Среда развития ребенка и основные требования к ней

Среда развития ребенка и основные требования к ней thumbnail

Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные -витальные – потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.

Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием – игро-

вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы определяют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.

Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.

В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.

Эргономические, эстетические и главным образом психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестациидошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.

Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.

Источник

Влияние среды, роль и место предмета в жизни ребенка

Прежде чем приступить к предмету нашего рассмотрения – детской развивающей среды, и ее главным задачам в формировании всестороннего развития ребенка, остановимся на основных определениях, и выясним, что же такое среда и какую роль она в себе несет?

Среда обитания – необходимые условия существования всего живого. Среда обитания – это, с одной стороны, окружающая человека природа, естественная среда, а с другой искусственная среда, созданная самим человеком (города, поселки, дома, оборудование, техника, предметы быта и обихода).

Человек производит орудия труда, вещи и окружающую его среду, чтобы обеспечить свое существование и удовлетворить материальные и духовные потребности. В этом процессе человек одновременно выступает как природное существо, воспроизводящее биологическую жизнь, и как общественный человек, производящий совместно с другими людьми предметы и вещи, необходимые для их существования. Среда формирует и развивает создавшего ее человека, определяет образ его жизни формы деятельности, культуру поведения, эстетические вкусы и представления. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. В свою очередь среда развития ребенка – это тоже среда, пространство его жизнедеятельности, которая руководствуется отдельными требованиями и условиями по ее созданию. Это те условия, где протекает жизнь в дошкольном учреждении, закладывается фундамент, на котором происходит строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. В методических рекомендациях известного психолога С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка (А.В. Запорожец, С.Н. Новоселова). В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Читайте также:  Сенситивные периоды развития организма ребенка

Развивающая предметная среда – эта совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание. Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества

Данный пункт посвящен именно психологической стороне развития ребенка, в которой главная роль отводится развивающей среде. Ставя главной задачей проблему оптимизации жизни детей, мы переходим к рассмотрению процессов их воспитания, образования, развития. Здесь выдвигается приоритетная концепция развития ребенка и формирования его личности, которая включает два базовые требования к созданию предметной среды – с одной стороны, среды полноценной для осуществления различных функциональных процессов жизнедеятельности (игры, учебы, сна, приема пищи, быта, отдыха, оздоровления), а с другой – развивающей предметной среды, способствующей развитию способностей ребенка, формированию его креативности, социальной адаптации и реабилитации (для детей с особыми потребностями).

Ранний возраст – это первоначальная ступень формирования личностного отношения к окружающему миру. Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста, именно в ней происходят все процессы, связанные с приобретением знаний и навыков. Таким образом можно выделить наиболее общее определение: детская развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и физического развития и совершенствования.

Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.

Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А.Н. Леонтьев).

Сейчас исследователей интересуют уже более ранние возрастные границы; путем экспериментов и наблюдений делаются попытки выяснить степень развития ребенка к трем или четырем годам. В настоящее время психологи, пользуются социологи и педагоги пользуются различной, хотя и во многом схожей, возрастной периодизацией детей дошкольного и школьного возрастов. Например, А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин предлагают такую периодизацию: до 10 дней – новорожденность; от 10 дней до 1 года- младенчество; от 1 года до 3-х лет – раннее детство; от 3-ех до 7 лет – дошкольники; от 8 до 12 лет- младшие дошкольники.

А.А. Люблинская считает, что 1-й год жизни – младенчество; 2-й и 3-й годы – преддошкольники; 4-й год младшие дошкольники; 5-й год – средние дошкольники; 6-й и 7-й годы- старшие дошкольники.

Таким образом, в связи с возрастными категориями и их задачами, дети проходят определенные стадии в познании окружения, но темпы их развития познания, прежде всего, зависят от окружающей среды. Исследования последних десятилетий открыли огромные знания поля неизведанных закономерностей развития ребенка в раннем детстве. Оказывается, дети знают больше об окружающем мире, чем считалось раньше. По мнению специалистов, основные зачатки процесса познания происходят в ребенке до трех лет. Именно в этот период наиболее значимо влияние окружающей среды. От одного до трех лет любимым занятием детей является внимательное рассмотрение людей и вещей, дети как бы постоянно впитывают новую информацию. Следовательно, что некоторая однотонность, однообразие предметно-пространственного окружения неприемлемы в раннем возрасте. Ребенок развивается быстрее, если его чаще ставить в непредвиденные ситуации. Предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Читайте также:  О временах года развитие ребенка

Незнакомый предмет в знакомой обстановке привлекает повышенное внимание ребенка, активность которого в немалой степени зависит от притока новой информации. Тут возникают задачи по поводу создания утилитарного и игрового оборудования для активизации деятельности, образа жизни ребенка, чтобы оно придавало настоящую, а не мнимую новизну его действиям, т.е. обеспечивало приток новой информации, что именно необходимо на определенной стадии его психики. Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) — мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань, — позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание. Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовывать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность (О.В. Артамонова).

Источник

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, либо способствуют росту (интеллектуальному, эмоциональному, творческому), либо становятся преградами на пути, которые так и хочется убрать с глаз долой, а еще лучше — разбить в щепки.

Впрочем, ко многим тонкостям, необходимым для развития ребенка, взрослые могут быть не так чувствительны. Поэтому в педагогике существуют определенные установленные правила и принципы, которые помогут создать правильную развивающую среду. Эти принципы пригодятся как при организации предметно-развивающей среды в группе детского сада, так и в обустройстве домашней детской комнаты.

