Среда развития ребенка в психологии
Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.
Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления. Болдуин выделял специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина оказали влияние на взгляды Ж. Пиаже.
Немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), автор теории персонализма, поставил в центр своих исследовательских интересов анализ духовного развития ребенка, формирования целостной структуры личности ребенка. Штерн считал, что личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.
Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции (взаимовлияния) двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора — наследственность и среда.
Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.
Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) И на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.
Влияние среды на психическое развитие ребенка
Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.
Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей). Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерминации психического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
Источник
Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.
Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.
Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.
Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).
Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.
Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.
В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.
В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.
Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).
Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.
Источник
Второй фактор, определяющий развитие — среда. Если изначально под средой подразумевалось социальное окружение человека, то в настоящее время развивается представление о многоуровневом устройстве среды.
Природная среда включает в себя географические, климатические, экологические условия, в которых развивается ребенок. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие через специфику образа жизни, деятельности, культуры в различных географических условиях. Ребенок, ведущий кочевой образ жизни с родителями-олеиеводами на крайнем Севере, будет отличаться от сверстника, выросшего в современном западноевропейском мегаполисе.
Социальная среда — семейное и общественное окружение — оказывает непосредственное влияние на развитие. С течением жизни социальное окружение расширяется. В младенчестве, раннем детстве наибольшее значение имеет семья, позже на развитие начинают также влиять воспитатели детского сада, группа сверстников, школьные учителя. С подросткового возраста доминирующее значение приобретает более широкий социум, а к пожилому возрасту важным снова становится малый социум — семейное окружение.
Также можно выделить культурную среду, включающую систему ценностей, культурные нормы, традиции, доминирующую идеологию, религию, уровень развития пауки, искусства. Особенности социального и культурного развития общества определяют систему воспитания и обучения как в образовательных учреждениях, так и в семье.
Значимыми тенденциями развития современных культурной, социальной сред становятся информатизация, глобализация и виртуализация. Виртуальная культурная и социальная среда демонстрирует парадоксы противоречивого влияния на психическое развитие[1]. Виртуальная культурная среда может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, подростка, расширяя его кругозор, но и создавать зависимость, иллюзию владения информацией.
Виртуальная социальная среда может выступать как позитивным, так и негативным фактором социального развития. С одной стороны, глобализация определяет возможность более тесной взаимосвязи, активного взаимодействия личности с широким социумом, а с другой стороны, представляет опасность подмены полноценного непосредственного общения опосредованным иллюзорным. Анонимность общения в виртуальных социальных сетях позволяет личности как более полно раскрывать свой внутренний мир, искренне проявлять себя, так и создавать фальшивую само- презентацию, уходить от подлинной возможности «быть самим собой».
Как и реальный мир, виртуальная среда предоставляет широкие возможности для формирования и проявления как просоциалыюго поведения (позитивного общения, дружеского сопереживания, благотворительности), но также и асоциального: появляются новые формы преступности, хулиганства и т.п.
Для размышления
Современные исследователи интернет-общения выделяют специфические особенности виртуальной среды[2]. Как вы думаете, какие преимущества, достоинства, недостатки и опасности связаны с данными особенностями:
- — неоднородность виртуальной среды;
- — иллюзия свободы;
- — анонимность;
- — отсутствие невербальной стороны общения: жестов, мимики, зрительного контакта и т.п.;
- — более медленный способ коммуникации;
- — толерантность к различиям участников общения;
- — «достраивание» образа виртуального партнера, о котором пользователь имеет мало информации?
Таким образом, в современной науке развивается представление о сложной структуре среды. Американский психолог Ури Бронфенбреннер предлагает экологическую модель человеческого развития, которая описывает структуру взаимодействия человека со средой[3]. С его точки зрения, процесс развития связан с взаимовлиянием активного человека и среды. Не только среда воздействует на человека, но и он изменяет все ее уровни.
Согласно концепции Бронфенбреннера экологическая среда развития ребенка представляет собой четырехуровневую систему. Микросистема (первый уровень) включает занятия, роли, взаимодействие с ближайшим окружением (семья, детский сад, школа). Так, интерес родителей к раскрытию способностей ребенка помогает его творческому развитию. И, наоборот, интересы, увлечения, особенности темперамента, характера ребенка способствуют пониманию родителями важности индивидуального подхода к воспитанию и обучению.
Второй уровень (мезосистема) формируется при взаимосвязи нескольких микросистем. Развитие ребенка подвержено совместному влиянию различных социальных групп. Когда родители способствуют формированию коммуникативных навыков ребенка, интересуются его отношениями с друзьями, оказывают поддержку при решении возникающих трудностей во взаимодействии, это может благотворно сказаться на общении ребенка в группе сверстников. И, наоборот, знакомство подростка за пределами семьи с другими системами ценностей заставляет взрослеющего ребенка задавать новые вопросы самому себе и родителям, всем членам семьи и совместно с ними осмысливать глубинные, мировоззренческие проблемы.
Третий уровень Бронфенбреннер назвал экзосистемой: она включает опосредованное влияние социальной среды, т.е. тех групп, с которыми напрямую ребенок не взаимодействует. Например, место работы матери и отца, друзья родителей и т.п. Так, организация, «в которой работает мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше времени, снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда»[4][5].
Четвертый уровень, или макросистема, объединяет культурные, государственные ценности, традиции, законы. Например, разрешение на государственном уровне совместного пребывания матери и новорожденного в родильных домах может способствовать более быстрому формированию эмоционального контакта, взаимной привязанности, чрезвычайно важных для развития малыша и матери в первые месяцы жизни. В свою очередь, первые успехи эксперимента но совместному пребыванию матерей с детьми в некоторых родильных домах привели к широкому распространению подобной практики по всей нашей стране.
Таким образом, определять индивидуальное развитие может сочетание многочисленных условий среды. В. Н. Мясищев и Е. II. Феоктистова2 указывали на три возможные формы связи внешних условий, определяющих формирование свойств личности: аккумуляция и субординация условий, а также антагонистическая связь. Аккумуляция условий означает, что ряд внешних условий влияет на развитие определенных свойств в одном и том же направлении. Например, склонность к унынию, апатии, уединению ребенка может быть результатом одновременного влияния нескольких условий: постоянной болезни матери, низкого материального уровня семьи, школьной неуспешное™.
Субординация условий означает, что одно условие определяет целый ряд других внешних условий и все они в совокупности формируют определенное свойство личности. Например, пьянство отца определяет материальные трудности, семейные конфликты, отсутствие контроля за поведением и успеваемостью ребенка, что в результате приводит к асоциальному поведению ребенка.
Антагонистическая связь означает, что различные условия влияют в противоположном направлении на формирование свойств личности. Например, тяжелые материальные и бытовые условия могут компенсироваться дружескими, любящими отношениями в семье.
Напомним о том, что в современной психологии человек не рассматривается как пассивный объект влияния среды. Человек не только формируется под влиянием природного, социального, культурного окружения, но и сам активно создает среду. При этом уровень активности субъекта при взаимодействии со средой на протяжении жизни может изменяться.
Джоахим Ф. Вулвилл[6][7] описывает четыре модели взаимодействия со средой субъекта, проявляющего разный уровень пассивности или активности. Модель «больничной койки» свойственна новорожденным, младенцам и характеризуется максимальной пассивностью человека. Модель «Луна-парк» описывает возможность выбора ребенком объектов среды, но их влияние от него не зависит. В модели, имеющей название «соревнование пловцов», субъект следует своему пути, а среда играет роль контекста жизни. Модель «теннисного мяча» характеризует постоянное взаимодействие и взаимовлияние субъекта и среды.
Источник