Способы развития гибкости у ребенка

Способы развития гибкости у ребенка thumbnail

Методы улучшения гибкости ребенка

Гибкость – это уникальная способность тела, которая обусловлена подвижностью суставов, эластичностью связок и мышц. Многие дети способы с рождения без особых усилий сесть на шпагат или забросить ногу за голову. Другим же с трудом дается выполнение элементарных действий. Улучшить способность у детей можно при помощи специальных упражнений. Детское тело очень податливо и быстро реагирует на такого рода тренировки.

Зачем нужно развитие гибкости у ребенка? Прежде всего, это поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата. Тренированные и эластичные связки и сухожилия меньше подвержены разного рода травмам. Такая способность позволит в будущем заниматься различными видами спорта с минимальной травматизацией, а также поможет быстрее и проще осваивать новые упражнения. Кроме того, гибкость делает движения тела достаточно плавными и координированными

Как развить гибкость у ребенка

Специалисты рекомендуют начинать тренировки с 7 лет, однако существует комплекс упражнений, который рассчитан на малышей. Раннее развитие позволит улучшить врожденную способность или повысить ее качество. Оно необходимо, если в будущем планируется спортивное развитие с регулярным посещением различных секций.

Методы улучшения гибкости ребенка

Развитие гибкости у малышей:

  • Занятия на фитболе. Ребенок укладывается спиной на мяч для фитнеса. Он должен постараться дотянутся до пола. Такое занятие не только улучшает растяжку, но и предотвращает развитие искривления осанки, укрепляет спину и координацию движений.

Методы улучшения гибкости ребенка

  • Висение. Выполнять его можно на турнике (с обязательно подстраховкой взрослого) или просто вися на руках родителей.
  • Прогиб на спине. Положение лежа, ребенок прогибается в позвоночнике, опираясь на прямые руки и стопы.

Для детей старшего возраста предусмотрены более сложные по технике упражнения:

Наклоны. Выполнять их можно в положении стоя: встать ровно и не сгибая колени постараться дотянуться до пола. Чтобы улучшить гибкость можно выполнять легкие пружинящие движения. Повторять 8-10 раз, со временем увеличивая количество подходов и амплитуду. Аналогичное упражнение можно выполнять расставив ноги на ширину плеч, стараясь дотянутся до поверхности локтями.

Наклоны из положения сидя. Сидя на полу, ноги сведены вместе и выпрямлены вперед. Наклониться вперед, стараясь дотянутся до носочков. Задержаться в такой позиции на несколько секунд. Чтобы усложнить задание необходимо развести ноги в стороны. При наклоне следует тянуться руками вперед, стараясь дотронуться до пола локтями. Для усиления эффекта, взрослые могут оказать помочь – удерживая ребенка в сложенной позиции в течение 2-5 секунд.

Наклоны из положения сидя

Растяжение ног. Принять положение сидя на полу. Поднять одну ногу, обхватив ее ладонями за бедро или лодыжку и постараться подтянуть ее к лицу. Важно удержаться в таком положении до 10 секунд, а затем повторить аналогичное действие на другую ногу.

Растяжка ног

Потягивания вверх. Встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Делая вдох, поднять руки вверх и потянуть тело. На выдохе вернуться в первоначальное положение. Повторить 5-7 раз, стараясь максимально дотянуться вверх.

Наклоны в сторону. Встать ровно и расставить ноги на ширину плеч. Правую руку поднять верх, а левую поставить на талию. Наклониться влево, максимально вытягиваясь. При этом не следует совершать пружинящих движений. Повторить на другую сторону.

Бабочка. Сесть на пол, согнув коленные суставы и сложив стопы вместе. Медленно развести колени в стороны, помогая при необходимости локтями. Для более тренированных деток можно усложнить упражнение: во время разведения ног, вытянуться вперед, стараясь дотронуться до пола животом и грудной клеткой.

Упражнение бабочка для развития гибкости у ребенка

Киска. Такое занятие тренирует живот и спину. Исходное положение: стоя на полу, оперившись на поверхность ладонями и коленями. На вдохе голову поднять вверх и максимально прогнуть позвоночник вниз. Делая выдох выгнуть спину вверх, втягивая живот. Количество повторений – 10-12. Важный момент – следует постоянно следить за дыханием.

Упражнение киска для развития гибкости у ребенка

Для улучшения гибкости бедра может выполняться следующее упражнение: встать ровно, выставив одну ногу вперед. Медленно опуститься вниз, сгибая коленные суставы. При этом спина должна оставаться ровной, а голова – прямой. Повторить действие, выставив вперед другую сторону.

