Справка развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности

       Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

      Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у  ребенка может только школа, а точнее учитель.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

  Чем богаче творческий потенциал  учителя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении – практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1].

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

       Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

       Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность,

          Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики – выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена, я считаю, только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет.

 Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя  младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2].

При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята  ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими интегрированными уроками, внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

Читайте также:  Портал для раннего развития ребенка

Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные  слова.

Праздники,участие и победы в олимпиадах, конкурсах помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.

Источник

                                                СПРАВКА                                    04.11.2013г.

о развитии творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете  реализации ФГОС НОО

Цель контроля:

 – отслеживание использования методических рекомендаций к организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

 – развитие творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете  реализации ФГОС НОО.

Вид контроля:

 – проверка зав. кафедрой учителей начальных классов Русых В.Б.

Формы контроля:

 – проверка состояния планов внеурочной деятельности;

 – состояние рабочих программ внеурочной деятельности, их типы, цели;

 – отслеживание посещённых занятий;

 – проверка журналов внеурочной деятельности.

В период с 16 октября по 3 ноября текущего года состоялся предупредительный контроль организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах. Внеурочную деятельность для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов организуют 14 учителей начальных классов: Касимова О.М., Рзаева Э.А., Потехина О.Ю., Самсонова О.В., Милованова А.Н., Чернова Т.Э., Соловьёва О.А., Синицына Л.Н., Фролина В.С., Зоркина Н.С., Мавлеева Г.М., Голополосова Ю.С., Гисс С.Г., Раевская З.Э.  – и педагоги дополнительного образования.

Таблица, представленная ниже, свидетельствует о востребованности всех направлений, предлагаемых ФГОС НОО на ступень начального обучения.

Внеурочная деятельность

№ п/п

Ф.И.О.

Кол-во часов

Название кружка

Классы

1

-е классы

1.

Касимова

3

Проектная деятельность

а

2.

Рзаева

3

Проектная деятельность

б

3.

Потехина

3

Проектная деятельность

в

4.

Самсонова

3

Проектная деятельность

г

5.

Милованова

3

Проектная деятельность

д

6.

Ковалева

5

Труд

а, б, в, г, д

7.

Кузьминская

4

Развитие

а, в, г, д

8.

Прищепа

5

Информатика

а, б, в, г, д

9.

Михеева

4

Танцы

б

10.

Пивоненко Е.

3

Спорт

а, в, г

11.

Тютькова

4

Английский язык

а, в, г, д

12.

Жданович

4

Психологическая поддержка

а, в, г, д

                                                                                                                       Всего: 44 ч. (по 8,8 ч.)

2-е классы

1.

Чернова Т.

3

Проектная деятельность

а

2.

Соловьева

3

Проектная деятельность

б

3.

Синицына

3

Проектная деятельность

в

4.

Фролина

3

Проектная деятельность

г

5.

Кузьминская

3

Развитие

а, в, г

6.

Пивоненко О.

3

Спорт

а, в, г

7.

Прищепа

4

Информатика

а, б, в, г

8.

Тушева

3

ИЗО

а, в, г

9.

Маркарян

3

Библиотечный час

а, в, г

10.

Михеева

4

Танцы

б

11.

Ковалёва

2

Труд

в, г

12.

Комягинская

4

Музыка

а, б, в, г

13.

Жданович

2

Психологическая поддержка

а, б

                                                                                                                        Всего: 40 ч. (по 10 ч.)

3

-е классы

1.

Зоркина

3

Проектная деятельность

а

2.

Мавлеева

3

Проектная деятельность

б

3.

Романова

3

Проектная деятельность

в

4.

Громова

3

Проектная деятельность

г

5.

Раевская

3

Проектная деятельность

д

6.

Барыкин

2

Ритмика

а

7.

Левинтова

5

Информатика

а, б, в, г, д

8.

Голополосова

4

Труд

а, в, г, д

9.

