Справочник ребенок с особенностями развития

Справочник ребенок с особенностями развития thumbnail

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

Дети с ОВЗ

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Особенности

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗОписание заболеваний
Дефекты слуха1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.
2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей.

2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2

Нарушения речи1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития.
2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью.

3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.

Дефекты опорно-двигательного аппаратаВ этой группе заболеваний:

сколиозы;

периферические параличи и парезы;

детский церебральный паралич;
последствия полиомиелита.

Нарушение интеллекта1. Расстройства речи и языка.

2. Слабоумие.

3. Различные формы умственной отсталости.

4. Расстройства развития учебных навыков.

Аномалия аутистического спектраДетский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

Образование

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Смотреть видео

Источник

Справочник организаций Московской области, оказывающих помощь людям с особенностями развития

Составители: Е.А.Антонова, М.С. Дименштейн,

РБОО «Центр лечебной педагогики»

При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта Союзом охраны психического здоровья

Министерство образования Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-11-11

mo.mosreg.ru

Министр образования Московской области:

Марина Борисовна Захарова

Министерство социального развития Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 1.

(498) 602-84-50

msr.mosreg.ru

Министр социального развития Московской области:

Ирина Клавдиевна Фаевская

Министерство здравоохранения Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-03-01

mz.mosreg.ru

Министр здравоохранения Московской области:

Нина Владимировна Суслонова

Города и муниципальные округа

Московской области(по алфавиту)

Апрелевка – см. Наро-Фоминск

Балашиха

Психолого-педагогическая и социальная помощь

Радуга

Центр психолого-медико-социального сопровождения

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Министерство образования Московской области

Своевременное выявление и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и социальной дезадаптацией от 3 до 18 лет.

На базе школьного отделения центра функционируют специальные коррекционные классы VII вида (1-4 класс)

г. Балашиха, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 38

(495) 524-49-17

ВНИМАНИЕ! Временно изменился телефон и адрес Центра! По всем интересующим вопросам можно обратиться по адресу: Шоссе Энтузиастов, д. 1 и по телефону 8(968) 752-44-92

bal-cpmss.edumsko.ru, cpmssraduga.ucoz.ru

Росинка

Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Помощь детям и подросткам в возрасте от 4 до 14 лет в условиях стационарного режима работы и от 3 до18 лет — амбулаторно (в т.ч. дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с нарушениями умственного и физического развития)

г. Балашиха, ул. Шоссе энтузиастов, д. 43

(495) 521-33-93, (495) 521-76-77

rcrosinka.ru

Горизонт

Железнодорожный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья. 2 отделения для детей с ОВЗ: медико-социальной реабилитации и реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями (психолого-педагогическая помощь), которые рассчитаны на амбулаторное пребывание 35 детей. Отделения рассчитаны на реабилитацию детей от 3 до 18 лет с диагнозами: заболевания опорно-двигательного аппарата (ДЦП, сколиоз, нарушения осанки, детская остеохондропатия); ЗПР, аутизм, синдром Дауна, эпилепсия и др.

Балашихинский район, г.о. Железнодорожный, Носовихинское шоссе, д. 14

(495) 527-16-99

gorizont-centr.ru

Мир для всех

Московская областная общественная организация инвалидов и семей с детьми-инвалидами

Детский центр: логопед, психолог, ТОМАТИС-терапия, арт-терапия, подготовка к школе и сопровождение учеников младших классов, АВА-терапия, группа дневного пребывания для аутистов, группа раннего развития, массаж, ЛФК, музыкальные занятия, Монтессори-терапия

Балашиха, ул. Флерова, д. 5/2:

Центр для взрослых: программы для ребят старше 18 лет – музыка, психолог, “Школа жизни”, различные мастерские: швейная, бисерная, фелтинг, лазерная гравировка и вырезание, вязальная, керамика, декупаж, тепличное хозяйство, “Социальная передышка”. В летнее время в Салтыковке работает семейный и интегративный лагерь. Есть свой микроавтобус – поездки паломнические и развивающие.

Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Островского, д. 30.

