Способность к самоорганизации у ребенка развитие

Самоорганизация – сила! Как научить ей ребенка?

Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении и работе. Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь самим ученикам, увеличивает эффективность их работы, а также позволяет родителям меньше беспокоиться за своих чад. Сегодня мы поговорим о том, что именно подразумевается под способностью к самоорганизации и как можно развить это бесценное умение.

Немного о самоорганизации

Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству:

  • Повышается качество работы. Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.
  • Деятельность становится более упорядоченной. У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.
  • Экономятся время и силы. Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно и остается достаточно времени для досуга, т.к. отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы и т.д.

Важно отметить, что полная самоорганизация возможна только у старших школьников и взрослых людей. Дети и подростки могут обладать ее элементами (следование графику, организация рабочего места и пр.), которые можно развить, и которые становятся превосходным задатком для полной самоорганизации. Полное же отсутствие этого качества ведет к падению школьной успеваемости, утере каких-либо навыков и знаний, снижению качества выполняемой деятельности, неэффективности обучения/работы.

Развитие навыков самоорганизации: способы и советы

Недостаток самоорганизации лучше всего иллюстрирует откладывание работы до самого последнего момента, а потом суматошное и часто некачественное ее выполнение. Наверняка такая ситуация знакома многим, а избежать подобных случаев в дальнейшем очень легко, если знать, как организовать самого себя и свою деятельность.

Самоорганизация – сила! Как научить ей ребенка?

Источник фото

Распорядок дня

Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Школьники, привыкшие к нему в семье или в детском саду, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах. Если же в семье нет возможности установить четкий распорядок (например, ненормированные рабочие графики родителей), рекомендуется установить диапазоны времени выполнения каких-либо действий. Например, ложиться спать не позднее 23.00, выполнять домашние задания с 14.00 до 16.00 и т.д.

Планирование

Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные и т.д. Первоначально родителям необходимо помогать детям в этом процессе, постепенно уменьшая свое участие. При этом не рекомендуется:

  • Планировать время без участия ребенка. Даже если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста. Для эффективного тренинга самоорганизации необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в график и пр. В противном случае это может привести к нежеланию и отказу ребенка следовать намеченном плану или же к неспособности школьника к самостоятельному планированию своих дел даже в старшем возрасте (ребенок просто не знает, как это делать, ведь это всегда было задачей родителей).
  • Возлагать эту задачу полностью на ребенка. На первоначальном этапе необходим контроль со стороны родителей, даже если речь идет о подростке. Однако не нужно занимать директивную позицию, полностью забраковывать составленный учеником график и пр. Родители просто проверяют реалистичность планирования, присутствие в плане всех необходимых дел, вносят свои предложения при необходимости.

Важно, чтобы более 60% намеченных планов было осуществлено. Школьникам младшего возраста понадобится для этого контроль и напоминания родителей. Это связано с тем, что у детей 6-10 лет еще недостаточно сформировано чувство ответственности, очень часто они могут просто забыть о времени, заигравшись с друзьями. Для подростков и старших школьников будет достаточным интерес родителей к тому, как идут дела. Контроль при этом минимальный или отсутствует вовсе.

При необходимости в планы можно и нужно вносить изменения. Для планирования можно использовать традиционные ежедневники или специальные программы и приложения.

Крайние сроки

Для эффективного выполнения работы или проекта (написание реферата, подготовка доклада, создание презентации и пр.) хорошим способом является определение дедлайна — крайнего срока сдачи. Для стимулирования деятельности можно визуализировать эту дату (например, выделить на настенном календаре) или выставить напоминания на гаджете.

Самоорганизация – сила! Как научить ей ребенка?

Источник фото

Организация досуга

Обилие свободного времени, не заполненного никакой деятельностью, ведет к чрезмерному расслаблению и ухудшению навыков самоорганизации. Избежать этого позволит заблаговременное составление списка занятий на досуге. Процесс его создания можно разделить на три этапа:

  • Обдумывание. Ребенку дается задание подумать, что он может делать в свободное от всего время. Школьник письменно перечисляет варианты.
  • Дополнение. После того как ребенок перечислил все варианты, пришедшие ему в голову, родители предлагают другие интересные способы времяпрепровождения. Это могут быть любые занятия, способные заинтересовать ученика: чтение книг, посещение кружков и секций, посещение выставок или мастер-классов и т.д.
  • Составление единого списка. И наконец, из всех подходящих вариантов составляется единый перечень. Впоследствии его можно дополнять и расширять.

