Среда воспитания и развития ребенка

Добрый день! Уважаемые участники конференции, коллеги

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Пусть этот год будет для вас результативным, продуктивным, познавательным и интересным. Желаю всем успеха и удачи во всех начинаниях.  

 Вашему вниманию представляю свой доклад:

Воспитательная среда,  как необходимый фактор формирования, развития и самореализации ребенка.

 Понятие «среда» имеет много значений. 

Макросреда. Это окружающее  нас   космическое пространство.  Географическая среда – это территориальный  ландшафт,  климат, экологические условия.

  Социальная среда – уклад жизни, традиции, уклад жизни.

Домашняя среда – окружение близких, материальные условия.

Микросреда – особенности квартиры, микроволны, магнитные воздействия,    геометические формы квартиры,    высота этажа, дизайн стен, расстановка мебели

 На развитие личности оказывают влияние факторы: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда  — совокупность природных и социально-бытовых условий.

 Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать – значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Воспитательная работа  для ДОУ – это комплекс взаимосвязанных компонентов, способных обеспечить взаимодействие всех субъектов,  понятий «детский сад» и «социум».

МАДОУ ДСКВ «Сказка» выполняя требования ФГОС,   преследует цель — индивидуальное, всесторонне  развитие и самореализация  каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.

Режим и  система работы  ДОУ направлена  организацию эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ:

 -взаимодействие с окружающим внешним миром, социумом;

– активное вовлечение  родителей как участников   воспитательно-образовательного  процесса;

  -удовлетворение  социального заказа родителей, школы;

– учет  социально-культурных условий нашего края;

–  соответствие  заказу государства, округа.  

Но перед педагогами и ДОУ встает проблема, которая усложняет процесс воспитания подрастающего поколения:

–  Недостаточная актуализация моральных, идейных ценностей  « для современного  поколения родителей, материальные блага стоят на 1 месте »;

– Необходимость создания  среды, полноценно обеспечивающей личностно – ориентированное воздействие на воспитанника;

– Созданная воспитательная среда и воспитательный процесс  в ДОУ, не находит преемственности в школе и дома.

 Решение  проблемы, выполнение миссии ДОУ,   предусматривает определенную систему мероприятий:

2.Моделирование ПРС ( предметно- развивающей среды )  В каждой группе ДОУ оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти комфортное место для занятий.

 С этой целью используется различная мебель, которую достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.

Созданы физкультурные уголоки с разнообразным спортивным оборудованием. Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать усвоение изучаемого материала. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки.  

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

(Спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет логопеда, Спелео- климатическая камера)

Большое значение коллектив ДОУ уделяет развитию среды и на участке в летнее время, где созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей. Дети здесь чувствуют себя владельцами пространства, становятся творцами своего окружения.

(Зимой  игровое оборудование доступно детям, чистится от снега)

1. Использование современных образовательных технологий.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникационные и др

Рациональное использование образовательных технологий влияет и на итоги мониторинга реализации основной образовательной программы ДОг. Уровень усвоения программного материала составил  98,4%

3.Комплекс психолого-педагогических условий,

–  предусматривает учет индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка;

–  обеспечение полного методического сопровождения;

–  обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;

 – ориентирование  на семейное и социальное окружение ребенка;

– обеспечение индивидуальной траектории комплексного, всестороннего развития, формирования  и самореализации  личности  ребенка.

 –  обеспечивает  следующие направления деятельности:

–  физическое;

–  социально – коммуникативное;

– познавательное;

–  художественно-эстетическое;

– речевое;

– созданы   благоприятные условия для полноценного:

физического,  

умственного,

 нравственного,

трудового,

и эстетического воспитания. 

В наше время формируются  и актуализируются  новые направления воспитательной работы — экологическое гражданское, правовое, экономическое.

Умственное воспитание в детском саду

Умственное воспитание в детском саду подразумевает развитие интеллекта и логического мышления у ребенка. Интеллектуальные навыки малыша развиваются за счет игр и занятий, (рисование, лепка, аппликация, конструирование), подходящих для той или иной возрастной группы.

