Среда как условие психического развития ребенка

Среда как условие психического развития ребенка thumbnail

Второй фактор, определяющий развитие — среда. Если изначально под средой подразумевалось социальное окружение человека, то в настоящее время развивается представление о многоуровневом устройстве среды.

Природная среда включает в себя географические, климатические, экологические условия, в которых развивается ребенок. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие через специфику образа жизни, деятельности, культуры в различных географических условиях. Ребенок, ведущий кочевой образ жизни с родителями-олеиеводами на крайнем Севере, будет отличаться от сверстника, выросшего в современном западноевропейском мегаполисе.

Социальная среда — семейное и общественное окружение — оказывает непосредственное влияние на развитие. С течением жизни социальное окружение расширяется. В младенчестве, раннем детстве наибольшее значение имеет семья, позже на развитие начинают также влиять воспитатели детского сада, группа сверстников, школьные учителя. С подросткового возраста доминирующее значение приобретает более широкий социум, а к пожилому возрасту важным снова становится малый социум — семейное окружение.

Также можно выделить культурную среду, включающую систему ценностей, культурные нормы, традиции, доминирующую идеологию, религию, уровень развития пауки, искусства. Особенности социального и культурного развития общества определяют систему воспитания и обучения как в образовательных учреждениях, так и в семье.

Значимыми тенденциями развития современных культурной, социальной сред становятся информатизация, глобализация и виртуализация. Виртуальная культурная и социальная среда демонстрирует парадоксы противоречивого влияния на психическое развитие[1]. Виртуальная культурная среда может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, подростка, расширяя его кругозор, но и создавать зависимость, иллюзию владения информацией.

Виртуальная социальная среда может выступать как позитивным, так и негативным фактором социального развития. С одной стороны, глобализация определяет возможность более тесной взаимосвязи, активного взаимодействия личности с широким социумом, а с другой стороны, представляет опасность подмены полноценного непосредственного общения опосредованным иллюзорным. Анонимность общения в виртуальных социальных сетях позволяет личности как более полно раскрывать свой внутренний мир, искренне проявлять себя, так и создавать фальшивую само- презентацию, уходить от подлинной возможности «быть самим собой».

Как и реальный мир, виртуальная среда предоставляет широкие возможности для формирования и проявления как просоциалыюго поведения (позитивного общения, дружеского сопереживания, благотворительности), но также и асоциального: появляются новые формы преступности, хулиганства и т.п.

Для размышления

Современные исследователи интернет-общения выделяют специфические особенности виртуальной среды[2]. Как вы думаете, какие преимущества, достоинства, недостатки и опасности связаны с данными особенностями:

  • — неоднородность виртуальной среды;
  • — иллюзия свободы;
  • — анонимность;
  • — отсутствие невербальной стороны общения: жестов, мимики, зрительного контакта и т.п.;
  • — более медленный способ коммуникации;
  • — толерантность к различиям участников общения;
  • — «достраивание» образа виртуального партнера, о котором пользователь имеет мало информации?

Таким образом, в современной науке развивается представление о сложной структуре среды. Американский психолог Ури Бронфенбреннер предлагает экологическую модель человеческого развития, которая описывает структуру взаимодействия человека со средой[3]. С его точки зрения, процесс развития связан с взаимовлиянием активного человека и среды. Не только среда воздействует на человека, но и он изменяет все ее уровни.

Согласно концепции Бронфенбреннера экологическая среда развития ребенка представляет собой четырехуровневую систему. Микросистема (первый уровень) включает занятия, роли, взаимодействие с ближайшим окружением (семья, детский сад, школа). Так, интерес родителей к раскрытию способностей ребенка помогает его творческому развитию. И, наоборот, интересы, увлечения, особенности темперамента, характера ребенка способствуют пониманию родителями важности индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

Второй уровень (мезосистема) формируется при взаимосвязи нескольких микросистем. Развитие ребенка подвержено совместному влиянию различных социальных групп. Когда родители способствуют формированию коммуникативных навыков ребенка, интересуются его отношениями с друзьями, оказывают поддержку при решении возникающих трудностей во взаимодействии, это может благотворно сказаться на общении ребенка в группе сверстников. И, наоборот, знакомство подростка за пределами семьи с другими системами ценностей заставляет взрослеющего ребенка задавать новые вопросы самому себе и родителям, всем членам семьи и совместно с ними осмысливать глубинные, мировоззренческие проблемы.

Третий уровень Бронфенбреннер назвал экзосистемой: она включает опосредованное влияние социальной среды, т.е. тех групп, с которыми напрямую ребенок не взаимодействует. Например, место работы матери и отца, друзья родителей и т.п. Так, организация, «в которой работает мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше времени, снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда»[4][5].

