Среда как источник психического развития ребенка

Среда как источник психического развития ребенка thumbnail

Было установлено, что при отсутствии социальной среды человеческая психика не развивается. Наличие социальной среды определяет становление личности и возникновение подлинной человеческой психики. Можно стать человеком только при помощи обучения.
Среда –окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост и развитие человека.
Научение – основной процесс, по средствам которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении.
Происходит путем приобретения человеческого опыта или выполнении серии упражнений. Один из основных процессов научения – обуславливание – установление связей между различными событиями, происходящими в окружающей человека среде.
Социализация –всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы. Включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям чувствовать себя полноценными членами общества. В детстве эти процессы вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются в последующей жизни.
Виды среды:
Природная – Влияет на психологическое развитие опосредованно.
Социальная среда – общество, в котором ребенок растет, его культура, традиции, идеология. Это ближнее окружение.
Соотношение биологического и социального.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов: наследственности и среды.
Штерн: оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют 2 его линии:
1.Созревание наследственно данных способностей и черт характера
2.развитие под влиянием ближайшего окружения
Эти линии развития пересекаются , т.е. происходит конвергенция.
Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но эти 2 фактора играют разную роль в развитии каждой функции.

Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.

Билет 11
Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
Леонтьев показал, как взаимодействует деятельность и развитие.
Ведущая деятельность – понятие вводит Леонтьев.
– каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. И в этой деятельности:

    • формируются психические процессы;
    • формируется личность;
    • закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Ведущие виды деятельности:
0–1 год – эмоциональное общение.
1–3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
3–6-7 лет (дошкольный возраст) – ролевая игра.
6-7–10-11 лет (младший школьный возраст) – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение, установление интимно-личностных отношений.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Взрослый возраст – реализация, самореализация через создание каких-либо продуктов = продуктивная деятельность.
Пожилой и старческий возраст – продуктивность и передача опыта (как правило, ведущий тип деятельности не выделяют).

Рубинштейн показал единство деятельности и психики.

Лисина – разные типы общения.

Взаимосвязь между обучением и развитием.
Теория рекапитуляции С.Холла
Развитие организма подготавливает основу для обучения, т.е. развитие ведет за собой обучение.
Бихивиористы.
Отождествляют обучение и психическое развитие.
Гештальт психология.
Обучение может опережать развитие, а может и отставать от него. Чаще они идут параллельно друг другу.

Обучение и развитие.

  • Развитие определяет характер обучения. Роль обучения зависит от условий р-я.
  • Обучение закладывает уровень развития. Нужно построить правильную методику и тогда мы сможем иметь развитие, которое захотим.
  • Единство обучения и развития. Выгодский: Обучение должно всегда предшествовать развитию.
  • Обучение опережает психическое развитие, опирается на него и прокладывает ему дорогу. Мы можем выделить сензитивные периоды. Каждый возраст будет отличаться избирательностью, восприимчивостью к различным видом обучения.

Билет 12.
Закономерности психического развития.Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития

Читайте также:  Два месяца недоношенному ребенку развитие

Выготский Л.С выделят: 1.Цикличность . 2.Неравномерность. 3.Метаморфозы. 4. Сочетание процессов инволюции и эволюции.



Источник

Второй фактор, определяющий развитие — среда. Если изначально под средой подразумевалось социальное окружение человека, то в настоящее время развивается представление о многоуровневом устройстве среды.

Природная среда включает в себя географические, климатические, экологические условия, в которых развивается ребенок. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие через специфику образа жизни, деятельности, культуры в различных географических условиях. Ребенок, ведущий кочевой образ жизни с родителями-олеиеводами на крайнем Севере, будет отличаться от сверстника, выросшего в современном западноевропейском мегаполисе.

Социальная среда — семейное и общественное окружение — оказывает непосредственное влияние на развитие. С течением жизни социальное окружение расширяется. В младенчестве, раннем детстве наибольшее значение имеет семья, позже на развитие начинают также влиять воспитатели детского сада, группа сверстников, школьные учителя. С подросткового возраста доминирующее значение приобретает более широкий социум, а к пожилому возрасту важным снова становится малый социум — семейное окружение.

Также можно выделить культурную среду, включающую систему ценностей, культурные нормы, традиции, доминирующую идеологию, религию, уровень развития пауки, искусства. Особенности социального и культурного развития общества определяют систему воспитания и обучения как в образовательных учреждениях, так и в семье.

Значимыми тенденциями развития современных культурной, социальной сред становятся информатизация, глобализация и виртуализация. Виртуальная культурная и социальная среда демонстрирует парадоксы противоречивого влияния на психическое развитие[1]. Виртуальная культурная среда может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, подростка, расширяя его кругозор, но и создавать зависимость, иллюзию владения информацией.