Постановка целей

Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы уже с раннего возраста у ребенка были цели. В зависимости от возраста школьника родители:

  1. Ставят цели ребенку самостоятельно. Это применимо к детям дошкольного и старшего школьного возраста.
  2. Ставят цели совместно с ребенком. С учеником 10-15 лет необходимо обговаривать цели и совместно формулировать их. Ребенок высказывает свои желания, а родители направляют его, дают советы, корректируют при необходимости (НО! незначительно).
  3. Вовсе нее принимают участия в поставке целей ребенком – он делает это самостоятельно. Юноши и девушки от 15 лет способны самостоятельно формулировать цели – родители лишь дают советы и оказывают помощь при необходимости.

Цели могут быть самыми разнообразными: от создания аппликации до окончания школы с медалью. Главное, чтобы их достижение было не сиюминутным, а занимало хотя бы несколько часов. Если количество задач и целей очень большое, необходимо помочь школьнику распределить их по степени важности.

Поэтапное выполнение

Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых:

  • Непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего.
  • Должен быть закончен к определенному времени. В качестве напоминания можно использовать визуализацию даты на календаре или соответствующую функцию гаджета.
  • Контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются родителями, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.

Баланс между работой и досугом

Если вы хотите привить своему ребенку навык самоорганизации, то это абсолютно не означает, что нужно загрузить полезной деятельностью каждый миг его жизни. Нужно соблюдать строгий баланс между различными обязанностями школьника (по учебе, по дому и т.д.) и досугом. У ребенка должно быть достаточно времени для желаемых занятий, однако оно должно быть строго определено: 3 часа после выполнения д/з, все воскресенье при условии выполнения всех необходимых заданий по учебе и т.д.

Самоорганизация – сила! Как научить ей ребенка?

Главное, соблюдать баланс… Источник фото

Порядок и пример

Собственный пример, а также порядок в доме отлично способствуют развитию навыков самоорганизации. При этом родителям необязательно планировать каждый свой шаг или соблюдать в доме стерильную чистоту, но рекомендуется:

  1. Выполнять обещания данные ребенку и требовать соблюдения обещаний с его стороны
  2. Следовать большинству намеченных планов
  3. Грамотно организовывать досуг
  4. Хранить вещи в одном и том же месте (например, ручки и бумага всегда лежат в верхнем ящике стола)
  5. Соблюдать порядок на рабочем месте: разбирать бумаги, не оставлять вещи на рабочем столе и т.д.

Самоорганизация – высший уровень владения собой и своим временем, умения эффективно устроить свою деятельность. Навыки самоорганизации вполне можно развить, и делать это стоит с самого раннего возраста. Для развития способности к самоорганизации у себя или детей понадобится много терпения, желания и готовности меняться, но при этом результаты не заставят себя ждать, а деятельность станет в разы эффективнее.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Мудрая сова
05 июня 2015

Источник

Привить ребенку чувство организованности и порядка… Звучит как труднореализуемая задача. И все же есть несколько простых и ненавязчивых способов сделать это. Берите их на вооружение, и совсем скоро ваш малыш или ваш подросток будет в порядке вещей заправлять по утрам постель, ничего не будет забывать в школу и даже перестанет разбрасывать вещи. Как бонус вы получите ребенка, который станет реже опаздывать, или вообще не станет. При этом мы постарались обойтись без совета: «начните с себя».

Заведите и ведите семейный календарь на каждый месяц

1|| Заведите и ведите семейный календарь. Красивый календарь с большими пустыми клетками под каждый день месяца словно сам просит, чтобы его заполняли запланированными делами и встречами. Поручите ребенку вести этот календарь для всей семьи: вписывать все дела, которые есть у мамы, у папы, у брата и у него самого. Это несложная задача, и возложенная ответственность за ведение календаря придает действиям ребенка важность в его собственных глазах. Конечно, с условием, что вы не будете ругать его за перепутанные даты или упущенные записи. Ваша задача помочь ребенку испытать удовольствие от ведения календаря и почувствовать гордость за себя, что он справляется со «взрослой» задачей. Пусть клеит наклейки, рисует сердечки, напоминает маме о записи к врачу (разумеется, мама и сама помнит, но можно лишний раз притвориться, что забыла, и похвалить ребенка, сказав что-то вроде «если бы не ты…»). Проверять списки выполненных дел и вносить обновления в календарь можно за воскресным завтраком. Можно, конечно, вести семейный календарь и всем вместе, чтобы каждый отмечал свои дела. Это уж какой вариант вам больше понравится.

2|| Составляйте контрольные перечни (чек-листы). Чек-листы можно составлять по любому поводу: «3 вещи, которые нужно сделать перед сном», «Список предметов, которые должны лежать в рюкзаке каждый день», «Что взять с собой на выходные к бабушке», «План уборки в комнате», «Список дел на неделю»… Умение ребенка составлять такие списки сначала вместе с родителями, потом самостоятельно, поможет ему выработать стратегию решения задач и привьет навык организации своего времени.

Доверьте ребенку работу по дому, которая предполагает сортировку

3|| Доверьте ребенку такую хозяйственную работу, которая предполагает сортировку и категоризацию. Например, расставлять вымытую посуду по местам, загружать в машинку белье в соответствии с вашими правилами стирки белья, складывать и разносить чистое белье по нужным полкам и ящикам, развешивать и убирать в своем шкафу одежду в соответствии с сезонами. Можно попросить ребенка рассортировать фотографии по датам, чтобы можно было продолжить семейный альбом. Упорядочить книжки в шкафу по высоте, авторам или жанрам, но корешками вперед. Попросите расставить в коридоре обувь по полкам: младшего брата – на верхнюю полку, папину – на нижнюю… Дети легко справляются с такими задачами и даже не скучают во время их выполнения, если четко понимают логику сортировки. Постепенно такая привычка прививается и в отношении порядка на своем рабочем столе, в своих письменных принадлежностях.

4|| Кстати о порядке в столе и на столе. Используйте разной величины контейнеры и органайзеры, чтобы даже у самой маленькой кнопки было свое место. Скрепки, ластики, ручки, карандаши, резинки – пусть ребенок рассортирует однотипные вещи по отдельным контейнерам или ячейкам органайзера. Так легче будет найти нужную вещь в любой момент, и порядок будет держаться в разы дольше. С платяным шкафом можно поступить так же: есть органайзеры для носков, для нижнего белья, вешалки для галстуков и поясов, если не хватает полок в шкафу, можно повешать на внутреннюю перекладину модули в виде полок. С мелкими игрушками тоже можно разобраться с помощью ящиков или органайзеров.

Контейнеры могут стать незаменимыми помощниками при организации вещей в шкафу

5|| Готовьтесь с вечера. Старайтесь найти несколько минут с вечера, чтобы вместе с ребенком подготовить все вещи к завтрашнему дню. Можно составить чек-лист, чтобы ничего не упустить: одежда выглажена, портфель собран, карандаши заточены, заколки для волос готовы, телефон заряжен. Постепенно у ребенка это войдет в привычку, и он уже без вашей помощи сможет контролировать свою готовность к предстоящему дню заранее.

6|| Купите вашему ребенку собственный планировщик. Пусть он выберет его сам, во «взрослом» отделе канцтоваров. Да, у вас уже есть семейный календарь, но свой собственный планировщик можно носить с собой, сверяться с ним, когда перед глазами нет настенного календаря, вносить в него свои планы, которые вечером можно будет согласовать с делами всей семьи, чтобы понять, насколько они осуществимы и не конфликтуют ли с запланированными ранее мероприятиями и интересами других членов семьи.

7|| Приучите ребенка держать свои школьные учебники и тетради в порядке. Раз в неделю можно проверять рюкзак на наличие исписанных ручек, сломанных карандашей, мятых тетрадей. Все обложки на учебниках и тетрадях должны быть целыми, а сами тетради можно хранить в плотной папочке, чтобы они не помялись. При домашнем обучении тетради тоже можно организовать по папочкам: либо попредметно, либо по назначению – для контрольных работ, для текущих работ, для творческих проектов… Все эти папочки можно хранить в одной большой папке на скрепках (биндерах).

8|| График и план выполнения домашних заданий. Чтобы не сидеть над домашним заданием весь остаток дня после школы, сразу установите правила: например, садиться за домашнюю работу через час/два/три (в зависимости от вашей ситуации) после школы, стараясь не тратить на нее больше часа/двух, не отвлекаться на посторонние вещи, пока не закончены все уроки, не делать слишком большие перерывы между заданиями. Порядок выполнения заданий тоже можно продумать: сначала, например, все самые трудные или все письменные.

Заведите дома органайзер с принадлежностями для выполнения уроков

9|| Чтобы меньше отвлекаться на поиск нужных принадлежностей во время домашних уроков, можно завести отдельный пенал или коробочку-контейнер со всеми нужными предметами: линейками, циркулем, резинками, карандашами, ластиком, цветными ручками… В принципе, если у вас уже и так все лежит по местам, этот контейнер можно и не заводить, и так все под рукой, но если еще нет, то лишним он не будет. Пенал, с которым ребенок ходит в школу, можно даже не доставать из портфеля, если есть отдельный набор принадлежностей для домашней работы.