(498) 303-08-11, (903) 227-99-43, e-mail: blagodarenie2006@mail.ru

mirdlyavseh.ru

Маланина Татьяна Юрьевна

Вместе

Детский центр, ИП

Индивидуальные занятия (логопед, психолог, дефектолог) с детьми с СДВГ, РАС, синдромом Дауна с последующим включением в группу.

г. Железнодорожный, микрорайон Павлино, ТЦ “Павлино”, 3-й этаж,

кабинет 316

(916) 410-13-32

centrvmeste.ru

Коррекционные начальные школы-детские сады и школы

№8

Крепыш

Дюймовочка

Бронницы

Алый парус

Верея – см. Наро-Фоминск

Видное

Волоколамск

Воскресенск

Центр ДиК

Преодоление

Благовест

Районное Общество Родителей детей-инвалидов
Иппотерапия

г. Воскресенск, ул. Комсомольская, д. 17/140

(906) 061-82-81

deti-invalids.narod.ru

Хорловская школа – интернат

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII

Министерство образования Московской области

Воскресенский район, п. Хорлово, ул. Интернатская, д. 1, 2

(496) 444-91-85, (496) 444-94-86

internat-horlovo.narod.ru

vos-hor-internat.edumsko.ru

Высоковск – см. Клин

Голицыно – см. Одинцово

Дедовск

Дзержинский

Милосердие

Дмитров

Остров надежды

Дом доверия

Долгопрудный

Аленький цветочек

Полет

От сердца к сердцу

МО РОО молодых инвалидов и семей с детьми-инвалидами

Канистерапия, мастер-классы по мыловарению, выжиганию, социально-бытовому ориентированию. Психолог, дефектолог.

г. Долгопрудный, Московское шоссе, д. 47

(495) 576‒56‒62, (926) 362‒44‒59

Афанасьева Виктория Владимировна

Птица говорун

Логопедический центр

Нарушения звукопроизношения, комплексные нарушения речи, ЗПР, ЗРР, нарушения поведения, аутичные проявления, трудности самоконтроля, снижения внимания и памяти и т.д. Логопеды, психологи, нейропсихологиэ

г.Долгопрудный, проспект Пацаева, д.7, кор.1

(925) 880-91-14, (985) 180-77-91

ptitsa-govorun.com

Домодедово

Надежда

Семья

Сделай шаг

Дрезна – см. Орехово-Зуево

Дубна

Бригантина

Возможность

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

г. Дубна, ул. Попова, д.9

(496) 216-60-60 доб. 5120, (496) 219-80-00 доб. 5120 или 5121

vozm.goruno-dubna.ru

Егорьевск

Егорка

Наш дом

Жуковский

Высота

Радуга

Подсолнухи

Зарайск

Звенигород

Ивантеевка

Теремок

Речецветик

Радость моя

Истра

Кашира

Семья

Клин

Со-Действие

Радуга

Родник

Семья

Согласие

Коломна

Коломна

Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Г. Коломна, Окский проспект, д. 27-а

(496) 613-31-44, (496) 615-49-83, (496) 615-49-77

рцколомна.рф

Надежда

Аленький цветочек

Надежда

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области.

г. Коломна, ул. Октябрьской революции д.277

(496) 612-46-96, (496) 612-12-01, (903) 500-00-98

nadegda.edu-kolomna.ru

Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области.

Коломенский район, село Коробчеево, ул. Школьная, д. 1 «Б»

(496) 617-63-03, (496) 617-61-87, (926) 704-70-95

korobcheevo.ucoz.net

Королев

Забота

Речецветик

Котельники

Кентавр

Добро

Красноармейск

Планета Я

Наши дети

Красногорск

Созведие

Образовательный центр

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении

Министерство образования Московской области

Коррекционное отделение Центра

г. Красногорск, ул.Народного Ополчения, д.7

(498) 568-56-00, (495) 564-51-63, (498) 568-56-11

center-psi.ru

Краснознаменск

Планета

Кубинка – см. Одинцово

Куровское

Ликино-Дулево

Наш дом

Лобня

Лосино-Петровский

Остров добра

Родничок

Детский сад компенсирующего вида, для детей с нарушением речи и зрения

МДОУ, Министерство образования Московской области

г. Луховицы , ул. Горького улица, д.6

(496) 632-12-63

ds5lmr.edumsko.ru

№7

Солнышко

Центр развития ребенка, детский сад общеразвивающего вида

МДОУ, Министерство образования Московской области

Есть группа «Особый ребенок».

г. Луховицы, ул. Мира, д.40

(496) 636-14-61

lsolnyshko.ru

№ 8

Ладушки

Детский сад компенсирующего вида, для детей с нарушением речи

МДОУ, Министерство образования Московской области

г. Луховицы, ул. Мира, д.25

(496) 636 -17-34

Белоомутская общеобразовательная школа – интернат VIII вида

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области

Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Центральная, д.57

(496) 635-22-35, (496) 635-27-95

beloomutintlmr.edumsko.ru

Лыткарино

Люберцы

Чудеса бывают

Центр адаптации и развития для детей с особенностями развития, ИП

АВА-терапия, логопед, психолог, дефектолог, адаптивная физическая культура.

г. Люберцы, ул. поселок Калинина, д. 50

(929) 675-76-35

chudesa-byvayut.ru

Радуга

Центр коррекции поведения,

АВА-терапия, метод Томатиса.

г. Люберцы, мкр. Красная Горка, просп. Гагарина, д. 8/7

(916) 492-00-05

raduga-ava.ru (на сайте номер телефона неверный)

Сухочева Анна Владимировна

Радуга жизни

Центр развития и коррекции, ООО

Оказывает помощь детям с ЗПР, нарушениями речи, РАС, проблемами в поведении, с множественными нарушениями развития. Работают логопед, дефектолог, психолог, творческие студии.

г. Люберцы, мкр. Красная Горка, ул. Преображенская, д.6, корп.2.

(965) 282-34-40

центр-радуга-жизни.рф

Развитие

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

МБОУ, Министерство образования Московской области

Люберецкий, д. Марусино, ул. Заречная д. 35

(499) 579-91-67

lubmbou3.edumsko.ru

Можайск

Мытищи

Мытищинский

Семья

Преображение

Мечта

Солнце для всех

Каркуша

Центр речи, ООО

Коррекционный центр для детей со всеми видами речевых нарушений и взрослых.

г. Мытищи, ул. Юбилейная, д. 24 А (есть отделение в Москве, м.Бабушкинская)

(499) 372-08-76

karkusha.su

Денисова Нелли Евгеньевна

Выше радуги

Детский многопрофильный центр развития,НОУ

Дети от 6 мес. до 17 лет. Все виды речевых нарушений, аутизм, ЗПР, синдром Дауна, СДВГ, школьная неуспеваемость и др.

Логопеды, психологи, нейропсихологическая коррекция, АВА-терапия, Томатис, ЛФК и т.д. Индивидуальные и групповые занятия

г. Мытищи, ул. 3-я Крестьянская, стр. 23, 5-й этаж

(903) 520-03-54, (905) 723-30-28, (965) 143-07-86

vishiradugi.ru

Наро-Фоминск

Сказка

Надежда

Ногинск

Аист

Одинцово

Семья

Гармония

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (надомного обучения)

(действующие программы – общеобразовательная, коррекционная, для детей со сложной структурой дефекта)

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

Одинцовский район, пос. Старый городок, ул. Школьная, д. 33.

(498) 677-81-51, (498) 677-86-92

garmonia.odinedu.ru

Надежда

Одинцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

г. Одинцово, ул. 1-ая Вокзальная, д. 59.

(495) 591-06-26, (495) 591-00-65

old.nadegda.odinedu.ru

Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида им. Фурагиной А.В.

