Список литературы эмоциональное развитие ребенка

Список литературы эмоциональное развитие ребенка thumbnail

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Как показал анализ психологической литературы – несмотря на большой объем теоретического материала по проблеме психологического развития дошкольников, недостаточное внимание уделено эмоционально-личностному развитию детей в неполных семьях.

Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним, ученые, в частности А.Д.Захаров, В.И.Гарбузов, В.И.Козлов и др. относят испуг, семейные конфликты, уход отца из семьи, развод родителей.

В своей работе мы рассмотрели эмоционально-личностное развитие детей в полных и неполных семьях. Была выявлена тенденция согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. С одной стороны можно предположить, что у мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект идентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичности; что приводит к сниженному самоощущению и общему психологическому дискомфорту. Однако, с другой стороны, полученные факторы могут являться следствием попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты и пр. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения.

Однако полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов.

Таким образом, наша гипотеза по данной выборке дошкольников подтвердилась.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 2007.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М., Воронеж, 1995.

6. Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. М., 1996. – №5, с.63-67.

7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1988.

8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., Просвещение, 1988.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4., 1984.

12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, №5.

13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С-П., 1994.

14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 2007.

15. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Мн: Харвест, 2001.

16. Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.

17. Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.

19. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.

20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т.: Т.1. М., 1986.

21. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 – №6, с.59-73.

22. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

23. Зубова Г., Анаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. М., 2004 – №7.

24. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.

25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

26. Книга психологических тестов. М.: ООО «Мир книги», 2003.

27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

28. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003.

29. Крысько В.Г. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2003.

30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., изд-во УРАО, 1997.

31. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1998.

32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997.

33. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. М., 2003 – №5, с.80-85.

34. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.

35. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. – №2 – с.13-20.

36. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 1985.

37. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

38. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003.

39. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: ВЛАДОС, 2001

40. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2008.

41. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика – Синтез, 2003.

42. Психологическое воспитание. Под ред. Петровского В.А. М., 1995.

43. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986.

44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – т.II – М., 1989.

45. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.

46. Смирнова Е.О., Холмагорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.

47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2008.

48. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2008 – №6, с. 18-28.

49. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2008.

51. Тейлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. М., 2003.

52. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.

53. Общая психология. М., 1986.

54. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

55. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я2 в рисунке и почерке. СПб., 1997.

56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.

57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 2008.

58. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

59. Энциклопедия молодой женщины. М., изд-во «Прогресс» и Фонд имени И.Д.Сытина, 1992.

Источник

1. Анохин, П. Эмоции / П.К. Анохин. – БМЭ т. 35 М., 1962.

2. Асмолов, А. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М., 1990.

3. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 1976 – №1 – с. 27.

4. Бондаренко, А. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.

5. Бражас, В. Развитие эмоций в раннем детстве и их проявление в выразительных движениях / В.Н. Бражас // Вестник психологии.1913 – вып. 1.

6. Бреслав, Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990.

7. Бреслав, Г. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. – Рига, 1984.

8. Бреслав, Г. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / Г.М. Бреслав // Вопросы психологии – 1984 – №3 – с. 53.

9. Буров, А. Эмоция, чувство и отношение / А.И. Буров // Вопросы психологии – 1966 – №1.

10. Былкина, Н. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии – 2000 – №1 – с. 38.

11. Васильева Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л.П. Васильева – М., 1985.

12. Венгер, Л. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1988.

13. Вилюнас, В. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ. – 1976 – с. 142.

14. Витт, Н. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации / Н.В. Витт // Вопросы психологии – 1965 – №3 .

15. Волосова, Е. Развитие эмоций у детей / Е. Волосова // Дошкольное воспитание. – 1979 – №11 – с. 57.

16. Воробьева, П. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста / П. Воробьева. – М.: 1992.

17. Выготский, Л. Проблема эмоций / Л.С. Выготский // Вопросы психологии – 1958 – №3 – с. 125.