Маралян

4

Спорт

а, в, г, д

10.

Маркарян

2

Библиотечный час

в, г

11.

Михеева

4

Танцы

б

                                                                                                                             Всего: 36 ч.(7,2 ч.)

ИТОГО: 120 часов

По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы. Рабочие программы соответствуют требованиям и методическим рекомендациям по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО к разработке программ внеурочной деятельности.

       Внеурочная деятельность учителей начальных классов

Класс

Учитель

Проектная деятельность

Азбука этикета

1-а

Касимова О.М.

1.     «Занимательная грамматика» 34 ч.

2.     «Волшебный мир книги» 34 ч.

34 ч.

1-6

Рзаева Э.А.

1. «В мире музыки» 68 ч.

34 ч.

1-в

Потехина О.Ю.

1.     «Земля – наш дом» 34 ч.

2.     «Кем быть» 34 ч.

34 ч.

1-г

Самсонова О.В.

1.     «Я познаю мир» 34 ч.

2.     «Занимательная грамматика» 34 ч.

34 ч.

1-Д

Милованова А.Н.

1. «Кем быть» 68 ч.

34 ч.

2-а

Чернова Т.Э.

1. «Эрудит» 68 ч.

34 ч.

2-6

Соловьёва О.А.

1. «Наш дом – Земля» 68 ч.

34 ч.

2-в

Синицына Л.Н.

1. «Моя малая родина г.Красногорск» 68 ч.

34 ч.

2-г

Фролина B.C.

1. «Занимательная математика»68 ч.

34 ч.

3-а

Зоркина Н.С.

1.     «Творческий проект» 34 ч.

2.     «Волшебный мир оригами» 34 ч.

34 ч.

3-6

Мавлеева Г.М.

1. «С любовью о Родине» 68 ч.

34 ч.

3-г

Гисс С.Г.

1. «Умелые руки» 68 ч.

34 ч.

3-д

Раевская З.Э.

1.    Кружок Петрушки «Кукольный
театр» 34 ч.

2.    «Мой мир» 34 ч.

34 ч.

4-в

Голополосова Ю.С.

1. «Умелые руки» 34 ч.

34 ч.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в обучении

Посещены внеурочные занятия у всех учителей и педагогов дополнительного образования. Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов –  использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.

Какие общие недостатки, проблемы, которые удалось отследить на этапе посещённых занятий:

  • классы не имеют деления на группы,и учителю, который видит класс в полномсоставе, приходится лавировать между привычной урочной и свободнойраскрепощённойформой;

  • проблема состоит в большой нагрузке, которая с учётом внеурочной деятельности ложится на первоклассников: 31 час в неделю (в I полугодии – это 5 раз по 35 мин., к пребыванию детей в школе отнесём  динамическую паузу – 45 мин.; во II  полугодии продолжительность занятий составляет 45 мин., внеурочные занятия – 40 мин., нагрузка по внеурочной деятельности составит 6 час.  и увеличивается ещё на 40 мин.); на второклассников и третьеклассников вместе с учебной и внеурочной деятельностью приходится  33 часа в неделю;

    В каждом классе имеются:

  • расписание занятий внеурочной деятельности;

  • график индивидуальной занятости учащихся.

    Посещаемости внеурочных занятий учащимися 1 – 3 классов

Класс

Учитель

Количество учащихся в классе

Количество учащихся, посещающих внеурочные занятия

1 – а

Касимова О.М.

29

19

1 – б

Рзаева Э.А.

16

14

1 – в

Потехина О.Ю.

28

20

1 – г

Самсонова О.Ю.

28

16

1-д

Милованова А.Н.

26

16

2 – а

Чернова Т.Э.

25

19

2 – б

Соловьёва О.А.

24

20

2 – в

Синицына Л.Н.

24

18

2 – г

Фролина В.С.

26

12

3 – а

Зоркина Н.С.

29

17

3 – б

Мавлеева Г.М.