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области

Одинцовский район, п. Старый Городок, ул. Школьная, д. 34

(498) 677-90-22, (498) 677-82-33

old.speckor.odinedu.ru

Ожерелье – см. Кашира

Озеры

Подсолнух

Гнездышко

Озерский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

г. Озеры, кв. Текстильщики, д. 41

(496) 702-34-66, (496) 702-34-58

osrcn1995.ru

Орехово-Зуево

Павловский Посад

Спектр

Подольск

Ягодка

Подольский районный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Подольский район, п. Михайлово – Ярцевское, Шишкин лес, д. 29

(495) 850- 57- 26, (495) 850 -57-52

rcyagodka.ru

Гармония

Климовский центр социальной помощи семье и детям

ГБУ СО, Министерство социального развития Московской области

г. Климовск, ул. Заводская, д. 7

(496) 761-57-92, (496) 762 -61-24

cspsd-garmonia.ru

Протвино

Пушкино

Happy kids

Детский Многопрофильный Центр, ИП

АВА-терапия, логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт, ЛФК. Индивидуальные занятия с детьми с особенностями развития (ЗПР, ЗПРР, синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, аутизм)

г. Пушкино, ул. 1-я Серебрянская, д. 21

(495) 782-82-62 , (915) 244-22-22

hkclub.ru

Подсолнух

Психологический центр, ООО

Дети с 3 лет особенностями развития: с аутичными чертами, ЗПР, ММД, безречевые дети.

Психологи, логопеды, нейропсихолог; тренинги общения

г. Пушкино, 3-й Некрасовский проезд, д.3, к. 3

(917) 554-37-27

cpodsolnuh.ru

Забурниягина Ирина Валерьевна

Солнышко

Раменское

Диалог

Родник

Забота

Крылья надежды

МО РООРДИ, председатель Кошеляевская Наталия

Дети с ДЦП, расстройствами аутистического спектра, генетическими заболеваниями, эпилепсией, нарушением зрения и слуха и другими нарушениями. Проводятся групповые и индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, игровым терапевтом, музыкальным терапевтом.

г. Раменское, ул. Приборостроителей, д. 14, кв. 58

(903) 612-19-01,

kn.org.ru

Благодатное небо

АНО помощи детям с диагнозом ДЦП и их семьям

Раменскийрайон,д.Вялки,ул.Звездная,24
(916) 970-55-96, (926) 537-85-77

blagnebo.ru

Реутов

Родничок

Преодоление

N 7

Надежда

Лучик

Рошаль

Руза

Астарта

Сергиев Посад

Оптимист

Центр «Время надежды»

Общественная Организация инвалидов «СИДИ»

Сергиево-Посадского района Московской области

Логопед, дефектолог, специальный психолог, канис-терапия, песочная терапия

г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д. 28

(906) 730-78-64, (496) 551-05-63, (985) 553-58-85

deti-sp.ru

Председатель СИДИ Громова И.А

Серебряно-Прудский район

Подросток

Серпухов

Шанс

Меридиан

Абсолют

Школа-интернат

Общеобразовательное частное учреждение

Школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе из приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Комплекс рассчитан на 80 детей.

Серпуховской район, д. Райсеменовское, дом 12А

(4967) 37-45-37, (4967) 37-45-52, 8-916-376-79-07

shkola-absolut.ru

Солнечногорск

Незабудка

Ступино

Радуга

Альбатрос

Талдом

Журавлик

Фрязино

Теплый дом

Химки

Успех

Вера

Спасение

Благо

N 47

Черноголовка

Чехов

Аистенок

Шатура

Гармония

Колпица

Щелково

Семья

Янтарь

Электрогорск

Электросталь

Золотой ключик

Доверие

Электроугли – см. Ногинск

Юбилейный – см. Королев

Яхрома

Справочник организаций Московской области, оказывающих помощь людям с особенностями развития

Составители: Е.А.Антонова, М.С. Дименштейн,

РБОО «Центр лечебной педагогики»

При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта Союзом охраны психического здоровья

Министерство образования Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-11-11

mo.mosreg.ru

Министр образования Московской области:

Марина Борисовна Захарова

Министерство социального развития Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 1.

(498) 602-84-50

msr.mosreg.ru

Министр социального развития Московской области:

Ирина Клавдиевна Фаевская

Министерство здравоохранения Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-03-01

mz.mosreg.ru

Министр здравоохранения Московской области:

Нина Владимировна Суслонова



Источник

Читайте также:  Игры или занятия для развития внимания для ребенка