Среда как средство развития ребенка

Наталья Трунова
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка»

Нет такой стороны воспитания, понимаемого

в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего

ребенка конкретного мира».

Е. И. Тихеева

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтоб предметная среда имела характер открытой,

незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного

возраста.

Правильно организованная предметно-развивающая пространственная среда в детском саду способствует большей эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее – предметная среда, создаваемая в нашем ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда, организуемая мною в группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

– наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских

видов деятельности;

– охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию

особенностей их развития;

– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

– двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

При создании предметной среды руководствуюсь следующими принципами, определеннымиФГОС дошкольного образования:

– полифункциональности: предметная развивающая среда должна

открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все

составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть

многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

– вариативности: предметная развивающая среда предполагает

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых

предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую,

двигательную активность детей;

– насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

– доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

– безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов

требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

При проектировании предметной средыстараюсь учитывать следующие факторы:

– психологические факторы, определяющие соответствие параметров

предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия,

памяти, мышления, психомоторики ребенка;

– психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие

объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим

возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.

– зрительные ощущения: учитывать освещение и цвет объектов как

факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического

комфорта и информационного источника. При выборе и расположении

источников света должны учитываться следующие параметры: уровень

освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света

(длина волны);

слуховые ощущения: учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

– тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления

объектов предметной развивающей среды не должны вызывать

отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

– физиологические факторы призваны обеспечить соответствие

объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и

биомеханическим возможностям ребенка;

– антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-

возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

Таким образом, предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно- ориентированной модели дошкольного образования.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка с дцп

Источник

Ольга Орлова
Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития)позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.

Обязательным в оборудовании являются материалы,активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни.Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.

Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время – на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.

В ходе участия в стажировочной площадке в предметно-развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды:

«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.

стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.

уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.

«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.

«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там,где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.

«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.

«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.

Читайте также:  Факторы развития ребенка дошк возраста

«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.

«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.

Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.

В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.

«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.

“Новости дня, недели”. Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.

Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.

Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.

Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.

Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды осуществить в виде конкурсов,которые за последний год были проведены в ДОУ:

1. Оформление «Портфолио группы».

2. Лучший психологический уголок группы

3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.

4. «Огород на подоконнике»

5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)

Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.

Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок»психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Поиск инновационных подходов к организации предметно – развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются – ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.

Источник

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» – это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Читайте также:  Книга домана гармоничное развитие ребенка читать онлайн

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

– содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

– тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

– для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

– Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

– Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

– Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

– Тактика общения – сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

– игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

– учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

– оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

– обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

– побуждает детей к деятельности;

– способствует развитию самостоятельности и творчества;

– обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник