Спонтанное развитие речи у ребенка
Иллюзия «спонтанного» усвоения речи каждым здоровым ребенком вселяет в родителей уверенность в том, что им не потребуется специальная педагогическая помощь для этой цели. Но эта уверенность полностью исчезает у них при первом подозрении на нарушение слуха у ребенка. Почти каждая мать обычно спрашивает: «Что я должна говорить ребенку, когда он надевает слуховой аппарат или наушники?» Это означает, прежде всего, что она неправильно оценивает состояние своего ребенка.
Следует заметить, что этому способствуют иногда неправильные рекомендации врачей, ориентирующих родителей на то, что обучение тугоухого ребенка целиком является делом рук специалистов. Нередко при раннем обращении родителей успокаивают, советуют подождать до 3—4 лет, а затем поместить ребенка в специализированное учреждение, где «все сделают». В результате оказывается потерянным наиболее важный период для становления речи на основе остаточного слуха — первые три года жизни.
Между тем, высказывается даже мнение о существовании специфического возрастного периода (до 3-летнего возраста), когда процесс слухоречевого развития происходит с наименьшими трудностями [Pollack, Ernst, Griffiths и др.]. По истечении этого периода процесс обучения замедляется и требует значительно больших усилий.
Факт достижения наибольших успехов при раннем начале слуховой тренировки может иметь, с нашей точки зрения, следующее объяснение. Вероятно, при позднем начале тренировки ребенок уже успевает приспособиться к общению с помощью жестов и мимики, обучается широко пользоваться зрительным анализатором и оценивать ситуацию. В этом случае трудность заключается не только в том, что процесс слуховой тренировки начинается существенно позже, но и в том, что требуются дополнительные усилия для ликвидации ранее приобретенных навыков (т. е. для угасания уже упроченных условных реакций).
Хорошо известно, что процесс переучивания требует значительно больше времени и усилий, чем процесс обучения.
Итак, начинать обучение ребенка нужно как можно раньше, разговаривать с ним следует как можно больше. И при этом родителям полезно знать об основных этапах развития речи и иметь в виду, что тугоухому ребенку для прохождения этих этапов потребуется более продолжительный период времени, чем здоровому, и, естественно, большее внимание со стороны взрослых.
Все сказанное выше свидетельствует еще раз о чрезвычайно важном значении участия родителей в деле реабилитации тугоухого ребенка.
В нашей практике пришлось столкнуться с различными категориями родителей. Среди них были такие, которые были способны пожертвовать буквально всем — и временем, и работой, и средствами ради того, чтобы добиться максимальных результатов. Обычно такие родители сами активно интересуются литературой по физиологии и патологии слуха, стараются вникнуть в детали проводимых исследований, иногда даже участвуют в создании необходимой аппаратуры. Они тщательно наблюдают за состоянием ребенка, многие из них ведут дневники своей работы с детьми, где отражают динамику слухоречевого развития.
Эта категория родителей порой доставляет врачам и педагогам немало хлопот своей активностью, задавая бесчисленные вопросы и стараясь вникнуть во все подробности. Иногда от врача требуется большое терпение и такт при общении с такими родителями, особенно когда приходится сдерживать их излишнюю активность. Но в общем это как раз та категория родителей, которая действительно способна добиваться значительных успехов.
Полярной противоположностью являются родители, равнодушные к судьбе ребенка, совершенно пассивные, полагающие, что вполне достаточно усилий врача и педагога во время обязательных занятий. Дети таких родителей вне этих специальных занятий, как правило, лишены необходимой тренировки.
Нужно заметить, что эти две категории родителей составляют меньшинство, а основной массой являются люди, которых можно отнести к числу просто недостаточно осведомленных в вопросах о том, что происходит с ребенком, какие меры необходимо принять, каких результатов можно ожидать и т. д.
– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”
Оглавление темы “Реабилитация тугоухих детей”:
- Факторы влияющие на успешность реабилитации слуха. Значение степени тугоухости ребенка
- Что такое интенсивная слуховая тренировка? Принципы успешности реабилитации детей с нарушением слуха
- Методы слуховой тренировки у тугоухих детей. Речевое развитие при нарушениях слуха
- Интеграция детей с нарушением слуха. Социализация тугоухих детей
- Обучение тугоухих детей в общей школе. Занятия для тугоухого ребенка
- Работа с родителями тугоухих детей. Школа для семьи ребенка с нарушением слуха
- Слухоречевое развитие детей. Формирование речи и слуха у ребенка
- Спонтанное развитие речи у ребенка. Значение слуховой тренировки для ребенка
- Объем знаний родителей тугоухого ребенка. Практические рекомендации родителям детей для развития речи
- Советы по развитию речи детей. Что делать если ребенок не разговаривает?
Источник
Стр. 42
3.2.7. Развитие планирующей функции речи
Учитывая особенности речи заикающихся с психолингвистических позиций (см. 2.4), для них важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.
Таким образом, в коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).
Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.
В качестве примера можно привести следующие упражнения.
Упражнение 1
Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).
Упражнение 2
Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяется лексика предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение “Это” (“Что это?” “Это утка” “Это аист”).
Упражнение 3
В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы с предъявлением того же наглядного материала (“Это утка, а это аист”).
Упражнение 4
В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на картинке (“Что плывет по реке?” “Лодка”).
Упражнение 5
В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно добавляя новое слово, обозначающее предмет (“Что плывет по реке?” “По реке плывет лодка”).
Упражнение б
Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: “Мальчик идет, и девочка идет”.
Упражнение 7
В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые существительные, но разные глаголы (“Эта птичка сидит, а эта птичка летит”), а затем вводятся прилагательные (“Этот автобус красный, а этот синий”).
Упражнение 8
Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса бежит, а птичка летит”. “Коля умывается, а Света причесывается”), с опорой на наглядный материал.
Упражнение 9
Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это Света. Коля умывается, а Света причесывается”).
Упражнение 10
Отдельно проводится обучение ребенка составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны ранее.
В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:
“Это девочка. — — Девочка играет. — — Девочка играет с собакой. — — — Девочка играет с собакой на поляне.(Если ребенок не знаком с грамотой, в графической схеме предлоги не выделяются, а включаются в фонетическое слово.)— — — —
В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая реализуется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, пересказе, рассказе, спонтанной формах речи (Н.А. Власова, 1983; В.И. Селиверстов, 1994).
Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.
Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, кото-
рым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.
На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.
Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.
На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).
На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.
Методики, разработанные Н.А. Чевелевой (1978), С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой (1980), направлены также на развитие планирующей функции речи.
В этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова (Р.Е. Левина).
Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике. Например: “Меня зовут… Я живу на улице… Я учусь…”. При этом в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых этапах коррекционной работы синтагма должна состоять из 3-4-х слов). Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.
Естественно, что паузы между синтагмами должны быть длительнее, чем в норме. Заикающемуся объясняется значение паузы как для плавности речевого потока, так и для смыслового оформления высказывания.
Задачи по активации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки позволяют автоматизировать этот процесс, что позволяет внутреннее проговаривание сворачивать. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.
Известно, что для нормальной речи характерно наличие хезитационных пауз, их функция связана с поиском слова или грамматической конструкции. Эти паузы не имеют четкой локализации в структуре фразы. В процессе коррекционной работы внимание заикающихся фиксируется только на синтагматических паузах. Это связано с необходимостью обучить заикающихся достаточно жесткому планированию высказывания. При жестком планировании высказывания локализация синтагматических пауз и хезитационных должна совпадать, что умень-
шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.
Последующие этапы работы со взрослыми заикающимися должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально тренировать активный осознанный контроль за смысловой стороной высказывания.
Источник
Приёмы формирования спонтанной речи.
В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
знать особенности диалогической и монологической речи;
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устного собеседования, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.
Экзамен направлен на проверку навыков спонтанной речи.
Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника.
Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена. Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.
Даем рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по монологу:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .
Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Требования к речевому оформлению монологического высказывания:
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить:
Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы. Также обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
При подготовке к составлению монологического высказывания можно предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца».
Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.
Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз меняла гимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно… Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Задания для неподготовленной монологической речи:
1. Ответить на вопрос, употребив образцы.
2. Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.
3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
4. Расширить/сократить указанные предложения.
5. Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.
6. Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.
7.Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов – обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
Даётся высказывание, по алгоритму строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность
После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение- миниатюру, обязательно выделяя абзацы и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
«РЫБА»
Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.
– В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…
Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…
Скелет – это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини…»
Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения – достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.
«ОТВЕТЫ НА НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ»
«Я тебе не нравлюсь?»
«Стенд-ап» – комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи, короткие шутки, истории и импровизация с залом.
«Расскажи новость 5 раз в день»
Ответы на вопросы на камеру.
«Комплимент маме на камерку»
«Главное достижение и главное разочарование учебного года»
Я надеюсь, что предложенные приёмы формирования спонтанной речи окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.
Источник