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности. И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Зонирование предметно-развивающей среды

Любое пространство должно быть разделено на функциональные зоны. Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность. Как правило, при создании предметно-развивающей среды в ДОУ выделяют следующие зоны.

Спокойная зона — место для отдыха, спокойного общения, снятия эмоционального напряжения. Это уютная зона с кроватями и мягкими креслами, в которой, к примеру, приятно проводить время послеобеденного отдыха.

Рабочая зона — пространство для обучения и творчества, которое помогает ребенку стать собранным, уделить внимание одному занятию или практике. Эта зона хорошо освещена, оснащена столами, стульями, принадлежностями для творчества и обучения, в этой же зоне может находиться книжный уголок.

Активная зона — зона для игр, спортивных и физических упражнений, танцев, то есть зона, в которой дети могут по максимуму проявлять свою живость и активность. Именно поэтому к безопасности этой зоны предъявляются особые требования.  

Читайте также:  Генетическая теория развития психики ребенка

Подобное зонирование является классическим, но не единственно возможным. Исходя из целей и задач конкретного учреждения, педагоги могут выделять и оснащать и другие специальные зоны.

Эстетическое оформление предметно-развивающей среды

Каждая зона предметно-развивающей среды должна быть уютной. Среда, в которой дети проводят весь день, должна быть такой, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Есть несколько правил создания такой среды.

Не пренебрегайте предметами декора, но и не переусердствуйте. Картины и постеры, живые цветы, симпатичные предметы интерьера могут отвлекать внимание детей, не позволяя им сосредоточиться, тем самым увеличивая возбужденность, поэтому таких вещей не должно быть слишком много. Для выставки детских работ (рисунков, аппликаций и пр.) выделите определенное место.

Обращайте особое внимание на цветовое оформление зон. Цвет может создавать нужное настроение или напрочь его убивать. Избегайте слишком ярких, навязчивых, раздражающих цветов.

Желая создать тематическое предметно-развивающее пространство, подумайте дважды. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть попытку создать тематическое пространство, то есть оформить зоны в тематике русских народных сказок, космоса, популярных мультфильмов и т. д. Это может помогать создавать определенное настроение и погружаться в определенную тему, но важно помнить, что тематика пространства ограничивает нас в глубоком погружении в другие темы. Создавая тематическое пространство, помните, что через несколько месяцев одну тему предстоит заменить другой, полностью переоформив развивающую среду. Если вы к этому не готовы, не стоит делать ваше образовательное пространство группы тематическим.

Чего не нужно делать, создавая развивающую среду

Мы уже коснулись некоторых ошибок, которые можно совершить при создании предметно-развивающей среды: перегруженность предметами и декоративными элементами, небезопасность материалов, неуместное цветовое и тематическое оформление. Вот еще некоторые ошибки, совершаемые повсеместно.

Мебель и оборудование слишком тяжелые, лишены мобильности. Этот недостаток может быть не заметен на первый взгляд, но проявит себя сразу, как появится необходимость в перестановке и реорганизации пространства. Для детских учреждений исключительно важно выбирать легкую и мобильную мебель и любое оборудование, чтобы в случае необходимости педагоги могли переставить или убрать что-либо, не прибегая к специальной помощи.

Присутствует нарочитое разделение пространства на зоны для мальчиков и девочек. Привычка оформлять все девчачье в розовый, а мальчишечье в голубой, кажется, намертво врослась в нашу ментальность. Однако психологи, педагоги, исследователи замечают, что подобное разделение лишено особого смысла и к тому же мешает детям проявлять себя и свободно исследовать пространство вокруг.

В организации и оформлении среды не учтены актуальные интересы детей. В конце концов, может быть так, что развивающая среда создана с учетом всех правил, но… с оглядкой на прошлое! Такая среда могла бы оказаться идеальной двадцать лет назад, но не сегодня. Поэтому не забывайте, что так или иначе предметно-развивающая среда должна включать в себя элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах

В некоторых педагогических системах созданию вполне определенной развивающей среды уделяется особое внимание. Вот примеры таких систем.

Развивающая среда в педагогике Монтессори

Один из принципов создания развивающей среды в педагогике Марии Монтессори заключается в попытке создать такое пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно. Педагог в данном случае лишь направляет, но не учит и не показывает, что и как делать. Чтобы эти принципы воплощались в жизнь, развивающая среда предполагает включение множества тщательно продуманных и хорошо оборудованных зон: зоны сенсорного развития, языковой зоны, математической зоны, зоны практической жизни и пр.

Развивающая среда в вальдорфской педагогике 

В вальдорфских детских садах и школах развивающая среда исключительно важна. Считается, что именно правильно созданная среда может привести в движение все механизмы естественного, комфортного и счастливого развития детей. Вот некоторые особенности организации развивающей среды в таких учреждениях.

Все экстерьеры и интерьеры должны основываться на природных формах. В вальдорфской системе принято отказываться от острых и прямых углов, так как они ассоциируются с чем-то искусственным, а плавные и округлые линии, напротив, максимально приближены к тому, что встречается в самой природе.

Декорации и игрушки часто изготавливаются из природных материалов, то есть из дерева, ракушек, плодов, желудей. Интерьер меняется в соответствии со временем года.

Создавайте продуманные развивающие пространства!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник