Средовые факторы развития движений ребенка на оптимальные и неоптимальные

Средовые факторы развития движений ребенка на оптимальные и неоптимальные thumbnail

Обеспечение
здоровья детей, полноценное развитие
их организма составляют серьезную
проблему в современном обществе. Врачи,
педагоги и родители отмечают тот факт,
что наблюдаются отставание, задержки,
нарушения, отклонения и несоответствие
нормам развития у большого количества
детей, а также неполноценность их
здоровья. В первую очередь это касается
нервной системы и опорно-двигательного
аппарата. Усилия медицинских работников
в основном направлены на лечение
заболеваний, а деятельность педагогов
редко включает оздоравливающие и
развивающие методы работы с детьми.
Практически не разработаны подходы к
процессу обучения с позиций развивающей
ребенка предметно-двигательной среды.

Современная
система дошкольного образования
опирается лишь на санитарно-гигиенические
нормы, обеспечивающие условия жизни
ребенка, а также разрабатывает и
определяет нормы уровня развития
двигательных качеств и навыков.

Существует
единая основа проблем физического и
нервно-психического развития ребенка,
которая потребовала и обусловила
создание двигательных программ,
содействующих нормальному развитию
ребенка. В настоящее время эта проблема
развития искусственно разделена на две
составляющие: физическим развитием и
физической подготовленностью занимаются
педагоги по физической культуре, а
нервно-психическое развитие обеспечивают
педагоги, психологи и неврологи. В
современной системе дошкольного
образования полноценные программы
развития этих двух составляющих не
сформированы.

На
основе исследований И. К. Шилковой, А.
С. Большева, Ю. Р. Силкина и других
сделана попытка объединить две
составляющие целостного процесса
развития, совместив их со средовым
развивающим подходом.

В
основе их развивающих двигательных
программ положено сопоставление данных
сравнительно-физиологического и
онтогенетического исследований
врожденных и приобретенных форм
двигательной и рефлекторной деятельности,
которое показывает, что в самом широком
смысле функциональное развитие нервной
системы в онтогенезе отражает
филогенетические закономерности ее
развития (А. А. Волохов, 1968, 1979). Это
подтверждается изменениями функциональных
и биохимических процессов в мозге в
процессе онто- и филогенеза (Н. А.
Вержбинская, 1964; Е. И. Крепе, 1967; З.
Д. Пигарева, 1975). Двигательная активность
как кинетический фактор определяет
развитие организма и нервной системы
совместно с генетическим фактором и
под влиянием сенсорной разномодальной
информации (Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд,
1987). Полноценное физическое развитие,
формирование правильной осанки, развитие
двигательных способностей и оптимального
двигательного стереотипа посредством
развивающего движения строятся на
основе гармоничной последовательной
организации нервной системы, ее
чувствительных и двигательных центров,
анализаторов. Поэтому программа
дошкольного образования по физическому
развитию и здоровью должна быть
направлена в одинаковой степени как на
телесное и функциональное (физическое),
так и на нервно-психическое развитие
ребенка.

При
создании программ авторы опирались на
фундаментальные разработки теории
физического воспитания, лечебной
физической культуры (ЛФК), врачебного
контроля (ВК), социальной педагогики и
психологии, прикладной кинезиологии и
др. (рис. 1).

Средовые факторы развития движений ребенка на оптимальные и неоптимальные

Рис. 1

«В
основу развивающих программ положены
принципы системного подхода. При анализе
закономерностей развития учитывались:
1) особенности воздействия среды на
развитие организма, 2) оптимальный
двигательный стереотип как конечный и
одновременно промежуточный (базовый
для следующего этапа) результат каждого
этапа развития как основополагающая
цель физического развития, 3) характеристика
базовых факторов развития организма,
нервной системы – собственно процесса
развития «изнутри». Новизна авторского
подхода в разработанных программах
соответственно имеет три основные
особенности. Первая особенность –
сопоставление средовых закономерностей
эволюционного (филогенетического) и
индивидуального онтогенетического
развития движений, врожденных и
приобретенных форм двигательной и
рефлекторной деятельности. Движение
ребенка (и аналогично животных в эволюции)
совершается различном окружении – в
водной, наземной, социальной и других
средах. В результате исследования был
отобран и сформирован закономерный
комплекс двигательных развивающих сред
для растущего ребенка.

Вторая
особенность – введение в систему
оптимального двигательного стереотипа,
характеризующего этапную и конечную
цель двигательного развития. Авторы
считают, что при постановке целей
двигательного развития оптимальный
двигательный стереотип более приемлем,
чем устоявшаяся ориентация педагогов
на двигательные качества, навыки, на
спортивный результат.

Третья
особенность – включение в систему и
реализация базовых факторов развития,
специфических для формирования нервной
системы и психики ребенка. Базовые
факторы развития в большей степени
относятся к нервной системе, анализаторам,
формированию сенсомоторных и психомоторных
процессов. При этом на первый план
выходит координация, сопряжение, с одной
стороны, тонких установочных движений
глаз, мышц шеи, уха при улавливании
сенсорной информации и, с другой стороны,
движений рук, частей тела, мышц лица,
губ, языка при двигательном ответе.
Физическое развитие в этом случае
первоначально проявляется как развитие
нервной системы и психических функций
ребенка. Через оптимальное формирование
центров регуляции дыхания, кровообращения,
обмена веществ, координации движений
развитие нервной системы опосредует
развитие всего организма и в том числе
опорно-двигательного аппарата»25.

Развитие
движений в течение жизни ребенка
соотносится с эволюцией движений у
живых существ. В организме человека и
высших животных сохраняется память обо
всех предшествующих этапах своей
эволюции. Это отражено такой
последовательностью локомоторных
движений младенца: плавание, ползание,
лазание, прямохождение. И. К. Шилкова,
А. С. Большев, Ю. Р. Силкин (2001) считают,
что пятимиллионнолетняя эволюция вида
Ноmo
Sаpiens
сформировала определенный комплекс
ключевых движений и развивающих сред,
необходимый для развития ребенка (см.
табл.4).

В
филогенезе животные последовательно
проходят, а также живут и двигаются в
определенных средах: вода – рельефная
земная поверхность – упругая лесная
среда (ветви деревьев) – рельефная
земная поверхность – реорганизованная
современным человеком среда (город, дом
или квартира).

Соответственно
этим сменяемым друг друга средам в
животном мире эволюционируют следующие
формы передвижений, или локомоций:
плавание в упругой среде (рыбы и морские
животные); «выход на сушу», противодействие
гравитации, «отрыв» тела от поверхности
земли; ползание (земноводные и
пресмыкающиеся); лазание по упругим
ветвям деревьев (обезьяны); передвижение
на четвереньках, начало прямостояния,
прямохождения, бег (обезьяночеловек) и
формирование зрелого стиля, походки,
бега, осанки у человека. Такая же
последовательность вырисовывается и
в индивидуальном развитии человека.

Читайте также:  Если ребенок нежеланный во время беременности это влияет на его развитие

Так,
на первом этапе развития движений еще
до рождения плод плавает в околоплодной
жидкости, которая оказывает смягчающий
эффект при резких движениях. Одновременно
проявляется упругость этой жидкой
среды, регулирующей и ограничивающей
избыточность движения плода, обеспечивающей
трехмерный и объемный характер
перемещений плода с матерью во всех
трех плоскостях. Эти движения определяют
развитие трех важнейших центров
заднего мозга: вестибулярных и слуховых
ядер, которые связаны с ориентацией
тела в трехмерном пространстве; центров
координации движений частей и всего
тела, которые располагаются в мозжечке;
центров регуляции сложных движений,
кровообращения и дыхания в продолговатом
мозге. Качающиеся, плавающие совместные
с матерью движения плода, а затем и
новорожденного адекватны для сенситивного
к ним мозга плода и ребенка.

В
настоящее время нередки ситуации, когда
женщина малоподвижна, лежит на сохранении
беременности, использует тугое пеленание
новорожденного, не берет его на руки,
тогда организм ребенка лишается фактора
воздействии,я и уже на самом раннем
этапе не создаются условия для правильного
развития.

Второй
этап развития движений тесно связан с
первым, на этом этапе формируются
системы противодействия гравитации. В
первый год своей жизни ребенок в момент
рождения повторяет «выход животных из
морской невесомости на сушу» – в мир
тяжести и гравитации. Поэтому только к
двум месяцам за счет развития и укрепления
мышц шеи ребенок сможет удерживать
голову, в период с 5–6 до 8 месяцев по
мере развития и укрепления мышц
туловища, позвоночника он может садиться,
а к 12 месяцам своего существования –
вставать вертикально.

Когда
в процессе эволюции живые существа из
водной среды вышли на сушу, то это
многократно увеличило нагрузку на
организм, в результате чего потребовалась
перестройка опорно-двигательного
аппарата и систем регуляции.

Нечто
похожее происходит с ребенком в момент
родов, когда водная поддерживающая
дородовая среда сменяется и ребенок
оказывается в условиях гравитации.
Поэтому переходный период от момента
рождения до 1 года жизни ребенка ему
необходимо обеспечить промежуточные
двигательные среды и комплексы движений.

На
этом этапе приемлемо: «плавать раньше,
чем ходить»; следует отказаться от
пеленания и от принятого «не брать
ребенка на руки».

Первые
полгода своей жизни ребенок не может
самостоятельно двигаться и это требует
от родителей активного содействия.
Ребенок должен совершать «пассивное»
плавание в качестве «наездника» на
руках родителей, подобно детенышу
обезьяны, и получать необходимые
вестибулярные, зрительные и кинестетические
импульсы. Это обеспечивает реализацию
кинетического, кинестетического и
пространственного факторов развития,
а также формирование синестезий –
взаимосвязей органов чувств и анализаторов.

Таблица
4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистёнок»

«Двигательный режим

как фактор формирования

полноценного развития детского организма».

консультация для воспитателей

Инструктор по физической культуре

Кирпичева М.Н.

г. Подольск

2014г.

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная деятельность. Именно двигательная деятельность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной деятельности, в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении, четко регламентируемый оптимальным двигательным режимом ДОУ.

Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение. И, включает в себя все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

 Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, избирательное отношение к отдельным движениям, поступление новых детей в дошкольное учреждение, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация:

  • общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;
  • содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;
  • определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
  • периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;
  • каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.

Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной деятельности детей. Основными критериями оценки двигательного режима являются

– объём,

– продолжительность,

– содержание,

–  интенсивность двигательной активности.

Интенсивность двигательной деятельности – среднее количество движений в минуту – составляет примерно 38- 42 у детей трех лет, 40-48 – четырех лет, 43-54 – пяти  лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала – в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 1000-1600 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года по росту и весу таблица

Движения ребенка можно измерить в условных шагах. Для этого используется специальный прибор-шагомер, который вкладывается в специальный мешочек (чтобы ребенок его не трогал) и прикрепляется к поясу (на бедро). Шагомером измеряется так называемый объем движений. Для измерения естественной двигательной активности шагомером регистрируется двигательная активность за одинаковый временной интервал  (например, с 8 до 17 или 19 час.). В этот день не стимулируется активность ребенка – лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия.

Можно условно выделить три группы детей:

  1. поведение детей средней подвижности  (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.
  2. Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

3.Дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик: от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления  двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно высокой подвижности. Малоподвижные дети часто вяло, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи двигательной деятельности детей при оптимальном двигательном режиме осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематической непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одной образовательной деятельности. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, в установленном режиме дня используются различные формы работы.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию в неделю, в течение дня обязательно предусматривается время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляется возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой  оптимального двигательного режима. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участки необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. В процессе индивидуального общения с воспитателем в удобном для ребёнка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность. Объединение детей в небольшие группы целесообразно также при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений.

Читайте также:  Интересное развитие ребенка 3 лет

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между образовательной деятельностью, а также в  его процессе. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самой образовательной деятельности может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя образовательными деятельностями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна).

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под его руководством. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходима смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

От педагогического мастерства воспитателя, сердечных взаимоотношений с детьми (особенно с малышами) зависит спокойное и жизнерадостное настроение в группе, активность и устремлённость двигательной деятельности детей, желание чему-то научится, поделиться с педагогом своими радостями и огорчениями. Воспитатель должен быть щедрым на отдачу детям богатства своих знаний, умений и чувств, работать эмоционально, увлекая за собой детей.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребёнка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования, распорядок дня стереотипизируется и вызывает положительную реакцию детей.

Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Библиография

  1. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. – М.: 1973, – 220с.
  2. Велитченко В.К. физкультура для ослабленных детей. – М.: Терра-спорт, 2000.-167 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам.: Программа и программные требования .- М.: Владос, 1999.- 144 с.
  4. Доскин В.А., Келлер Х, Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: – М.: Медицина, 1997, – 288с.
  5. Зайченко Е. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре // Дошкольное воспитание – 1991, – № 4, с. 11-13
  6. Кузнецов М.Н. Здоровье ищем в движениях. // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. / Авторы-составители: Антонов Ю.Е, Кузнецова М.М. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 14-17
  7. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка; Пособие для практ.раб. дет.дошк.учрежд. – М.: АРКТИ, 1999.-88 с.
  8. Мугинов Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. – Л.: Медицина 1978, – 167с.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Рациональная организация предметно-пространственной среды как фактор совершенствования физического воспитания // Социальная технология практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Пронина Е.И. – М.: АРКТИ, 2001, – с. 128-129
  10. Развитие движений ребенка-дошкольника / Под ред. М.И. Фонарева. – М.: Просвещение, 1975, – 239с.
  11. Рунова Д.В. Двигательная активность ребенка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозаика- Синтез, 2000, – 256 с.
  12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001,- 368 с.
  13. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста./ Г.П.Юрко, В.П.Спирина, Р.С. Сорокин, З.С. Уварова. – М.: Медицина, 1978, – 248с.
  14. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.И. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Лен.: Университетское, 1998, – 184с.
  15. Шишкина В.А. Движение + движения. – М.: Просвещение, 1992, -96с.
  16. Шишкина В.А., Мащенко Т.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 200, 79с.

Источник