Сравнительный анализ психического развития ребенка

Сравнительный анализ психического развития ребенка thumbnail

Возраст

Когнитивное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Общение

Младенческий возраст

(от рождения до 1 года)

Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Полная зависимость от матери.

Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ».

Базовое доверие к миру, потребность в общении.

Ранее детство

(1-3 года)

Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны. 
Сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяется словами “взрослой” речи (фразовая речь).

Сознание «Я сам».
Восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка (“я”, “я хороший”, “я сам”).
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.

Совместная деятельность со взрослыми.

Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)
Психологическое отделение от близких, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. 
Появление фразовой речи.
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные реакции на требование взрослых.

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление.
Интеллектуальная готовность К школе (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). 

Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Личностная готовность к школе.

Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
В этом возрасте у ребенка словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.

Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя.

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский.

Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека.

 Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Освоение норм и отношений между людьми.

Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
«Я-концепция» 
Перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация характера.

Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.

Старший школьный возраст

(15-17 лет)

Освоение профессиональных знаний, умений.
Познавательная деятельность: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.

Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах. Независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в самом себе .

Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.

Источник

Развитие личности в дошкольный период с позиций теорий психического развития

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  • 1. оральная стадия (0 – 2 года);
  • 2. анальная стадия (2 – 3 года);
  • 3. фаллическая стадия (4 – 5 лет);
  • 4. латентная стадия (6 – 12 лет);
  • 5. генитальная стадия (12 – 18 лет). Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., – М., 1999. – 400 с.

Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

  • 1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
  • 2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
  • 3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
  • 4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
  • 5. понимание принадлежности к определенному полу – непо-нимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
  • 6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
  • 7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  • 8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с

Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

  • 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
  • 2) дооперативный (2 – 7 лет);
  • 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет);
  • 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  • 1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
  • 2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
  • 3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996. – 374 с.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Источник

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧТЕНИЯ УШИНСКОГО».

г.Ярославль

Беркович Анна Олеговна

учитель-дефектолог МДОУ детский сад № 209

Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

    В последнее время качественный состав воспитанников детского сада компенсирующего вида № 209 существенно изменился. Если раньше в одной группе обучались дети со схожими образовательными проблемами, то сейчас в группе одного возраста могут быть дети с совершенно разными возможностями в обучении. В связи с этим появляется необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях каждого ребенка, что позволит педагогу выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала. Для этого необходимо разработать критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов и провести сравнительный анализ их психического развития.

   Как правило, значительные различия легкой умственной отсталости от умеренной обнаруживаются в период психолого-педагогического обследования ребенка, в процессе обучения  и наблюдения в различных видах деятельности. Посмотрим, по каким показателям можно отграничить детей-дебилов от детей-имбецилов в возрасте от 4 до 7 лет, и сравним также особенности их развития.

    1.Физическое развитие:

 Дебильность – незначительные отклонения от возрастной нормы.

 Имбецильность – часто встречаются сопутствующие заболевания, психо-эмоциональные расстройства, ДЦП, болезнь Дауна.

   2. Двигательная сфера:

  Дебильность – сформирован навык прямохождения. Имеются отклонения в координации движений и их целенаправленности, недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Дети-дебилы обслуживают себя сами или с небольшой помощью.

 Имбецильность – неловкая походка, истощаемость, бедность и однообразие движений или их беспорядочность. Дети- имбецилы зачастую не могут себя обслуживать.

   3. Сформированность высших психических функций:

При обследовании уровня развития психических функций педагог должен, прежде всего, обратить внимание на понимание детьми предложенной инструкции.

Дебильность – ребенок испытывает трудности в понимании устной инструкции, однако показ  помогает понять цель задания, особенно если педагог начинает  выполнять его  сам. Усвоенный способ деятельности дети с легкой степенью у.о. пытаются перенести на новое задание. После указания они в состоянии заметить и исправить свои ошибки, т. е. помощь педагога используют достаточно продуктивно.

Имбецильность – нет понимания устной инструкции. Только после показа самого действия, после развернутого обучения дети с умеренной умственной отсталостью автоматически начинают повторять эти действия, но перенести показанный принцип работы на аналогичное задание не в состоянии. Часто уходят, «соскальзывают» с начатого способа действия к простому манипулированию предметами. Ошибок не замечают, помощь педагога неэффективна.

    Восприятие – при легкой степени умственной отсталости дети способны соотносить предметы и их изображения по величине, форме, цвету, давать словесное обозначение основных признаков предметов, группировать их по этим признакам, дифференцировать  зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные сигналы. Используют такие способы ориентировки на свойства предметов, как пробы, примеривание, зрительное соотнесение.

   Дети с умеренной умственной отсталостью не сразу понимают задания, им требуется неоднократный показ выполнения. Цвет, форму и величину предметов могут только сличать с образцом, словесное обозначение признаков предметов не дают, простейшую группировку не осуществляют, дифференцировка различного вида сигналов и раздражителей возможна только с помощью взрослого. Способы ориентировки – часто наблюдается хаотичная силовая проба.

