Спонтанное и направленное развитие ребенка

Спонтанное и направленное развитие ребенка thumbnail

Приведенная выше модель структуры нарушенного развития основывалась Л. С. Выготским преимущественно на топографическом принципе. Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е. динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.

Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый виток — это пространство микрогенеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез. Поскольку любой патогенный фактор начинает действовать в какой-то определенный момент времени, он всегда оказывает неблагоприятное воздействие прежде всего на характер протекания микрогенеза, который и выступает первичным звеном в структуре нарушенного развития. Вторичные нарушения относятся к сфере онтогенеза (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза

Указывая па многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Направленное развитие представляет собой процесс появления заранее планируемых и ожидаемых позитивных изменений под влиянием обучения. Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Появление новообразований в процессе развития под непосредственным влиянием обучения в психологии традиционно обозначается термином “функциональный генез”. Он оказывает позитивное влияние на характеристики микрогенеза и через него влияет на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития он остается, как правило, наиболее сохранной из всех сторон развития. Именно поэтому любая коррекционная работа прежде всего опирается на функциональный генез.

Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась. Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем спонтанного самонаучсния. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает. Неслучайно отсутствие своевременного ее появления является для окружающих признаком неблагополучия в развитии ребенка.

Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях развития ребенка явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие, связанное с обучением. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего самонаучения личности, т.е. для спонтанного развития.

Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны со всей определенностью отмстить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего должно сказаться на характеристиках спонтанного развития. Направленное развитие всегда остается более сохранным в сравнении со спонтанным, именно поэтому существенно возрастает роль обучения в отношении детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Попутно отметим, что в случае распада психики прежде всего страдает направленное развитие, т.е. способность к направленному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.

Подчеркивая значимую роль обучения для детей с ОВЗ, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и детей с ОВЗ может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Эти негативные последствия будут менее ощутимы в случае с нормальным ребенком, так как недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены.

Важность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития.

Источник

Транзактный анализ — восточная версия

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.

Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет — он находится в Естественном Ребенке.

При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Природный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека.

Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым.

Читайте также:  Таблица возрастные особенности развития ребенка

Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Поведение Спонтанного Ребенка можно также классифицировать как негативное (Неблагополучен) и позитивное (Благополучен). Спонтанный Ребенок ведет себя свободно, не придерживаясь родительских требований и запретов. Однако запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Спонтанного Ребенка.

Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!» — традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение.

Важной характеристикой негативного спонтанного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.

Спонтанный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден. Поэтому многие люди позволяют себе проявлять Спонтанного Ребенка только в ситуациях, когда им не грозит опасность и они не скомпрометируют себя в обществе.

Адаптивный, Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий. Чаще всего в работе нам приходится иметь дело с Адаптивным Ребенком.

Первый этап формирования эго-состояние Воспитанный Ребенок проходит от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер.

Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.

Следующий этап от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона» — способ представить себя другим людям.

Когда большинство детей впервые выходят из дома одни, они сталкиваются с внешним миром и с людьми, которых ни они сами, ни их родители не выбирают. Каждый ребенок в результате своего детского опыта начинает понимать, что нужно избегать затруднительных ситуаций в незнакомом мире.

И ребенок копирует или изобретает свои способы адаптации к миру. «Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь.

А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления. Это можно проследить, посмотрев фотографии разных периодов жизни человека. Меняется его выражение лица, поза, мимика или нет.

«Персона» суперадаптивна, однако с возрастом эта детская способность теряется, и полномочия переходят к Взрослому. Если этого не происходит, то человек, находясь среди людей, испытывает тревогу, чувство собственной несостоятельности или совсем избегает людей, предпочитая одиночество.

Воспитанный Ребенок может быть позитивным и негативным. Поведение позитивного Ребенка хорошо было прописано на плакатах периода социализма про счастливое детство. Поза, мимика, мысли, поведение — все было наглядно представлено. «Пионер — всем ребятам пример!», затем «Кодекс строителя коммунизма» — безопасная социализация для адаптивного Воспитанного Ребенка.

Негативный Воспитанный ребенок ярче всего проявляется, когда мы бунтуем, восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают.

Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот. Все то же самое в позитивном Ребенке, только со знаком минус.

Например, был отличником — стал двоечником, была ангельской невестой — стала женой-мегерой.

Психология bookap

Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении.

При этом человек не пользуется прямым способом достижения результата, а требует и кричит, как в детстве, когда был ограничен в ресурсах, чтобы отстоять себя. Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной.

