального рос­та человека, развития у него синдрома жизнелюбия необходимы специальные условия, при отсутствии которых человек превраща­ется в ограниченное существо с «синдромом враждебного отноше­ния к жизни». Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способ­ностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Источник

Социальная
ситуация развития – влияние среды
на формирование личности ребенка. Среда,
согласно Л.С. Выготскому, – источник
развития, а «не обстановка». Он писал:
«Среда как бы вращивается внутрь,
поведение становится социальным,
культурным фактором не только по своим
содержаниям, но и по своим механизмам,
по своим приемам». Однако среда, культура
– это только источник, «приглашающая
сила». Любой элемент среды может
по-разному воздействовать на ребенка,
а может быть и нейтральным. Такое
понимание роли среды в психическом
развитии ребенка привело Выготского к
введению понятия социальная ситуация
развития.

Социальной
ситуацией развития определяется, по
Выготскому, психическая жизнь человека
на разных этапах его развития. Этим
термином он обозначал «то особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает и динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, и новые качественно
своеобразные психологические образования,
возникающие к его концу».

Для
Л.С. Выготского человек представляется
зависимым от социальной ситуации
развития, от других людей, которые ее
создают. Перестройка же сознания ребенка
к концу какого-то периода меняет, по его
мнению, всю систему отношений с другими
и отношение к самому себе.

В
современных теоретических работах
(В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов),
содержащих развитие идей Л.С. Выготского,
подчеркивается, что среда –
культура для организма – «приглашающая
сила, вызов», и она «бессильна, когда
иссякает внутренний, собственный
источник и движущие силы развития и
саморазвития». Это относится и к индивиду,
и к социуму (В.П. Зинченко).

Расширение
индивидуального сознания, индивидуального
личностного роста – необходимое
условие становления человека как
духовного существа. Внутренний рост
человека представляет собой обязательное
условие роста внешнего. Внешний рост
связан с процессами социализации,
предполагающими усвоение индивидом
социальных норм и ценностей, выполнение
требований, предъявляемых социумом.

Важнейшая
человеческая потребность – быть
активным, что-то совершать, действовать,
реализовывать. Это значит, что человек
не слаб и не беспомощен, он дееспособен.
Это значит, что не только другие
воздействуют на него, но и он сам
воздействует на других людей. Родившись,
ребенок с каждым днем становится все
более самостоятельным, в то время как
взрослые медленно меняют свое отношение
к нему. Взрослые по-разному сдерживают
активность ребенка, которому приходится
мириться «с превосходящими силами
взрослых». Однако, подрастая, ребенок
находит разные возможности, утверждает
Э. Фромм, «отплатить за поражение».

Притягательной
силой обладает не только то, что не было
разрешено, но и то, что было невозможно.
Внутренне присущее человеку желание
«проникнуть в глубины своего социального
и природного бытия», чтобы вырваться
из тех рамок, в которые он «загнан», по
мысли Э. Фромма, играет важную роль. Эта
потребность может быть удовлетворена
разными способами – через созидание
или через разрушение.

Человеческий
организм нуждается не только в некотором
минимальном отдыхе, но и в некотором
количествеволнения (возбуждения). Отечественные
психологи (Л.С. Выготский, 
Л.И.
Божович, М.И. Лисина) показали, что
потребность ребенка в общении, во
впечатлениях является базовой для
развития социальных потребностей
ребенка.

Способы
и приемы стимулирования возбуждения могут
быть разными. Э. Фромм называет простые
стимулы и сложные, вдохновляющие.
Источниками вдохновения могут стать
природа, музыка, литература, встреча с
интересным и любимым человеком.

Сопереживание –
сложные стимулы. Влечение – простые
стимулы. Простые стимулы
вызывают влечение.Вдохновляющий же
стимул вызывает у человека активный
интерес к «своему объекту», стремление
открывать в нем все новые грани.

Важное
отличие простых стимулов от сложных
состоит в том, что простые стимулы
вызывают «чувство пресыщения», человек
испытывает чувство желания (охоты,
зуда), удовлетворения и избавления,
когда наступает удовлетворение, «ему
больше ничего не надо». Сложные же
стимулы никогда не вызывают чувства
пресыщения, их никогда не может быть
«слишком много». Э. Фромм выводит такую
закономерность: «чем проще стимул, тем
чаще нужно менять его содержание или
интенсивность; чем утонченнее стимул,
тем дольше он сохраняет свою
привлекательность и интерес для
воспринимающего субъекта и тем реже он
нуждается в переменах».

