Спецкурс социальное развитие ребенка под ред зверевой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 87
Семинар – практикум
«Социально – личностное развитие дошкольников
как условие формирования успешной личности»
Составила: педагог-психолог
Ложкина В. С.
г.Калининград,
2018г.
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Что влияет на социально-личностное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Одну из главных ролей в социальном развитие ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка одним из стимулов поведения.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.
Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом. На воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения. Кроме этого в процессе, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.
Общение – это процесс взаимодействия людей.
Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка – один из путей овладения общественным опытом.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Младший дошкольный возраст.
В младшем возрасте ребенку необходимо и достаточно, привлечь внимание сверстников к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие.Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Необходимо обратить внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки – мышки» и пр.).
Средний дошкольный возраст.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все больше места в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после четырех лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.
Старший дошкольный возраст.
К 6–7 годам у детей снова существенно меняется отношение к ровесникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других людей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
Как способствовать социально-личностному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.
Социально-личностному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.
Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:
– трансляция родителям положительного образа ребенка;
– ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
– просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
– совместное исследование и формирование личности ребенка.
Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:
– установление доверительно-делового контакта;
– обеспечение педагогической поддержки;
– оказание помощи родителям в семейном воспитании;
– организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья».
Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.
Игры, способствующие развитию навыков общения.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Правила игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть «сиамские близнецы». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).
Игра «Интервью».
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.
Правила игры: Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
Игра «Слепой и поводырь».
Игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.
Правила игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель.столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После игры желательно обсудить с ребенком, что он чувствовал , будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры.
Игра «Комплименты».
Игра помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Правила игры: Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты или получать их.
Список рекомендуемой литературы
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1996.
2. Кононенко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.
3. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.
4. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.
5. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.
6.Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.
7. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: « Просвещение», 1985.
Источник
Зверева, О. Л.
Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями [Текст] / О.Л. Зверева> // Упр. дошкол. образоват. учреждением. – 2002. – N 4. – С. 100-109
ББК 74.104(2Рос)
372/С-718
Спецкурс: Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Авт.-сост. Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева, Т. А. Макеева ; Сост. Т.И. Ерофеева, Сост. О.Л. Зверева, Сост. Т.А. Макеева. – М. : А. П. О, 1994. – 55,[1] c. – Второе загл. : Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста : Спецкурс. – Библиогр.:55с. – ISBN 5-85449-056-0 : 1500.00 р.ББК 74.10я738.1-2 + 74.100(2Рос) + 74.102(2Рос)
Аннотация: Программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях: “Радуга” (Т.Н. Дороновой), “Детский сад – дом радости” (Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой), “ТРИЗ” (Г.С. Альтшуллера); педагогика М. Монтессори, Вальдорфский детский сад, “Пилотская школа” (Д. Ховарда).
Экземпляры всего: 5
окх (3), очз (1), ф3 (1)
Свободны: окх (3), очз (1), ф3 (1)
372/С-718
Спецкурс “Социальное развитие ребенка” [Текст] / Ред. О.Л. Зверева ; [ Под науч. ред. О. Л. Зверевой ]. – М. : А.П.О., 1994. – 77 с. : табл. – Библиогр.:75-76с. – ISBN 5-85449-053-6 : 3000.00 р.ББК 74.10я738.1-2
Аннотация: Направления работы педагога по формированию опыта социального поведения у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает содержание работы педагога с детьми разных возрастных групп, вооружает педагога различными методами воспитания, анализа педагогической деятельности.