Одна из целей анализа заключается в замене старых, неэффективных способов взаимодействия на новые, которые полностью используют возможность осознанного выбора необходимых ресурсов и форм поведения.

Функциональная структура Взрослого состояния в транзактном анализе пока не разработана. Это ближайшая цель восточной версии анализа. Так в нашей дискуссии с И. А. Чегловой возникло предложение выделить Позитивного и Негативного Взрослого.

Такое условное и схематичное подразделение позволяет лучше понять Взрослое состояние и получить инструменты для работы с ним. В Позитивном Взрослом состоянии человек работает на себя и свободно достигает поставленных им целей. Его жизнь протекает в пространстве свободных решений. Его деятельность направлена на максимальную самореализацию.

Негативное Взрослое состояние направляет свой потенциал для рационализации неблагополучных взаимодействий и организации поведения, направленного на достижение ложных целей или оправдания неудач.

В приведенном ниже опроснике понятие, близкое к Позитивному Взрослому, обозначается как РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ, а понятие, близкое к Негативному взрослому, обозначается как ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ. Перейдем к описанию опросников структуры личности.

Читайте также:  Особенности психофизического развития ребенка 1 класса

Источник: https://bookap.info/lichnost/makarov_tranzaktnyy_analiz_vostochnaya_versiya/gl36.shtm

Современная структура нарушенного развития

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Приведенная выше модель структуры нарушенного развития основывалась Л. С. Выготским преимущественно на топографическом принципе.

Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е.

динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.

Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый виток — это пространство микрогенеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез.

Поскольку любой патогенный фактор начинает действовать в какой-то определенный момент времени, он всегда оказывает неблагоприятное воздействие прежде всего на характер протекания микрогенеза, который и выступает первичным звеном в структуре нарушенного развития.

Вторичные нарушения относятся к сфере онтогенеза (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза

Указывая па многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Направленное развитие представляет собой процесс появления заранее планируемых и ожидаемых позитивных изменений под влиянием обучения.

Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Появление новообразований в процессе развития под непосредственным влиянием обучения в психологии традиционно обозначается термином “функциональный генез”.

Он оказывает позитивное влияние на характеристики микрогенеза и через него влияет на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития он остается, как правило, наиболее сохранной из всех сторон развития.

Именно поэтому любая коррекционная работа прежде всего опирается на функциональный генез.

Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась.

Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем спонтанного самонаучсния. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает.

Неслучайно отсутствие своевременного ее появления является для окружающих признаком неблагополучия в развитии ребенка.

Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях развития ребенка явно доминируют элементы самонаучения.

Позже на передний план выходит направленное развитие, связанное с обучением.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего самонаучения личности, т.е. для спонтанного развития.

Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны со всей определенностью отмстить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего должно сказаться на характеристиках спонтанного развития.

Направленное развитие всегда остается более сохранным в сравнении со спонтанным, именно поэтому существенно возрастает роль обучения в отношении детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Попутно отметим, что в случае распада психики прежде всего страдает направленное развитие, т.е.

способность к направленному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.

Подчеркивая значимую роль обучения для детей с ОВЗ, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и детей с ОВЗ может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития.

Эти негативные последствия будут менее ощутимы в случае с нормальным ребенком, так как недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития.

Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены.

Важность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития.

Источник: https://studme.org/78592/psihologiya/sovremennaya_struktura_narushennogo_razvitiya

Источник

После очередного случая с участием подростков и стрельбы в школе общество словно разделяется на тех, кто во всем винит семью, и тех, кто считает, что ребенок изначально имел наклонности к насилию. Изредка встречается также мнение, что «школа довела». На этом примере можно отследить, на что опираются люди при воспитании и развитии ребенка.

Генетика или воспитание – что определяющее при развитии ребенка?

Давайте попробуем разобраться, посмотрим на вопрос с разных точек зрения.

Сознание.

Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка

Английский философ Джон Локк предполагал, что ребенок рождается с чистым сознанием, схожим с белым листом бумаги, на который накладывается некий опыт и знания извне. В дальнейшем данный постулат был оспорен – писали, что здесь игнорируются некие врожденные качества человека, темперамент, особенности нервной системы и пр.

Читайте также:  Умный ребенок центр детского развития новороссийск

Бессознательное.