Меры предосторожности:

  • Проводить тренировки лучше в специализированных учреждениях под присмотром тренера или врача. Заниматься можно и дома, однако предварительно требуется консультация специалиста и разъяснение техники выполнения.
  • Не стоит делать растяжку через силу. Это может привести к болевым ощущениям у ребенка и он может напрочь отказаться от такого рода занятий.
  • Тренировка обязательно должна начинаться с разминки. Выполнение элементарных движений разогреет суставы и связки, а также подготовит тело к более интенсивным и серьезным нагрузкам.
  • Занятия должны приносить удовольствие. Только так тренировки станут желанными, малыш будет выкладываться на максимум, а это позволит получить желаемый эффект.

Меры предосторожности при упражнениях

  • В случае возникновения болей следует проконсультироваться с терапевтом или ортопедом, возможно, была получена травма.
  • Не рекомендуется проводить занятия с малышом, который капризничает или, если имеются любые признаки заболеваний (кашель, насморк, высокая температура или другие симптомы).
  • Все движения должны быть плавными и медленными, иначе существует высокий риск получения травмы.
  • Не стоит торопить события. Развитие гибкости происходит постепенно – не следует садить ребенка на шпагат спустя неделю тренировок. Это грозит травмированием, при чем не только физическим, но и психологическим.

Развитие гибкости у ребенка происходит постепенно

Для получения результата проводить занятия следует 3 раза в неделю. Важно постоянно увеличивать амплитуду движений и время нахождения в определенной позиции, постепенно доводя до 1 минуты.

Гибкость – это врожденное качество, однако при регулярных тренировках, начатых с детства, можно развить такую способность или значительно улучшить ее.

Источник

Методы улучшения гибкости ребенка

Гибкость – это уникальная способность тела, которая обусловлена подвижностью суставов, эластичностью связок и мышц. Многие дети способы с рождения без особых усилий сесть на шпагат или забросить ногу за голову. Другим же с трудом дается выполнение элементарных действий. Улучшить способность у детей можно при помощи специальных упражнений. Детское тело очень податливо и быстро реагирует на такого рода тренировки.

Зачем нужно развитие гибкости у ребенка? Прежде всего, это поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата. Тренированные и эластичные связки и сухожилия меньше подвержены разного рода травмам. Такая способность позволит в будущем заниматься различными видами спорта с минимальной травматизацией, а также поможет быстрее и проще осваивать новые упражнения. Кроме того, гибкость делает движения тела достаточно плавными и координированными.

Специалисты рекомендуют начинать тренировки с 7 лет, однако существует комплекс упражнений, который рассчитан на малышей. Раннее развитие позволит улучшить врожденную способность или повысить ее качество. Оно необходимо, если в будущем планируется спортивное развитие с регулярным посещением различных секций.

Методы улучшения гибкости ребенка

Развитие гибкости у малышей:

  • Занятия на фитболе. Ребенок укладывается спиной на мяч для фитнеса. Он должен постараться дотянутся до пола. Такое занятие не только улучшает растяжку, но и предотвращает развитие искривления осанки, укрепляет спину и координацию движений.
  • Висение. Выполнять его можно на турнике (с обязательно подстраховкой взрослого) или просто вися на руках родителей.
  • Прогиб на спине. Положение лежа, ребенок прогибается в позвоночнике, опираясь на прямые руки и стопы.

Для детей старшего возраста предусмотрены более сложные по технике упражнения:

Наклоны. Выполнять их можно в положении стоя: встать ровно и не сгибая колени постараться дотянуться до пола. Чтобы улучшить гибкость можно выполнять легкие пружинящие движения. Повторять 8-10 раз, со временем увеличивая количество подходов и амплитуду. Аналогичное упражнение можно выполнять расставив ноги на ширину плеч, стараясь дотянутся до поверхности локтями.

Наклоны из положения сидя. Сидя на полу, ноги сведены вместе и выпрямлены вперед. Наклониться вперед, стараясь дотянутся до носочков. Задержаться в такой позиции на несколько секунд. Чтобы усложнить задание необходимо развести ноги в стороны. При наклоне следует тянуться руками вперед, стараясь дотронуться до пола локтями. Для усиления эффекта, взрослые могут оказать помочь – удерживая ребенка в сложенной позиции в течение 2-5 секунд.

Растяжение ног. Принять положение сидя на полу. Поднять одну ногу, обхватив ее ладонями за бедро или лодыжку и постараться подтянуть ее к лицу. Важно удержаться в таком положении до 10 секунд, а затем повторить аналогичное действие на другую ногу.

Потягивания вверх. Встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Делая вдох, поднять руки вверх и потянуть тело. На выдохе вернуться в первоначальное положение. Повторить 5-7 раз, стараясь максимально дотянуться вверх.

Наклоны в сторону. Встать ровно и расставить ноги на ширину плеч. Правую руку поднять верх, а левую поставить на талию. Наклониться влево, максимально вытягиваясь. При этом не следует совершать пружинящих движений. Повторить на другую сторону.

Бабочка. Сесть на пол, согнув коленные суставы и сложив стопы вместе. Медленно развести колени в стороны, помогая при необходимости локтями. Для более тренированных деток можно усложнить упражнение: во время разведения ног, вытянуться вперед, стараясь дотронуться до пола животом и грудной клеткой.

Киска. Такое занятие тренирует живот и спину. Исходное положение: стоя на полу, оперившись на поверхность ладонями и коленями. На вдохе голову поднять вверх и максимально прогнуть позвоночник вниз. Делая выдох выгнуть спину вверх, втягивая живот. Количество повторений – 10-12. Важный момент – следует постоянно следить за дыханием.

Для улучшения гибкости бедра может выполняться следующее упражнение: встать ровно, выставив одну ногу вперед. Медленно опуститься вниз, сгибая коленные суставы. При этом спина должна оставаться ровной, а голова – прямой. Повторить действие, выставив вперед другую сторону.

Меры предосторожности:

  • Проводить тренировки лучше в специализированных учреждениях под присмотром тренера или врача. Заниматься можно и дома, однако предварительно требуется консультация специалиста и разъяснение техники выполнения.
  • Не стоит делать растяжку через силу. Это может привести к болевым ощущениям у ребенка и он может напрочь отказаться от такого рода занятий.
  • Тренировка обязательно должна начинаться с разминки. Выполнение элементарных движений разогреет суставы и связки, а также подготовит тело к более интенсивным и серьезным нагрузкам.
  • Занятия должны приносить удовольствие. Только так тренировки станут желанными, малыш будет выкладываться на максимум, а это позволит получить желаемый эффект.
  • В случае возникновения болей следует проконсультироваться с терапевтом или ортопедом, возможно, была получена травма.
  • Не рекомендуется проводить занятия с малышом, который капризничает или, если имеются любые признаки заболеваний (кашель, насморк, высокая температура или другие симптомы).
  • Все движения должны быть плавными и медленными, иначе существует высокий риск получения травмы.
  • Не стоит торопить события. Развитие гибкости происходит постепенно – не следует садить ребенка на шпагат спустя неделю тренировок. Это грозит травмированием, при чем не только физическим, но и психологическим.

Для получения результата проводить занятия следует 3 раза в неделю. Важно постоянно увеличивать амплитуду движений и время нахождения в определенной позиции, постепенно доводя до 1 минуты.

Гибкость – это врожденное качество, однако при регулярных тренировках, начатых с детства, можно развить такую способность или значительно улучшить ее.

Источник

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Все упражнения на гибкость можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) –  (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер 2001)

Курамшин Ю.Ф (2003) предлогает разделить все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические , динамические и еще комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними. Так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течении 3-4 с. С последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б.А. Ашмарин, Л.К.Завьялова, 1999).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач. Режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.( Н.В Казакевич 2006).

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос касающийся относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, эффективностью чувством товарищества и интересом ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными).

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания:  выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001): большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность по мнению многих авторов обусловлена:

  1. содействует проведению разминки.
  2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.
  3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1.Снятие стресса и напряжения( снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности).

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности).

4. Физическая  подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов).

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба).

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию).

 К принципами, растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001) следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель.

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности).

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета).

6 Сравнение ( не пытаться сравнивать себя с другими).

7. Ожидание постепенного улучшения.

8 Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным).

9 Расслабление.

10. Разминка перед занятием и после.

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям.

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности ( гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничены 5 факторами:

1 Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Мышечным напряжением.

3 Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4 Ограничением костных и суставных структур.

5 Болью.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

1 Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3 Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц).

Существует ряд методических  указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1 Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2 В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны впередиз исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4.Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерциюдвижения, например махи ногами вперед.                                                                                

5.Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Источник