10|| Готовьте с ребенком вместе. Кулинария учит измерять, следовать инструкциям, сортировать ингредиенты, контролировать время – а все это ключевые моменты в искусстве организации. Привлекайте ребенка и к планированию меню на неделю, и к составлению списка покупок на основе запланированного меню. Надо ли говорить, что эти уроки точно не пройдут даром и точно пригодятся в жизни?

Уроки кулинарного мастерства никогда не будут лишними для ребенка

11|| Поощряйте интерес ребенка к коллекционированию. Интерес, который побуждает ребенка что-то собирать, бесценен для формирования навыка организованности, ведь это естественно для коллекционера марок, открыток или фигурок – сортировать, классифицировать, держать в порядке и чистоте свои экспонаты.

12|| Вознаграждайте старания вашего ребенка в стремлении научиться быть организованным человеком. Позитивное отношение к порядку в делах и вещах невозможно без позитивного отношения к нему с вашей стороны. Хвалите ребенка, хвалитесь ребенком своим взрослым друзьям, всячески показывайте, что вы замечаете все, что он делает: все убранные после игры вещи, все сложенные после уроков тетрадки, всю расставленную чистую посуду, и, конечно же, семейный календарь, который помогает всей вашей семье все успевать и никуда не опаздывать.

  • Жанна Алибулатова

Источник

Никогда не читала писем с рассылкой новостей и статей в виртуальных журналах, но тут в очередном выпуске “Ваш репетитор” глаз остановился на статье, посвященной организации времени своего ребенка. И так я не заметно для себя вчиталась и поразилась многим, для меня, незначительным деталям, а ведь, как оказалось, они имеют непосредственное отношение к самодисциплине ребенка. В общем, я прониклась и решила исправить сие упущение;)

Решила выделить ее для Вас!

Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении и работе. Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь самим ученикам, увеличивает эффективность их работы, а также позволяет родителям меньше беспокоиться за своих чад. Сегодня мы поговорим о том, что именно подразумевается под способностью к самоорганизации и как можно развить это бесценное умение.

Немного о самоорганизации

Самоорганизация – это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству:

  • Повышается качество работы. Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.
  • Деятельность становится более упорядоченной. У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.
  • Экономятся время и силы. Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время – работа выполняется планомерно и остается достаточно времени для досуга, т.к. отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы и т.д.

Важно отметить, что полная самоорганизация возможна только у старших школьников и взрослых людей. Дети и подростки могут обладать ее элементами (следование графику, организация рабочего места и пр.), которые можно развить, и которые становятся превосходным задатком для полной самоорганизации. Полное же отсутствие этого качества ведет к падению школьной успеваемости, утере каких-либо навыков и знаний, снижению качества выполняемой деятельности, неэффективности обучения/работы.

Развитие навыков самоорганизации: способы и советы

Недостаток самоорганизации лучше всего иллюстрирует откладывание работы до самого последнего момента, а потом суматошное и часто некачественное ее выполнение. Наверняка такая ситуация знакома многим, а избежать подобных случаев в дальнейшем очень легко, если знать, как организовать самого себя и свою деятельность.

Источник фото

Распорядок дня

Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Школьники, привыкшие к нему в семье или в детском саду, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах. Если же в семье нет возможности установить четкий распорядок (например, ненормированные рабочие графики родителей), рекомендуется установить диапазоны времени выполнения каких-либо действий. Например, ложиться спать не позднее 23.00, выполнять домашние задания с 14.00 до 16.00 и т.д.

Планирование

Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные и т.д. Первоначально родителям необходимо помогать детям в этом процессе, постепенно уменьшая свое участие. При этом не рекомендуется:

  • Планировать время без участия ребенка. Даже если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста. Для эффективного тренинга самоорганизации необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в график и пр. В противном случае это может привести к нежеланию и отказу ребенка следовать намеченном плану или же к неспособности школьника к самостоятельному планированию своих дел даже в старшем возрасте (ребенок просто не знает, как это делать, ведь это всегда было задачей родителей).
  • Возлагать эту задачу полностью на ребенка. На первоначальном этапе необходим контроль со стороны родителей, даже если речь идет о подростке. Однако не нужно занимать директивную позицию, полностью забраковывать составленный учеником график и пр. Родители просто проверяют реалистичность планирования, присутствие в плане всех необходимых дел, вносят свои предложения при необходимости.

