Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта
Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные -витальные – потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием – игро-
вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы определяют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.
Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестациидошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные – витальные – потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям -познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок,
444
игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием – игровым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам – строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы определяют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.
Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессеаттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных
445
компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Лабораторная работа – Семинар-практикум Предметно-развивающая среда ДОУ
скачать (4309.1 kb.)
Доступные файлы (6):
содержание
- Смотрите также:
- Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста [ курсовая работа ]
- Семинар-практикум для воспитателей Театральная деятельность в ДОУ [ лабораторная работа ]
- Организация обучения детей раннего возраста [ лабораторная работа ]
- Семинар-практикум – Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять [ лабораторная работа ]
- Положение о службе ДОУ [ стандарт ]
- Среда Bpwin. Применение методологии DFD и IDEF3 для создания модели процессов [ лабораторная работа ]
- Семинар-практикум для логопедов Тема: Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [ лабораторная работа ]
- Среда Bpwin. Применение методологии IDEFO для создания модели процессов. Проведение экспертизы и создание отчетов [ лабораторная работа ]
- Конспект занятия по математике – Путешествие по волшебной стране [ лекция ]
- Автоматизированный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи статистических данных в среде MS Excel [ лабораторная работа ]
- Компьютерное обучение детей с отклонениями в развитии [ лекция ]
- Семинары по культурологии [ лабораторная работа ]
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.doc
1 2 3 4 5 6 7 8 9
^
Итак, Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении23.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные – витальные – потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием – игровым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам – строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников.
Нормативы определяют минимальные требования, например, обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья. Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психоло-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и учения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
^
В подавляющем большинстве случаев среда, которая окружает детей и взрослых в современном дошкольном учреждении, создает атмосферу именно учреждения с характерной для него командно-административной системой управления.
В каждой «ячейке» такой среды, начиная от групповой комнаты и заканчивая кабинетом заведующей, пространство организовано так, что дает возможность «управляющему» со своего рабочего места замечаниями, запретами, требованиями и наказаниями направлять поведение подопечных.
В помещении, предназначенном для пребывания детей, все сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за их деятельностью. Все дети большую часть, времени находятся в обшей групповой комнате, которая целиком «просматривается» с «воспитательского» места: у детей нет возможности укрыться от глаз сверстников и взрослых ни для игры, ни для отдыха, ни для размышлений.
Все помещение жестко «зонировано», т. е. поделено на «зоны», в каждой из которых детям позволено заниматься какой-то определенной деятельностью; на все остальные виды деятельности в этой «зоне» накладывается запрет. Так, например, нельзя играть в спальне, в раздевалке; нельзя брать книги и карандаши в «кукольный уголок»; нельзя возводить постройки из конструктора в «учебной зоне» – в ней вообще нельзя оставлять никакие игрушки, кроме специально разрешенных, и т.д.
К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход») и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствуют, проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.
Жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что маленькие дети сидят «за партами» в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии, не способствует реализации их индивидуальных творческих способностей.
По существу возможность творчества в современной практике работы дошкольных учреждений отсутствует. Видимо, главной причиной здесь является сама программа дошкольного воспитания, ориентированная на беспрецедентно заорганизованную структуру деятельности. Дети могут рисовать в отведенные часы раз в неделю, лепить – раз в неделю, заниматься аппликацией и т. п. в соответствии с расписанием занятия. В привычной практике карандаши, краски, бумага для рисования, пластилин, глина для лепки выдаются детям, как правило, лишь на специальных занятиях, ограничивая их нерегламентированную самостоятельную деятельность. Степень свободы детей в сфере произвольного эстетического, изобразительного творчества в практике сведена к нулю.
Обследования детских дошкольных учреждений, опросы персонала, беседы с родителями изобилуют фактами, близкими к ирреальным: детям не разрешается не только свободное изобразительное творчество, но, в целях сохранения пресловутого порядка, даже с игрушками можно играть в строго отведенные часы.
Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Качество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям.
Ребенка все время «ставят (или сажают) в угол» ласково называя его «уголок» – «игровой уголок», «уголок природы», «изоуголок», «книжный уголок» и т. д.
Групповая комната традиционно представляет собой помещение квадратной или прямоугольной формы (обычно его габариты 6×9 или 7,2 х 7.2 кв. м), по периметру которого располагается мебель или встроенное оборудование. Исключение периметрального расположения мебели составляет, как правило, зона с детскими столиками для занятий, игр детей и приема пиши; но незначительные габариты детской мебели не в состоянии способствовать созданию более или менее автономных полузамкнутых индивидуальных пространств для детей.
Требование создания оптимальных условий для игр детей лишь декларируется, а групповая комната (площадью 50 кв. м) предназначена одновременно для игр, занятий детей, приема пиши. Остальные помещения групповой ячейки – спальня, раздевалка обычно не включаются в игровое пространство. В самой групповой больше половины площади – около 25-30 кв. м – занято стационарно установленными детскими столиками, используемыми для занятий детей и приема пиши.
С учетом других компонентов мебели и оборудования групповой: стол и стул воспитателя, встроенные или отдельно стоящие шкафы для пособий и игрушек, ленточный подоконный стол для свободного движения детей может быть отведено пространство площадью не более 15-18 кв.м. На практике и эта часть пространства по инициативе воспитателей зачастую бывает разбита на «зоны» для сюжетно-ролевых игр: «парикмахерская», «магазин», «дом», «стройка» и т. п. с использованием изготовленных на заказ или приспособленных элементов мебели (тумбочек, шкафчиков, ширм). В интересах сохранения внешнего порядка в такой ситуации детям в групповой просто запрещаются любые активные движения и действия.
Во время прогулок также жестко регламентируется территория, по которой ребенку разрешается двигаться. Это «участок» данной группы, строго ограниченный от других, точно таких же (оградой нередко служит колючий кустарник), но предназначенных для других групп. К ним подходить нельзя!
Все же на участке земельной территории, прилегающей к зданию детского сада, свобода движения детей может быть обеспечена в большей степени. Площадь ясельной групповой площадки – 150 кв.м, дошкольной – 180 кв.м. Однако реальные площади отводимой под строительство территории, особенно в крупных городах, бывают ограничены до 30-40%, а гигиеническое требование соблюдения групповой изоляции и на участке предопределяет для детей возможность пользоваться только пространством своей групповой площадки.
При организации и оборудовании открытых территорий участка зачастую наблюдаются последствия той же «заорганиэованности», что и в помещениях. Так, обязательная разбивка цветников, перенасыщенность объемными элементами оборудования, как правило, не отличающимися высоким вкусом и слабо способствующими развитие игр детей, занимают пространство, ограничивая возможность их движения.
В этом плане показателен зарубежный опыт: в большинстве европейских стран участок детского учреждения — это в основном травяные зеленые лужайки, предназначенные для активной деятельности детей.
Такая организация пространства усугубляется еще и правилом, характерным для всех типов дошкольных учреждений. Ни на участке, ни в помещении детского сада для ребенка не находится пространства, которое принадлежало бы лично ему, кроме, пожалуй, шкафчика в раздевалке, в котором полагается вешать «уличную» одежду. Очевидно, именно поэтому дети так часто стремятся в раздевалку поиграть около своего шкафчика и нередко забираются в него, прячутся там. В это учреждение ни ребенок, ни взрослый не имеет права приносить свои личные вещи.
Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствует среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель – вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»; способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика – диктат и опека; позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы.
Центром педагогического процесса здесь являются фронтальные формы работы с детьми и, прежде всего, занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку, формальной дисциплине и удобству взрослых. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется по времени и жестко регламентируется взрослыми.
Такая модель не имеет права на существование. В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблюдаются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Скачать файл (4309.1 kb.)
Источник