Читайте также:  Как понять что ребенок отстает в развитии 6 месяцев

Четвертый уровень, или макросистема, объединяет культурные, государственные ценности, традиции, законы. Например, разрешение на государственном уровне совместного пребывания матери и новорожденного в родильных домах может способствовать более быстрому формированию эмоционального контакта, взаимной привязанности, чрезвычайно важных для развития малыша и матери в первые месяцы жизни. В свою очередь, первые успехи эксперимента но совместному пребыванию матерей с детьми в некоторых родильных домах привели к широкому распространению подобной практики по всей нашей стране.

Таким образом, определять индивидуальное развитие может сочетание многочисленных условий среды. В. Н. Мясищев и Е. II. Феоктистова2 указывали на три возможные формы связи внешних условий, определяющих формирование свойств личности: аккумуляция и субординация условий, а также антагонистическая связь. Аккумуляция условий означает, что ряд внешних условий влияет на развитие определенных свойств в одном и том же направлении. Например, склонность к унынию, апатии, уединению ребенка может быть результатом одновременного влияния нескольких условий: постоянной болезни матери, низкого материального уровня семьи, школьной неуспешное™.

Субординация условий означает, что одно условие определяет целый ряд других внешних условий и все они в совокупности формируют определенное свойство личности. Например, пьянство отца определяет материальные трудности, семейные конфликты, отсутствие контроля за поведением и успеваемостью ребенка, что в результате приводит к асоциальному поведению ребенка.

Антагонистическая связь означает, что различные условия влияют в противоположном направлении на формирование свойств личности. Например, тяжелые материальные и бытовые условия могут компенсироваться дружескими, любящими отношениями в семье.

Напомним о том, что в современной психологии человек не рассматривается как пассивный объект влияния среды. Человек не только формируется под влиянием природного, социального, культурного окружения, но и сам активно создает среду. При этом уровень активности субъекта при взаимодействии со средой на протяжении жизни может изменяться.

Джоахим Ф. Вулвилл[6][7] описывает четыре модели взаимодействия со средой субъекта, проявляющего разный уровень пассивности или активности. Модель «больничной койки» свойственна новорожденным, младенцам и характеризуется максимальной пассивностью человека. Модель «Луна-парк» описывает возможность выбора ребенком объектов среды, но их влияние от него не зависит. В модели, имеющей название «соревнование пловцов», субъект следует своему пути, а среда играет роль контекста жизни. Модель «теннисного мяча» характеризует постоянное взаимодействие и взаимовлияние субъекта и среды.

Источник

Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макро­среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи (в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии), когда маленькие дети были унесены животными и их развитие проходило вне челове­ческого общества, в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию, поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как пра­вило, отлично лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки, ели, как звери; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.

Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, советские психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического раз­вития жизни человека. И жизнь подтверждает справед­ливость такой позиции. Примером могут служить те из­менения, сдвиги в развитии сознания, культурного уровня окраин дореволюционной России, которые произошли за годы Советской власти, создавшей благоприятные условия для развития личности. Подтверждением этого являют­ся и результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на пси­хическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929 и 1966 гг., исследо­вание развития познавательных процессов в отсталых от­даленных кишлаках и в центральных районах Узбекиста­на, где социальные преобразования уже затронули основ­ные слои населения, проведенное Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в 20—30-е гг.[38]

Широкая макросреда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы развития, явля­ются только те элементы среда, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно свя­зывает ребенка с окружающим его большим миром, макро-средой. Выбор ближайшей среды во многом определяется индивидуальными; и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. Oт того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, техни­чески невозможно,— следовательно, невозможно предста­вить себе эволюцию отдельной личности, а можно пред­ставить себе только эволюцию отношений.

Читайте также:  Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр

Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь когда ребенок заговорит. Уже в самые пер­вые месяцы жизни характер заботы взрослых в значитель­ной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, много­численные наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающи­ми взрослыми, порождает острую чувствительность к отно­шению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, овладе­вают специфическими человеческими действиями. Однако эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возмож­ности общения дети не проявляют интереса к окружающе­му миру, остаются погруженными в полудремотное состоя­ние, пассивно реагируя на внешние первичные стимулы. Исследования советских ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микро-среды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, убедительно доказали не только отчетливое превосходство в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся при дефиците обще­ния. Для этого достаточно было провести 3—4 раза ин­дивидуальные занятия с ними по 7—8 мин[39]. Особо важную – роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.

Как советскими, так и зарубежными исследовате­лями[40] замечено, что формирование личностных качеств ре­бенка в значительной степени определяется семейной ат­мосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию, проявляют ли они к’ нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность, холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и под­держки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии.

С поступлением в детский сад еще один очень зна­чимый для ребенка взрослый включается в его микро­среду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказы­ваются на психическом развитии дошкольников, их отно­шениях, на формировании самосознания детей.

Фактически микросреда, представляющая собой со­циальную ситуацию развития ребенка, по своей социаль­но-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада — «мать (значи­мые взрослые) — дитя». К. ней затем подключается систе­ма «сверстник — сверстник», которая закономерно видоиз­меняется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ГПТУ, послешкольный кол­лектив, студенческая группа, производственный кол­лектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной микросреды.

Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам, длительности сущест­вования, субъективной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая си­туация межличностного взаимодействия: роль, статус, ха­рактер общения и взаимоотношений, эмоциональное бла­гополучие и т. п.

Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают со­ветские психологи, не просто «сообщаются» или приви­ваются ребенку извне. Он не пассивный объект внеш­них воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка, со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выпол­няет человек в коллективе, насколько активно он дей­ствует в нем, в какой степени является носителем его общественного мнения.

Источник

Общественное окружение, в котором рождается индивид, и специфику которого постепенно усваивает, влияет на его развитие своеобразными, исторически закрепленными путями. Производимые духовные достижения предыдущих кругу инь передаются потомкам не через хромосомный аппарат, а через общение детей со старшим поколением. Они воплощаются в орудиях труда, в языке, произведениях науки, техники и искусства, в обычаях, нормах общественного поведения. Младшее поколение овладевает этими материальными и духовными ценностями, вовлекаясь в познавательной и практической деятельностисті.

Читайте также:  Обучение как процесс личностного развития ребенка

Социальная среда, влияющая на ребенка, – это прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности.

. Социальный фактор психического развития – совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности

С развитием ребенка меняются конкретные условия его жизни, становится доступным то, что раньше не было таким. Социальная среда ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается своему содержанию. Споч чала кругом взаимоотношений для ребенка является семья, близкие люди, которые ухаживают за ней. Позже в жизни ребенка входят воспитатели и дети из детского сада. Впоследствии основной средой становится школа, коллектив педагог ов и товарищей, школьные и внешкольные малые группы, широкое общественное окружение. Влияние общественного окружения осуществляются средствами радиовещания, телевидения, кино, газет,. Интернета и других источников информа ции. Соответственно, в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум (семья, друзья, педагоги – близкое окружение ребенка) и макросоциусоціум

. Человек лишь в обществе может достичь того исключительного положения, которое ей назначил сама природа. Не будь цивилизации, человек был бы примитивной и неразумной существомю.

. Г. Итардд

(страна с ее общественными и экономическими особенностями, менталитетом, ценностями и регион, город или село, где проживает ребенок и т.д.).

. Рис 11010.. Сферы проявления социального фактора

Между обоими уровнями проявления социального фактора существует тесная взаимосвязь, например, семья как представитель микросоциума отражает те ценности и тенденции, актуальные для страны микросоциум имеет наиболее мощное влияние на формирование личности ребенка, особенно это касается семейного воспитания зависимости от последствий взаимодействия индивида с социальной средой, оно может нести конструктивный положительное влияние на его психику или наоборот, деструктивный нередко одновременно и тот, и другой. Так, телевидение может быть источником информации для ребенка познавательного и развивающего содержания, а может вызвать агрессивные поведенческие реакции. Семья и школа – это с социальные институты, осуществляющиеь организован влияние на формирование личности ребенка, в то время как ровесники и средства массовой информации агентами стихийного влияния.

. Рис 111. Аспекты влияния социума на психическое развитие индивидаіда

Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процесс индивидуализацииї.

. Социализация – процесс усвоения социального опыта индивидом, что обеспечивает его интеграцию в общество

. Индивидуализация – процесс формирования специфических, неповторимых признаков и свойств личности, которые определяют ее индивидуальность

. Дети не любят слушать своих родителей, зато охотно им подражают.

. ГК. Честертонон

По мере взросления индивида механизмы усвоения им социального опыта меняются, что приводит прохождения таких стадий становления личности (по. АВ. Петровским): o адаптация – приспособление водить ини требованиям взрослого, отождествление с ним и подражания его поведения; эта стадия является ведущей протяжении детстваа,

o индивидуализация – поиски смысла собственной личности, индивидуальных признаков; данная стадия разворачивается как ведущая в подростковом периоде

o интеграция – поиск и установление психологической близости с другими людьми, актуализируется в юности.

. Рис 112. Стадии становления личностисті

. Вопрос не в том, что влияет на личность в большей степени – наследственность или среда, а в том, как они взаимодействуют между собой в процессе развития человека.

. Г. Крайгг

Переход от одного этапа к другому происходит постепенно. Так, на протяжении детства ведущим процессом является адаптация, однако в конце этой эпохи уже наблюдаются признаки индивидуализации. Когда подростки. Шук кають признаки собственной индивидуальности, они все еще частично приспосабливаются к требованиям взрослых, то есть наблюдаются остатки адаптацийії.

Стоит отметить тесных взаимосвязях двух указанных факторов – биологического и социального – в психическом развитии человека. Опираясь на действие биологического фактора как основы для психического развития индивида, социальная среда становится источником, который наполняет содержанием процесс становления личности. Однако индивид – не пассивная существо, подвергается влиянию этих факторов, а активный субъект взаимодействия с социумом,”строитель”собственной личности особистості.

Источник