Виртуальная социальная среда может выступать как позитивным, так и негативным фактором социального развития. С одной стороны, глобализация определяет возможность более тесной взаимосвязи, активного взаимодействия личности с широким социумом, а с другой стороны, представляет опасность подмены полноценного непосредственного общения опосредованным иллюзорным. Анонимность общения в виртуальных социальных сетях позволяет личности как более полно раскрывать свой внутренний мир, искренне проявлять себя, так и создавать фальшивую само- презентацию, уходить от подлинной возможности «быть самим собой».

Как и реальный мир, виртуальная среда предоставляет широкие возможности для формирования и проявления как просоциалыюго поведения (позитивного общения, дружеского сопереживания, благотворительности), но также и асоциального: появляются новые формы преступности, хулиганства и т.п.

Для размышления

Современные исследователи интернет-общения выделяют специфические особенности виртуальной среды[2]. Как вы думаете, какие преимущества, достоинства, недостатки и опасности связаны с данными особенностями:

  • — неоднородность виртуальной среды;
  • — иллюзия свободы;
  • — анонимность;
  • — отсутствие невербальной стороны общения: жестов, мимики, зрительного контакта и т.п.;
  • — более медленный способ коммуникации;
  • — толерантность к различиям участников общения;
  • — «достраивание» образа виртуального партнера, о котором пользователь имеет мало информации?

Таким образом, в современной науке развивается представление о сложной структуре среды. Американский психолог Ури Бронфенбреннер предлагает экологическую модель человеческого развития, которая описывает структуру взаимодействия человека со средой[3]. С его точки зрения, процесс развития связан с взаимовлиянием активного человека и среды. Не только среда воздействует на человека, но и он изменяет все ее уровни.

Согласно концепции Бронфенбреннера экологическая среда развития ребенка представляет собой четырехуровневую систему. Микросистема (первый уровень) включает занятия, роли, взаимодействие с ближайшим окружением (семья, детский сад, школа). Так, интерес родителей к раскрытию способностей ребенка помогает его творческому развитию. И, наоборот, интересы, увлечения, особенности темперамента, характера ребенка способствуют пониманию родителями важности индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

Второй уровень (мезосистема) формируется при взаимосвязи нескольких микросистем. Развитие ребенка подвержено совместному влиянию различных социальных групп. Когда родители способствуют формированию коммуникативных навыков ребенка, интересуются его отношениями с друзьями, оказывают поддержку при решении возникающих трудностей во взаимодействии, это может благотворно сказаться на общении ребенка в группе сверстников. И, наоборот, знакомство подростка за пределами семьи с другими системами ценностей заставляет взрослеющего ребенка задавать новые вопросы самому себе и родителям, всем членам семьи и совместно с ними осмысливать глубинные, мировоззренческие проблемы.

Читайте также:  Психологические силы которые завершили свое развитие в психике ребенка

Третий уровень Бронфенбреннер назвал экзосистемой: она включает опосредованное влияние социальной среды, т.е. тех групп, с которыми напрямую ребенок не взаимодействует. Например, место работы матери и отца, друзья родителей и т.п. Так, организация, «в которой работает мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше времени, снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда»[4][5].

Четвертый уровень, или макросистема, объединяет культурные, государственные ценности, традиции, законы. Например, разрешение на государственном уровне совместного пребывания матери и новорожденного в родильных домах может способствовать более быстрому формированию эмоционального контакта, взаимной привязанности, чрезвычайно важных для развития малыша и матери в первые месяцы жизни. В свою очередь, первые успехи эксперимента но совместному пребыванию матерей с детьми в некоторых родильных домах привели к широкому распространению подобной практики по всей нашей стране.

Таким образом, определять индивидуальное развитие может сочетание многочисленных условий среды. В. Н. Мясищев и Е. II. Феоктистова2 указывали на три возможные формы связи внешних условий, определяющих формирование свойств личности: аккумуляция и субординация условий, а также антагонистическая связь. Аккумуляция условий означает, что ряд внешних условий влияет на развитие определенных свойств в одном и том же направлении. Например, склонность к унынию, апатии, уединению ребенка может быть результатом одновременного влияния нескольких условий: постоянной болезни матери, низкого материального уровня семьи, школьной неуспешное™.

Субординация условий означает, что одно условие определяет целый ряд других внешних условий и все они в совокупности формируют определенное свойство личности. Например, пьянство отца определяет материальные трудности, семейные конфликты, отсутствие контроля за поведением и успеваемостью ребенка, что в результате приводит к асоциальному поведению ребенка.

Антагонистическая связь означает, что различные условия влияют в противоположном направлении на формирование свойств личности. Например, тяжелые материальные и бытовые условия могут компенсироваться дружескими, любящими отношениями в семье.

Напомним о том, что в современной психологии человек не рассматривается как пассивный объект влияния среды. Человек не только формируется под влиянием природного, социального, культурного окружения, но и сам активно создает среду. При этом уровень активности субъекта при взаимодействии со средой на протяжении жизни может изменяться.