В
социальных условиях жизни человека, по
убеждению Э. Фромма, кроются причины
патологий, нарушений развития. Уже такие
обстоятельства среды, как питание,
«тепло и нежность» при воспитании
ребенка, внимание и количество поощрений,
свобода передвижения и возможность
самовыражения в игре и других формах
общения, оказывают прямое воздействие
на рост мозга, усложнение строения коры
больших полушарий. Для нормального
роста человека, развития у него синдрома
жизнелюбия необходимы специальные
условия, при отсутствии которых человек
превращается в ограниченное существо
с «синдромом враждебного отношения к
жизни». Отношения между личностью и
окружающим ее миром неоднозначны и
очень сложны. Индивидуальный характер
определяется индивидуальными факторами:
задатками и способностями, обстановкой
в семье, целым рядом важных событий в
жизни индивида. Факторы окружающей
среды сложны и играют огромную роль в
формировании личности.

Источником
полноценного развития ребенка является
эмоциональный контакт с близкими людьми.

Важнейшим
элементом среды, определяющим характер
развития человека, выступает свобода. Потребность
в свободе специалисты называют одной
из исходных человеческих потребностей.
На обыденном языке свобода предполагает
ослабление управления, контроля и
давления и предоставление человеку
ответственности за свой выбор, возможности
реализовать свою целостность, творческий
потенциал.

Другое
важное обстоятельство, приводящее к
утрате жизненных сил, может быть связано
с ситуациейдушевного обнищания. Когда
ребенок живет в безрадостной атмосфере
черствости и душевной глухоты, он
внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного
бессилия, которое может стать причиной
его жестокости.

Читайте также:  Приоритет воспитания перед обучением в развитии личности ребенка

Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является
ребенок. Социальная группа (семья,
школа) может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют, и
ослаблять нежелательные.

Карен
Хорни полагает, что в развитии личности
человека доминирует влияние социального
окружения. Она исходит из того, что
определяющим в структуре личности
является бессознательное чувство
тревоги, беспокойства, изоляции и
беспомощности. Чувство небезопасности
может быть порождением многих вредных
факторов среды: прямого и непрямого
доминирования, безразличия, нестабильности
поведения, недостатка уважения к
индивидуальным потребностям ребенка,
недостатка реального руководства,
слишком большого восхищения или его
полного отсутствия, недостатка теплоты,
понуждения принимать чью-то сторону в
родительских ссорах, слишком большой
или слишком малой ответственности,
сверхпротекции, изоляции от других
детей, несправедливости, дискриминации,
враждебной атмосферы и т.д.

Эти
факторы становятся основой развития
тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это
состояние, ребенок может прибегать к
разным стратегиям. Он может становиться
враждебным и хотеть расплатиться с
теми, кто его отвергал или плохо к нему
относился. Но может быть и очень послушным,
чтобы вернуть потерянную любовь и
расположение.

Нарушения
в развитии ребенка связаны с неблагоприятными
событиями в детстве ребенка. Прежде
всего, семейные конфликты, недостаток
эмоционального тепла, любви, отзывчивости,
отношений привязанности. Отношения в
семье остаются значимыми не только в
детстве, но и в более поздние периоды
жизни. Дефицит общения, нарушение,
деформация значимых отношений личности,
образующих целостную систему, обусловливают
развитие личности по невротическому
типу (В.Н. Мясищев). Это отношения в семье,
в других значимых для ребенка общностях.

Потребность
в эмоциональном признании окружающими,
эмоциональных контактах с родителями
особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам
эмоциональное развитие ребенка достигает
своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями, прежде
всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных
отношений родителей с детьми становится
основой возникновения невроза. Отсутствие
эмоциональной поддержки, любви и
признания в семье вызывает у ребенка
страх одиночества, ощущение изолированности,
забытости и ненужности.

Выдающийся
американский психотерапевт К. Роджерс
на основании значительного клинического
опыта пришел к убеждению, что в среде,
социальном окружении содержатся условия
для формирования «полноценно
функционирующего человека», прогрессивного
личностного развития. Самое главное
– создание таких человеческих
взаимоотношений, которые конкретный
человек мог бы использовать для своего
собственного личностного развития (К.
Роджерс).