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Зигмунд Фрейд учел предыдущий опыт. В его теории включены заложенные данности. Ребенок рождается с «Оно» – бессознательными импульсами, первичными биологическими потребностями, желаниями и эмоциями; без неких моральных установок и нравственных оценок. В ходе развития родители знакомят ребенка с понятиями социальных норм, правил, идеалов, совести, цивилизованности, всеми теми понятиями, которые позволяют человеку жить в обществе. Формируется так называемое «Сверх-Я» (приобретенное бессознательное) – полная противоположность «Оно» (наследственное бессознательное). «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через единственное осознаваемое «Я». Другими словами, заложенное природой и привитое воспитанием сидит в бессознательном и влияет на наши решения. В бессознательном «сложены» все наши действия/ желания и реакция на них от значимых взрослых, что в дальнейшем и определяет наше поведение.

Развитие.

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Лев Семенович Выготский писал о роли спонтанного и направленного развития. Ребенок рождается и начинается его спонтанное развитие. В первый год жизни ребенок развивается исключительно спонтанно – сам научается держать головку, агукать, переворачиваться, брать в ручки предметы. Сколько бы взрослый не пытался чему-то научить ребенка в этот период, результатов будет в лучшем случае мало. У ребенка свой темп развития. Чем старше становится ребенок, тем больше начинает играть роль направленное воспитание, снижается роль спонтанного. К школе у ребенка превалирует направленное развитие, поэтому он может целенаправленно усваивать учебный материал.

Отношения.

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Джон Боулби в своей теории привязанности разбирает механизм выживания ребенка в семье. Поведение мамы в отношении ребенка воспринимается им как ответ мира о принятии или непринятии. Из взаимодействия вырастают способы адаптации, формируются механизмы общения, необходимые для выживания малыша. Эти способы адаптации и общения потом влияют на дальнейшую жизнь. Если мама подходит к малышу только, если он плачет или болеет, то и в последующей жизни ребенок может использовать грусть или болезнь для привлечения внимания (зачастую бессознательно). Ребенку не важно, какое именно мама дает внимание, жизненно необходимо само по себе внимание к ребенку, оно обеспечивает его выживание. Именно поэтому ребенок плохо себя ведет, кричит или безобразничает, если только такое поведение помогает заполучить мамино внимание и любовь (что для ребенка может означать одно и то же).

Объединяя опыт специалистов, можно сделать определенный вывод. Ребенок рождается с достаточно «чистым» сознанием, готовый воспринимать все, что происходит и окружает его. При этом у него есть набор неких физиологических данных, импульсов и особенностей, которые влияют на темп развития и усвоения знаний, избирательность и значимость усвояемого. В первый год ребенок реагирует на свои физиологические потребности и эмоциональный климат вокруг. Спонтанно развивается и пополняет бессознательное информацией извне – как принимает мир (через мамины реакции на него) и безопасно ли существовать (через эмоциональный мамин отклик – тревожный или умиротворенный). По мере роста спонтанное развитие потихоньку уступает место направленному (в том числе и воспитанию). Ребенок уже не столько «впитывает» разные ситуации вокруг, сколько целенаправленно обучается и реагирует из своего опыта.

Таким образом, поведение ребенка (а после и уже взрослого человека) определяется в совокупности:

– опытом его отношений со значимым взрослым в первые годы жизни;

– реакцией взрослых на импульсы и желания (подавление или помощь в контроле и выражении);

– способами взаимодействия с мамой, ее реагированием на потребности малыша;

– особенностями нервной системы и прочих физиологических данных.

Вопрос о влиянии генетики и воспитания остается открытым. Только теперь у нас есть возможность задуматься о своей родительской роли в воспитании ребенка, заодно вспомнить опыт собственного детства.

(материалы к статье взяты из открытых источников в интернете)

А к какой точке зрения склоняетесь вы? Что нас определяет – наследственность или воспитание?..

«Я все для него делала – мыла, убирала, готовила, детей его воспитывала, не беспокоила по пустякам, а он изменял…» «Я всегда старалась быть понимающей женой, не устраивала скандалов, …

Мальчики, которые матерились

Я никогда не ставлю задачи отучить подростков материться (особенно мальчишек). Подросток – уже практически взрослый человек, слышал и видел очень много из «вредного» (как бы ни опекали …

Как справиться с истериками ребенка?

Иногда после занятия родители спрашивают меня, почему их ребенок в моем кабинете ведет себя так тихо, не кричит, не дерется, не плачет, что для него необычно. Что я такое делаю, что ребеночек после 2-3 …

Источник