18. Гарскова, Г. Введение понятия “эмоциональный интеллект” в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова. // Ананьевские чтения – 99: Тезисы научно-практической конференции. – СПб. – 1999 – с. 25.

19. Гордеева, О. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций / О.В. Гордеева // Вопросы психологии – 1994 – №6 – с. 26.

20. Гордеева, О. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии – 1995 – №2.

21. Громова, Е. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – М.: Наука, 1980.

22. Денисова, З. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.П. Денисова. – Л., 1978.

23. Диагностика и регуляция эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

24. Додонов, Б. В мире эмоций /Б.И. Додонов – М.,1987.

25. Додонов, Б. Классификация эмоций при исследовании направленности личности. / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1975 -№1,с.21.

26. Додонов, Б. О так называемой «информационной теории эмоций» / Б.И. Додонов // Психологический журнал.-1983. -№2.-с.104.

27. Додонов, Б. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности /Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1974. – №6 – с. 50.

28. Дружинин, В. Психология эмоции/В.Е. Дружинин. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

29. Дорофеева, Э. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний /Э.Т. Дорофеева// Проблемы моделирования психологической деятельности – Новосибирск, 1968. – с.279.

30. Ежкова, Н. Эмоционально – ценностное развитие дошкольников./Н.С. Ежкова. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.

31. Ермолаева, М. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста /М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М., 1996. – с.23.

32. Запорожец, А. Избранные психологические труды: В 2-ух т./ А.В. Запорожец. – М.,1986, т.1.

33. Запорожец, А. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 1974 -№6.

34. Зарудная, А. Эмоции чувства /А.А. Зарудная // Психология: Учебник – Минск, 1970.

35. Захаров, А. Как помочь нашим детям избавиться от страха/ А.И. Захаров. – СПБ., 1975.

36. Злобин А. К классификации эмоций/ А.Т. Злобин//Вопросы психологии. – 1991. – №4 – с. 96.

37. Золотнякова, А. Роль экспрессии в узнавании ребёнком – дошкольником эмоциональных состояний /А.С. Золотнякова // Учебные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1964. – т.254 – с.186.

38. Изард, К. Эмоции человека / К.Э. Изард – М.,1980.

39. Изард, К. Психология эмоций / К.Э. Изард СПБ.: Питер, 2000.

40. Ильин, Е. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин.- СПБ.: Питер. 2003. /Серия «Мастера психологии».

41. Костандов, Э. Восприятие и эмоции / Э.А. Костандов. – М.,1997.

42. Кошелева, А. О возможности развития эмоций в игре. /А.Д. Кошелева, Л. Абрамян. // Дошкольное воспитание. – 1982 – № 3 – с. 30.

43. Кряжева, Н. Мир детских эмоций детей 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

44. Кряжева, Н. Развитие эмоционального мира у детей / Н.Л. Кряжева. Ярославль 1996.

45. Кулагина, И. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина – М.: Издательство УРАО, 1998 – с.176.

46. Лабунская, В. Опознание эмоциональных состояний по мимике / В.А. Лабунская // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1978 – Вып. 4. – с.40.

47. Лук, А. Эмоции и личность /А.Н. Лук. – М., 1982.

48. Любина, Г. Обучение дошкольника «Языку чувств» /Г.А. Любина. // Дошкольное воспитание. – 1996 – № 2 – с.4.

49. Люблинская, А. Детская психология: Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М., 1971.

50. Люсин, Д. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» / Д.В. Люсин // Познание, общество, развитие. – М.: Институт психологии РАН, 1966.

51. Люсин, Д. Эмпирический анализ категоризации эмоций /Д.В. Люсин // Вопросы психологии. – 1999. -№ 2. – с.50.

52. Макаренко, Ю. Распознавание мимики как метод изучения формирования эмоциональных реакций у детей. / Ю.А. Макаренко, П.В. Симонов, Н.В. Масленникова, О.А. Сидорова, Э.А. Карпович, П.В. Старшов // Методы исследования функций организма в онтогенезе. – М.,1975.

53. Маршак, С. Воспитание словом / С.Я. Маршак – М., 1961.

54. Минаева, В. Развитие эмоций. В.М. Минаева. -М.: ЛРКТИ, 1999.

55. Мир детства: Дошкольник /А.А. Хрипкова: Род редакцией А.А. Хрипковой. – М., 1979.

56. Мухина, В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина – М., 1998.

57. Мухина, В. Детская психология / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1985.

58. Неверович, Я. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения /Я.З. Неверович // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду общества психологов – М., 1977 – с.73.

59. Немов, Р. Психология. Кн.1. / Р.С. Немов – М., 1994.

60. Ольшанникова, А. Эмоции и воспитание. / А.Е. Ольшанникова. – М., 1983.

61. Переверзева, И. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И.А. Переверзева // Вопросы психологии. – 1989. – №1 – с.113.

62. Прохорова Г. Азбука настроений. / Г.В. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 1999. – №8. – с. 35.

63. Психология воспитания. / В.А. Петровский: Под редакцией В.А. Петровского. – М.,1995. – с.113.

64. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер: Под редакцией В.К. Вилюнас, Гиппенрейтер. М., 1984.

65. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович: Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

66. Селиверстов, В. Речевые игры с детьми / В.Н. Селиверстов. – М.: «Владос», 1994.

67. Стрелкова, Л. Войди в тридевятое царство. Начало пути. Кн.1 /Л.П. Стрелкова. – М.: «Новая школа», 1995.

68. Стрелкова, Л. Теоретико – методологический подход к проблеме эмоционально – эмпатической регуляции поведения дошкольника /Л.П. Стрелкова // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.: Одесса, 1995.

69. Стрелкова, Л. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-яй. / Л.П. Стрелкова. – М.: «Интерпрайс», 1995.

70. Тоом, А. О Восприятии эмоций по лицевой экспрессии / А. О. Тоом. // Психологический журнал. – 1981. – № 4 – с. 150.

71. Трунова, Н. Зависимость регулирующей функции эмоций от оценки результатов деятельности детей дошкольного возраста. / Н.М. Трунова. // Новые исследования в психологии. -1975 -№2. – с.28.

72. Трунова, Н. Об изучении эмоций у детей. / Н.М. Трунова // Дошкольное воспитание. – 1970. – №5. – с. 28.

73. Урунтаева, Г. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -М.: Просвещение, 1995.

74. Урунтаева, Г. Психология дошкольника: Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.

75. Щетинина, А. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека /А.И. Щетинина. // Вопросы психологии. – 1984 – №3 – с.61.

76. Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Кошелева: Под редакцией А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

77. Якобсон, П. Психология чувств / П.М. Якобсон. – М: Педагогика, 1985.

78. Якобсон, П. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. -М.: Знание, 1976.

79. Яковлева, Е. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1997. – №4. – с.20.

80. Янкина Е. Эмоции в развитии интеллекта ребёнка дошкольного возраста / Е.И. Янкина // Ананьевские чтения – 99: Тезисы научно – практической конференции. – СПБ., 1999 – с.238.

Источник

Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательнообразовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.

Акслайн В. Игровая терапия. М., 2000.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993.

Анохин П.К. Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984.

Антропов Ю.В., Карпина Л.М. Аффективные нарушения и расстройства желудочно-кишечного тракта у детей и подростков // Педиатрия. 1997. № 3. С. 52-57.

Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков // Рос. психиатр, журн. 1998. N° 3. С. 63-67.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысли вание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. N° 1. С. 3-16.

Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Там же. 1993. N° 2. С. 3-16.

Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников //Типологические исследования по психологии личности: (Сб. под ред. В.С. Мерлина). Пермь, 1967.

Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова ЕД. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Рос. мед. журн. 1998. N° 2. С. 43-49.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

Бодалев А.А., Столин В.В. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы семейного консультирования. М., 1989.

Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тез. докл. на 2-м съезде Общества психологов. М., 1963. Вып. 6.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Прогресс, 1968.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 1995.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 72-79.

Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Там же. 1972. № 2.

Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моек, ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21-30.

Бороздина Л.В., Залучёнова ЕЛ. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 104-113.

Боулби Д. Создание и нарушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. 2-е изд. М.: Академический проспект, 2006.

Боулби Д. Теория привязанности. М., 2003.

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Брат X., Рихберг И.-М. Беспричинный страх. М.: Сигма-Пресс; Феникс, 1998.

Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Бреслав ГМ. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О Л., Лебедева Н.Н., Лидере Л.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пос. для студентов высш. учеб, заведений. М.: Моек, психол.-социальный институт, 2007.

Василенко А.О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка // Сб. науч. тр. Севсро-Кавказ, гос. техн. университета (Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 2 (14).

Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.

Введение в гендерные исследования. Харьков; СПб., 2001.

Венгер AJJ. Психическое развитие детей в процессе совместной деятельности // Вопр. психол. 2001. № 3. С. 17-26.

Вилыоцкая О.В. Повышение коммуникативной компетенции школьников как один из методов снятия эмоциональной напряженности // Вести. Ставропольского ун-та. 1998. Вып. 16.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

Гарбузов В.И., Захаров Л.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.

Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопр. психол. 1994. 6.

Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 137-149.

Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Там же. 1995. № 5.

Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1995.

Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дне…. канд. психол. наук. СПб., 1996.

Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № з.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: СОЮЗ, 1998.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: Дис…. канд. психол. наук. М., 1998.

Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.

Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психол. 1984. № 4.

Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: Кн. для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

Каунепко И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 1993.

Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996

Кочубей, Б.И., Новикова Е.В. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. 1988. № 9.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Поп. пос. для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Курдюкова НА. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Авторсф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 1997.

Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.

Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1982.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1993.

Леонтьев AM. Проблемы развития психики. М., 1972.

Лидере А.Г. Семья как психологическая система. М.; Обнинск, 2004.

Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117-124.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и ау- тичными детьми. М.: Генезис, 2000.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб, для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.

Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена // Психол. исследования. 1985. № 4. С. 112-119.

Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Дис…. канд. психол. наук. СПб., 2004.

Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.

Павленко Т.А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

Пасыпкова И.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1.С. 169-174.

Подольский Л.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: Теория и практика. СГ16.: Питер, 2004.

Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: депрессивный подросток. М., 2004.

Подольский А.И., Идобаева О.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога. СПб., 2007.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 1977.

Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психол. наука и образование. 1998. № 2.

Прихожан А.М. Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.

Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1990.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моек, психол.-социальный ин-т: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1997.

Психология аномального развития ребенка / Под ред. Лебединского В.В., Бардышевской М.К. М.: ЧеРо, 2002.

Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.

Психотерапия детей и подростков. 2-е изд. / Под ред. Ф. Кендалла. СПб.: Питер, 2002.

Развитие личности ребенка/П.Х. Массен и др. М.: Прогресс, 1982.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З. М.: Педагогика, 1986.

Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Реан А.А., Коломинский ЯЛ. Социально-педагогическая психология. СПб., 1999.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

Ремгимидт X. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. М.: ЭКСМО-Прссс, 2001.

Ремишидт X. Психотерапия детей и подростков. М: Мир, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. М.: ВЛАД ОС, 1996.

Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: ВЛАДОС, 2001.

Рояк АЛ. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

Самоукина II.В. Биотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопр. психол. 2000. .№ 3.

Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Там же. 1991. № 4.

Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. Киев: Наук, думка, 1986.