Базовая
тенденция организма – тенденция к
актуализации, становлению и
самоусилению. 
(К. Роджерс). Тенденции
к самоактуализации и саморазвитию
заданы наследственно. Но тенденция
движения вперед может быть осуществлена
только при определенных условиях, а
именно – когда выборы поведения «ясно
воспринимаются и адекватно символизируются»,
т.е. переживаются сознательно.

Особо
выделяются им две потребности: в
позитивном отношении и самоотношении, которые
возникают в результате научения. Первая
из них возникает вследствие любви и
заботы о ребенке, вторая формируется
при положительном отношении окружения.
Оценки со стороны окружающих, особенно
в детстве, могут искажать внутренние
переживания человека. Ребенок на
основании положительных или отрицательных
оценок его поведения взрослыми старается
быть таким, каким его хотят видеть, а не
тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка.
Навязанные образы, ценности вытесняют
и замещают «истинные» переживания и
ценности, что ведет к саморазрушению Я. Такой
человек чувствует напряженность,
дискомфорт. В детстве «Я-концепция»
искажается под влиянием чужих оценок.
Следствием такого искажения могут стать
агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушения общения.

Как
этого избежать? К. Роджерс разработал
метод психотерапии, который
назвал клиент-центрированной
терапией. Он полагает, что этот подход
применим ко всем отношениям с людьми,
а не только в работе с людьми, имеющими
проблемы. Основу метода составляет
создание помогающих отношений, которые
актуализируют у человека способность
к самоизменению и саморазвитию. Создание
терапевтических помогающих отношений
возможно при реализации трех важнейших
условий.

Первое
условие – откровенность,
искренность, правдивость отношений
с человеком. Значимые люди должны
быть с ребенком искренними, не притворяться,
не надевать «маски», «ложные фасады».
Они должны быть едины и целостны в своих
чувствах, в их восприятии и высказывании
о них.

Второе
условие – безусловное принятие
человека. Под принятием человека К.
Роджерс понимает «теплое расположение
к нему как к человеку, имеющему безусловную
ценность, независимую от его состояния,
поведения или чувств».

Третье
условие – эмпатическое понимание, без
которого безусловное принятие может
означать просто недифференцированное
благодушное отношение ко всем. Эмпатическое
понимание – проникновение в чувства
и мысли человека, умение видеть проблему
с его позиции, встать на его место.

Модели
поведения значимых взрослых (родители,
педагоги, «звезды», кумиры), по свидетельству
исследователей, становятся основой не
только приобретения привычек, но и
выработки способов разрешения конфликтов,
жизненных проблем. Особенно важны модели
родительского поведения.

Дисциплинарные
требования, характер наказаний и
поощрений не менее важны для «хорошего»
или «плохого» поведения. Пагубно
положение, когда ребенок привыкает
ориентироваться на внешний контроль,
у него оказываются неразвитыми внутренние
механизмы контроля своего поведения,
отсутствует собственная система
ценностей, с помощью которой он может
регулировать свое поведение вне
зависимости от поощрений или наказаний
со стороны других людей.

О
негативной роли множества жестких
ограничений и гиперопеки уже
упоминалось. Подробная характеристика
последствий этого фактора для становления
характера ребенка дана известным русским
педагогом, психологом, врачом П.Ф.
Лесгафтом.

В
литературе отмечается, что причинами
нарушений поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с
родителями, жизнь вдали от семьи,
потеря одного из родителей, ссоры и
конфликты в семье, а также неврозы и
патологические особенности личности
родителей.

Асоциальное,
криминальное поведение родителей приводит
к формированию нарушений поведения у
детей. Родительские ссоры, драки или
враждебность, отчужденность создают
атмосферу, в которой с большей вероятностью
возникают нарушения поведения, особенно
у мальчиков. Агрессивное поведение
родителей становится моделью для
ребенка. Здесь могут иметь место и другие
механизмы.

Скудость,
монотонность окружающей среды, ее
ограниченность, по данным специалистов,
может приводить к глубоким задержкам
психического развития ребенка, тормозить
его интеллектуальное развитие и вызывать
нарушения поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник