Способы коррекции речевого развития ребенка

Способы коррекции речевого развития ребенка thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Читайте также:  Нормы и отклонения нарушения в соматическом развитии ребенка

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Сегодня не так часто можно встретить родителей, у которых ребенок абсолютно здоров. К сожалению, современные реалии таковы. Те или иные нарушения встречаются у малышей все чаще. Одно из распространенных отклонений – различные речевые нарушения. Это не только мешает ребенку полноценно общаться с окружающими, но зачастую снижает успеваемость в школе. Поэтому исправление дефектов речи при их обнаружении – задача первостепенной важности.

Основные виды речевых нарушений

В норме к 5–6 годам у ребенка полностью формируется правильное произношение всех звуков, слогов, сложных слов. Если после этого возраста речевые дефекты в речи все еще присутствуют (или возникают), можно заподозрить у него одно из отклонений. Хотя некоторые из них проявляются в более раннем возрасте. Какими они бывают, как выражаются?

  • Дислалия. Ребенок искажает один или несколько звуков, заменяет их другими, смешивает или просто пропускает в речи. В этом случае не нарушены слух и взаимодействие отделов головного мозга с артикуляционным аппаратом. При этом следует помнить, что картавость или шепелявость не являются отклонением у детей до 5 – 6 лет. Они свидетельствуют лишь о физиологическом несовершенстве речевых органов. Основной способ коррекции дислалии – разучивание скороговорок с употреблением проблемных звуков.
  • Дисфония. У ребенка нарушена голосовая функция: он говорит с хрипотцой, осиплостью, гнусавостью. То есть изменяются тембр, высота и сила голоса. Основные причины возникновения данного нарушения – врожденные патологии гортани или неврологические болезни.
  • Афония – крайняя форма дисфонии. Ее симптоматика – исчезновение голоса после того, как ребенок уже научился разговаривать. Остается только способность говорить шепотом. Афония развивается вследствие заболеваний гортани или имеет психогенный характер.
  • Дизартрия. Появляется при недостаточной взаимосвязи между нервной системой и речевым аппаратом. Это одно из самых сложных нарушений, которое характеризуется неполноценностью артикуляции, дефектным воспроизведением звуков, расстройством речевого дыхания, нарушением темпа, ритма, интонации. То есть, речь становится непонятной, нечленораздельной (каша). Это приводит к общему недоразвитию речи, трудностям при чтении и письме. Возникает дизартрия при органическом поражении центральной нервной системы ребенка.
  • Заикание. Мышцы голосового аппарата у малыша находятся в судорожном, напряженном состоянии, что приводит к нарушению темпа, ритма, плавности речи. В результате ребенок говорит, повторяя звуки, слоги или даже целые слова, удлиняет их, прерывается во время речевого спазма. Основные причины возникновения этого дефекта – сильный стресс, испуг (они возможны в любом возрасте), наличие других речевых нарушений, сложная беременность или роды, генетическая предрасположенность, переучивание левши либо неврологические заболевания. В последнем случае ребенок может начать заикаться сразу в процессе овладения речью. Заикание часто сопровождается нервными тиками и энурезом.
  • Афазия. У малыша частично или полностью утрачена возможность говорить. Ребенок не может не только выражать свои мысли, но и понимать чужую речь. Причина возникновения дефекта – патология коры головного мозга.
  • Брадилалия. Это нарушение характеризуется замедлением темпа речи. У ребенка замедленна не только речь, но и письмо, и любая моторная или умственная деятельность, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Голос такого больного однообразный, невыразительный, мимика практически отсутствует. Основная причина возникновения проблемы – заболевания центральной нервной системы.
  • Тахилалия. Дефект, характеризующийся обратной симптоматикой: слишком быстрой, захлебывающейся речью с запинками, перестановками, повторами, пропуском слогов или даже слов. Такие дети обычно гиперактивны и гипервозбудимы. Основные причины заболевания – патологии головного мозга или центральной нервной системы.
  • Ринолалия. Характеризуется гнусавостью голоса, как при сильном насморке. Причина – нарушение строения носоглотки, а соответственно, и ее функций.

Диагностика речевых дефектов

Как видно из сказанного, нарушений речи существует множество видов, но все они – не самостоятельное заболевание, а следствие других болезней или патологий. Соответственно, лечить нужно, прежде всего, первопричину. А значит, обследование должно быть комплексным. Следует посетить:

  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра;
  • логопеда;
  • дефектолога;
  • отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга (при подозрениях на наличие аномалий строения органов).
Читайте также:  Развитие ребенка мебель в картинках

Обследование может включать множество разнообразных видов диагностики:

  • различные виды анализов;
  • УЗИ разных органов;
  • рентген головы или челюстной зоны;
  • электроэнцефалограмму;
  • компьютерную томограмму;
  • магниторезонансную томографию;
  • психологическое тестирование;
  • логопедическое тестирование.

Не игнорируйте обследования, которые кажутся вам «лишними» (например, осмотр психолога или лора). Чем полнее будет картина заболевания, тем более понятно будет докторам, как исправить дефект, диагноз окажется точнее, а лечение — эффективнее. Это особенно актуально для тяжелых форм речевых нарушений.

Лечение и коррекция

В зависимости от вида и тяжести конкретного нарушения, исправление дефектов речи может включать в себя самые разные способы:

  • медикаментозное лечение;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия;
  • коррекция голоса у фонопеда;
  • физиотерапия;
  • массаж;
  • рефлексотерапия;
  • лечебные ванны;
  • использование тренажеров;
  • применение медицинских аппаратов;
  • лечение пиявками (гирудотерапия);
  • коррекция речи у логопеда или дефектолога.

Кроме этого, в каждом конкретном случае эффективными могут оказаться нетрадиционные методы:

  • сенсорная терапия;
  • пескотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия;
  • арт-терапия и др.

Однако родителям обязательно нужно помнить, что коррекция и лечение могут растянуться на долгое время, потребовать систематических занятий у психолога и логопеда. Но прежде всего – родительского терпения, понимания и участия.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

 коррекция речи дошкольников

Составила:

Логопед

Центра развития ребёнка –

 детского сада № 14

«Дельфинчик»:

                              Т.С.Маркина

Что такое «речь»?

Ожегов С.И. даёт такую трактовку:

Речь – способность говорить, говорение

Разговор, беседа

Публичное выступление

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (умение связно рассказывать).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:

Развитие словаря у детей

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.

Формирование грамматического строя речи

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.

Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.

Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).

Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.

Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки  детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.

Ознакомление с художественной литературой.

У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.

Подготовка детей к обучению грамоте

Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.

Итак,  дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.

В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).

Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.

Речевые трудности у детей:

Читайте также:  Развитие ребенка с мышечной гипотонией

Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.

Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика (машину)

Возьми зайчика, собачку.

Дай зайчика, …

Налей в стакан воды и дай его тёте.

Для развития слухового внимания предлагайте задания:

Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.

Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …

Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагается использовать:

Диалог,

Имитацию и звукоподражание,

Стихи

Чтение

Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.

Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.

Например: – Был сапожник?

– Был

– Шил сапожник?

– Шил

и т.д.

Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» – «нет»

Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?

Третья серия – вопрос: Что делает?

Эффективный приём «Театр».

– «Куклы разговаривают»

– «Кормление зверей» и т.п.

Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).

Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета

Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …

Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …

Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …

Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …

Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.

Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.

Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.

В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.

В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:

Заведите «Словарик» – альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.

Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.

Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.

Обращайте внимание на свойства предметов.

Упражняйте в словообразовании.

Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник – … /кисть/.

Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).

Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.

Учите пересказывать прочитанное:

а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию

б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю

в) уточняйте значение непонятных слов.

Спрашивайте, как понимает значение пословиц

Учите отгадывать загадки, объяснять.

Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …

Итак. Речь  – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.

Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004

Источник