Экземпляры всего: 5
окх (3), очз (1), ф3 (1)
Свободны: окх (3), очз (1), ф3 (1)
372/С-718
Спецкурс: вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Т.И. Ерофеева, Сост. О.Л. Зверева, Сост. Т.А. Макеева ; [Авт.-сост. Т.И. Ерофеева, О.Л. Зверева, Т.А. Макеева]. – М. : А.П.О., 1996. – 55,[1] с. – Библиогр.:55с. – 3000 экз. – ISBN 5-85449-056-0 : 8000.00 р.ББК 74.10я738.1-2 + 74.100(2Рос) + 74.102(2Рос)
Экземпляры всего: 2
окх (2)
Свободны: окх (2)
372/С-568
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой ; [Авт.-сост. Макеева Т.А., Сорокова М.Г., Зверева О.Л., Ерофеева Т.И.]. – М. : Academia, 1999. – 341,[2] с. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0332-7 : 35.00 р.
Библиогр. в конце кнББК 74я731 + 74я723.1 + 74.102.1(2Рос)
Экземпляры всего: 3
окх (2), очз, ф3 (1)
Свободны: окх (2), ф3 (1)
372/С-568
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : [Учеб. пособие]:Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой ; Авт.-сост. Т.А. Макеева, М.Г. Сорокова, О.Л. Зверева, Т.И. Ерофеева. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2000. – 341,[2] с. – (Высш. образование). – ISBN 5-7695-0513-3 : 37.00 р.
Библиогр. в конце кнББК 74я731 + 74я723.1 + 74.102.1(2Рос)
Экземпляры всего: 3
окх (2), очз (1), ф3
Свободны: окх (2), очз (1)
>
Журнал
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения [Текст] : практ. журн. / Учредитель и изд. Т. В. Цветкова. – М. : ТЦ Сфера, 2007 – . – ISSN 2220-1459. – Выходит ежемесячно
2009г. № 4
Из содерж.:
Буршит, И. Е. Годичные курсы адаптации к школе детей, не посещающих ДОУ / И. Е. Буршит. – С.26-32
Картушина, М. Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М. Ю. Картушина. – С.49-60
Майгурова, Е. В. Психологическая готовность к школе / Е. В. Майгурова. – С.61-66
Буршит, И. Е. Факторы, влияющие на переход дошкольника, не посещающего детский сад, в статус ученика / И. Е. Буршит. – С.66-73
Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева. – С.74-83
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ОКХ (1)
Свободны: ОКХ (1)
Зверева, О. Л.
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О. Л. Зверева> // ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ : практ. журн. для воспитателей ДОУ. – 2009. – № 4. – C. 74-83
ББК 74.105(2Рос)
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ОКХ (1)
Свободны: ОКХ (1)
>
Журнал
Управление дошкольным образовательным учреждением [Текст] : науч.-практ. журн./ учредитель и изд. ООО ” Творч. Центр Сфера “. – М. : Творч. Центр Сфера, 2002 – . – ISSN 2220-1483. – Выходит 10 раз в год
2012г. № 2
Содержание:
Матюнина, С. А. Новые формы дошкольного образования: семейный детский сад / С. А. Матюнина [и др.] . – С.16-21
Другие авторы: Зазинова Л. Д., Чуманкина И. В., Горина Е. В.
Вифлеемский, А. Б. Что влечет законопроект “Об образовании в Российской Федерации” для ДОУ / А. Б. Вифлеемский. – С.48-61
Зверева, О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников / О. Л. Зверева, И. А. Ерохина. – С.92-98
Лыкова, И. А. Театр теней и света в семейной педагогике / И. А. Лыкова. – С.116-124
Имеются экземпляры в отделах:
всего 3 : ОКХ (2), ОЧЗ (1)
Свободны: ОКХ (2), ОЧЗ (1)
Зверева, О. Л.
Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / О. Л. Зверева, И. А. Ерохина> // УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ : науч.-практ. журн. – 2012. – № 2. – C. 92-98
ББК 74.100(2Рос) + 74.105(2Рос)
Имеются экземпляры в отделах:
всего 3 : ОКХ (2), ОЧЗ (1)
Свободны: ОКХ (2), ОЧЗ (1)
>
Журнал
Дошкольник [Текст] : методика и практика воспитания и обучения : теорет. и науч.-метод. журн./ учредитель: ООО ” Школ. Пресса “. – М. : Школ. Пресса, 2001 – . – ISSN 2223-7003. – Выходит раз в два месяца
2014г. № 1
Содержание:
Толкачева, Г. Н. Содержание и способы оценки результатов образования студентов педагогических вузов в компетентностном формате / Г. Н. Толкачева. – С.22-26
Волобуева, Л. М. Подготовка педагога дошкольного образования: уроки истории и вызовы современности / Л. М. Волобуева. – С.27-32
Дыбина, О. В. Творческий подход воспитателя к развитию творчества детей средствами предметного мира / О. В. Дыбина. – С.33-44
Спиренкова, Н. Г. Подготовка студентов по программе среднего профессионального образования по специальности “Дошкольное образование” на базе педагогического института / Н. Г. Спиренкова. – С.39-44
Якобсон, Н. В. Зачем ребенку маленькая кукла? / Н. В. Якобсон. – С.44-48
Мельникова, Н. В. Этапы становления человеческой личности / Н. В. Мельникова. – С.49-56
Яшина, В. И. Педагогическое наследие М. М. Кониной : (к 100-летию со дня рождения) / В. И. Яшина. – С.57-63
Зверева, О. Л. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями воспитанников / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – С.64-68
Имеются экземпляры в отделах:
всего 2 : ОЧЗ (1), ОКХ (1)
Свободны: ОЧЗ (1), ОКХ (1)
Зверева, О. Л.
Подготовка педагога к взаимодействию с родителями воспитанников [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова> // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : теорет. и науч.-метод. журн. – 2014. – № 1. – С. 64-68
. – ISSN 2223-7003ББК 74.104(2Рос)
Кл.слова (ненормированные):
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Имеются экземпляры в отделах:
всего 2 : ОЧЗ (1), ОКХ (1)
Свободны: ОЧЗ (1), ОКХ (1)
>
Журнал
Дошкольник [Текст] : методика и практика воспитания и обучения : теорет. и науч.-метод. журн./ учредитель: ООО ” Школ. Пресса “. – М. : Школ. Пресса, 2001 – . – ISSN 2223-7003. – Выходит раз в два месяца
2015г. № 4
Содержание:
Ганичева, А. Н. Современное гувернерство: проблемы сопровождения семьи и социализации дошкольника / А. Н. Ганичева. – С.4-9. – Библиогр. в конце ст.
Поповицкая, Н. В. Поликультурное воспитание дошкольника как поддержка успешной социализации личности / Н. В. Поповицкая. – С.10-17. – Библиогр. в конце ст.
Карпова, С. И. Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников на занятиях музыкальной ритмикой / С. И. Карпова. – С.18-24. – Библиогр. в конце ст.
Яшина, В. И. Совершенствование подготовки педагогов к работе по речевому развитию дошкольников в современных условиях : [пед. вуз] / В. И. Яшина. – С.25-33. – Библиогр. в конце ст.
Полосухина, Е. О. Воспитание – это развитие социальных потребностей : [дет. сад] / Е. О. Полосухина. – С.34-44 : фото
Мирошникова, И. В. Опыт реализации ФГОС ДО (на примере математического развития дошкольников) / И. В. Мирошникова, Л. В. Логинова. – С.45-49. – Библиогр. в конце ст.
Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников / Н. Ф. Лагутина. – С.53-59. – Библиогр. в конце ст.
Шахманова, А. Ш. Организация развивающей среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : [дошкол. дет. дом] / А. Ш. Шахманова. – С.62-65. – Библиогр. в конце ст.
Князев, Е. А. Дошкольные образовательные организации: модели социализации / Е. А. Князев. – С.66-74. – Библиогр. в конце ст.
Зверева, О. Л. Обобщенный портрет современного дошкольника / О. Л. Зверева. – С.75-78. – Библиогр. в конце ст.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ОЧЗ (1)
Свободны: ОЧЗ (1)
Источник