27

26

3-в

Романова Н.С.

29

18

3-г

Гисс С.Г.

27

14

3-д

Раевская З.Э.

29

25

Проверка журналов внеурочной деятельности на предмет соответствия учёта о проделанной работе в соответствии с КТП рабочих программ не выявила нарушений, хотя отдельные замечания по аккуратности заполнения имеют место. Все замечания вынесены на соответствующие страницы о проверке журналов.

Выводы:

1. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется в школе в полной мере. Внеурочной деятельности предшествовала широкая подготовительная работа: разработка плана внеурочной деятельности, составление рабочих программ, выявление спроса участников образовательного процесса.

2. Учителя 1-х, 2-х, 3-х классов, педагоги дополнительного образования своевременно оснащены нормативно-методическими материалами, что способствовало их осведомлённости, методической готовности к внеурочной деятельности.

Предложения:

1. Продолжить работу по отслеживанию внеурочной деятельности в части устранения недостатков.

2. Продумать перспективу плана внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год в целях разгрузки детей, учителей начальных классов и наполнения содержания внеурочной деятельности новым качеством.

Зав. кафедрой учителей начальных классов                                 Русых В.Б.

Источник

Слайд 1

Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности Сидорец Ю.А., заместитель директора по ВР 16.01.2014г

Слайд 2

Социальный заказ общества и государства (ННШ) Творческая, самостоятельная, активная личность, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способная, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества

Слайд 3

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности»

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 1 часть 5 лет рабочая тетрадь скачать

Слайд 4

Творческий потенциал – это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть.

Слайд 5

Творческий потенциал (или креативность) представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали

Слайд 6

Процесс развития креативности проходит в две фазы 1 ) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Слайд 7

Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. Творческий учитель-это тот, который является тот, который будет интересен коллегам и ученикам.

Слайд 8

Составные профессиональной компетентности педагога в направлении реализации творческого потенциала учащегося • Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем; • Способность разработки новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; • Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с новыми задачами; • Умение удачно импровизировать на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; • Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; • Умение трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

Слайд 9

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» Сенек Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Слайд 10

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из приоритетных задач школы является развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся . Для удовлетворения запросов родителей и детей, с целью создания полнокомплектного образовательного процесса, в школе созданы условия, обеспечивающие личностное развитие обучающихся. Внеурочная деятельность в школе разнообразна, отражает интересы обучающихся разновозрастных групп.

Слайд 11

Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового , причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого “творца”. Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Слайд 12

Структура организации внеурочной деятельности в БОУ СОШ № 29 МО Динской район Внеурочная деятельность ПДО ФГОС кружки Спортивные секции ДНВ социальное Обще-интеллектуальное Обще-культурное Спортивно-оздоровительное На базе школы действуют 48 кружков и спортивных секций, из них 12 кружков дополнительного образования и 5 спортивных секций, а также внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС НОО(13 кружков) и ООО(18 кружков)

Слайд 13

Результаты ВД по ФГОС для школы 100% – ная внеурочная занятость учащихся высокие показатели качества знаний (5-е кл – 54,5 %, 6-е кл – 50%) Повышение результативности школы в районных конкурсах и соревнованиях

Слайд 14

Воспитательная система школы сегодня быстро развивается. Наша школа является социокультурным центром микрорайона

Слайд 15

Проблемы внеурочной занятости детей при традиционной форме обучения Занятость 7-8 классов Занятость детей, стоящих на различных видах учета Отсутствие актуальных для подростков программ (курсов) ДО

Слайд 16

Пути решения: Проанализировать запросы учащихся по программам ДО, спортивным секциям Расширить систему внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся Использовать потенциал родительской общественности для развития разнообразных форм занятости Выработать систему оценки результатов внеурочной деятельности К вопросу о занятости детей-учетников привлекать соц.педагога, психолога, классного руководителя, родителей, педагогов ДО

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник