Сравнение периодизаций психического развития ребенка
| Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная классификация |
0-1 год. | сенсомоторная стадия | общение | оральная | орально-сенсорная (доверие — недоверие) | первое детство | |
1-2 года | предметная деятельность | анальная | мышечно-анальная (автономия — стыд и сомнения) | |||
3-6 лет | дооперационального мышления | игровая деятельность | фаллическая | локомоторно-генитальная (инициатива — вина) | второе детство | |
7-12 лет | конкретных операций | учебная деятельность | латентная | латентная | третье детство | |
12-16 лет | формальных операций | общение со сверстниками | генитальная | подростковая (эго-идентич-ность — спутанность ролей) | пубертатный период | |
16-18 лет | – | учебно-профессиональ-ная деятельность | – | ювенильный период | ||
20-25 лет | – | – | – | ранняя зрелость (близость — изоляция) | юность | |
25-40 лет | – | – | – | средняя зрелость (продуктив- ность — застой) | ранняя зрелость | |
40-60 (64) лет | – | – | – | зрелый возраст | ||
60-65 лет | – | – | – | поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние) | завершение зрелости | |
65-75 лет | – | – | – | первая старость | ||
после 75 лет | – | – | – | преклонный возраст | ||
|
Планирование и выбор жизненного пути
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».
Ниже приводятся определения этих понятий.
Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель — представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.
Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
· Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины, Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются:
1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;
4) сюжет — модель событий;
5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
6) свод нравственных правил.
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».
Вопросы для повторения
1. Что такое гетерохронность развития?
2. В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта?
3. Что такое сензитивный и критический периоды развития?
4. Каковы критерии выделения стадий развития?
5. Расскажите о периодизации интеллектуального развития Ж. Пиаже.
6. В чем отличие периодизации А. Баллона от классификации Ж. Пиаже?
7. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста?
8. Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации жизненного цикла человека?
9. Какие периодизации личностного развития Вы знаете?
10. Каковы принципы, положенные в основу периодизации Э. Эриксона?
11. Какие основные теоретические положения лежат в основе периодизации Д. Б. Эльконина?
12. Что общего и в чем отличие различных периодизаций психического развития?
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — 295 с.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. – 243 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с. — (Б-ка зарубежной психологии).
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. – 399 с.
Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. — 269 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. Ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Мир, 1996. – 370 с.
Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. – Киев: Наукова думка, 1987. – 277 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Университет Российской академии образования, — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. – 449 с. Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.
Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щербо И. А., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. — М.: Аспект-пресс, 1999. — 447 с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 2. – С. 39-54.
Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А, Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В.; РАН, Ин-т психологии. – М.: ИП РАН, 1996 – 68 с,
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 606 с. — (Мастера психологии).
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1996. — 16с.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд. Ин-т практ. психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 287 с.
Источник
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий (0 -1 год) | Общение со взрослыми | Человек – человек |
Раннее детство | Предметная деятельность | Человек – вещь |
Дошкольный возраст | Игра | Человек – человек |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | Человек – вещь |
Подростковый возраст | Общение со сверстниками | Человек – человек |
Юношеский возраст | Учебно – профессиональная деятельность | Человек – вещь |
Все ведущие деятельности можно разделить на 2 группы:
Первая – это те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми (это непосредственно-эмоциональное общение младенца, игра дошкольника, личностное общение подростка).
Вторая – это те, виды деятельности, благодаря которым у ребёнка формируются представления о предметном мире и способах действий в нём (это предметно – манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно – профессиональная деятельность юноши).
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная классификация |
0-1 год | Сенсомоторная стадия | Общение | Оральная | Орально-сенсорная (доверие – недоверие) | Первое детство |
1-2 года | Предметная деятельность | Анальная | Мышечно-анальная (автономия – стыд и сомнение) | ||
3-6 лет | Дооперационального мышления | Игровая деятельность | Фаллическая | Локомоторно-генитальная (инициатива – вина) | Второе детство |
7-12 лет | Конкретных операций | Учебная деятельность | Латентная | Латентная | Третье детство |
12-16 лет | Формальных операций | Общение со сверстниками | Генитальная | Подростковая (Эго-идентичность – спутанность ролей) | Пубертатный период |
16-18 лет | ¾ | Учебно-профессиональная деятельность | ¾ | Ювенильный период | |
20-25 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Ранняя зрелость (близость – изоляция) | Юность |
25-40 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Средняя зрелость (продуктивность – застой) | Ранняя зрелость |
40-60 (64) лет | ¾ | ¾ | ¾ | Зрелый возраст | |
60-65 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Поздняя зрелость (Эго-интеграция – отчаяние) | Завершение зрелости |
65-75 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Первая старость | |
После 75 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Преклонный возраст |
5. Жизненный путь личности.Личностью, как известно, человек не рождается, а становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? Что я был? Что я сделал? Чем я стал?
Жизненный путь личности состоит из последовательно сменяющих друг за другом фаз. Каждая из них – это качественно новая ступень в развитии личности. В ходе жизненного пути осуществляется развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Совокупность таких «изменений» составляет пространственную структуру жизненного пути.
Среди множества концепций жизненного пути выделяют 3 наиболее полно отражающие процесс развития человека:
1. жизненный путь – само осуществление человека (Шарлотта Бюлер);
2. мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С.Л. Рубинштейн);
3. сенситивные периоды в жизни человека и их коды – числа Фибоначчи (В.В. Клименко).
Шарлотта Бюлер установила закономерности («регулярности») в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объёма жизненной активности в зависимости от возраста. Движущей силой развития личности по Ш.Бюлер, является врождённое стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя».
* Самоосуществление –итог жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремится человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию.
Самоосуществление достигается целеустремлённостью, благодаря творчеству, созиданию. Самоосуществление понимается как результат и как процесс, который в каждом возрасте имеет свои особенности:
1) хорошее самочувствие (0 – 1,5 года);
2),3) переживание завершения детства (12 – 18 лет);
4),5) самореализация (25-30 – 45-50 лет);
6),7) самозавершённость (65-70 – 80-85 лет).
Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не только сексуальные проблемы (как это понимает З.Фрейд) или чувство неполноценности (по А.Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности.
Изучая сотни биографий разных людей, Ш.Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.
Изучению в биографиях подвергались 3 аспекта:
1) внешний, объективный ход событий жизни;
2) история творческой деятельности человека;
3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз:
Первая фаза – (возраст от 16 – 20 лет) – период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности. Поэтому выносится за пределы жизненного пути;
Вторая фаза – (с 16 – 20 до 25 – 30 лет) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни;
Третья фаза – (от 25 – 30 до 45 – 50 лет) – пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит своё призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья.
Периоду зрелости человека свойственны:
1) реальные ожидания от жизни;
2) трезвая оценка возможностей;
3)субъективное переживание этого возраста как апогея жизни.
В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как процесса решения задачи, т.е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений.
Четвертая фаза – (от 45 – 50 до 65 – 70 лет) – фаза стареющего человека. В этой фазе он завершает профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный» возраст душевного кризиса вследствие биологического увядания, сокращения времени жизни.
У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Завершается путь к самоосуществлению.
Пятая фаза – (то 65 – 70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет её лобби. Ослабевают и уходят на нет все социальные связи. Эта фаза не причисляется к жизненному пути.
Объединяя фазы жизни, Ш.Бюлер использует понятие типа развития.
Вывод: данная концепция исходит из врождённых свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А сам жизненный путь в значительно степени представляется как результат саморазвития духа.
Источник