Славина JI.С. Трудные дети. М.; Воронеж, 1998.

Словарь практического психолога / Сосг. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.

Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопр. психол. 1985. № 4.

Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М., 1992.

Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 76-87.

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент// Там же. 1999. № 1.

Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Там же. 1998. № 3. С. 50-60.

Смирнова Е.О.у Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Там же. 1999. № 6. С. 18-28.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. М.: Изд-во Моек. гос. ун-та, 1985.

Степанов С.С. Беспокойство — его причины и следствия // Школьный психолог. 2004. № 8.

Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога — родителям. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Сурогина Н.К. Синдром «выгорания» у учителей как фактор дезадаптации детей с ЗПР // Ананьевские чтения-98: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 1998. С. 209-210.

Творогова НД. Страх и тревожность // Психология: Лекции для студентов мед. вузов. М.: ВУНМЦ, 1998.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.

Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.: Педагогика, 1986.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Шашкова ИЛ. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983.

Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопр. психол. 2000. № 2. С. 69-78.

Шубина Е.В. Страх: враг или друг? СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004.

Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 1999

Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998.

Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека // Вопр. психол. 1984. Ха 3.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой А.Д. М.: Просвещение, 1985.

Эрисксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Якобсон ИМ. Изучение чувств у детей и подростков. М.: АПН, 1961.

Якобсон ИМ. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Якобсон ИМ. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

Яковлев ГМ. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания // Психология. Учеб. / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999.

Ames D.t Morris M.W., Мепоп Г. Stanford: Stanford University Research Papers, 2000.

Bhogal K.S., Baldwin D.S. Pharmacological treatment of social phobia // Psychiatry, article in press.

Blanchette I., Richards A.; Cross A. Anxiety and the interpretation of ambiguous facial expressions: The influence of contextual cues. The Quarterly Journal of Experimental Psychology. Vol 60(8). Aug 2007. P. 1101-1115.

Bokhost C.L., WestenbergPM., Oosterlaan JHeyne DA. Changes in social fears across childhood and adolescence: age-related differences in the factor structure of the fear survey //Journal of Anxiety Disorders, article in press.

Broman-FulksJ., Storey K.M. Evaluation of a brief aerobic exercise intervention for high anxiety sensitivity. Anxiety, Stress & Coping; Jun. 2008. Vol. 21 Issue 2. P. 117-128.

Carleton R.N., Collimore K.C., Gordon J.G. Corrigendum to social anxiety and fear of negative evaluation. Construct validity of the FFNE-II // Journal of Anxiety Disorders, article in press.

Christensen P.N., Stein M.B., Means-Christensen A. Social Anxiety and Interpersonal perception: a Social Relations Model analysis // Behavior Research and Therapy. Vol. 41. Issue 11. Nov. 2003. P. 1355-1371.

Ciccetri D., Toth Sh. L. Developmental Psychopathology and Disorders of Affect.

Crost N.W., Pauls C.A., de WackerJ. Defensiveness and anxiety predict frontal EEG asymmetry only in specific situational contexts. Biological Psychology. Apr. 2008. Vol. 78. Issue 1. P. 43-52.

Essau S., Petermann U. Mood depression // Developmental Psychopathology: Epidemiology, Diagnostics, and Treatment. London, 1997.

Essau S., Petermann F. (Eds.). Depressive Disorders in Children and Adolescents: Epidemiology, Risk Factors, and Treatment. New Jersey; London. 1999.

Fehm L., Schneider G., HoyerJ. Is post-event processing specific for social anxiety? // Journal of Behaviour Therapy and Experimental Psychology. March. 2007. Vol. 38. Issue 1. P. 11-22.

Fehm L., de Beesdo K., Jacobi F., Fiedler A. Social anxiety disorder above and below the diagnostic threshold: prevalence, comorbidity and impairment in the general population Social Psychiatry & Psychiatric Epidemiology. Apr. 2008. Vol. 43. Issue 4. P 257-265.

Field A.P., Lawson J., Banerjee R. The Verbal Threat Information Pathway to Fear in Children: The Longitudinal Effects on Fear Cognitions and the Immediate Effects on Avoidance Behavior. Journal of Abnormal Psychology; Feb2008, Vol. 117 Issue 1, p. 214-224.

Fresco D.M., Alloy L.B., Reilly-Harrington N. Association of attribution- al style for negative and positive events and the occurrence of life events with depression and anxiety//Journal of Social & Clinical Psychology. Dec. 2006. Vol. 25. Issue 10. P 1140-1159.

Goodyer I.M., Wright, C., Altham P.M.E. Recenf friendships in anxious and depressed school-age children // Psychological Medicine. 1989. 19.

Goodyer I.M. Life Experiences, Development and Chidhood Psychopathology. Chichester: John Wiley, 1990.

Goodyer I.M. & Altham, P.M.E. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school-age children and adolescents //Journal of Affective Disorders. 1991. 21.

Grant К.-A., McMahon C., Austin M.-P. Maternal anxiety during the transition to parenthood: A prospective study // Journal of Affective Disorders. May. 2008. Vol. 108. Issue 1/2. P. 101.

Gregory A.M., Lau J., Eley T.C. Finding gene-environment interactions for generalised anxiety disorder // European Archives of Psychiatry & Clinical Neuroscience. Apr. 2008. Vol. 258. Issue 2. P. 69-75.

Hayward C., Wilson K., Eagle A., Kraemer K., Killen H.C., TaylorJ.D., Barr C. The developmental psychopathology of social anxiety in adolescents // Depression & Anxiety (1091-4269). 2008. Vol. 25 Issue 3. P. 200-206.

Harrington R. Depressive Disorder in Childhood and Adolescence. John Wiley & Sons, 1995.

Ileymans P, Podolskij A., Karabanova O., Polivanova K., Zacharova H. The acquisition of sociomoral competencies. P. 2: Personal development in Vidnoie’s adolescents. Report on EEC/INTAS project № 93-2576. Utrecht University, 1996.

Heymans P. Depression among Vidnoie’s adolescents. Report on the Vidnoie Project. Utrecht: Dept, of Developmental Psychology, Utrecht University, 1996.

Heymans P, Idobaeva O., Podolskij A. Living in a family where one of the parents is depressed: the Obninsk study. Internal Report. Utrecht University, 1997.

Heymans, P. (1998). Adolescent depression and social situation of development (1998) (in co-authoring with Olga Idobaeva and Andrei Podolskij). Paper presented at the 6th European Conference on Adolescence. Budapest, Hungary, 1998.

Heerey EA.} KringA.M. Interpersonal Consequences of Social Anxiety //Journal of Abnormal Psychology. Feb. 2007. Vol. 116. Issue 1. P. 125-134.

Elirch C.R., Holmes E.A. Mental imagery in anxiety disorders // Psychiatry. Apr. 2007. Vol. 6. Issue 4. P. 161-165.

Hoerold D.D., O’Keeffe P., Bates F., Peril //., Robertson M. Neuropsychology of self-awareness in young adults // Experimental Brain Research. Apr. 2008. Vol. 186. Issue 3. P. 509-515.

King P.R., Endler N.S. The Trait Anxiety-Perception Score: A Composite Predictors for State Anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. Apr. 1990. Vol. 58. Issue 4. P. 679-684.

Moscovitch D.A., Hoffman S.G. When ambiguity hurts: Social standards moderate self-appraisals in generalized social phobia // Behavior Research and Therapy. May. 2007. Vol. 45. Issue 5. P. 1039-1052.

Moser J.S., Huppert J.D., Duval E., Simons R.F. Face processing biases in social anxiety: An electrophysiological study // Biological Psychology. Apr 2008. Vol. 78. Issue 1. P. 93-103.

Источник