Способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка

Способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка thumbnail

Особая роль в семейном воспитании отводится родительской позиции.

Родительская позиция — это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

Так, А. С. Спиваковская определяет родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействия и характере обращения с ребенком [72].

По мнению Р. В. Овчаровой, родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях, прогностической способности родителей строить взаимоотношения с ребенком. Родительская позиция всегда сопряжена с родительской ответственностью и имеет дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью). Выражается в контроле своего поведения и семейной ситуации, характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании [59].

В современной литературе описаны разнообразные родительские позиции:

  • • симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга);
  • • поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин);
  • • сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество;
  • • авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко);
  • • позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся»;
  • • позитивная модель поведения — гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир).

Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, — равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.

Как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Оптимальная родительская позиция, по мнению А. С. Спи- ваковской, должна отвечать трем главным требованиям: адекватность, динамичность и прогностичность.

Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями.

Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития [72]. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком.

Динамичность может проявляться:

• в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

  • • степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;
  • • степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Закостенелая, инфантилизирующая позиция родителя ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительской позиции.

Прогностичность — способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению дальнейшего взаимодействия с ним. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми (поведенческий компонент родительской позиции) [72].

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогностичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии «родители — дети».

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, необходимо отметить следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своих родительских позиций и взаимодействия родители — дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. Таким образом, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться родители — равенство позиции. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.

Читайте также:  Роль педагога для развития ребенка дошкольника

Источник

Фёдорова Юлия Игоревна,

Воспитатель

ГБДОУ №70

Невского района  г.Санкт – Петербурга

«Влияние родительской позиции на формирование личности ребенка».

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания – изучение воспитательных родительских установок и позиций. Во многих исследованиях отмечается, что воспитательная родительская позиция является одним из важнейших факторов, формирующих личность ребенка.

Родительская позиция рассматривается не столько с точки зрения функций, выполняемых родителями, столько с точки зрения принятия мужчиной и женщиной новых  социальных ролей – отца и матери. Если эти роли не приняты, то выполнение неизбежных родительских функций вызывает раздражение или апатию, что негативно сказывается на состоянии и развитии ребенка (Захарова Е.И., Строгалина А.И.).

Родительская позиция рассматривается как структурно сложное образование, включающее в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный аспекты, которые опосредованы субъективными и объективными факторами.

Эмоциональный аспект родительской позиции характеризуется родительскими чувствами, эмоциональным фоном в общении с ребенком,  суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители – дети. По степени выраженности эмоционального отношения к детям выделяются следующие полярные родительские позиции: позиция по типу любви и принятия; по типу неприятия, отвержения ребенка; по типу чрезмерной опеки; по типу излишней требовательности. В этой классификации представлены два крайних типа позиций, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.

Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения.  Ожидания представляют собой образы, регулирующие родительское поведение и определяющие тактику и характер воспитания. Можно выделить глобальный и дифференцированный образ ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами родителя».  Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость и уникальность.

Мера адекватности представлений родителей о ребенке (полное и объективное знание психологических особенностей ребенка, учет его интересов,  склонностей и своеобразия индивидуального развития ребенка) зависит от степени психолого-педагогической компетентности  и воспитательного опыта родителя.

 Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние  на реализацию процесса воспитания в семье, от  степени адекватности которого зависит: создание зоны ближайшего развития и организация сотрудничества в ее пределах; моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными образцами и моделями: регуляция его поведения; посредством поощрения или наказания; осуществление коррекции поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.

Поведенческий компонент заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Представления о ребенке и отношение к нему родителей являются внутренней основой типа воспитания реализуемого в конкретных формах воспитательного воздействия и формы общения с детьми (поведенческий аспект).

В специальных исследованиях сделана попытка выделить и охарактеризовать оптимальные и неоптимальные родительские позиции, а также определить влияние родительской позиции на развитие и поведение ребенка.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности (А.С. Спиваковская).

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его духовном мире изменения. Адекватность проявляется в балансе необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных стадиях развития.

Гибкость родительской позиции характеризуется способностью изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Гибкость может проявляться: а) в изменяемости-статичности «портрета» ребенка; б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка; в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, сменой условий взаимодействия.

Читайте также:  Центр развития ребенка 18 родничок шарья

Прогностичность родительской позиции рассматривается как способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению «опережающего» взаимодействия с ним, способствующего появлению новых психических и личностных качеств у детей.  Только на основе прогностичной родительской позиции можно создать зону ближайшего развития для ребенка и установить оптимальную дистанцию в общении с ним.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

При условии дисгармоничного (неадекватного) воспитания дети испытывают в семье состояние депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего, в безопасности, любви, в контактах с окружающими, в самоутверждении, самореализации.  Соответственно, в семьях с неадекватным типом воспитания отмечается отсутствие или недостаточность таких внутрисемейных условий, гармоничное воздействие которых обеспечивает оптимальное развитие ребенка, формирование положительные нравственных качеств, социально-одобряемых моделей поведения.

Таким образом, родительская позиция влияет на осуществление воспитательной функции,  формирование определенного стиля или типа воспитания и отношения к детям, выполняет регулятивную функцию в семейном воспитании, определяя  отношение к детям, поведение родителей, тактику и характер воспитания.

Литература:

А.А. Бодалев. Семья и формирование личности — М., 1981.

В.Я. Титаренко Семья и формирование личности. — М., 1987.

Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. — Псков, 2004.

Источник

Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А.Я.Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка (образа ребенка глазами родителей). Как следует из приведенных понятий, родительская позиция определяется следующими составляющими:
       1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения;

2) особенностями родительского образа ребенка; 

 3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком. Это и есть структурные компоненты родительской позиции. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции:

1. Адекватность-неадекватность. Этот признак отражает степень ориентированности родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств.

2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности родительской позиции, её способности к изменению; степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним. 

3. Прогностичность. Характеризует способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка, способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития. Важнейшей составляющей родительской позиции, как видно из её структуры, является когнитивный образ ребенка или образ ребенка глазами родителя.

Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка: 1. Глобальный образ – образ, который отражает черты ребенка данного возраста, т. е. возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью психолого-педагогической компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ.   

2. Дифференцированный образ – образ, который характеризует индивидуаль-ноличностные качества ребенка (темпераментные, характерологические и др. особенности). Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Можно выделить следующие механизмы такого влияния:

 1. Механизм создания «зоны ближайшего развития» и организация сотрудничества в её пределах. Родитель может видеть ребенка таким, каким он может стать в потенциале своих возможностей, т.е. ориентироваться в своем видении ребенка на «зону его ближайшего развития». 2. Механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом. Ребенок полностью отождествляет себя с предлагаемым образом, хотя может ему и не соответствовать (при неадекватной родительской позиции). 3. Механизм обусловливания. Родитель наказывает ребенка или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют
50
 
родительскому образу. Таким образом, родитель направленно формирует у ребенка заданные в образе качества и свойства.

 Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает феномен «мистификации». Г. Стерлин понимает феномен «мистификации» как навязывание детям неадекватной системы представлений о себе, как внушение детям того, кем они являются, каковы их потребности, интересы и ценности. В психологической литературе рассматривают следующие формы мистификации: 1. Приписывание ребенку определенных качеств: либо позитивных, либо негативных. 

Читайте также:  Семья в жизни ребенка с нарушениями в развитии

 2. Делегирование. Эта форма мистификации предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных самим родителем.

    3. Инфантилизация. Эта форма мистификации отражает стремление родителя остановить развитие ребенка на детской стадии, когда ребенок был послушен, зависим и им можно было манипулировать. 

4. Инвалидизация. Эта форма мистификации представляет собой принудительное обесценивание возможностей ребенка, его интересов и планов. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного; приписывает ему различные болезни или асоциальные качества.

Родительские установки – это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

Родительские установки имеют трехкомпонентную структуру.
1. Когнитивный компонент – совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания.
2. Эмоционально- оценочный — представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку.
3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания.

Таким образом, можно определить родительские установки как систему родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

       Родительские установки и ожидания включают три уровня:
       “мы – родители” (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
       “мы – родители нашего ребенка” (установки в детско-родительских отношениях);

“это – наш ребенок” (установки и ожидания в отношении ребенка).

Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки “лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида”.На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д.

Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.
       Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Основными факторами, определяющие родительские установки в семье выступают: разница в гендерных особенностях родителей. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. Родительские установки влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, в будущем зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

1. Основы семейной психологии. Методическое пособие. /Составитель: В.Н. Олейник, – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2016. – 60 стр.

2. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина;

Источник