   Внимание – при легкой степени умственной отсталости дети могут сосредоточиться на задании самостоятельно, либо под контролем взрослого, внимание может сохраняться в течение выполнения задания. Особое значение здесь имеет мотивация к  деятельности, от которой зависит результативность обучения, т. к. при желании добиться поставленной цели ребенок действует более продуктивно.  При отвлечении внимание утрачивается частично, к деятельности дети возвращаются самостоятельно, или под контролем взрослого.

   Дети с умеренной умственной отсталостью не способны сосредоточить внимание на определенном объекте или заданном действии. Они легко отвлекаются, не замечают изменений в предметах, а лишь перечисляют то, что видят. Внимание привлекается с трудом только с помощью ярких предметов, картинок, игрушек на непродолжительное время. Мотивация к деятельности практически отсутствует

  Память – дети с легкой степенью у. о. при  разъяснении инструкции и показе ее выполнения задание выполняют самостоятельно. Неплохо развита механическая память. После неоднократных повторений  усваивают стихи, потешки, короткие рассказы и сказки.

   Дети с умеренной у.о. инструкции в памяти не удерживают, смысла предлагаемых заданий не понимают, поэтому не выполняют их, а лишь манипулируют предметами, действуют наугад и т.д. Помощь взрослого не используют. Чтобы ребенок – имбецил воспроизвел какой-либо материал, требуется очень большое количество упражнений, повторений. Нередки случаи гипертрофированной механической памяти (на события, числа, определенные фразы).

   Мышление – дети с легкой у.о. проблемную ситуацию решают самостоятельно или после показа взрослого. После повторений усваивают предложенный способ действий, т.е. имеется перенос полученных знаний в практическую деятельность, однако использовать прошлый опыт в новых проблемных ситуациях без соответствующего обучения такие дети не могут. Осуществляют классификацию, сравнение и обобщение, устанавливают последовательность событий и причинно-следственные зависимости после обучения.

   Дети с умеренной умственной отсталостью самостоятельно использовать полученные знания  практически не могут.  Они способны лишь к самым элементарным обобщениям, не устанавливают последовательность событий и причинно – следственные зависимости.  Решение проблемной ситуации возможно только с помощью взрослого.  Не пытаются понять инструкцию. Действуют наугад, либо по аналогии с предыдущим заданием. Склонны к бездумному повторению непродуктивных способов действия.

   4. Речь – дети с легкой у.о.: у них могут быть различные дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и прочее, влияющие на качество их ответа, привязанность к ситуации, ограниченное понимание обращенной речи, оторванность речи от деятельности, однако нет грубых нарушений понимания смысла знакомых слов.

   Дети с умеренной у.о. испытывают большие трудности в понимании обращенной речи. Улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные  слова, связанные с их непосредственными потребностями. Не способны к диалогической речи. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации (мимика, жест). Часто встречается эхолалия.

   5. Деятельность – у детей с легкой у.о.  характеризуется определенной направленностью, они способны понять конечную цель и с помощью взрослого оценить результат своей работы (это достигается в процессе обучения). Не проявляя стойкого интереса к деятельности, дебилы, однако, адекватно реагируют на похвалу и порицание, стараются сделать лучше, способны проявлять определенное волевое напряжение.

   У детей с умеренной у.о. интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Они бездумно манипулируют объектами, в процессе деятельности предлагаемая программа действий не удерживается. Обнаруживается меньше интереса к работе, безразличие к результатам своей деятельности. Они не проявляют волевых усилий в работе, отвлекаются, легко бросают начатое дело. Не могут оценить свою работу, т.к. не понимают ее смысла. Эмоциональное реагирование в процессе деятельности не всегда адекватно.

   Таковы некоторые, наиболее типичные различия детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, которые могут быть выявлены как в процессе психолого-педагогического обследования, так и во время обучения и наблюдения в различных видах деятельности.

   Используя изложенный выше сравнительный анализ психического развития детей с умеренной и легкой степенью умственной отсталости, педагог может выбрать наиболее целесообразные приемы и методы коррекционного воздействия на каждого конкретного ребенка, исходя из его потенциальных возможностей и уровня развития.

Приемы и методы

коррекционного воздействия.

1.Инструкция должна соответствовать уровню понимания речи. Она должна быть четкой, короткой, ее необходимо давать пошагово. Слова подкреплять жестами. Применять показ, опираясь на подражательные способности ребенка.

2.Необходимо использовать во время занятий яркий сенсорный материал.

3.Деятельность, предлагаемая ребенку, должна быть предметной (наличие возможности рассмотреть и потрогать дидактический материал).

4. Помощь, оказываемая ребенку, должна быть строго дозирована. Если не справляется, довести задание до конца, действуя руками ребенка.

5. При затруднениях в освоении новых навыков следует вернуться к предыдущим. 6.Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.

7. Необходима похвала за выполненное задание.

8. Занятия проводятся в соответствии с реальным уровнем развития ребенка, а не в соответствии с его возрастом.

 9. Для оценки качественного уровня выполнения заданий следует фиксировать его результаты.

Используемая литература:

1. Т.П.Медведева, И.А.Панфилова, Е.В.Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия.» метод.пособие Москва 2004

2.Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция психического развития у детей», учебно-методическое пособие.  М «гном-пресс» 2002

3. Катаева А.А..,Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика», учебник для студентов высш.уч.зав. М,Владос 2001

Источник