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду признано укреплять и закалять здоровье ребенка. В дошкольном учреждении проводятся занятия по физкультуре, развивающие в ребенке двигательную активность, мелкую моторику и выносливость. По утрам это зарядки, физминутки во время НОД. Формирование  культурно – гигиенических навыков происходит в течение  всего времени, проводимого воспитанниками в стенах сада. Формирование навыков безопасного поведения  является одним из приоритетных видов деятельности.  

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду призвано воспитать в ребенке трудолюбие, и приобщить его к разным видам деятельности. Безусловно, учитываются возрастные особенности воспитанников, поэтому детям предлагается выполнить только те задания, которые им по силам (дежурство по зоне столовой, дежурство по группе) малыши приобретают те навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание в детском саду

Эстетическое воспитание в детском саду, включает в себя обучение ребенка рисованию, лепке и другим навыкам, воспитывающим в ребенке любовь к прекрасному. 

На занятиях по музыкальному воспитанию детям предлагается ознакомиться с произведениями известных композиторов, а также упражнениями, призванными развить  музыкальный слух, а зачастую и открыть способности к пению.

Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду призвано развить у ребенка навыки культурного поведения в обществе, уважение к старшим, а также взаимопонимание со сверстниками. Всю необходимую информацию малыши получают в игровой форме на занятиях. Часто  используется и соответствующая литература, подходящая для восприятия маленьким детям.

Политкультурное воспитание в детском саду

Политкультурное воспитание в детском саду получило особое распространение только в последнее время. Это связано с тем, что зачастую группы дошкольного учреждения, укомплектованы детьми разных национальностей. Многонациональным является и педагогический коллектив  ДОУ. На соответствующих занятиях детям предлагается ознакомиться с культурой и обычаями разных народов, а также в доступной для них форме рассказывается о толерантности и терпимости по отношению к другим нациям. Традицией стало проводить в саду праздник «Фестивальные огни Дружбы», где каждая группа представляет свою национальность.

Экономическое воспитание в детском саду

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является достаточно новым направлением. Его основная задача — начальное развитие у ребенка необходимых деловых навыков, а также знакомство с теми или иными профессиями. Все необходимые

знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Гендерное воспитание в детском саду

Гендерное воспитание в детском саду формирует у ребенка правильное представление о мужчинах и женщинах. Благодаря занятиям по гендерному воспитанию, у детей формируется четкое знание того, по каким моральным признакам они отличаются друг от друга и как должны или не должны поступать мальчики и девочки в той или иной ситуации.  В групповых помещениях выделены центры для сюжетно – ролевых игр: гаражи с машинами, мастерские для мальчиков, кухонные гарнитуры, гардеробные для девочек и т.д.

Правовое воспитание в детском саду

Цель таких занятий — в доступной форме донести до малышей, в чем заключаются их права и обязанности, формирование правового сознания и правильного представления о существующих нормах общества.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду на сегодняшний день является обязательным аспектом образовательной программы дошкольного учреждения. На занятиях по экологии дети учатся бережно относиться к живой природе, а также знакомятся с представителями флоры и фауны нашей страны и развитием жизни на планете. На каждой прогулке, проводятся беседы о бережном отношении к природе, сопровождаются ежедневными наблюдениями  за изменениями в окружающем пространстве.

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание  имеет очень большое значение. В игровой форме дети знакомятся с историей нашей страны,  символикой, формируются чувства любви к Отечеству, гордости за Отчизну.  Проводятся познавательные, тематические праздники.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

«Воспитание – это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А.Маркуша

Источник

Решение задач личностно – ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника.

Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды – ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

1. Социальный компонент.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

  • Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
  • Преобладающее позитивное настроение;
  • Авторитетность руководителей;
  • Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • Сплоченность;
  • Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

  • Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
  • Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
  • Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Основные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом психолого-педагогических требований были сформулированы в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позицииобщения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.

Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник