Справка развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель.
Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?
Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении – практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1].
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность,
Главная задача классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики – выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена, я считаю, только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет.
Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2].
При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими интегрированными уроками, внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.
Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова.
Праздники,участие и победы в олимпиадах, конкурсах помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.
Источник
СПРАВКА 04.11.2013г.
о развитии творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО
Цель контроля:
– отслеживание использования методических рекомендаций к организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
– развитие творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО.
Вид контроля:
– проверка зав. кафедрой учителей начальных классов Русых В.Б.
Формы контроля:
– проверка состояния планов внеурочной деятельности;
– состояние рабочих программ внеурочной деятельности, их типы, цели;
– отслеживание посещённых занятий;
– проверка журналов внеурочной деятельности.
В период с 16 октября по 3 ноября текущего года состоялся предупредительный контроль организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах. Внеурочную деятельность для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов организуют 14 учителей начальных классов: Касимова О.М., Рзаева Э.А., Потехина О.Ю., Самсонова О.В., Милованова А.Н., Чернова Т.Э., Соловьёва О.А., Синицына Л.Н., Фролина В.С., Зоркина Н.С., Мавлеева Г.М., Голополосова Ю.С., Гисс С.Г., Раевская З.Э. – и педагоги дополнительного образования.
Таблица, представленная ниже, свидетельствует о востребованности всех направлений, предлагаемых ФГОС НОО на ступень начального обучения.
Внеурочная деятельность
№ п/п | Ф.И.О. | Кол-во часов | Название кружка | Классы | |
1 | -е классы | ||||
1. | Касимова | 3 | Проектная деятельность | а | |
2. | Рзаева | 3 | Проектная деятельность | б | |
3. | Потехина | 3 | Проектная деятельность | в | |
4. | Самсонова | 3 | Проектная деятельность | г | |
5. | Милованова | 3 | Проектная деятельность | д | |
6. | Ковалева | 5 | Труд | а, б, в, г, д | |
7. | Кузьминская | 4 | Развитие | а, в, г, д | |
8. | Прищепа | 5 | Информатика | а, б, в, г, д | |
9. | Михеева | 4 | Танцы | б | |
10. | Пивоненко Е. | 3 | Спорт | а, в, г | |
11. | Тютькова | 4 | Английский язык | а, в, г, д | |
12. | Жданович | 4 | Психологическая поддержка | а, в, г, д | |
Всего: 44 ч. (по 8,8 ч.) | |||||
2-е классы | |||||
1. | Чернова Т. | 3 | Проектная деятельность | а | |
2. | Соловьева | 3 | Проектная деятельность | б | |
3. | Синицына | 3 | Проектная деятельность | в | |
4. | Фролина | 3 | Проектная деятельность | г | |
5. | Кузьминская | 3 | Развитие | а, в, г | |
6. | Пивоненко О. | 3 | Спорт | а, в, г | |
7. | Прищепа | 4 | Информатика | а, б, в, г | |
8. | Тушева | 3 | ИЗО | а, в, г | |
9. | Маркарян | 3 | Библиотечный час | а, в, г | |
10. | Михеева | 4 | Танцы | б | |
11. | Ковалёва | 2 | Труд | в, г | |
12. | Комягинская | 4 | Музыка | а, б, в, г | |
13. | Жданович | 2 | Психологическая поддержка | а, б | |
Всего: 40 ч. (по 10 ч.) | |||||
3 | -е классы | ||||
1. | Зоркина | 3 | Проектная деятельность | а | |
2. | Мавлеева | 3 | Проектная деятельность | б | |
3. | Романова | 3 | Проектная деятельность | в | |
4. | Громова | 3 | Проектная деятельность | г | |
5. | Раевская | 3 | Проектная деятельность | д | |
6. | Барыкин | 2 | Ритмика | а | |
7. | Левинтова | 5 | Информатика | а, б, в, г, д | |
8. | Голополосова | 4 | Труд | а, в, г, д | |
9. | Маралян | 4 | Спорт | а, в, г, д | |
10. | Маркарян | 2 | Библиотечный час | в, г | |
11. | Михеева | 4 | Танцы | б | |
Всего: 36 ч.(7,2 ч.) | |||||
ИТОГО: 120 часов |
По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы. Рабочие программы соответствуют требованиям и методическим рекомендациям по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО к разработке программ внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учителей начальных классов
Класс | Учитель | Проектная деятельность | Азбука этикета |
1-а | Касимова О.М. | 1. «Занимательная грамматика» 34 ч. 2. «Волшебный мир книги» 34 ч. | 34 ч. |
1-6 | Рзаева Э.А. | 1. «В мире музыки» 68 ч. | 34 ч. |
1-в | Потехина О.Ю. | 1. «Земля – наш дом» 34 ч. 2. «Кем быть» 34 ч. | 34 ч. |
1-г | Самсонова О.В. | 1. «Я познаю мир» 34 ч. 2. «Занимательная грамматика» 34 ч. | 34 ч. |
1-Д | Милованова А.Н. | 1. «Кем быть» 68 ч. | 34 ч. |
2-а | Чернова Т.Э. | 1. «Эрудит» 68 ч. | 34 ч. |
2-6 | Соловьёва О.А. | 1. «Наш дом – Земля» 68 ч. | 34 ч. |
2-в | Синицына Л.Н. | 1. «Моя малая родина г.Красногорск» 68 ч. | 34 ч. |
2-г | Фролина B.C. | 1. «Занимательная математика»68 ч. | 34 ч. |
3-а | Зоркина Н.С. | 1. «Творческий проект» 34 ч. 2. «Волшебный мир оригами» 34 ч. | 34 ч. |
3-6 | Мавлеева Г.М. | 1. «С любовью о Родине» 68 ч. | 34 ч. |
3-г | Гисс С.Г. | 1. «Умелые руки» 68 ч. | 34 ч. |
3-д | Раевская З.Э. | 1. Кружок Петрушки «Кукольный 2. «Мой мир» 34 ч. | 34 ч. |
4-в | Голополосова Ю.С. | 1. «Умелые руки» 34 ч. | 34 ч. |
Посещены внеурочные занятия у всех учителей и педагогов дополнительного образования. Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.
Какие общие недостатки, проблемы, которые удалось отследить на этапе посещённых занятий:
классы не имеют деления на группы,и учителю, который видит класс в полномсоставе, приходится лавировать между привычной урочной и свободнойраскрепощённойформой;
проблема состоит в большой нагрузке, которая с учётом внеурочной деятельности ложится на первоклассников: 31 час в неделю (в I полугодии – это 5 раз по 35 мин., к пребыванию детей в школе отнесём динамическую паузу – 45 мин.; во II полугодии продолжительность занятий составляет 45 мин., внеурочные занятия – 40 мин., нагрузка по внеурочной деятельности составит 6 час. и увеличивается ещё на 40 мин.); на второклассников и третьеклассников вместе с учебной и внеурочной деятельностью приходится 33 часа в неделю;
В каждом классе имеются:
расписание занятий внеурочной деятельности;
график индивидуальной занятости учащихся.
Посещаемости внеурочных занятий учащимися 1 – 3 классов
Класс | Учитель | Количество учащихся в классе | Количество учащихся, посещающих внеурочные занятия |
1 – а | Касимова О.М. | 29 | 19 |
1 – б | Рзаева Э.А. | 16 | 14 |
1 – в | Потехина О.Ю. | 28 | 20 |
1 – г | Самсонова О.Ю. | 28 | 16 |
1-д | Милованова А.Н. | 26 | 16 |
2 – а | Чернова Т.Э. | 25 | 19 |
2 – б | Соловьёва О.А. | 24 | 20 |
2 – в | Синицына Л.Н. | 24 | 18 |
2 – г | Фролина В.С. | 26 | 12 |
3 – а | Зоркина Н.С. | 29 | 17 |
3 – б | Мавлеева Г.М. | 27 | 26 |
3-в | Романова Н.С. | 29 | 18 |
3-г | Гисс С.Г. | 27 | 14 |
3-д | Раевская З.Э. | 29 | 25 |
Проверка журналов внеурочной деятельности на предмет соответствия учёта о проделанной работе в соответствии с КТП рабочих программ не выявила нарушений, хотя отдельные замечания по аккуратности заполнения имеют место. Все замечания вынесены на соответствующие страницы о проверке журналов.
