Способы развития мышления ребенка и взрослого

Способы развития мышления ребенка и взрослого thumbnail

brain-training-games-build-business

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;
  • Логическое мышление;
  • Творческое мышление.

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Источник

Мышление – человеческая способность рассуждать, отображать окружающую действительность суждениями и понятиями, считается высшим способом познания мира. Без этих способностей невозможно представить повседневную жизнь и преуспеть в работе. Как и любой другой навык, способность мыслить можно развивать.

Мужчина думает

Мужчина думает

Как развивать мышление

Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.

Взрослому человеку

Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.

Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:

  • Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
  • Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
  • Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
  • Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
  • Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
  • Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.

Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.

Мужчина и женщина говорят

Мужчина и женщина говорят

Детям и подросткам

Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.

Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей. Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части. Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.

Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.

Умный школьник

Умный школьник

Разновидности мышления

В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:

  1. Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
  2. Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
  3. Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
  4. Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
  5. Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
  6. Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
  7. Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

Полезные развивающие упражнения

Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.

Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:

  • В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
  • Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
  • Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
  • Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.

Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.

Кисточки и краски

Кисточки и краски

Эффективные упражнения для развития логического мышления:

  • Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
  • Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
  • «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
  • Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
  • Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.

Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.

 Игра в шахматы

Игра в шахматы

Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:

  • Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
  • Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
  • С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
  • Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
  • Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
  • Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.

Роль мышления в жизни людей

Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию. Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач. Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.

Как определить плохое развитие

Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.

Признаки недостаточного развития взрослого:

  • Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
  • Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
  • Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
  • Напряжение и мигрени во время принятия решений;
  • Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
  • Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.

Девушке тяжело думать

Девушке тяжело думать

Школьник недостаточно развит, если:

  • Он плохо читает;
  • Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
  • У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
  • У него плохая память;
  • Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.

Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.

Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.

Видео

Источник