Важно, чтобы более 60% намеченных планов было осуществлено. Школьникам младшего возраста понадобится для этого контроль и напоминания родителей. Это связано с тем, что у детей 6-10 лет еще недостаточно сформировано чувство ответственности, очень часто они могут просто забыть о времени, заигравшись с друзьями. Для подростков и старших школьников будет достаточным интерес родителей к тому, как идут дела. Контроль при этом минимальный или отсутствует вовсе.

При необходимости в планы можно и нужно вносить изменения. Для планирования можно использовать традиционные ежедневники или специальные программы и приложения.

Крайние сроки

Для эффективного выполнения работы или проекта (написание реферата, подготовка доклада, создание презентации и пр.) хорошим способом является определение дедлайна – крайнего срока сдачи. Для стимулирования деятельности можно визуализировать эту дату (например, выделить на настенном календаре) или выставить напоминания на гаджете.

Организация досуга

Обилие свободного времени, не заполненного никакой деятельностью, ведет к чрезмерному расслаблению и ухудшению навыков самоорганизации. Избежать этого позволит заблаговременное составление списка занятий на досуге. Процесс его создания можно разделить на три этапа:

  • Обдумывание. Ребенку дается задание подумать, что он может делать в свободное от всего время. Школьник письменно перечисляет варианты.
  • Дополнение. После того как ребенок перечислил все варианты, пришедшие ему в голову, родители предлагают другие интересные способы времяпрепровождения. Это могут быть любые занятия, способные заинтересовать ученика: чтение книг, посещение кружков и секций, посещение выставок или мастер-классов и т.д.
  • Составление единого списка. И наконец, из всех подходящих вариантов составляется единый перечень. Впоследствии его можно дополнять и расширять.

Постановка целей

Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы уже с раннего возраста у ребенка были цели. В зависимости от возраста школьника родители:

  1. Ставят цели ребенку самостоятельно. Это применимо к детям дошкольного и старшего школьного возраста.
  2. Ставят цели совместно с ребенком. С учеником 10-15 лет необходимо обговаривать цели и совместно формулировать их. Ребенок высказывает свои желания, а родители направляют его, дают советы, корректируют при необходимости (НО! незначительно).
  3. Вовсе нее принимают участия в поставке целей ребенком – он делает это самостоятельно. Юноши и девушки от 15 лет способны самостоятельно формулировать цели – родители лишь дают советы и оказывают помощь при необходимости.

Цели могут быть самыми разнообразными: от создания аппликации до окончания школы с медалью. Главное, чтобы их достижение было не сиюминутным, а занимало хотя бы несколько часов. Если количество задач и целей очень большое, необходимо помочь школьнику распределить их по степени важности.

Поэтапное выполнение

Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых:

  • Непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего.
  • Должен быть закончен к определенному времени. В качестве напоминания можно использовать визуализацию даты на календаре или соответствующую функцию гаджета.
  • Контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются родителями, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.

Баланс между работой и досугом

Если вы хотите привить своему ребенку навык самоорганизации, то это абсолютно не означает, что нужно загрузить полезной деятельностью каждый миг его жизни. Нужно соблюдать строгий баланс между различными обязанностями школьника (по учебе, по дому и т.д.) и досугом. У ребенка должно быть достаточно времени для желаемых занятий, однако оно должно быть строго определено: 3 часа после выполнения д/з, все воскресенье при условии выполнения всех необходимых заданий по учебе и т.д.

Порядок и пример

Собственный пример, а также порядок в доме отлично способствуют развитию навыков самоорганизации. При этом родителям необязательно планировать каждый свой шаг или соблюдать в доме стерильную чистоту, но рекомендуется:

  1. Выполнять обещания данные ребенку и требовать соблюдения обещаний с его стороны
  2. Следовать большинству намеченных планов
  3. Грамотно организовывать досуг
  4. Хранить вещи в одном и том же месте (например, ручки и бумага всегда лежат в верхнем ящике стола)
  5. Соблюдать порядок на рабочем месте: разбирать бумаги, не оставлять вещи на рабочем столе и т.д.

Самоорганизация – высший уровень владения собой и своим временем, умения эффективно устроить свою деятельность. Навыки самоорганизации вполне можно развить, и делать это стоит с самого раннего возраста. Для развития способности к самоорганизации у себя или детей понадобится много терпения, желания и готовности меняться, но при этом результаты не заставят себя ждать, а деятельность станет в разы эффективнее.

Источник