Выводы:
1. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется в школе в полной мере. Внеурочной деятельности предшествовала широкая подготовительная работа: разработка плана внеурочной деятельности, составление рабочих программ, выявление спроса участников образовательного процесса.
2. Учителя 1-х, 2-х, 3-х классов, педагоги дополнительного образования своевременно оснащены нормативно-методическими материалами, что способствовало их осведомлённости, методической готовности к внеурочной деятельности.
Предложения:
1. Продолжить работу по отслеживанию внеурочной деятельности в части устранения недостатков.
2. Продумать перспективу плана внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год в целях разгрузки детей, учителей начальных классов и наполнения содержания внеурочной деятельности новым качеством.
Зав. кафедрой учителей начальных классов Русых В.Б.
Источник
Слайд 1
Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности Сидорец Ю.А., заместитель директора по ВР 16.01.2014г
Слайд 2
Социальный заказ общества и государства (ННШ) Творческая, самостоятельная, активная личность, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способная, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества
Слайд 3
Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности»
Слайд 4
Творческий потенциал – это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть.
Слайд 5
Творческий потенциал (или креативность) представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали
Слайд 6
Процесс развития креативности проходит в две фазы 1 ) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.
Слайд 7
Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. Творческий учитель-это тот, который является тот, который будет интересен коллегам и ученикам.
Слайд 8
Составные профессиональной компетентности педагога в направлении реализации творческого потенциала учащегося • Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем; • Способность разработки новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; • Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с новыми задачами; • Умение удачно импровизировать на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; • Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; • Умение трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.
Слайд 9
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» Сенек Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Слайд 10
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из приоритетных задач школы является развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся . Для удовлетворения запросов родителей и детей, с целью создания полнокомплектного образовательного процесса, в школе созданы условия, обеспечивающие личностное развитие обучающихся. Внеурочная деятельность в школе разнообразна, отражает интересы обучающихся разновозрастных групп.
Слайд 11
Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового , причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого “творца”. Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.
Слайд 12
Структура организации внеурочной деятельности в БОУ СОШ № 29 МО Динской район Внеурочная деятельность ПДО ФГОС кружки Спортивные секции ДНВ социальное Обще-интеллектуальное Обще-культурное Спортивно-оздоровительное На базе школы действуют 48 кружков и спортивных секций, из них 12 кружков дополнительного образования и 5 спортивных секций, а также внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС НОО(13 кружков) и ООО(18 кружков)
Слайд 13
Результаты ВД по ФГОС для школы 100% – ная внеурочная занятость учащихся высокие показатели качества знаний (5-е кл – 54,5 %, 6-е кл – 50%) Повышение результативности школы в районных конкурсах и соревнованиях
Слайд 14
Воспитательная система школы сегодня быстро развивается. Наша школа является социокультурным центром микрорайона
Слайд 15
Проблемы внеурочной занятости детей при традиционной форме обучения Занятость 7-8 классов Занятость детей, стоящих на различных видах учета Отсутствие актуальных для подростков программ (курсов) ДО
Слайд 16
Пути решения: Проанализировать запросы учащихся по программам ДО, спортивным секциям Расширить систему внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся Использовать потенциал родительской общественности для развития разнообразных форм занятости Выработать систему оценки результатов внеурочной деятельности К вопросу о занятости детей-учетников привлекать соц.педагога, психолога, классного руководителя, родителей, педагогов ДО
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Источник