Джоахим Ф. Вулвилл[6][7] описывает четыре модели взаимодействия со средой субъекта, проявляющего разный уровень пассивности или активности. Модель «больничной койки» свойственна новорожденным, младенцам и характеризуется максимальной пассивностью человека. Модель «Луна-парк» описывает возможность выбора ребенком объектов среды, но их влияние от него не зависит. В модели, имеющей название «соревнование пловцов», субъект следует своему пути, а среда играет роль контекста жизни. Модель «теннисного мяча» характеризует постоянное взаимодействие и взаимовлияние субъекта и среды.

Источник

Общественное окружение, в котором рождается индивид, и специфику которого постепенно усваивает, влияет на его развитие своеобразными, исторически закрепленными путями. Производимые духовные достижения предыдущих кругу инь передаются потомкам не через хромосомный аппарат, а через общение детей со старшим поколением. Они воплощаются в орудиях труда, в языке, произведениях науки, техники и искусства, в обычаях, нормах общественного поведения. Младшее поколение овладевает этими материальными и духовными ценностями, вовлекаясь в познавательной и практической деятельностисті.

Социальная среда, влияющая на ребенка, – это прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности.

. Социальный фактор психического развития – совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности

Читайте также:  Тематические карточки для развития ребенка

С развитием ребенка меняются конкретные условия его жизни, становится доступным то, что раньше не было таким. Социальная среда ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается своему содержанию. Споч чала кругом взаимоотношений для ребенка является семья, близкие люди, которые ухаживают за ней. Позже в жизни ребенка входят воспитатели и дети из детского сада. Впоследствии основной средой становится школа, коллектив педагог ов и товарищей, школьные и внешкольные малые группы, широкое общественное окружение. Влияние общественного окружения осуществляются средствами радиовещания, телевидения, кино, газет,. Интернета и других источников информа ции. Соответственно, в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум (семья, друзья, педагоги – близкое окружение ребенка) и макросоциусоціум

. Человек лишь в обществе может достичь того исключительного положения, которое ей назначил сама природа. Не будь цивилизации, человек был бы примитивной и неразумной существомю.

. Г. Итардд

(страна с ее общественными и экономическими особенностями, менталитетом, ценностями и регион, город или село, где проживает ребенок и т.д.).

Сфери вияву соціального фактору

. Рис 11010.. Сферы проявления социального фактора

Между обоими уровнями проявления социального фактора существует тесная взаимосвязь, например, семья как представитель микросоциума отражает те ценности и тенденции, актуальные для страны микросоциум имеет наиболее мощное влияние на формирование личности ребенка, особенно это касается семейного воспитания зависимости от последствий взаимодействия индивида с социальной средой, оно может нести конструктивный положительное влияние на его психику или наоборот, деструктивный нередко одновременно и тот, и другой. Так, телевидение может быть источником информации для ребенка познавательного и развивающего содержания, а может вызвать агрессивные поведенческие реакции. Семья и школа – это с социальные институты, осуществляющиеь организован влияние на формирование личности ребенка, в то время как ровесники и средства массовой информации агентами стихийного влияния.

Аспекти впливу соціуму на психічний розвиток індивіда

. Рис 111. Аспекты влияния социума на психическое развитие индивидаіда

Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процесс индивидуализацииї.

. Социализация – процесс усвоения социального опыта индивидом, что обеспечивает его интеграцию в общество

. Индивидуализация – процесс формирования специфических, неповторимых признаков и свойств личности, которые определяют ее индивидуальность

. Дети не любят слушать своих родителей, зато охотно им подражают.

. ГК. Честертонон

По мере взросления индивида механизмы усвоения им социального опыта меняются, что приводит прохождения таких стадий становления личности (по. АВ. Петровским): o адаптация – приспособление водить ини требованиям взрослого, отождествление с ним и подражания его поведения; эта стадия является ведущей протяжении детстваа,

o индивидуализация – поиски смысла собственной личности, индивидуальных признаков; данная стадия разворачивается как ведущая в подростковом периоде

o интеграция – поиск и установление психологической близости с другими людьми, актуализируется в юности.

Стадії становлення особистості

. Рис 112. Стадии становления личностисті

. Вопрос не в том, что влияет на личность в большей степени – наследственность или среда, а в том, как они взаимодействуют между собой в процессе развития человека.

. Г. Крайгг

Переход от одного этапа к другому происходит постепенно. Так, на протяжении детства ведущим процессом является адаптация, однако в конце этой эпохи уже наблюдаются признаки индивидуализации. Когда подростки. Шук кають признаки собственной индивидуальности, они все еще частично приспосабливаются к требованиям взрослых, то есть наблюдаются остатки адаптацийії.

Стоит отметить тесных взаимосвязях двух указанных факторов – биологического и социального – в психическом развитии человека. Опираясь на действие биологического фактора как основы для психического развития индивида, социальная среда становится источником, который наполняет содержанием процесс становления личности. Однако индивид – не пассивная существо, подвергается влиянию этих факторов, а активный субъект взаимодействия с социумом,”строитель”собственной личности особистості.

Источник